М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения




Скачать 495.16 Kb.
НазваниеМ. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения
страница1/5
Дата17.12.2012
Размер495.16 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5
Литература 5 класс.


Тема: М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения.


Цель:

  1. Познакомить обучающихся с произведением «Утес»;

  2. Начать работу над анализом конструктивных элементов текста, помогающих понять смысл стихотворения;

  3. Развивать самостоятельность мышления; пополнять словарный запас;

  4. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.


Ход урока:


I Вступительное слово учителя. Сообщение целей и задач урока.


Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.


II Основная часть.

  1. Выразительное чтение учителем текста (Текст записан на доске).

а) устное рисование (Закроем глаза и представим картину, появляющуюся в нашем сознании)

- выслушиваем ответы.

б) коллективная работа под руководством учителя (Записи оформляются в тетради и на доске.

- каково настроение этого текста (Грустное, печальное …).

2. Анализ произведения.

а) Фонетика – Найдите повторяющиеся гласные; а, о. Какова их роль? Создают плавный, неспешный, неторопливый ритм.

Есть ли рифма? Какие слова рифмуются?

Золотая - играя; рано – великана …

Перед нами опоясанная рифма. Вспомним схему данной рифмовки

А

В

В

А

Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения?

б) Какова роль согласных звуков?

Перечислите повторяющиеся р, л, в. Перед нами аллитерация – повтор согласных звуков. Именно повтор сонорных согласных позволяет ярко, образно представить картину, помогает обратить внимание на наиболее важные слова.

в) Какие образы предстают?

Тучка, утес.

Почему говоря о тучке, используется уменьшительно – ласкательный суффикс К.


  1. Лексика.

    • Найдите эпитеты в тексте, (тучка золотая, влажный след…). Какова их роль?

    • Олицетворения (он стоит, задумался, плачет, она умчалась).



  1. Морфология.

Какая часть речи наиболее значима в данном тексте?

Глагол (глагол со значением движения…)

Но почему о тучке говориться в прошедшем времени, а об утесе в настоящем?

Найдем слова и выражения, характеризующие утес и тучку.


Утес Тучка


Стоит одиноко, задумался умчалась, ночевала,

глубоко, плачет тихонько. весело играя

(почему не тихо?)


Сделаем выводы: о ком так можно сказать?

Вводим термин образы – символы.


III Заполнение таблицы.



Вопросы

Наблюдения

Выводы

1.Каково настроение произведения


2. Фонетика

Примеры

Звукописи.

Какие слова рифмуются?


3. Лексика

а) эпитеты

б) олицетворения


4. Морфология

Почему много глаголов со значением движения?


5. Синтаксис.

Из скольких предложений состоит?

Тучка

Утес


Золотая

Утеса

Великана

Рано, лазури


Умчалась,

ночевала


Из 2. В 1 говорится о тучке, а в конце об одиноком утесе.

Во 2 предложении говорится о том, что происходит с утесом после…

Радостное, игривое, грустное, печальное


Утесу одиноко, больно, грустно. Он печален.


IV Подведение итогов работы. Проверка заполнения таблицы с материалами для наблюдения.


V Д/З. написать анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес».


Литература 11 класс.


Тема; С.А. Есенин «Я снова здесь, в семье родной». Тема возвращения в лирике поэтов XIX – XX веков.


Цель:

1. Познакомить обучающихся с особенностями данной темы в лирике Есенина на примере стихотворения «Я снова здесь, в семье родной…»

2. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста

3. развивать самостоятельность мышления; пополнять словарный запас.

4. Воспитывать поэтическое чутье.


Оборудование: карточки с вариантами


ХОД УРОКА


I. Вступительное слово учителя. Сообщение целей, задач урока.

В русской литературе тема возвращения играет очень важную роль. С какой целью герой возвращается в исходную для себя точку отсчета, для чего, что он пытается осознать и понять? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.


II. Анализ произведения

  1. Сообщение, заранее подготовленное учащимся о жизни поэта периода 1916 года

  2. выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Я снова здесь, в семье родной» 1916 г. 9тексты у каждого на парте)

  3. Анализ стихотворения проводится группами. Каждая группа отвечает за один из элементов анализа: звуковой ряд, образы, синтаксический строй.

Группы получают карточки с вопросами. Анализируют текст, представляют и защищают наработанный материал.

I группа – Фонетика. Звуковой ряд.

1. Приведите примеры аллитерации и ассонанса. Какова их роль в тексте?

2. Какую функцию выполняет перекрестная рифма, какое настроение создает?

3. определите стихотворный размер.

II группа – Основные образы и мотивы.

  1. Какими видит автор родные места?

  2. Какие художественные детали помогают понять состояние лирического героя, от встречи с родными местами?

  3. Что служит поводом для размышлений?

  4. Какой смысл заключен в словосочетании «семья родная», ведь о близких людях нет никаких упоминаний?

  5. Какие образы являются наиболее запоминающимися? «Седины пасмурного дня»; «надломленная осока» почему эти образы создают далеко не радостную картину, отчего края?

III группа – Композиция произведения.

  1. Какими словами обозначено художественное пространство?

  2. Можно ли провести параллель между происходящим в душе лирического героя и природой?

IV группа – Образ лирического героя.

  1. Какие чувства рождаются в лирическом герое от встречи с родными местами?

  2. Какие художественные средства используются для передачи состояния героя?

  3. О чем размышляет герой, что его волнует и тревожит?

V группа – Стилистический уровень.

1. Чем можно объяснить употребление наречий снова, мимо, вослед, куда-то, часто, по-прежнему. Какую картину помогают создать?

2. Определите роль эпитетов и метафор в тексте.

3. Как выражено художественное время в стихотворении?

4. Какова структура предложений? Чем можно объяснить наличие восклицательных предложений?

5. Какова роль обращений? К кому обращается, и с какой целью?


  1. Выступление групп с наработанным материалом. Обсуждение, обработка собранного материала.

  2. Подведение итогов. Д/З. Проанализировать стихотворение «Запели тесаные дроги…»



Русский язык 6 класс.


Тема: Обобщающий урок. Буквы о-а в корне гор-гар, зор-зар.


Цель:

  1. Закрепить полученные знания по правописанию корней с чередующимися гласными.

  2. Совершенствовать умения применять изученную орфограмму при выборе необходимой гласной.

  3. Развивать речь, логическое мышление.


Оборудование: перфокарты, рисунки, тексты.


Ход урока.


  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

  2. Словарно - орфагрофическая работа

а) запись в тетрадях

Паркет, а. м – заимствовано из фр. Исходное значение «отгороженное место, помост, возвышение»

Богатырь, я. М – из тюркс. языка. Богатурь; древнетурецкое «батур», «батыр» мужественный воин.

б) составление и запись предложения с новыми словами, используя изученную орфограмму «Правописание корней с чередованием»

III Проверка домашнего задания. Взаимопроверка. Учащиеся в течении

минуты рассказывают друг другу правила.

IV Повторение ранее изученного


  1. Работа с деформированным текстом (текст отпечатан для каждого)

Пушкин! Это солнеч?ное имя сопровожда?т нас всю ж?знь. Мы в(первые) слыш?м его в ранн?м детств? И, еще не умея ч?тать, повт?ряем со слов матер? : «Ветер по морю гуля?т и кораблик подг?ня?т.»

Поэзия Пушкина – неисч?рпаемый источ?ник, который поит живою водой всех, кто прик?снется к нему.

Задание.

  1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

  2. Объяснить постановку тире в последнем предложении.

  3. Произвести морфологический разбор прикоснется.

  1. Повторение правописаний корней кос-кас, гор-гар, зор-зар.

  2. Обратимся к рисункам.

Загорелый мальчик но ясные зори

ровный загар, алая заря

  1. Закрепление

1. «Продолжи строчку»

а) И очутятся на бреге…

б) За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть;

ночью землю освещает…

2. «Третье лишнее»

Выгореть, горелый, пригорок;

Разгореться, сгореть, горе;

Касаться, коснуться, коса;

Загар, обгорать, горный;

Заря, зорянка, зарядка.

Работа проводится либо по группам, либо дифференцированно.

3.Составить сочинение – миниатюру «В жаркий полдень…» (с использованием слов с изученными орфограммами)

4.Работа по карточкам

Задание.

  1. Заменить глаголы другими сходными по значению с чередующимися гласными. Озаглавить текст.

Туристы устроились ( ) на отдых у горной реки. Заря угасала ( ). Последние лучи солнца чуть трогали ( ) вершины деревьев. Ребята стали искать ( ) сучья. Один за другим вспыхивали ( ) костры. Наступала ночь.

  1. Фронтальная работа с перфокартами.

Угар, загоревший, нагар, зори, перегореть, заря, загар, зарница, сгорел, горелка, зорянка, угарный (газ), выгорел.

Взаимопроверка.


V. Итоги урока.

Д/З. Составить сложный план ответа по теме

«Правописание корней с чередованием».


Развитие речи Литература 8 класс


Тема: Подготовка к сочинению по комедии

Н.В. Гоголя «Ревизор»


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с основными видами сочинений и типами тем.

  2. Научить определять вид тем.

  3. Продолжить работу по составлению сложного плана.

  4. Развивать речь учащихся, пополнять словарный запас.


Оборудование: опорные схемы, доска.


Ход урока.

I. Сообщение задач и целей занятия. Вступительное слово учителя. Итогом нашей работы над текстом художественного произведения является сочинение. Обратимся к Толковому словарю великорусского языка под редакцией В.И.Даля. Сочинять – изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно. Сочинение – «чин», порядок.

Данный вид работы предполагает, что вы находитесь в сотворчестве с автором. Ведь текст художественного произведения является тем материалом, на котором основываются свои суждения, выводы, оценки.


II. Работа с таблицей (на доске)

1. Типы сочинений





Сочинение – описание

Упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета, человека, явления

Сочинение – повествование

Восприятие художественного произведения, умение кратко и динамично излагать тексты по принципу художественного рассказывания

Сочинение – рассуждение

Размышление, рассуждение, аргументированное доказательство своих мыслей на заданную тему.



2. Ребятам предлагаются следующие темы сочинений:

а) Социально-историческое и общечеловеческое в героях комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

б) Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


III. Работа по алгоритму.

  1. Понять тему и главное слово. (см. схему)

  2. Выбрать тему.

  3. Определить вид темы.

  4. Подобрать эпиграф (см. карточку) Назначение эпиграфа – сжато передать основную мысль работы; тесно связан с содержанием сочинения. Эпиграф – «смысловой ключ» к произведению. Б. Шкловский

  5. Составление плана. а) Вспомни и соотнеси части плана с тем, что они раскрывают. 1.часть программная, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. 2. часть доказывающая, раскрывает идею сочинения, связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств и выдвинутых положений. 3. часть обобщающая, подводящая итоги, содержащая конечные выводы и оценки. Вступления, заключение, основная часть. б) Сообщения учащихся об особенностях драматических произведений.


IV. Работа по составлению плана.

В зависимости от уровня подготовки ребят работа может проводится как индивидуально так и коллективно под руководством учителя. Может быть предложен следующий план.

* История создания комедии «Ревизор» а) «подарок» А.С. Пушкина б) беспощадная критика действительности

* Сатирическое изображение чиновников а) критические характеристики персонажей комедии б) городничий и его окружение. Чинопочитание, коррупция, невежество, глупость, взятничество… в) роль гиперболы в раскрытии характеров персонажей.

* Современность комедии Н.В. Гоголя


V. Подведение итогов.

Д/З Составить сложный план на выбранную тему.


ОПОРНАЯ СХЕМА

Тема




суждение понятие

(содержит основную мысль) (не содержит указание на

главную мысль)

вопрос

(требует от вас умение определять

основную мысль)


Карточка (на каждого ученика)

Эпиграф

  1. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния общего.

Н.В. Гоголь

2. Питая ненавистью грудь,

Уста, вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут

И как любил он, ненавидя.

Н.А. Некрасов


Синтаксические конструкции, используемые в сочинении

… нельзя не согласиться

… вряд ли правильно утверждение

… нельзя одобрить

… заслуживает осуждение

… заставляет переживать вместе с героем

… мало кого не тронет.


Русский язык 5 класс


  1   2   3   4   5

Похожие:

М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconПлан-конспект урока м. Б. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения
М. Б. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconСписок художественных текстов для летнего чтения (5-9 классы)
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка)
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconЭлективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка
В связи с введением единого государственного экзамена по русскому языку и литературе перед учителем встала задача научить ученика...
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconПланы семинарских занятий анализ стихотворения а. С. Пушкина
Летописное предание, лёгшее в основу стихотворения. Какими дополнительными источниками пользовался поэт?
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconПрограмма XVIII международной конференции по химической термодинамике в России (rcct 2011), 3-7 октября 2011 г., Самарская обл., санаторий "Волжский Утес" 3
Секции №1 "Общие вопросы химической термодинамики"; "Термодинамика индивидуальных химических соединений" (кино-концертный зал санатория...
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconСборник статей / под ред. Г. Г. Глинина. В. А. Емельянова. Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет»
Анализ лирического стихотворения : сборник статей / под ред. Г. Г. Глинина. В. А. Емельянова. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский...
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconГ. И. Шайхутдинова Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина своеобразие лирического «Я» в ранней поэзии е. Ю. Кузьминой-караваевой наша работа посвящена изучению своеобразия лирического «Я» в поэти
Наша работа посвящена изучению своеобразия лирического «Я» в поэтических произведениях Е. Ю. Кузьминой-Караваевой 1910-х годов
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconУрок по теме «Восприятие и истолкование стихотворения И. Бродского «На смерть Жукова»
Оборудование урока: портреты Бродского и Жукова, словари( толковый и литературоведческий), раздаточный материал: текст стихотворения,...
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconЛитература XIX века Тема: Тема моря и паруса в поэзии М. Ю. Лермонтова
Данная работа посвящена анализу темы моря и паруса в лирике М. Ю. Лермонтова. Ученица анализирует некоторые стихотворения М. Ю. Лермонтова,...
М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения iconОсновная программа
Тютчев Ф. И. Стихотворения Фет А. А. Стихотворения Лесков Н. С. «Очарованный странник»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница