Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток




Скачать 126.43 Kb.
НазваниеДоклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток
Дата15.12.2012
Размер126.43 Kb.
ТипДоклад
Доклад

руководителя Федерального агентства по рыболовству А.А. Крайнего

на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток


О перспективных задачах развития международного сотрудничества в сфере эффективного использования добываемого рыбного сырья


Пятый год подряд в столице Приморского края встречается международное рыбацкое сообщество. Уже стало традицией обсуждение самых острых вопросов развития мирового рыбного хозяйства. Анализ тенденций года, прошедшего с вашей прошлой встречи показал, что многие решения 2-го конгресса остаются актуальными и посей день.

3-й Международный Конгресс рыбаков, который мы открываем сегодня, как и прежде должен стать открытой площадкой для обсуждения новых путей взаимодействия партнеров из разных стран, разработки совместных предложений о развитии рыночных отношений. Какие важные задачи мы видим в международном сотрудничестве в сфере эффективного использования водных биоресурсов, создания взаимовыгодных условий цивилизованной и прозрачной торговли рыбопродукцией, улучшения её качества

Высокие темпы роста мирового народонаселения, по прогнозам ФАО, уже в ближайшем будущем, могут вызвать нарастание дефицита продовольствия, в особенности полноценных белковых продуктов питания. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства может частично решить данную проблему.

В отличие от продукции сельского хозяйства, водные биологические ресурсы воспроизводятся за счет природных, экологически безопасных и постоянно возобновляемых источников вещества и энергии: солнечного света, ветра, течений, процессов минерализации и т. д. При разумном устойчивом управлении рыболовством, водные биологические ресурсы Мирового океана могут обеспечивать ежегодное получение более 100 миллионов тонн полноценного белкового сырья, а при освоении технологий промысла и переработки таких объектов рыболовства, как криль, анчоусы, и другие малоиспользуемые ресурсы – в несколько раз больше.

В связи с чем, в настоящее время между ведущими рыболовными странами развернулась острейшая конкурентная борьба за обеспечение в долгосрочной перспективе прав на доступ к богатейшим биологическим ресурсам открытых районов Мирового океана. Дефицит торговли рыбопродукцией только в США составляет более 9 млрд. долларов, из-за чего инициируется создание новых запретных для промысла районов. Все меньше остается районов Мирового океана, не контролируемых какой-либо международной конвенцией.

Два месяца назад принят Федеральный Закон о стратегических отраслях, и именно рыбная ловля, а не переработка, не холодильники и транспортировка вошли в состав стратегических отраслей российской экономики. Это означает, что если какая-то иностранная компания решила приобрести блокирующий пакет отечественного рыболовецкого предприятия, то оно должно получить добро у нашего правительства. Сейчас обсуждается закон о биржах и биржевой торговле, и после его принятия, будут утверждены документы, необходимые для организации биржевой торговли водными биоресурсами на территории РФ.

Возвращаясь к теме борьбы за право пользования водными биоресурсами, хочу отметить, что нас беспокоит политика двойных стандартов прибрежных стран в отношении управления промыслом внутризональными и океаническими биоресурсами. Чили, Новая Зеландия и Австралия, активно используя средства массовой информации и неправительственные организации «зеленого» толка, призывают сохранить ресурсы Тихого океана для будущих поколений. Однако в их представлении это означает грабительский мало контролируемый лов в собственных зонах и полный запрет промысла в открытом океане. Понятно, что призывы России и других стран экспедиционного лова о проведении научных исследований и подготовке обоснованных мер регулирования промысла в открытых водах не находят отклика в этих странах, поскольку такие оценки покажут уровень резерва в использовании ресурсов открытого океана.

К сожалению, решения о полном закрытии для промысла целых областей Мирового океана принимаются и в отношении других океанов. Так, в 2004-2006 гг. на сессиях Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК) были закрыты следующие районы: северная часть хребта Рейкьянес; подводные горы Срединно-Атлантического хребта - Хекаты, Фарадей, Альтаир и Антиальтаир; банка Роколл и плато Хаттон. При этом, как и в Южной Пацифике, в большинстве из этих районов регулярный промысел и исследования в прошлые годы отсутствовали, в связи с чем, нельзя объективно судить о состоянии запасов промысловых рыб и их среды обитания до и после введения рассматриваемых мер.

Распространение таких мер управления и сохранения может привести в ближайшие годы к закрытию большей части открытых вод Мирового океана.

Таким образом, основная задача региональных рыбохозяйственных организаций должна заключаться в разработке современных программ изучения водных биоресурсов, всестороннем научном и практическом анализе результатов исследований и выработке на их основе адекватных состоянию экосистем мер регулирования промысла. Разумная активность рыбацкого сообщества в этом вопросе может перевесить чашу весов в пользу рационального использования, а не запрета на всякий промысел.

Региональные рыбохозяйственные организации должны обязать стран-участниц предоставлять исторические и современные данные промысловой статистики, а объединения рыбодобывающих компаний, в свою очередь, должны обеспечить потоки достоверной информации о фактическом вылове водных биоресурсов.

Правительство нашей страны взяло курс на сохранение позиций России в ряду ведущих морских держав в области промышленного рыболовства, возвращение к промыслу в открытой части Мирового океана, переход от продажи сырья к поставкам на мировые рыбные рынки продукции глубокой переработки.  В условиях растущей конкуренции, главными являются развитие и укрепление международного сотрудничества России с основными мировыми лидерами в области добычи и переработки водных биоресурсов на основе принципов добрососедства и взаимного партнерства.

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, также определила в качестве одного из главных направлений деятельности отрасли – возрождение экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана и разработку системы его научного сопровождения.

Учитывая изложенное, Росрыболовство выступило с инициативой учреждения открытого акционерного общества «Государственная корпорация «Росрыбфлот», 100 процентов акций которого будут принадлежать Государству. Эта организация при поддержке государства сможет обеспечить эффективную работу российского флота в удаленных районах океана.

Говоря о наращивании российского океанического рыболовства, нужно отметить, что в прошлые годы наша страна на международном рынке занимала нишу поставщика сырья. Что же касается стратегий развития рынков глубокой переработки и сбыта рыбопродукции, то участие России даже в наиболее крупных международных мероприятиях является крайне ограниченным.

Поскольку Росрыболовство, Правительство Российской Федерации предпринимают шаги, направленные на стимулирование развития глубокой переработки сырья и поставки водных биоресурсов только на отчественный берег, мы ожидаем активного развития перерабатывающего сектора рыбной отрасли с использованием современных технологий, создание которых российскими специалистами никогда не прекращалось. Настоящий Конгресс является мероприятием, которое позволит отечественным предприятиям, ассоциациям обменяться опытом с иностранными коллегами, наработать необходимые деловые связи для реализации новых видов продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Не смотря на то, что в прошлом году рыбаки уже обсуждали меры, которые могли бы создать более благоприятные условия для легального промысла и препятствовать браконьерству в морях и океанах, хочу еще раз остановиться на проблеме незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла водных биологических ресурсов (ННН-промысла).

Да, многие шаги за прошедший год предприняты на внутреннем и международном уровне регулирования рыболовства. Госсовет РФ на специальном заседании по проблемам рыболовства отдельно обсудил меры, направленные на сокращение браконьерства и улучшение условий деятельности законопослушных рыбопромысловых компаний. Большое значение имеет постановление правительства о доставке всего улова на российскую таможенную территорию. Полным ходом совершенствуется портовая деятельность.

Однако без совместных мероприятий, организованных на межправительственном уровне и непосредственно в международной рыбацкой среде борьба с поставками браконьерской продукции, обрушивающей цивилизованные рыночные отношения и создающей рыбакам репутацию преступного сообщества, положительных сдвигов ожидать не приходится.

Российская Федерация придает большое значение расширению международного сотрудничества в области предотвращения и пресечения ННН-промысла.

Методы браконьерской деятельности постоянно совершенствуются. Так, транспортные суда, вывозящие крабовую продукцию из ИЭЗ России, в основном ходят под флагами третьих стран: Панамы, Камбоджи, Грузии. Это создает правовые сложности для их проверки Береговой охраны. В то же время японцы, использую этот фактор, отказываются предоставлять Российской Федерации информацию об объемах краба и других ценных видов водных биоресурсов, ввозимых этими судами, ссылаясь на то, что это флот третьих стран.

В этой связи, при рассмотрении темы противодействия незаконному промыслу в последнее время уделяется большое внимание мерам по контролю за выгрузками в портах, а также работе по изоляции и блокированию судов-нарушителей.

Необходимо отметить, что Российской Федерацией как на двусторонней основе, так и в рамках международных рыбохозяйственных организаций проводится активная работа по совершенствованию координации и сотрудничества, с целью объединения усилий по борьбе с ННН-промыслом. Например, Российская Федерация, Норвегия, Исландия, Фарерские острова и ЕС являются участниками Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), в рамках которой активно разрабатываются подходы противодействия ННН-промыслу в конвенционном районе НЕАФК. Так, с 1 мая 2007 года вступила в действие новая «Схема контроля и принуждения», которая включила в себя новую Главу 5 «Государственный портовый контроль иностранных судов» (ГПК). Данная схема направлена на ужесточение мер противодействия ННН-промыслу и контроля за выгрузками рыбы в портах стран-участниц НЕАФК и перегрузками уловов в море.

Также рассматривается возможность распространения опыта ГПК на район регулирования таких организаций как НАФО, АНТКОМ, ИККАТ, а в последующем и на глобальном уровне.

В ближайшем будущем мы предлагаем аналогичные меры распространить на Азиатско-Тихоокеанский регион.

В рамках обменных нот между МИД России и Посольством Японии от 9 марта 2006 года компетентные органы Японии представляют России копии грузовых таможенных деклараций, представляемых капитанами российских судов, доставляющих рыбопродукцию в порты Японии.

С 2007 года возобновились консультации экспертов России и Японии по борьбе с браконьерским промыслом и незаконным вывозом рыбопродукции.

Понимая, что развитие сотрудничества в пресечении браконьерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе только с Японией недостаточно, в настоящее время аналогичная работа организована и проводится в отношении Республики Корея, КНР и КНДР. Проекты Соглашений о сотрудничестве в области предотвращения ННН-промысла в северо-западной части Тихого океана переданы этим странам и ожидаем от них позитивной реакции. В этих Соглашениях предусмотрено сотрудничество в обмене информацией о ввозе живых ресурсов, имеющих происхождение государства одной Стороны, на территорию государства другой Стороны; о заходе рыболовных судов с живыми ресурсами государства одной Стороны в порты государства другой Стороны для совершения торговых операций; о названии, типе, регистрационном номере страны, а также об объеме выгрузки живых ресурсов и продукции из них по каждому виду; о нарушениях законодательства в области рыболовства.

Мы предлагаем включить в Соглашения норму о посещении государства дополнительными лицами и экспертами в целях обмена опытом и информацией по вопросам выявления и пресечения незаконных поставок живых ресурсов.

Мы будем стремиться заключить двусторонние соглашения о сотрудничестве по вопросам ННН-промысла со всеми странами ведущими промысел в северной части Тихого океана.


Помимо перечисленных задач, считаю необходимым предложить к обсуждению на Конгрессе вопрос о создании единой международной информационной базы учета происхождения и движения (прослеживаемости) рыбопродукции, которая может стать эффективным инструментом борьбы с ННН-промыслом.

Прослеживаемость продуктов питания, в частности, рыбной продукции, сегодня стоит на повестке дня мировой рыбной отрасли.

Прослеживаемость – это возможность проследить путь продукта как к началу, так и к концу технологической цепочки и однозначно идентифицировать единицу или партию продукта на всех стадиях от вылова, переработки и движения к потребителю. Для гарантии качества продукта необходимо показать весь путь этой единицы или партии продукции через все промежуточные этапы производственного процесса и системы снабжения.

Какие этапы должна включать такая система:

1. Прослеживаемость поставщика, гарантирующая получение информации об источнике сырья и сопутствующих ингредиентов по учетным документам.

2. Прослеживаемость переработки, гарантирующая возможность идентификации всех составляющих технологического процесса на конкретном предприятии.

3. Прослеживемость потребителя, гарантирующая учет потребителей отдельных видов продукции.

Что мы имеем в настоящее время: подавляющее большинство береговых перерабатывающих предприятий, особенно расположенных в центральных регионах страны, пользуются импортным сырьем, поскольку здесь гарантируется качество. Рыбное сырье, поставляемое отечественными предприятиями как правило портится в процессе перевозки и нарушения условий хранения.

Для учета предприятий, являющихся добросовестными поставщиками, необходимо создать систему уникальных идентификационных кодов, которая могла бы использоваться для определения происхождения рыбы и в дальнейшем связываться с учетными записями других участников цепочки от добычи сырья до потребителя готовой продукции.

Даже в пределах одного государства система поставок очень сложна, продукты движутся по самым разным маршрутам. Эта сложность обусловлена и огромными пространствами, широким спектром методов добычи, видов конечной продукции и спектром деятельности каждой компании. В течение последних лет ЕС пытается организовать систему прослеживаемости рыбопродуктов и уже сталкивается с дополнительными проблемами, возникающими из-за несовместимости информационных систем, ведения документации на разных языках. Тем не менее прослеживаемость рассматривается как неотъемлемая часть системы контроля, обеспечивающей безопасность продовольствия и защиту потребителя. В законах ЕС, регулирующих вылов и производство рыбной продукции, содержатся положения, касающиеся прослеживаемости.

Современная маркировка продукции, поставляемой на берег обычно позволяет идентифицировать только виды биоресурсов и дату выгрузки, а название судна часто теряется при попадании к агентам-закупщикам. При потере информации о месте, времени и способе вылова невозможно проследить судьбу партии продуктов до регистрационных записей отдельных судов.

Глобализация мировой рыбной отрасли в отношении источников сырья, переработки и реализации повышает требования к прослеживаемости продуктов. Чтобы гарантировать качество и безопасность продуктов необходимо сообщать по системе поставок и конечному потребителю информацию о происхождении и переработке продукта.

Организация системы прослеживаемости вместе с регулярными проверками рыбодобывающих и транспортных судов должна в совокупности препятствовать попаданию на рынки браконьерских поставок, влияющих на ценообразование и репутацию продукции рыболовства каждой страны.

Прослеживаемость может обеспечить добавленную стоимость продукции, если её происхождение связано с конкретными торговыми марками или, например знаками аккредитации Морского попечительского совета («Продукт ресурсосберегающего рыболовства»)

По результатам проведенного нами анализа можно сделать вывод о том, что на данный момент в мировой практике отсутствует прецедент заключения двусторонних соглашений, позволяющих отслеживать происхождение и движение рыбопродукции.

Следует отметить, что государства, на протяжении последних лет в больших объемах импортирующие рыбу и рыбопродукцию российского происхождения, в принципе могут согласиться на проведение подобных переговоров, однако не стоит ожидать, что с их стороны в ближайшем будущем будут сделаны конкретные шаги по заключению таких соглашений, так как введение в действие подобной системы международного учета рыбопродукции крайне негативно отразится на деятельности местных предпринимателей, ориентированных в своей работе на водные биологические ресурсы российского происхождения, добытые и поступающие на рынок как законно, так и с нарушением законов и правил.

В качестве примера можно привести Японию, Южную Корею, КНР, которые на протяжении нескольких лет по разным причинам затягивают подписание межправительственных соглашений о сотрудничестве в области предотвращения ННН - промысла и незаконных поставок рыбопродукции. В тоже время следует отметить, что Госкомрыболовством России на протяжении последних нескольких лет как в рамках межправительственных смешанных комиссий по рыболовству, так и в рамках технических консультаций рассматриваются проекты соответствующих соглашений по предотвращению ННН - промысла и незаконных поставок рыбопродукции в морские порты. Так 19-20 июня 2008 года в Госкомрыболовстве России проходил второй раунд межправительственных российско-японских технических консультаций по данной проблеме.

Вместе с тем, вопрос создания единой международной информационной базы учета происхождения и движения рыбопродукции может быть решен в рамках региональных организаций по управлению рыболовством (НЕАФК, НАФО, АНТКОМ, СЕАФО, ИККАТ и т.д.).

В настоящее время Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО ООН) разрабатывает единую глобальную систему по контролю за добычей рыбы, ее доставкой в порты, переработкой и реализацией. Основными компонентами такой системы являются: единый международный банк данных о рыболовных судах; система контроля, наблюдения и мониторинга за деятельностью рыболовных судов; контроль за судами со стороны портовых властей; экомаркировка готовой продукции.

В этих целях 23-27 июня 2008 года в Риме, Италия прошли Технические консультации ФАО ООН по выработке проекта мер государства порта, имеющих обязательную юридическую силу, для предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН - промысла. В работе Технических консультаций принимали участие около 200 представителей из 62 стран (в том числе и Российской Федерации), Евросоюза и 15 неправительственных организаций. Целью Технических консультаций являлось рассмотрение проекта «Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, нерегистрируемого и нерегулируемого рыбного промысла» для дальнейшего представления его согласованного варианта в Комитет по рыболовству ФАО (КОФИ) на утверждение.


Все перечисленные мною мероприятия не могут быть реализованы без добровольного инициативного участия рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний.

Желаю всем участникам Конгресса плодотворной работы в течение ближайших дней, призываю вас к открытому и конструктивному обсуждению проблем мирового рыболовства и рынка рыбопродукции. Организация коллективного, консолидированного отстаивания своих взглядов и интересов рыбаками всех стран будет свидетельствовать о формировании нового уровня международных отношений в сфере рыбного хозяйства.

Похожие:

Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconПриказ Федерального агентства по рыболовству от 18 ноября 2008 г. N 335 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном
Приказ Федерального агентства по рыболовству от 18 ноября 2008 г. N 335 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской...
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconТехническое задание на работы по модернизации и дооборудованию аппаратно-программных комплексов интегрированной информационно-вычислительной системы Федерального агентства по рыболовству в 2010 году Расшифровка встречающихся сокращений
Модернизация и техническое перевооружение аппаратно-программных комплексов (далее работы) интегрированной информационно-вычислительной...
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconПриказ Федерального агентства по рыболовству от
Об утверждении Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconДоклад руководителя Федерального агентства геодезии и картографии А. В. Бородко
Роскартография придает очень большое значение сегодняшнему совещанию, поскольку наши совместные решения будут служить Роскартографии...
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconРегламент проведения отраслевой предметной Олимпиады школьников вузов Росрыболовства по химии, физике, математике, биологии
Начальник Управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству, д б н. В. А. Беляев
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconДоклад временно замещающего должность руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области Акбердина В. В

Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток icon«Костромская областная ветеринарная лаборатория»
Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconРыбоводству помогут материально
Донской губернатор Василий Голубев и руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний побывали на Новочеркасском...
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconНаучное обоснование системы сохранения здоровья курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских
Сибирского отделения рамн (г. Новокузнецк); на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Доклад руководителя Федерального агентства по рыболовству А. А. Крайнего на Международном конгрессе рыбаков в г. Владивосток iconПетрозаводск 2005 it-инновации в образовании ббк 74. 202. 53
Солинова Марина Владимировна, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница