Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция




НазваниеРамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция
страница1/30
Дата15.12.2012
Размер2.64 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Рамиль Рамзиевич Гарифуллин

Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция




Рамиль Гарифуллин

Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция

Психология обмана, манипуляций, кодирования



Иллюзионизм в психотерапии

Иллюзионизм при кодировании от алкоголизма

Иллюзионизм «третьего глаза»

Иллюзионизм в различных сферах деятельности

© Р.Р. Гарифуллин, 1997, Казань, Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Введение в мир иллюзий и манипуляций



Человечество может очиститься только через познание собственного обмана и самообмана. Когда-нибудь оно научится не видеть ложь не потому, что будет, защищаясь от нее закрывать глаза, а потому, что будет смотреть на ложь, не видя ее, в силу глубокого знания структуры обмана. Это единственный путь к истинному религиозному мышлению.

Автор

Иллюзионизм вокруг нас




Мы живем в мире иллюзий и манипуляций. Именно этот мир, пожалуй, отличает нас от животных.

ИЛЛЮЗИИ — ЭТО ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТА [1]. В качестве объекта может выступать все возможное (начиная от мыслей человека и кончая историей человечества). Поэтому было бы некорректно сводить иллюзии лишь к восприятию материальных предметов.

МАНИПУЛЯЦИИ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА, ЯВЛЯЮТСЯ СОЗНАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТОМ ИЛЛЮЗИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МАНИПУЛЯЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ ОТ ИЛЛЮЗИЙ. МАНИПУЛЯЦИИ НЕОТДЕЛИМЫ ОТ ИЛЛЮЗИЙ. И тем не менее рассмотрим их в отдельности.


Мир иллюзий




Иллюзия представляет искаженное восприятие, являясь многоемким понятием в силу того, что связано с миром восприятия.

В настоящее время проблема иллюзий в связи с развитием мира виртуальных реальностей (компьютерные, телевизионные, алкоголь ные, наркотические иллюзии и т. д.) стала еще более актуальной. Это проблема духовного выживания человечества.

Все иллюзии можно разделить на две части. Одни вызываются необычными внешними условиями и действиями субъектов (манипуляцией: заблуждением, обманом, играми и т. д.), при этом физиологические механизмы восприятия функционируют нормально. Другие обусловлены особым (например, патологическим и др.) функционированием физиологических механизмов, а также в силу сложности и, как следствие, незнания объекта восприятия. Первые из них являются манипуляционными иллюзиями, вторые — неманипуляционными (название введено автором).

Мир иллюзий разнообразен настолько, что в нем можно «заблудиться». В последние годы все чаще можно прочесть со страниц печати и увидеть на телевизионном экране людей, видящих ауру человека.

Можно ли воспринимать таких людей всерьез и как к ним относиться?

Психология подобное «видение» называет РЕФЛЕКТОРНЫМИ ИЛЛЮЗИЯМИ, или СИНЕСТЕЗИЕЙ. Синестезией обладали Леонардо да Винчи, Гуно, Крамской, Гете и дp. Это явление состоит в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и ДОБАВОЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ или представление, характерное для другого органа чувств. ВИДЕНИЕ ауры, по-видимому, и является добавочным видением, которое появляется у СИНЕСТЕЗОВ (ЛЮДИ, ОБЛАДАЮЩИЕ СИНЕСТЕЗИЕЙ) при восприятии других людей. Аура для синестеза — это НЕКАЯ ОБОЛОЧКА, ОБРАМЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА. Таким обpазом, синестезия в данной работе рассматривается шире, чем в традиционном понимании.

В настоящее время многие синестезы занимаются врачеванием, применяя свое видение при диагностике заболеваний. Насколько их видения соответствуют истинной картине состояния больного? И вообще, о чем говорят эти видения и содержится ли в этих иллюзиях полезная информация с точки зрения диагностики и лечения?


Мир манипуляций




Человек вводит себя и окружающих в заблуждение, являясь тем самым МАНИПУЛЯТОРОМ себя и других, в силу следующих пяти причин.

1. Существует вечный конфликт человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.

2. Люди больше не любят друг друга, чем любят, так как большинство людей при всем желании не могут любить ближнего потому, что не любят самих себя.

3. Риск и неопределенность окружают нас со всех сторон, и мы беспомощны перед смертью.

4. Люди начинают обманывать, играть в игры для того, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать интимности, боясь затруднительного положения.

5. Человек всю жизнь учится, сверяет свои действия с другими, ищет одобрения всех и каждого, вводя в заблуждение себя и других. Эти, другие, часто оказываются манипуляторами.


ОСНОВНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ МАНИПУЛЯЦИЙ являются:

1. Приемы обмана, маневры, игры людей в различные роли, произведение впечатления на других, уход от истинных чувств к чувствам в зависимости от обстоятельств.

2. Неосознанность значения жизни. Видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.

3. Контроль (закрытость, намеренность).

4. Цинизм (безверие), не доверяют никому — ни себе, ни другим.

(Очевидно, что главной составляющей манипуляций является первое. Остальные три являются лишь следствием первой. Именно поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать манипуляции, подразумевая первую приведенную выше составляющую манипуляций).


ОБМАН, КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МАНИПУЛЯЦИЙ, представляет собой ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано. Однако следует различать обман как действие субъекта, преследующего определенные интересы, и обман как результат.

Зоопсихология располагает многочисленными данными об элементах намеренного обмана в поведении животных, особенно у приматов. Дезинформационное поведение животных является эволюционными корнями обмана.

Манипуляция может быть непреднамеренным заблуждением, хитроумной фальсификацией, утонченным лицемерием, ханжеством окультуренного обывателя и «правдой» предыдущего исторического этапа. Она является эгоистическим обособлением, разрывом, нарушением общности, недоверием, враждебным отношением к другим, не подлинным общением.

А.Маслоу рассматривает манипуляции и обман как результат подавления мета потребностей — предельных бытийных "ценностей, несводимых и не компенсируемых другими. Такое поведение ведет к метапатологии. Это — заболевание души, которое происходит, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям".

В качественной теории информации обман называют ДЕЗИНФОР МАЦИЕЙ. Антиподом обмана (правдой) является ТРАНСИНФОР МАЦИЯ, представляющая собой адекватность оригинала и образа на входе и выходе информационного процесса.

В связи с этим различают дезинформационную и трансинформа ционную интенции (намеренный или ненамеренный обман). Например, Яго, обманывая Отелло, руководствовался дезинформацион ной интенцией, в то время как Бобчинский и Добчинский, сообщая о приезде ревизора, выражали трансиформационную интенцию. В первом случае субъект обладает истинным знанием, но руководствуется злой волей, во втором — находится во власти заблужде ния, но являет доброжелательное намерение. Однако оба случая представляют "передачу лжи, облеченной в форму чести".

Учет интенции субъекта затрудняет, а иногда и вовсе исключает убедительное определение дезинформации, приводит к парадоксам.

Например, субъект, желая обмануть другого, сообщает ему истинные сведения, рассчитывая на то, что последний знает о дезинформационной интенции и поэтому не поверит этим сведениям. Или другой пример: стремясь обмануть, субъект сообщает истинную информацию, будучи убежденным, что она ложна, ибо его самого обманули, но контрагент не верит ей и потому оказывается введенным в заблуждение.

Анализ структуры манипуляций обмана предполагает выделение и описание трех качеств:

1) обманывающего

2) обманываемого

3) обманутого.

Субъекты могут одновременно иметь все эти качества. Эти качества могут носить следующие субъекты:

1) индивидуальный субъект (отдельный человек, личность)

2) коллективный субъект (любой коллектив, мафия, и т. д.)

3) массовый субъект (определенные слои общества, социальные группы, народы и т. д.)


МАНИПУЛЯЦИЯ ЧАСТО ЯВЛЯЕТСЯ ДВУХСЛОЙНОЙ: она несет и ложное, неверное по своему содержанию сообщение и ложную, превратную, часто противоположную по своему действитель ному ценностному знаку форму действия. (Например, искусное, изысканно-утонченное, творческое лицемерие — как высшая форма манипуляции).

Стабилизирующая функция манипуляции широко используется государственными органами, средствами массовой информации, причем в самых разнообразных формах — от тщательно продуманной дезинформации (хорошо застрахованной от разоблачения) до МАНИПУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ над общественным сознанием, формирующих выгодное общественное мнение, поддерживающих нужные правительству символы веры.

Особое место в мире манипуляций занимает феномен САМООБМАНА ИЛИ САМОЗАБЛУЖДЕНИЯ. Особенность самообмана состоит в том, что тут обманывающий, обманываемый и обманутый совмещаются в одном и том же лице и в одной и той же плоскости. Это относится и к отдельной личности, и к социальному инстинкту, к группе, народу и человечеству.

Автор в данной работе выдвигает новую философско-психоло гическую парадигму, в основе которой рассматривает ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА САМОЗАБЛУЖДЕНИЯ. К такому выводу автор пришел, исследуя больных алкоголизмом. Только рассматривая человека как субъекта самозаблуждения, возможно более эффективное лечение алкоголизма. Не учитывать этого нельзя. Человек хотел бы закрыть глаза, чтобы не видеть крайне тяжкие для него вещи, хотел бы обмануть себя, но не выходит. У него сохраняются своего рода двойственность сознания, желание верить в желаемое не переходит в подлинную веру, критически осмысливается.

Явление самообмана четко зафиксировано уже в диалогах Платона как заблуждение в оценке собственного значения. Особенность этого заблуждения в том, что оно вызвано ограниченностью разума, природными склонностями человека. В диалоге «Кратил» Сократ говорит, что он и сам дивится своей мудрости и одновременно не доверяет ей. "Видимо, мне еще самому нужно разобраться в том, что я собственно говорю. Ибо тяжелее всего быть обманутым самим собой. Ведь тогда обманщик неотступно следует за тобой и всегда находится рядом, разве это не ужасно?".

Обманывая себя, люди нуждаются в поддержке друг друга, они и на этом поприще плохо переносят одиночество. Типичные для данного времени самообманы носят коллективный характер, что способствует взаимоиндуцированию и упрочению в общественном сознании соответствующих иллюзий и мифов. Человек, подчиненный общности, усвоивший ее ценности, по словам Ницше, "непремен но становится лжецом".

Самообман по Фрейду. Есть явление психической самодетерминации, включающее уровень бессознательного. Этот защитный механизм, приводящий к освобождению от болезненных чувств и воспоминаний, является специфическим «маневром», способом мышления, к которому прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала.

Субъекты (люди, группы, общества и т. д.) охотно становятся приверженцами «учений», социальных мифов, ибо это есть единственный (безальтернативный) смысл существования. Разоблачение смыслов показывает субъектам, что это была иллюзия. Таким образом, люди создают себе иллюзии и сами разоблачают их. ИЛЛЮЗИИ ЯВЛЯЮТСЯ СМЫСЛОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. В данной работе впервые рассмотрен человек как субъект самозаблуждения, находящийся в поисках иллюзий. Таким образом, смысла нет, есть квазисмыслы. Смыслы, как фундаментальные сущности, могут существо вать теоретически у идеальных (святых) личностей, лишенных манипулятивности.

К сожалению, согласно автору люди манипулятивны и для них существуют только КВАЗИСМЫСЛЫ. Именно такой подход отработан в данной работе при исследовании больных алкоголизмом.

Необходимо отметить, что мир манипуляций состоит не только из негативных элементов. Есть позитивные манипуляции, ложь во благо, добродетельный обман. Главными добродетельными манипуляциями являются манипуляции в медицине как приемы и способы оздоровления больных методом заблуждения. Именно их автор коснется в своих исследованиях подробнее.

Быть психологом значит быть манипулятором. Общения без манипуляций практически не существует. Поэтому вся литература по психологии — это приемы манипуляций. Любой совет по психологии — это манипуляция, или во всяком случае он всегда содержит манипуляцию, так как в природе язык сверхчувственного общения (любовь и т. п.) бывает фрагментарно и реже, чем язык манипуля ционного общения. В связи с этим, если говорить о межличностных манипуляциях, надо говорить о практической психологии вообще, так как ее задача, зная «винтики» личности, решать проблемы личности.

НО ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАК БЫ ИСЧЕЗАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ ВООБЩЕ ОТДЕЛЬНО ПОДНИМАТЬ ВОПРОС О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЯХ. КСТАТИ, ИМЕННО ПОЭТОМУ АВТОР БОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИЛ МАНИПУЛЯЦИЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

И тем не менее попытаемся вновь взглянуть на феномен межличностных манипуляций.

Некоторые авторы сужают феномен манипуляции лишь до проявления его в межличностном общении. Автор данной книги считает, что манипуляции необходимо расссматривать в следующих направлениях:

1. ВИТАЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ. Манипуляции, направленные на выживание личности как физически, так и психологически. Сюда входят знания о защитных реакциях и сопротивлениях, а также теория пограничного анализа, разработанная автором. Теория пограничного анализа основана на принципе манипулятивного самозаблуждения, выдвигаемого автором.

2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

3. МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Впервые изучены автором психология и приемы обмана и манипуляций в различных сферах деятельности.

4. МАНИПУЛЯЦИИ ПРИ САМОСОЗНАНИИ. (Внутриличностные манипуляции). Работа по иллюзорному восприятию личности о себе выполнены автором (см. гл.1,2). Самообман личности является особой формой манипуляции при самосознании. Он появляется как следствие нецелостности личности, отсутствия внутренней опоры в себе. Человек играет разные роли, проявляя разное «Я» в различных ситуациях. (см. также Э.Берн).

Термин «манипуляция» происходит от латинского MANIРULUS, MANUS — «рука», РLЕ — "наполнять"). Часто слово «манипуляция» используется фокусниками, которые мастерски проводят отвлекаю щие приемы, а также скрывают истинные намерения и действия.

В целом речь идет о манипуляциях, когда имеет место создание каких-либо иллюзий и мастерское выполнение приемов введения в заблуждение.

Феномены манипуляций обсуждались Бессоновым (1971), Шиллером (1980), Розенбергом (1987). Искусство манипуляции изучено Ri Рer (1986), Goodin R.E.(1980). О человеке-манипуляторе пишет Шостром (1992). Не в одной из приведенных работ нет четкого определения понятия «манипуляция» [30–34].

Все приведенные выше исследования под манипуляцией понимают психологическое воздействие, при котором:

1. Скрытое (косвенное) воздействие на манипулируемого, о котором последний даже не догадывается.

2. Достижение манипулятором результата (цели):

а) изменение поведения манипулируемого;

а) изменение намерений и цели манипулируемого;

3. Намерения манипулируемого после такого воздействия не совпадают с его желаниями.

Автором дается более общее определение манипуляции (см. выше).

МАНИПУЛЯЦИЯ — ЭТО ИСКУССТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТОМ ИЛЛЮЗИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИ ТЕЛЬНОСТИ (ИЛИ О СЕБЕ), ВОСПРИНИМАЕМЫХ КАК ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ, ТАК И САМИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ИЛЛЮЗИЙ.

Это определение более исчерпывающее, так как все приведен ные выше определения вытекают из него (см. пункты). Действитель но, иллюзии перестают быть иллюзиями, как только исчезает скрытость воздействия. Манипулируемый является им до тех пор, пока находится в состоянии искаженного восприятия окружающей действительности. Разоблачение манипулятора ведет к исчезновению феномена манипулируемости.

Именно в мир манипуляций в силу рыночной реформы все глубже погружается наше общество. В застойное время манипуляции носили скрытый характер и были сосредоточены преимущественно на руководящих уровнях.

Манипуляции у людей, которые являются "винтиками общепролетарского движения", были невозможны. В настоящее время имеет место другая крайность — в силу масштабной безработицы и "особенностей переходного периода" люди часто предоставлены самим себе. Манипуляции выходят на передний план как единственный способ выживания. От того, каким манипуляциям отдаст предпочтение наше общество, будет зависеть духовное и физическое его выживание.

S СОГЛАСНО СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ АВТОРА 81 % ОПРОШЕННЫХ РЕСПОНДЕНТОВ ЗАЯВИЛО, ЧТО ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫЖИВАНИЕ, Т.Е. СПОСОБЫ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ НА ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ.

Автор считает, что причинами нервных заболеваний, наркома нии и алкоголизма и, как следствие, уменьшения продолжительно сти жизни, является "резкое погружение" общества в МИР МАНИПУЛЯЦИЙ.

Мир манипуляций плохо приживается в обществе бывших "винтиков общепролетарского движения". Одной из причин этого является НЕЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ МИРА МАНИПУЛЯЦИЙ, его законов и т. п. Несмотря на это в научно-психологической литературе ощущается большой недостаток работ, посвященных сугубо отечественным рыночным феноменам и манипуляциям, присущим нашему обществу. Социально-психологические феномены манипуляций в нашей стране специфичны. Именно поэтому не всегда полезны нашим читателям работы в области манипуляций, выполненные западными исследователями. К сожалению, в настоящее время вообще отсутствуют работы, посвященные анализу манипуляций в различных сферах деятельности нашего общества. Поэтому в настоящее время является актуальным исследование негативных и позитивных манипуляций.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconГрачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты
Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: Изд-во рагс, 1998. – 125...
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconЛитература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений
Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух...
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconКурс (2012/13 уч г.) П л а н семинарского занятия по теме: «Культурология и ее предмет. Структура культуры». Культура как предмет культурологии. Историческое развитие представлений о культуре
Современные культурологические теории. Психологическая концепция культуры З. Фрейда
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи философско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconГ. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима
Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список "Повести временных лет"
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconКонцепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными...
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» по философским и историческим наукам
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи философско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconЗавьялова Зинаида Сергеевна Особенности самопрезентации личности в условиях Интернет-коммуникации
I. Интернет как новая информационно-коммуникационная среда самореализации человека
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconСоциально-психологическая концепция имиджа науки в обществе
Работа выполнена в Центре истории организации науки и науковедения учреждения Российской академии наук
Рамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция iconТемы рефератов по дисциплине "Искусство делового общения"
Психологическая структура личности. Темперамент, характер, способности и их влияние на общение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница