Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса




Скачать 230.38 Kb.
НазваниеРазработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса
страница1/3
Дата16.12.2012
Размер230.38 Kb.
ТипРазработка урока
  1   2   3




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

городского округа город Фролово

Волгоградской области


Методическая разработка урока

по дисциплине: «Биология»

по теме: «Общая характеристика царства Животные»

для 7 класса


Составил: учитель биологии

Гуменюк М.М


Фролово, 2008 г.


Пояснительная записка.


В данной методической разработке предлагается один из вариантов проведения урока по теме: «Общая характеристика царства Животные».

Урок разработан в соответствии с требованиями рабочей программы по биологии для 7 класса (базовый уровень).

Методика проведения данного занятия направлена на формирование умений и навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания.

При этом учитываются учебные возможности учащихся:

  • особенности памяти (словесно-логическая, образная, эмоциональная);

  • модальность («аудиал», «визуал», «кинестетик»);

  • уровень сформированности организационных, информационных, мыслительных и коммуникативных общеучебных умений и навыков.

На уроке предполагается определение уровня обучаемости учащихся при помощи контрольно-методического среза.

Согласно поставленной цели на уроке используются следующие методы и методические приёмы:

Словесные методы:

- объяснение с использованием АПК;

- беседа (подразумевает репродуктивный уровень познавательной активности учащихся);

Наглядные методы:

- демонстрация изображений натуральных объектов (репродуктивный уровень).

Практические методы:

- самостоятельная работа по заполнению таблицы «Сравнительная характеристика царств живых организмов», с использованием текста учебника.

В данном случае он является наиболее активным вследствие сочетания слова и демонстрации. Суть его состоит в том, что учащиеся отвечают на поставленный вопрос (или достигают поставленной цели) результатами своей работы.

Выбор этих методов для изучения материала был обусловлен объективными и субъективными факторами:

Объективные факторы:

  • содержание изучаемого материала.

  • возрастные особенности учащихся.

Субъективные факторы:

  • наличие соответствующей материальной базы

  • личностные особенности учителя.

Сочетание данных методов и методических приёмов способствует реализации следующих принципов обучения:

    • сознательности и активности;

    • наглядности.

    • систематичности и последовательности;

    • прочности;

    • научности;

    • доступности.

К методической разработке прилагаются образцы раздаточного материала для учащихся – бланки с методикой определения уровня обучаемости.

Примечание: в тексте методической разработки красным шрифтом выделены задания, вопросы для учащихся. Зелёным цветом выделены методы и методические приёмы заимствованные их технологии «ИСУД» Н.Л.Галеевой.

Синий шрифт – опорный сигнал для учителя, подразумевающий демонстрацию.

Класс: 7 «А»

Дата: 27.11.2008

План урока

Урок № 25 (в соответствии с календарно-тематическим планом)

Тема урока: «Общая характеристика Царства Животные».


Дидактическая цель: создать условия для актуализации опорных знаний, а так же для осознанного, глубокого усвоения нового материала.


Учебно-воспитательные задачи:

образовательная: изучить признаки царства Животные; типы симметрии: лучевую и двустороннюю.

развивающая: продолжить формирование и дальнейшее развитие общеучебных умений и навыков:

- мыслительных (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, формулирование вывода).

- информационных (навык смыслового чтения, навык «сворачивания» информации, навык использования ТСО для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы).

- организационных (организация и ведения записей в тетради, навык самооценки).

- коммуникативных (монологическая речь; устная или письменная. Способность вести конструктивный диалог).

воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: __урок изучения и первичного закрепления новых знаний__

Метод (ы) проведения: словесные (рассказ, беседа, объяснение с использованием АПК), наглядные (демонстрация изображения живых организмов), практические (самостоятельная работа с учебной литературой)


Требования к уровню подготовки учащихся (в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования):

учащийся должен

знать: признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

уметь: приводить примеры животных с различным типом симметрии; выделять особенности животных; сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Междисциплинарные связи: математика, экология

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, микология, цитология.


Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия: мультимедийные презентации: «Классификация царства Животные», «Типы симметрии», рисунки в учебнике стр. 92-93.

  • раздаточный материал: бланки для определения уровня обучаемости,

оборудование: АПК, 1 С: Школа Биология. Животные. Образовательный комплекс.(электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.


Ход урока.


1. Организационный момент (1-2 мин):

  • приветствие;

  • подготовка класса к работе;

  • наличие учащихся.


2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (3-5 мин).

Учитель организует активное слушание с опорой на визуальный ряд.

При помощи слайдов МП № 1 демонстрируется многообразие живых организмов.




- Рыбы, птицы и звери, черви и насекомые, травы, деревья и водоросли – поразительно разнообразие живых существ, населяющих Землю! В воде и на суше, в почве и в воздухе нашей планеты обитает более 350 тысяч видов растений и около 2 миллионов видов животных. По всей видимости, разнообразие – одна из самых характерных особенностей жизни! И это действительно так. Однако парадокс заключается в том, что столь же фундаментальной, хотя и менее очевидной особенностью живых организмов является их глубокое сходство.

Вспомните известные Вам признаки живых организмов!

Учащиеся перечисляют признаки живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение, передвижение, развитие и т.д.

- Долгое время, со времён Аристотеля, господствовало традиционное разделение живого на два царства – животных и растений.

- Какие царства живой природы выделяют в настоящее время? (растения, животные, грибы).

Изучением каждой группы живых организмов занимается самостоятельная наука:

растения изучает – ботаника, грибы - микология, животных – зоология.

На предыдущих занятиях мы изучали отдельных представителей и наиболее крупные систематические категории этих наук.


3. Изучение нового материала (20-25 мин).

- С сегодняшнего дня мы приступаем к изучению животных.

И тема нашего урока: «Общая характеристика Царства Животные».

Демонстрируется слайд № 2.




Учащиеся записывают тему урока.

- Сформулируйте цель нашего занятия! Каков конечный результат нашего урока?

(- составить общую характеристику Царства Животные).

Учитель записывает цель урока на доске.

В зависимости от уровня сформированности мыслительных и организационных навыков учитель может предложить учащимся самостоятельно составить план к уроку.

- Предложите свой план урока, для того чтобы достичь поставленной цели!

Учитель при необходимости корректирует и направляет ответы учащихся при помощи наводящих вопросов.

(Наша цель состоит в том, что бы рассмотреть и выявить характерные признаки царства Животные).

Т.о. учащиеся самостоятельно (или при помощи учителя) формулируют цель и составляют план изучения темы.


Примерный план урока.(учитель записывает на доске)

  1. Многообразие животных, их классификация.

  2. Особенности строения животных.

  3. Сравнительная характеристика царств живых организмов: Растения, Грибы, Животные.




  1. Многообразие животных их классификация.

Деятельность учителя (метод, методический приём)

Деятельность учащихся

Беседа.

Зоология - наука о животных. Животный мир многообразен.

- Рассмотрите внимательно филогенетическое древо царства Животные на стр. 90 вашего учебника.

На сегодняшний день животных насчитывается около 1,5 – 2 млн. видов.

Тело животного может быть представлено всего лишь одной клеткой или характеризоваться сложно устроенными и взаимосвязанными системами органов.

Они освоили различные среды обитания: наземно-воздушную, водную, почвенную, тела других живых организмов.

- Обратите внимание на классификацию царства Животных, стр. 91.

- Какие подцарства выделяют в царстве Животные? (одноклеточные и многоклеточные).

Отметьте это в своих тетрадях!

Демонстрируется слайд МП № 3




В рамках наших уроков мы будем знакомиться с самостоятельными зоологическими дисциплинами, изучающими отдельные систематические группы животных.

Например:

Протозоология- наука об одноклеточных животных, гельминтология – наука о паразитических червях и т.д.


Слушают объяснения учителя, выполняют предлагаемые задания, отвечают на вопросы.


Делают записи в тетрадях.



  1. Особенности строения животных.




Деятельность учителя (метод, методический приём)

Деятельность учащихся

Объяснение с использование слайда МД «Симметрия тела животных».

Выделение самых крупных систематических категорий базируется на признаках уровня организации жизни (одноклеточные – многоклеточные и т.д.). Характеристика типов животных включает план строения, и в том числе особенности симметрии.

Симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) в математике.

Симметрия (в узком смысле)- это отражение объекта или предмета (зеркальное) относительно плоскости в пространстве.

Она заключается в том, что тело животных можно разделить на части, которые являются зеркальным отражением друг друга.

Известны два основных типа симметрии:




1. Лучевая симметрия.

Симметрия, при которой через тело можно провести несколько осей симметрии.

Например, у кишечнополостных и иглокожих симметрия лучевая (или радиальная). Такая симметрия развита у животных, которые ведут прикрепленный образ жизни или медленно плавают в толще воды (гидра, медуза, коралл).

2. Двусторонняя симметрия.

Симметрия, при которой тело животных можно разделить воображаемой плоскостью на две зеркально симметричные половины – левую и правую.

У большинства животных, которые активно передвигаются, различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны. Животных с таким типом симметрии называют двусторонне-симметричными. К ним относятся, например, черви, насекомые, все хордовые. Двусторонняя симметрия возникает в связи с оформлением головного отдела тела и органов, выполняющих сходные функции (это парные почки, конечности, легкие).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что тип симметрии и образ жизни взаимосвязаны, т.к. обеспечивают выживаемость живых организмов.



Учащиеся записывают определение в тетради.

Внимательно слушают объяснение учителя, коротко фиксируют основное содержание рассматриваемого вопроса в тетрадях.
  1   2   3

Похожие:

Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconМетодическая разработка занятия по дисциплине: «Биология» по теме: «Вид, критерии и его структура»
В данной методической разработке предлагается один из вариантов проведения урока по теме: «Вид, критерии и его структура» по дисциплине...
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса icon"Общая характеристика щелочных металлов"
Разработка урока по химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconУрок по теме «Молекулярный уровень: общая характеристика. Белки»
Урок по программе авт. Пасечник В. В. (Буп 1 час) предназначен для обучающихся 9 класса. Это пятый урок по теме «Молекулярный уровень:...
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconРазработка урока по теме: «возникновение и начальное развитие жизни на земле»
Данная разработка предназначена для проведения урока с учащимися 9-ого класса в объеме 2 часа. Этот урок изучения нового материала...
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconПлан-конспект урока
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред....
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconКонспект урока английского языка во 2 классе по теме
После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится урок повторение по теме «Алфавит, числительные, животные»....
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconИ номер урока в теме
Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (под ред ак. Беляева Д. К., проф. Дымшица Г. М.)
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconПлан-конспект урока информационные модели
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С., Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/...
Разработка урока по дисциплине: «Биология» по теме: «Общая характеристика царства Животные» для 7 класса iconКонспект лекций по дисциплине «Общая биология»
Конспект лекций по дисциплине «Общая биология» для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения спец. 070800 «Экология и охрана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница