Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов




Скачать 80.31 Kb.
НазваниеНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов
Дата16.12.2012
Размер80.31 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Геолого-геофизический факультет

Кафедра минералогии и петрографии


Онтогения минералов


Рабочая программа


Новосибирск

2005




Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования.


Предназначена для студентов геохимиков 2-го курса геолого-геофизического факультета.


Составитель

канд. геол.-минерал. наук Н. А. Кулик


Программа утверждена на заседании кафедры минералогии и петрографии


© Новосибирский государственный

университет, 2005



  1. Организационно-методический раздел




    1. Спецкурс "Онтогения минералов" является частью дисциплины "Минералогия", относится к естественно-научному разделу стандарта и построен с учетом знаний, полученных в ходе изучения предшествующих курсов: кристаллографии, роста кристаллов, общей минералогии. Относится к специальным дисциплинам (вузовская компонента).

    2. Цели и задачи курса. Спецкурс "Онтогения минералов" представляет собой раздел генетической минералогии, изучающей генезис минеральных индивидов и их агрегатов. Цель спецкурса – на реальных минералогических образцах показать различные способы образования индивидов минералов, особенности их роста и изменения и научить студентов:

– видеть в природных объектах временные взаимоотношения минеральных индивидов;

– интерпретировать результаты наблюдений, воссоздавая ход процесса минералообразования с учетом изменения его химизма и РТ-условий;

– исходя из полученных наблюдений строить диаграммы временной последовательности минералообразования.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

1) ознакомление на эталонных образцах с проявлением особенностей зарождения, роста, изменения минеральных индивидов;

2) проведение самостоятельных наблюдений на других образцах, подобранных по темам курса, используя знания предшествующих курсов, лекционного материала и знакомства с эталонными образцами.

    1. Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании изучения указанной дисциплины студент должен:

  • иметь представление о методах анализа материала в генетической минералогии;

  • знать основные критерии возрастных соотношений минеральных индивидов;

  • уметь свободно пользоваться средствами наблюдения природных объектов, находить генетические признаки образования минералов, уметь аргументированно интерпретировать самостоятельно полученный фактический материал.

1.4. Формы контроля

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.

Текущий контроль. В течение семестра в рамках лабораторных работ самостоятельно выполняются наблюдения на специально подобранных минералогических образцах, делаются описание и зарисовки наблюдаемых фактов и их генетическая интерпретация. Шесть письменно оформленных работ, посвященных разным темам онтогении минералов, являются обязательными для всех студентов, а результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете и получения зачета.


  1. Содержание дисциплины


2.1. Новизна курса. Спецкурс отражает отечественное направление развития генетической минералогии, учитывает его достижения и дает начальную подготовку для работы в этой области. Знания по онтогении минералов актуальны при прохождении курса полезных ископаемых, летней петрографо-минералогической практики после 2-го курса, а также в дипломных и курсовых работах.

2.2. Тематический план курса



Темы

К о л и ч е с т в о ч а с о в
Лекции

Лаб. работы

Самост. работа

Всего

Введение. Время образования минеральных индивидов

2




2

4

Анатомия минеральных индивидов как источник генетической информации

2

8

6

16

Эволюция состава и формы минеральных индивидов в процессе роста. Скорость роста

2

6

8

16

Захват и отталкивание посторонних частиц растущим кристаллом

2

6

4

12

Образование и рост агрегатов

2

8

6

16

Деформации и изменения индивидов. Заключение

2

8

4

14

Итого по курсу

12

36

30

78


2.3. Содержание курса

Введение. Уровневость знания. Генетическая минералогия – одно из главных направлений современной минералогии. Основные понятия: генезис, парагенезис; онтогения как раздел генетической минералогии, посвященный генезису индивидов, в отличие от филогении, занимающейся происхождением минеральных видов. Методы изучения генетической информации, необходимость разделения интерпретации и наблюдений.

Время образования минеральных индивидов. Графическое изображение временных соотношений. Одновременный, частично-одновременный, последовательный рост индивидов. Процесс зарождения минеральных индивидов. Самопроизвольное зарождение. Зарождение на поверхности жидкости. Зарождение на готовых зародышах: зернах породообразующих минералов, кристаллах ранней генерации, кристаллах другого минерального вида. Зарождение на выходах дислокаций. Зарождение при участии организмов. Различие понятий «зарождение» и «генерация».

Анатомия минеральных индивидов как источник генетической информации. Фиксация механизма роста особенностями поверхности кристалла. Плоскослойный рост. Рост геликоидальными слоями. Нормальный рост. Зональность, секториальность, мозаичность, блочность. Расщепление в процессе роста индивида, образование сферокристаллов.

Эволюция состава и формы минеральных индивидов в процессе роста. Идиоморфный и грануломорфный рост. Взаимосвязь «состав – форма кристаллов». Влияние химизма минералообразующей среды на форму кристаллов. Эволюция химического состава кристалла, ее отражение в анатомии кристалла. Эволюция морфологии кристаллов на примере кальцита, флюорита, циркона. Типоморфизм.

Скорость роста. Абсолютная и относительная скорости роста. Соотношение относительных скоростей роста граней различных простых форм одного кристалла. Неравномерный рост индивидов. Принцип Кюри, его модификация Шафрановским для кристаллов, растущих в среде с различной симметрией. Неравномерный рост как отражение влияния силы тяжести, направленного поступления вещества, индуцирующего влияния подложки. Минералогические уровни и отвесы. Рост в стесненных условиях. Скелетный рост; скелет, дендрит, пойкилит.

Захват и отталкивание посторонних частиц растущим кристаллом. Включения как источник генетической информации. Метакристаллы, механизм их роста, пойкилобласт, идиобласт, метакристалл.

Образование и рост агрегатов. Геометрический отбор. Совместный рост. Индукционная поверхность. Псевдограни, псевдоребра. Индукционная штриховка как критерий одновременного совместного роста индивидов. Друзовый рост. Образование параллельно шестоватых агрегатов первого и второго рода. Сферолиты и сферокристаллы. Совместный рост сферолитов.

Деформации и изменения индивидов. Механические деформации – пластические, хрупкие. Скалывание и разрыв. Двойникование, отличия двойников роста и механических двойников. Блокование. Рекристаллизация, перекристаллизация. Перекристаллизация по принципу Рикке; по принципу Кюри. Регенерация. Собирательная перекристаллизация. Переотложение вещества. Друзы перекристаллизаци на фронте перекристаллизации, в тылу фронта перекристаллизации. Синхронный рост с деформацией. Псевдоморфозы. Топохимическое изменение индивидов, замещения с привносом вещества. Радиогенные изменения, метамиктизация. Способы изучения метамиктных минералов. Критерии возрастных соотношений индивидов.

Заключение. Тенденции развития генетической минералогии, направление изменения царства минералов во времени, сопоставление с развитием органического мира, использование онтогении минералов в экологии (в биоминералогии, при изучении техногенного минералообразования).

2.4. Перечень примерных контрольных вопросов. Все контрольные вопросы задаются по мере проверки, обсуждения и приема письменных работ по зачетным образцам, они индивидуальны в зависимости от сложности минералогического материала, очень часто требуют дополнительных наблюдений студента. Например, требуется уточнить, происходило ли залечивание сколовой поверхности кристалла: студент должен увидеть одновременный отблеск мелких площадок на сколе и рассказать о регенерации, т. е. в письменной работе видно, насколько усвоен материал по различным темам онтогении минералов. Оформление письменных работ выполняется студентами в рамках самостоятельной работы, их проверка также проводится преподавателем в неаудиторное время, на практических занятиях лишь обсуждаются сделанные замечания.


3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


3.1. Учебно методическое обеспечение спецкурса составляет специальная онтогеническая минералогическая коллекция, включающая более 40 образцов, позволяющих показать студентам все разбираемые в лекционном курсе и отраженные в программе особенности генезиса минеральных индивидов, а также выполнить по темам самостоятельные контрольные наблюдения и описания на разных, не повторяющихся друг у друга образцах.

3.2. Список литературы

Барабанов В. Ф. Генетическая минералогия. Л.: Недра, 1977.

Годовиков А. А. Введение в минералогию. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1973.

Григорьев Д. П., Жабин А. Г. Онтогения минералов. М.: Наука, 1975.

Краснова Н. И., Петров Т. Г. Генезис минеральных индивидов и агрегатов. СПб.: Невский курьер, 1997.

Онтогенические методы изучения минералов М.: Изд-во МГУ, 1974.



Похожие:

Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Петрография осадочных пород
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Методы расчета минеральных равновесий
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Теория кристаллизации
Программа предназначена для студентов 4 курса геолого-геофизического факультета профилизация геохимия, специализация "экспериментальная...
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра общей и региональной геологии
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности...
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра общей и региональной геологии
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности...
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра общей и региональной геологии
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности...
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconНовосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра месторождений полезных ископаемых Минераграфия
Обобщаются приемы получения сведений, необходимых для разработки технологии разделения тонких минеральных срастаний и выбора эффективных...
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconПрограмма для поступающих в аспирантуру на Геолого-геофизический факультет
Геолого-геофизический факультет Новосибирского госуниверситета принимает в аспирантуру по следующим специальностям
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconМинерагенические исследования на основе геолого-картографического моделирования (на примере пермского края)
Работа выполнена на кафедре минералогии и петрографии в гоу впо «Пермский государственный университет»
Новосибирский государственный университет геолого-геофизический факультет Кафедра минералогии и петрографии Онтогения минералов iconГеофизический факультет кафедра информатики и гис
Министерство образования и науки РФ российский государственный геологоразведочный университет имени серго орджоникидзе
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница