Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления»
страница1/6
Дата17.12.2012
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации



Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры экономики и менеджмента

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Председатель _____ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Документационное обеспечение управления»

Автор: к., э., н., доцент Терехова Г.И.


Направление: 080500.62 «Менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.


Раздел 1. Организационно – методическое описание учебного курса «Документационное обеспечение управления»


    1. Назначение и цели учебного курса.

Цель дисциплины - дать знания, необходимые для правильного составления и оформления документов, которые возникают в процессе принятия и реализации управленческих решений, освоить общепринятые в мире предпринимательства лексику и стиль деловой и коммерческой корреспонденции для свободного и равноправного общения с партнером.

Задачи дисциплины - ознакомить студентов с общими принципами документационного обеспечения деятельности предприятия, с порядком документирования информации. Научить систематизировать информацию по категориям и уровням доступа к ней. Ознакомить с порядком правовой защиты документированной информации и с организацией рационального движения документов на предприятии, в том числе с концепцией создания электронного офиса. Научить качественно и быстро обрабатывать информацию в целях своевременного принятия соответствующих управленческих решений. Усвоить правила и формы деловой и коммерческой переписки (в том числе на иностранном языке).

В современных условиях менеджеры затрачивают от 50 до 90 % своего рабочего времени на коммуникации и процессы, связанные с обработкой информации. Изучение данной дисциплины позволяет менеджерам уверенно и профессионально себя чувствовать при работе с документами, обеспечивать правильное оформление документов и их сохранность.


    1. Обязательный минимум содержание учебного курса

Освоением дисциплины «Документационное обеспечение управления» является изучение: законодательной и нормативно методической базы современного документационного обеспечения управления; теории и практики организации ДОУ на основе научно обоснованных принципов и методов его совершенствования; современных технологий документационного обеспечения управления.


    1. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

Основой учебного процесса является самостоятельная работа студента, важнейший элемент которой - написание контрольной работы. Выполнение контрольной работы способствует более глубокому усвоению курса, закреплению полученных на лекциях знаний. Одновременно контрольная работа служит одной из форм проверки знаний студентов.

В соответствии с учебным планом, студент выполняет по курсу одну контрольную работу. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из раздела рабочей программы «Тематика контрольных работ» согласно последней цифре учебного шифра. Допускается, по согласованию с преподавателем, модификация темы.

Написание контрольной работы предполагает подбор и изучение литературы. Литература, приведенная в тематике контрольных работ, носит рекомендательный характер.

Важнейшей частью работы над темой является составление плана. Необходимо глубоко изучить рекомендованную и выбранную самостоятельно литературу, уяснить содержание темы, выделить основные ее проблемы. В план рекомендуется включить 2-3 основных вопроса темы, а также введение и заключение.

Во введении необходимо обосновать теоретическое и практическое значение темы, степень ее разработанности. В основной части необходимо раскрыть содержание темы. Положения работы студент должен обосновать, подкрепить примерами, цифрами и фактами. После приведенных в работе цитат, схем, цифровых данных из каких-либо источников необходимо сделать ссылки с обязательным указанием страницы. Тема должна быть изложена логически последовательно, в соответствии с составленным планом. В заключении необходимо сделать выводы. Текстовой материал следует дополнять таблицами, схемами, графиками.

В конце работы следует привести список использованной литературы с указанием фамилий и инициалов авторов, названий работ, места и года издания.

Объем работы должен составлять 18-24 страницы текста, набранного на компьютере шрифтом 14 через 1,5 интервала. Страницы необходимо пронумеровать.

На титульном листе необходимо написать название учебного заведения, факультета, название дисциплины, тему контрольной работы, свою фамилию и инициалы, учебный шифр. На последней странице поставить дату написания и подпись.

Контрольные работы выполняются в сроки, установленные учебным планом.

В целях закрепления изучаемого материала рекомендуется рассматривать и выполнять практические задания по составлению и оформлению документов, которые предлагаются в учебной литературе, ознакомиться с документами коммерческих организаций. Данная дисциплина не включает разделы по таким видам делопроизводства, как хозяйственно-договорная и учетно-финансовая деятельность, которые входят составными частями в соответствующие учебные дисциплины.


    1. Структура учебного курса




Общие часы

150 часов

Аудиторные занятия

6 часов.

Лекции

6 часа

Самостоятельная работа,

144 часа

Формы текущего и итогового контроля


Подготовка докладов, решение контрольных работ в рамках СРС, зачет.




    1. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятий и методы управления этими предприятиями, но и информационные технологии обеспечения управленческой деятельности, включая и компьютерные. Меняются виды и формы документов, носителей информации, как текстовых, так и табличных. Поэтому, в результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- об организации работы с документами на предприятии;

- об организации движения документов на предприятии;

- о Федеральном Законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ;

знать:

- ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М., Госстандарт России, 2003;

- нормативные документы по стандартизации в области документации, действующие на территории Российской Федерации;

- системы документации, требования к составлению и оформлению документов, современные, в том числе электронные, способы и технику создания документов в функциональной области деятельности;

- типовые инструкции по делопроизводству;

- правила и формы деловой и коммерческой переписки;

- структуру и особенности международного делового письма;

уметь:

- грамотно разрабатывать основные виды управленческих документов;

- составлять деловые и коммерческие письма для грамотного общения с партнерами;

- использовать в управленческой и другой профессиональной деятельности прикладные программные средства и средства оргтехники;

владеть навыками:

- составления проектов деловых и коммерческих писем и основных управленческих документов;

- работы на персональном компьютере для подготовки электронных документов;

- работы с основными видами оргтехники (ксероксом, факсом, современными телефонными аппаратами и пейджерами, системами электронной почты и др.) и использования средств малой оргтехники (папок, сшивателей, степлеров, стикеров, органайзеров и т.п.).


1.6. Критерий оценки знаний студентов

Формами рубежного контроля являются:

• сдача зачета – оценивается уро­вень раскрытия вопроса, пол­нота, правильность построения аргументации и соответствие сде­ланных выводов, выставляется оценка неудовлетворительно/удо­влетворительно/хорошо/отлично;


Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса «Документационное обеспечение управления»





Разделы и темы

Лекции

Самост. работа

Всего часов




РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ










1

Тема 1. История развития государственной системы делопроизводства




11

11

2

Тема 2. Нормативно-методическая база документационного обеспечения управления

1

11

12

3

Тема 3. Основные понятия и определения документационного обеспечения управления




11

11




РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ










4

Тема 4. Управленческая документация: состав и виды документов

1

11

12

5

Тема 5. Общие требования к оформлению управленческих документов

1

11

12

6

Тема 6. Составление и оформление отдельных видов документов

1

11

12

7

Тема 7. Современное деловое письмо




11

11

8

Тема 8. Документирование работы с кадрами

1

11

12




РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ










9

Тема 9. Организация службы документационного обеспечения управления (ДОУ)




11

11

10

Тема 10. Технология работы с документами




11

11

11

Тема 11. Защита конфиденциальных документов от несанкционированного доступа




11

11

12

Тема 12. Систематизация и хранение документов

1

11

12

13

Тема 13. Информационные технологии документационного обеспечения управления




12

12




ИТОГО

6

144

150


Раздел 3. Содержание разделов дисциплин

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. История развития государственной системы делопроизводства

Практика организации делопроизводства и способы фиксирования и передачи информации в государствах Древнего мира: Передней Азии, Египте, Эллинистических государствах, Индии, Китае.

История организации делопроизводства и виды документов в России XVI – XX вв.: приказное делопроизводство, коллежское, исполнительное или министерское делопроизводство. История управления и делопроизводства в 1917 – 1990гг.

Тема 2. Нормативно-правовая и методическая база документационного обеспечения управления

Законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента, Правительства Российской Федерации, Федеральных органов исполнительной власти в области документационного обеспечения. Государственные стандарты на документацию: ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"; ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документа­ции. Унифицированная система организационно-распорядитель­ной документации. Требования к оформлению документов; Постановление Госстандарта России от 21.01.2000 № 9-СТ (внесены изменения в отдельные статьи стандарта, введенные в действия с 01.04.2000).

Унифицированные системы документации. Общероссийские классификаторы. Государственная система документационного обеспечения управления. Нормативные документы по труду и охране труда.

Тема 3. Основные понятия и определения документационного обеспечения управления

Управление и информация. Документирование информации. Документ. Функции документа. Носитель информации. Документ на машинном носителе. Текстовый документ. Письменный документ. Беловой документ, Черновой документ. Документ личного происхождения. Служебный документ.

Делопроизводство. Роль делопроизводства в работе аппарата управления. Структурные подразделения, ведающие делопроизводством: канцелярия, секретариат. Должностной состав работников делопроизводства. Основные требования к организации и условиям труда.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Управленческая документация: состав и виды документов

Системы документации. Унифицированная система документации. Унифицированная форма документа. Табель унифицированных форм документов. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Организационные документы. Распорядительные документы. Информационно-справочные документы.

Тема 5. Общие требования к оформлению управленческих документов

Понятие и состав реквизитов. Реквизит документа. Обязательные реквизиты. Постоянные реквизиты. Переменные реквизиты. Отметки на документе. Заголовочная часть документа. Основная часть документа. Оформляющая часть документа. Правила оформления реквизитов. Структура реквизита документа. Придание документу юридической силы.

Бланки документов. Угловое расположение реквизитов. Продольное расположение реквизитов. Общий бланк, бланк письма, бланк конкретного вида документа кроме письма. Гербовые бланки.

Стандартный лист бумаги (потребительский формат). Служебные поля документов. Стандартное положение табуляторов пишущей машинки.

Тема 6. Составление и оформление отдельных видов документов

Организационные документы: устав, положение, договор (учредительный), структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, положение о структурном подразделении, должностная инструкция. Структура текста организационных документов.

Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение, постановление. Констатирующая и распорядительная части текста распорядительного документа.

Информационно-справочные документы. Протокол (вводная и основная части текста протокола). Полная, сокращенная форма протокола. Акт (вводная и констатирующая части текста акта). Телеграмма. Телефонограмма. Справка. Докладная записка. Объяснительная записка.

Тема 7. Современное деловое письмо

Значение переписки в делопроизводстве. Деловое письмо в условиях унификации. Социальная и техническая базы унификации деловой переписки. Правила оформления делового письма. Бланк делового письма. Состав реквизитов делового письма. Деловой стиль. Некоторые виды писем: письма - просьбы, письма - ответы (отказы), договорные письма, сопроводительные письма и т.д. Входящие и исходящие письма.

Тема 8. Документирование работы с кадрами

Нормативные основы документирования работы с кадрами.

Функции кадровой службы. Прием на работу, перевод на другую работу, увольнение, предоставление отпусков, оценка труда работников.

Составление и оформление кадровой документации. Заявление, трудовой договор (контракт), приказы (по личному составу), представление о переводе, график отпусков.

Ведение учетной документации. Первичная учетная документация. Приказы (распоряжения) Т-1, Т-5, Т-6, Т-8. Личная карточка Т-2. Учетная карточка научного работника Т-4. Табели учета рабочего времени Т-12 и Т-13.

Документирование оценки труда работника. Аттестация. Аттестационный лист. Присвоение квалификационных разрядов. Характеристика, отзыв, рекомендательное письмо. Представление о поощрении. Вынесение взыскания.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ

Тема 9. Организация службы документационного обеспечения управления (ДОУ)

Назначение, структура и состав службы ДОУ. Задачи и функции под­разделений службы ДОУ. Формирование труда делопроизводственного персонала. Нормирование труда работников службы документационного обеспечения управления, а также нормирование машинописных работ.

Тема 10. Технология работы с документами

Организация работы с документами. Документооборот. Входящие документы. Исходящие документы. Внутренние документы. Первичная обработка документов. Предварительное рассмотрение документов. Учет количество документов. Объем документооборота.

Регистрация документов. Формы регистрации документов (журнальная, карточная). Обязательный для регистрации состав реквизитов. Дополнительный для регистрации состав реквизитов. Регистрационный номер (индекс) документа.

Контроль исполнения документов. Срок исполнения документов. Типовой и индивидуальный сроки исполнения документов. Постановка на контроль. Ведение контроля. Снятие с контроля. Анализ исполнительской дисциплины.

Тема 11. Защита конфиденциальных документов от несанкционированного доступа


Нормативное обеспечение защиты документируемой информации. Направления защиты конфиденциальной документной информации. Источники конфиденциальной информации и каналы ее разглашения. Система защиты ценной информации и конфиденциальных документов. Технология защиты документной информации. Защищенный документооборот. Учет конфиденциальных документов и формирование справочно-информационного банка данных по документам. Порядок работы персонала с конфиденциальными документами. Учет и хранение дел с конфиденциальными документами. Защита конфиденциальной информации при проведении совещаний и переговоров.

Тема 12. Систематизация и хранение документов.

Составление и оформление номенклатуры дел. Виды номенклатур дел. Типовые и примерные номенклатуры дел. Индекс дела, заголовок дела, количество дел. Экспертиза ценности документов. Срок хранения документов.

Правила формирования дел. Признаки заведения дел: номинальный, предметно-вопросный, авторский, географический, хронологический. Группировка отдельных видов документов.

Подготовка документов для архивного хранения. Оформление дел. Описание дел. Обложка дела. Переплет дела. Внутренняя опись документов дела. Составление описей. Сдача дел в ведомственный архив.

Тема 13. Информационные технологии документационного обеспечения управления

Виды связи: телефон, телеграф, сотовая, факсимильная, пейнджинговая, модемная и т.д. Технические и программные средства подготовки корреспонденции.

Современный программно-технический комплекс офиса. Персональные компьютеры, стримеры, принтеры, сканеры, проекторы, плоттеры, графопостроители. Копировально-множительная техника. Программное обеспечение: Word, Excel, Photoshop, Finereader, системы электронного документооборота (Power Docs).



    1. Вопросы к дифференцированному зачету

по курсу «Документационного обеспечения управления»

  1. Документоведение как научная дисциплина: его становление, структура и взаимосвязь с другими науками.

  2. Основные этапы становления и развития российского делопроизводства в дореволюционный период.

  3. Развитие делопроизводства в СССР (1917-1991 г.).

  4. Классификация управленческих документов.

  5. Нормативно-правовая и методическая база по ДОУ: назначение и структура.

  6. Терминологические основы ДОУ.

  7. Документ как результат документирования. Функции документа, его основные свойства и качества.

  8. Процессы унификации и стандартизации в сфере делопроизводства.

  9. Бланк документа: определение, основные требования к оформлению.

  10. Особенности оформления различных видов бланков документов.

  11. Реквизиты документа: основные требования к выполнению, правила размещения.

  12. Особенности выполнения реквизита «Наименование органи­зации».

  13. Особенности выполнения реквизита «Дата документа».

  14. Особенности выполнения реквизита «Адресат».

  15. Особенности выполнения реквизита «Резолюция».

  16. Особенности выполнения реквизита «Текст документа».

  17. Особенности выполнения реквизита «Отметка о наличии приложений».

  18. Особенности выполнения реквизита «Подпись».

  19. Особенности выполнения реквизитов «Гриф согласования» и «Виза согласования».

  20. Системы документации, характеристика.

  21. Система организационно-правовой документации: состав. основные требования к содержанию и оформлению.

  22. Система плановой документации: состав, основные требо­вания к содержанию и оформлению.

  23. Система отчетной документации: состав, основные требова­ния к содержанию и оформлению.

  24. Система распорядительной документации: назначение, виды распорядительных документов.

  25. Процедура издания распорядительных документов: основные этапы.

  26. Постановление как распорядительный документ: назначение, основные требования к содержанию и оформлению.

  27. Приказ как распорядительный документ: назначение, основные требования к содержанию и оформлению.

  28. Система справочно-информационной и справочно-аналитической документации: назначение, состав.

  29. Основные правила разработки и оформления протокола.

  30. Основные правила разработки и оформления докладной и объяснительной записок.

  31. Основные правила разработки и оформления заявления.

  32. Основные правила разработки и оформления представления.

  33. Служебная переписка: основные виды документов, особенности разработки и оформления.

  34. Справочно-аналитическая документация: назначение, состав, основные требования к разработке и оформление.

  35. Виды служебных писем, их характеристика.

  36. Основные требования к служебному письму.

  37. Документооборот: основные правила и этапы движения документов.

  38. Регистрация документов: порядок проведения, основные регистрационные формы.

  39. Назначение и виды контроля исполнения документов.



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления»
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления». 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconОрганизация секретарского обслуживания учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов багсу, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconСовременный офис учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины дипломатика для специальности подготовки 350800 (032001. 65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архивоведение для специальности подготовки 350800 (032001. 65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Рабочая учебная программа составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconУчебно-методический комплекс специальности: 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconДокументоведение и документационное обеспечение управления
Учебно-методический комплекс для студентов одо и озо института истории и политических наук специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций
Для специальности 350800 (оксо 032001-65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница