Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке)




Скачать 297.43 Kb.
НазваниеГендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке)
страница1/3
Дата17.12.2012
Размер297.43 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Елена Горошко,

Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина.




Гендер и коммуникация



(Чтение модуля предполагается на английском языке)


(6 часов аудиторных занятий и 24 часа внеаудиторного времени понадобятся на прохождение этого модуля)


Введение:

Цель модуля – ознакомить студентов с проблематикой гендерных аспектов коммуникации и показать как коммуникативная обстановка, социальное окружение, участники коммуникации и другие факторы влияют на гендерную компоненту нашего общения и на весь коммуникативный процесс в целом.


Целевая аудитория:

Студенты старших курсов и студенты аспирантуры/магистратуры, специализирующиеся в широком спектре гуманитарных дисциплин и/или обучающиеся по магистерским программам в области гендерных исследований, связей с общественностью, политологии, психологии, социологии, управления в некоммерческой сфере, экономике, менеджменте, и бизнес-управлении.


Место дисциплины в образовательной структуре специальности:

Перед обучением по данному модулю студенты должны пройти модуль «Введение в гендерные исследования» или «Основы гендерной теории».


Учебные цели модуля:

  1. Показать то, как процесс коммуникации зависит от окружающей среды и гендера.

  2. Улучшить способность понимать и принимать альтернативные точки зрения, а также данный модуль призван у студентов выработать навыки критического и рефлексивного мышления.

  3. Научить и развить у студентов эффективные коммуникативные навыки.

  4. Улучшить взаимопонимание между мужчинами и женщинами.


Учебные задачи модуля:

Данный модуль освещает гендерные вопросы коммуникации, исходя их предположения, что гендер, прежде всего, является социальной конструктивистской категорией.

Модуль направлен на расширение теоретической и эмпирической базы студентов о сходствах и различиях в особенностях вербального и невербального поведения между мужчинами и женщинами. Изучая гендерные особенности коммуникации, студенты должны начать больше ценить и понимать то, как представители разных полов воспринимают, перерабатывают и передают информацию, если при этом сходства и различия и в чем, как невербальные коммуникативные средства влияют на взаимопонимание и какова роль контекста в общении между мужчинами и женщинами. Предполагается также показать и проанализировать дискурсивные конструкции «маскулинного» и «феминного» в англоязычной и славянской культурах, а также роль глобализации в коммуникативных процессах (с учетом гендерной компоненты).


Описание модуля:

Модуль рассматривает интерактивные взаимоотношения между гендером и процессом коммуникации в современном мире. В рамках данного модуля мы планируем:

Во-первых, исследовать многообразие способов того, как общество создает и пропагандирует гендерные роли и неравенства.

Во-вторых, рассмотреть то, как созданные и тиражируемые обществом и речевыми практиками гендерные различия влияют на достижения успеха, чувства удовлетворенности и на самооценку индивидов в их общественной и личной жизни.

В-третьих, что наиболее важно, связать теоретические концепции и результаты исследований по теме с личным коммуникативным опытом студентов.

Таким образом, личный опыт студентов, их наблюдения, вопросы и идеи станут главной составляющей частью работы по данному модулю.

Планируется также ознакомление студентов с навыками успешного общения в разнополых и однополых группах.


Организация учебной работы:


Аудиторная работа студентов:

Первые 10-15 минут каждого занятия будут использованы для обсуждения того, чтобы показать насколько многообразную роль в нашей жизни играет гендер. Мы считаем, что шесть часов аудиторной работы по модулю недостаточно для того, чтобы рассмотреть все интересные вопросы, связанные с изучением гендера и коммуникации. Поэтому в аудитории предполагается рассмотреть наиболее интересные жизненные ситуации, в которых присутствует гендерная составляющая.

В ходе анализа эмпирического материала студентам важно показать значимость гендерной составляющей при коммуникации, а также продемонстрировать то, насколько сильны гендерные стереотипы в нашем обществе.

Предполагается, что критическое прочтение предложенной литературы, просмотр телевизионных программ, рекламных роликов и наши взаимодействия с другими людьми создадут благоприятную почву для выработки навыков критического мышления по гендерным вопросам. Планируется, что студенты должны принимать активное участие в дискуссиях и делится своими мнениями и наблюдениями.

Во время проведения модуля целесообразно использовать различные способы интерактивного тестирования успеваемости (в форме ролевой игры или организации дебатов) для того, чтобы более эффективно оценить, насколько успешно студенты понимают гендерную компоненту повседневной реальности, и проверить практические навыки эффективной коммуникации, обретаемые студентами. По нашему мнению, это является не менее важным достижением, чем знание прочитанного теоретического материала и лекций.

Внеаудиторная работа студентов


(Участие в групповых проектах):

Предполагается, что в группах в количестве 4-6 человек, студенты проведут контент-анализ одного из аспектов того, как гендер проявляется в нашей повседневной жизни. Для выполнения данного задания, студенты могут либо имитировать какое-либо исследование, либо предложить свой собственный план проведения исследования. Результаты исследования должны быть представлены в устном виде с помощью презентации в PowerPoint (7-10 слайдов).


Выработка навыков критического мышления

(в форме обсуждения вопросов и проблем):

Одно занятие будет посвящено обсуждению какого-либо вопроса или проблемы. Студенты сообща выберут вопрос или проблему для обсуждения. В качестве подготовки к дискуссии, студенты должны будут индивидуально найти и прочитать, по меньшей мере, одну статью и в письменном виде в форме эссе (1-2 страницы) изложить свою позицию.


Базовые понятия модуля:


Биодетерминизм: методология в социальных и гуманитарных науках, которая базируется на признании природной обусловленности различий между мужским и женским полом.


Гендер: социально сконструированный способ категоризации людей, как правило, по принадлежности к мужскому или женскому полу и дифференциация этих категорий с помощью определенных понятий и характеристик. Понятие «гендер» часто противопоставляется понятию «пол», которое характеризует разницу между мужчинами и женщины на основе биологических факторов. Важно заметить, что многие ученые считают, что гендер является изменчивым, динамичным, а не фиксированным и статичным понятием, и существует бесконечное количество возможных гендерных идентичностей, при которых «мужская» и «женская» - одни из возможных.


Гендер в языке: – см. Словарь гендерных терминов (http://www.owl.ru).


Гендерлект: – лингвистический термин, означающий постоянный набор признаков мужской и женской речи.


Гендерная идентичность: – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужскому или женскому полу. При этом крайне важно понимание самого себя в качестве участника какой-либо группы, взаимодействующей с другими группами.


Гендерные роли: традиционные образцы поведения того, как женщины и мужчины должны вести себя в обществе.


Гендерное пространство: физическое и виртуальное пространство, которое ассоциируется с определенным гендером на основании деятельности, характерной в данном обществе.


Гендерно – схематическое поведение: тенденция организовывать сложный материал или опыт с учетом гендерного фактора.


Гендерные стереотипы: система убеждений (часто необоснованных) о том, что все мужчины или женщины имеют одинаковые черты и характеристики. Гендерные стереотипы упрощают реальную ситуацию, однако в коллективном сознании они закрепляются прочно и изменяются крайне медленно.


Коммуникация: процесс, при котором человек отвечает другому человеку при прямом контакте или с помощью компьютера. Оксфордский словарь английского языка приводит 1200 определений понятия коммуникации. Определения различаются тем, что они сформулированы для различных областей деятельности: гуманитарные/общественные науки, и профессиональные виды деятельности. Основная роль коммуникации заключается в том, что она является главным двигателем социальных и политических перемен. То, что мы говорим и делаем, оказывает влияние на мнения, ценности и поведение других. С помощью коммуникации осуществляются, поддерживаются и меняются взаимоотношения между властью и обществом. То, как и что мы говорим, имеет социальные последствия. Коммуникации наделяет смыслом все социальные взаимодействия, мы даем определение всему с помощью коммуникации. Большинство ученых определяют процесс коммуникации, как динамичный, систематический процесс, в котором создаются два уровня значений и проявляются в виде символов во взаимодействии людей: динамичный (постоянно меняющийся, непрекращающийся процесс) и систематический (коммуникация происходит при определенных условиях и смысл коммуникации частично зависит от ситуации). В коммуникативной системе всё взаимосвязано и при этом там должно присутствовать две составляющих: содержание (буквальное семантическое значение слов) и взаимоотношение. Мета-коммуникация – определяет взаимоотношение между участниками коммуникации, идентифицирует и помещает их в структуры. Значения создаются в процессе взаимодействия людей с помощью символов: коммуникация – это процесс, основанный на символах и образах – процесс, который фасилитируется знаками и знаковыми системами. Значение, однако, не в самих символах, а во взаимодействии между символами и человеческим умом.


Культура: практики, характерные определенному социальному порядку, которому характерны конкретные ценности, ожидания, значения и модели поведения.


Маскулинность/феминность: социально сконструированные значения и идеологии (созданные и измененяемые в ходе истории) о том, как мужчины и женщины должны вести себя и чувствовать себя; эти значение и идеологии считаются образцовыми для мужчин/женщин и/или они разделяют людей на мужчин и женщин. Соответственно этим моделям считается, что во многих культурах мужчинам свойственна доминантная модель поведения. В некоторых дисциплинах понятие «феминности»/«маскулинности» рассматриваются как культурные концепты, отражающие социальные идеальные представления о чертах и поведении мужчин и женщин.

Теории гендера:


Теория: – это способ описания, обоснования и прогнозирования взаимоотношений между вещами.


Биологическая теория объясняет феномены как явления, вызванные биологическими факторами, что само по себе имеет ограниченные возможности для объяснения феноменов. Данная теория объясняет пол, а не гендер, и даже не дает исчерпывающее объяснение понятию «пол».


Психодинамическая теория «объектные отношений» - это видоизмененная психоаналитическая концепция Фрейда, которая сосредоточена на изучении динамики внутри семьи.


Теория социального научения: описывает то, как индивидуумы усваивают гендерные роли через общение и наблюдение; копирование и подражание являются ключевыми формами поведения. Например, если девочка агрессивна и получает порицание за своё поведение, она будет учиться тому, как не быть агрессивной.


Теория когнитивного развития говорит о том, что дети наиболее активно познают окружающий мир. Они используют других людей, чтобы самоопределиться и улучшить себя, так как их желание быть компетентными мотивирует их. В рамках этой теории, считается, что гендерная составляющая личности развивается примерно с трехлетнего возраста.


Теория речевого сообщества: акцентируется на конструктивной деятельности группы, особенно на процессе взаимовыгодного научения совместно выбранной практике гендера, вместо того, чтобы принять факт того, что существуют гендерные различия. Этот подход делает акцент на процесс учения и переменчивость в гендерном лингвистическом поведении в группах. Принцип совместной деятельности является базовым моментом в данной теории.


Теория культурной антропологии видит причину гендерного неравенства в сложном технологическом развитии капиталистического общества и разделении труда.


Символический интеракционизм: В рамках этой теории утверждается, что люди учатся гендерным ролям через символическое взаимодействие с другими. Процесс самоопределения – это социальный процесс. Роли, которые играют люди, очень важны: социальные ожидания со стороны других и ценности, связанные с этими ожиданиями. Эти роли, усвоенные в процессе развития, становятся частью личности (например, «Я - глава семьи»).


Позиционный подход заключается в том, что чьё-либо восприятие реальности зависит от его/её социального положения и статуса. Те, кто на верху социальной иерархии позволяют себе не обращать внимания на положение менее состоятельных других граждан.


Теория гендерно - зависимого использования языка заключается в том, что мужчины и женщины ведут себя по-разному в лингвистическом отношении. Эффект гендерно-зависимого языка – это не артефакт пола говорящего, а явление, во многом определенное специфическими характеристиками языка, которые женщины и мужчины используют по-разному.


Теория гендерной схемы прогнозирует то, что люди, живущие по определенным правилам, обусловленным их гендерными установками, склонны к восприятию информации и ведут себя согласно культурному определению гендера.


Теория приоритета гендерной идентичности утверждает, что если идентичность группы четко определена, то люди чаще всего ведут себе так, как это принято в группе. Женщины используют более эмоциональный язык, чем мужчины. Если же гендер не играет определяющую роль в группе, мужчины и женщины используют язык одинаково.


Основные вопросы и определения:

Студенты совместными усилиями ответят на следующие вопросы:


  • Почему существуют различия в том, как язык характеризует мужчин и женщин?

  • Как в языке выражается восприятие гендера людьми?

  • Как можно оценить современную ситуацию с гендерными стереотипами о различиях в том, как мужчины и женщины общаются?

  • Каким образом человеческое общение способствует созданию гендера и гендерной идентичности?


Урок 1 (3 часа). Гендерная вербальная коммуникация.

  1   2   3

Похожие:

Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconЧтение модуля предполагается на английском языке
Цель модуля: ознакомить студентов с проблематикой гендерных аспектов политической коммуникации и показать как коммуникативная обстановка,...
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconOsce рекомендательный указатель литературы на английском языке
Рекомендательный указатель литературы «osce» содержит 522 библиографического описания журнальных статей на английском языке. Он сформирован...
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconПособие на английском языке Для студентов юридического факультета
Экологическое право. Environmental Law : пособие на английском языке / М. Л. Архангельская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009....
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconУчебное пособие на английском языке Для студентов юридического факультета
Конституционное право. Constitutional Law: Учебное пособие на английском языке. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 16 с
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconУчебное пособие на английском языке Москва
Краткая история Великобритании: Учебное пособие на английском языке. – 2-е изд., пересмотр и испр. – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова,...
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconУчебное пособие на английском языке Для студентов юридического факультета
Учебное пособие на английском языке. – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2008. – 20 с
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconВизуализация глобального и глобализация визуального: гендерные аспекты. Введение
Целью данного модуля является изучить как гендер функционирует в "визуальной глобализации", его роль в этих процессах, и как гендер...
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconПособие по аналитическому чтению на английском языке
Пособие по аналитическому чтению на английском языке. Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconГ. А. Мирная Сборник музыкальных театральных постановок и мероприятий на английском языке
Сборник музыкальных театральных постановок и мероприятий на английском языке. Часть Пособие для учителей английского языка в начальном...
Гендер и коммуникация (Чтение модуля предполагается на английском языке) iconСостав оргкомитета конференции
Представляются (на русском языке и название на английском языке) в печатном и электронном (на cd или по электронной почте) видах,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница