Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011




НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011
страница1/6
Дата17.12.2012
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Всероссийская олимпиада школьников по литературе - 2010/2011.

Школьный этап.

5 класс


(Время выполнения заданий -1,5 часа).


I. Знание текста художественного произведения.


1)Вспомните, какие произведения и каких авторов заканчиваются так.


1.1.Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты.

1.2.Но никогда и никому не говорил Азагаров, не передавал тех священных слов,

которые ему говорил, едучи с ним в санях, в ту морозную рождественскую ночь, его великий учитель.


1.3.Они взглянули друг на друга и тут только вспомнили смысл старого псалма:

Розы цветут…Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою,

а на дворе стояло теплое благодатное лето.


1.4.Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось примирить

коня с Филькой. Но никто ее не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась все больше и трещала как пулемет.


1.5.Вспоминала она комнатку с грязными обоями, гуся, Федора Тимофеевича,

вкусные обеды, ученье, цирк; но все это представлялось ей теперь, как длинный,

перепутанный, тяжелый сон…


По 1 баллу за факт (10 баллов).


2.Соедините произведение и автора.


2.1 «Муму» Н.В.Гоголь А

2.2.«Злоумышленник» В.Г.Короленко Б

2.3.«Васюткино озеро» С.Я.Маршак В

2.4.«Белый пудель» И.С.Тургенев Г

2.5.«Дети подземелья» В.П.Астафьев Д

2.6.«Три толстяка» А.И.Куприн Е

2.7.«Двенадцать месяцев» Ю.Олеша Ж

2.8. «Робинзон Крузо» Л.Кэрролл З

2.9. «Алиса в стране чудес» Д.Дефо И

2.10.«Пропавшая грамота» А.П.Чехов К


По 1 баллу за факт (10 баллов).


II. Знание теории литературы.


По данным примерам определите вид тропа.


1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»

По 1 баллу за факт (12 баллов)


III. История литературы.


Исключите из каждой цепочки «лишнее». Объясните, почему вы так решили.


  1. «Волк и ягненок», «Свинья под дубом», «Заколдованное место», «Волк на псарне».

  2. «Спящая царевна», «Светлана», «Кубок», «Медной горы хозяйка».

  3. И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.М.Горький, Д.Дефо.

  4. «Снежная королева», «Тапер», «Хирургия», «Муму».



По 1 баллу за факт (8 баллов).


IY. Анализ текста.


Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).


1)Как называется это описание?

2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.

3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель

в этом описании?


По 1 баллу за факт (10 баллов).


Максимальное количество баллов – 50.


6 класс.

(Время выполнения заданий -1,5 часа).


I. Знание текста художественного произведения.


Определите по отрывку автора и название произведения.

1) «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как старый, только намного лучше его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

2) «Этой весной снег в густых ельниках держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой».

3) «Так начались для меня мучительные и неловкие дни. С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется остаться наедине с Лидией Михайловной и, ломая язык, повторять вслед за ней неудобные для произношения, придуманные только для наказания слова».

4) «Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

5) «Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть».

По 1 баллу за факт (10 баллов).


II. Знание теории литературы.


А) По данным примерам определите вид тропа.


1)«Рыцарь дрался как лев» 2)«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3)«Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4)«Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6)«Исчезла грусти тень»

7)«Отговорила роща золотая»

8)«Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11)«Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»


По 1 баллу за факт (12 баллов).


Б) Соотнесите термин и его определение.


1) Описание природы в литературном произведении. рифма

2) Разговор двух и более лиц . пейзаж

3) Созвучие концов строк . диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. басня

  1. Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. загадка

  1. Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. антитеза

  1. Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. аллегория

  1. Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. рассказ.


По 1 баллу за факт (8 баллов).


III. История литературы.


Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.


1) Агния Есенин

2) Астрид Пришвин

3) Сергей Александрович Куприн

4) Александр Иванович Маршак

5) Александр Сергеевич Линдгрен

6) Константин Георгиевич Родари

7) Джанни Астафьев

8) Виктор Петрович Барто

9)Самуил Яковлевич Паустовский

10) Михаил Михайлович Пушкин


По 1 баллу за факт (10 баллов).


IY. Анализ текста.


Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).


1)Как называется это описание?

2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.

3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель

в этом описании?


По 1 баллу за факт (10 баллов).


Максимальное количество баллов – 50.


7 класс.

(Время выполнения задания – 2 часа.)


I Анализ поэтического текста.

Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?

(Задание выполняется на отдельном листе)
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по биологии. 2011-2012

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconМетодические рекомендации для разработки олимпиадных заданий школьного этапа размещены на сайте Чувашского республиканского института образования на баннере «Олимпиада-2010»
Урмарского района сообщает, что в соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства...
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по информатике
Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011-2012 учебном году
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009/2010 гг. Школьный этап. 9 Класс
Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год
Олимпиадные задания необходимо выполнять в строгом соответствии с предложенными к каждому из них вопросами
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по информатике
Всероссийской олимпиады школьников по информатике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012-2013 учебном году
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по технологии
Укажите из перечисленного ряда торговых (условных) номеров самые толстые хлопчатобумажные нитки
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по химии 2011/2012 года
Некоторая соль содержит 43. 75% азота, 25% водорода и 50% кислорода по массе. Предложите формулу соли. Какой объем газа выделяется...
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по химии муниципальный этап
Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный)
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2010/2011 iconВсероссийская олимпиада школьников по химии муниципальный этап
Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница