Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология




Скачать 258.44 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология
Дата конвертации15.12.2012
Размер258.44 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Геологический факультет






УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор___________________ Елина Е.Г.

"__" __________________20__ г.



Рабочая программа дисциплины

Недропользование


Направление подготовки

020700 Геология


Профиль подготовки

Экологическая геология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины



Целью освоения дисциплины «Недропользование» является показать особенности освоения и восполнения минерально-сырьевой базы в современных экономических и правовых условиях, обосновать идею решения проблемы рационального недропользования в экономических интересах государства. Кроме того, ввиду распространенности месторождений сложного геологического строения целью является научить студента определять достоверность содержания полезного компонента в недрах при разведке, методы оценки ее влияния на изменение производственной мощности рудников, технико-экономические показатели и стоимость запасов минерально-сырьевых ресурсов.

Основные задачи дисциплины:

- оценить роль минерально-сырьевых ресурсов в истории и будущем мировой цивилизации;

- проанализировать состояние минерально-сырьевой базы России, ее особенности как объекта освоения и восполнения, значимость для экономики страны и национальной безопасности;

- дать оценку использования запасов недр и законов, регулирующих недропользование;

- ознакомиться с концепцией ресурсосберегающего недропользования, предусматривающей привлечение минерально-сырьевых ресурсов к формированию технико-экономических показателей горнопромышленного комплекса при обосновании выбора рациональной геотехнологии разработки месторождений и распределение дохода с соблюдением экономических интересов государства и недропользования;

- освоить методы решения ключевых задач недопользования, а также методы определения стоимости запасов полезных компонентов, используемых для производства товарной продукции.

Реализация перечисленных задач данной дисциплины позволит студентам приобрести знания об определениии стоимости разведанных запасов полезных ископаемых, расходуемых на производство товарной продукции предприятиями горнопромышленного комплекса, с обоснованием выбора рациональной геотехнологии с учетом стоимости ресурсов недр, с распределением дохода от эксплуатации месторождений с соблюдением сбалансированности.

Важным результатом изучения дисциплины "Недропользования" является получение навыков работы с инженерными средствами защиты окружающей среды и оценки соответствия их уровня работы существующим нормативам, а также навыков действий в различных экстремальных экологических ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Недропользование» относится к вариативной (по выбору) части профессионального цикла ООП.

Особое внимание в курсе «Недропользования» уделяется вопросам связи недропользования с геологическими процессами, экологической геохимии, а также методам геологического картирования. Изложены концептуальные и организационно-правовые основы недропользования, его особенности на горном производстве и при бурении скважин.

Концепции "Недропользование" основаны на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин и имеет целиком прикладную направленность.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Недропользование» необходимы для успешной подготовки к итоговой аттестации и являются обобщающими для ряда дисциплин, предусмотренных ООП.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


Общекультурные компетенции:

- готов к операции с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способен использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении персоналом (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);


Профессиональные компетенции:

- готов к работе на полевых и лабораторных инженерно-экологических и геохимических приборах, установках и оборудовании (ПК-5);

- способен использовать информацию из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ПК-6);

- способен самостоятельно осуществлять сбор геологической информации, использовать в научно-исследовательской деятельности навыки полевых и лабораторных геохимических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и эколого-геологических исследований (ПК-7);

- готов применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых геохимических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и эколого-геологических исследований при решении научно-производственных задач (ПК-9);

- готов участвовать в организации научных и научно-практических семинаров и конференций (ПК-12);

- способен участвовать в составлении проектов производственных эколого-геологических работ (ПК-13);

- способен пользоваться нормативными документами, определяющими качество проведения лабораторных геохимических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и эколого-геологических работ (ПК-14);

- способен использовать профильно-специализированные знания в области экологической геологии и инженерной экологии (ПК-15).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: базовый материал теоретических и прикладных основ «Недропользования»;

экологические принципы проведения инженерно-экологических мероприятий;

теоретические основы охраны окружающей среды и ресурсов;

основы взаимоотношения природы, человека и техносферы;

о международных достижениях в области инженерной защиты окружающей среды и ресурсосберегающих технологиях;

Уметь: применять знание основ «Недропользования» в научно-исследовательской, просветительской, организационно-управленческой и других видах деятельности;

использовать инженерно-экологическую технику и технологии;

использовать нормативные документы об инженерно-экологической защите окружающей среды;

Владеть методами и приемами защиты окружающей среды, позволяющими минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных экологических ситуациях;

провести профессиональный анализ загрязнения атмосферы, вод и почвы;

оценить санитарные условия в рабочей зоне, населённых местах;

использовать инженерно-технические средства защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы, 218 академических часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

КСР

1

Роль минерально-сырьевой базы в становлении и развитии человеческой цивилизации

4


1


16


2


4


8


2

Контрольные вопросы


1.1

Масштабы использования минерально-сырьевых ресурсов

4






















1.2

Значимость минерально-сырьевой базы для России

4






















2

Минерально-сырьевая база как объект освоения и восполнения

4

2

20

4

4

10

2

Контрольные вопросы

2.1

Значимость минерально-сырьевой базы для России

4






















2.2

Полнота использования минерально-сырьевой базы

4






















2.3

Особенности минерально-сырьевой базы как объекта восполнения

4






















3

Основные проблемы недропользования

4

3

18

2

4

10

2

Контрольные вопросы, активность и результаты работы на практических занятиях

3.1

Законы, регулирующие недропользование

4






















3.2

Концепция ресурсосбалансированного недропользования

4






















4

Стоимость запасов полезных ископаемых, погашенных при разработке месторождений

4

4-6

34

10

12

10

2

Контрольные вопросы, активность и результаты работы на практических занятиях

4.1

Исходные положения к определению стоимости запасов полезных ископаемых

4






















4.2

Факторы, определяющие стоимость запасов полезного ископаемого, погашенных при разработке месторождения

4






















4.3

Определение расходов горнопромышленного комплекса на восполнение минерально-сырьевой базы

4






















4.4

Определение стоимости запасов полезных компонентов в недрах

4






















5

Метод обоснования геотехнологии с позиций рационального недропользования

4

7-9

28

6

10

10

2

Контрольные вопросы, активность и результаты работы на практических занятиях

5.1

Критерии экономической оценки конкурирующих вариантов геотехнологии

4






















5.2

Формирование себестоимости продукции горнопромышленного комплекса с привлечением ресурсов недр

4






















5.3

Роль стоимости запасов полезного компонента в экономическом обосновании геотехнологии

4






















5.4

Метод обоснования экономически рациональной геотехнологии

4






















5.5

Пример технико-экономической оценки и обоснования рациональной геотехнологии

4






















6

Методический подход к распределению дохода с соблюдением сбалансированности экономических интересов владельца и пользователя недр

4

10-11

24

4

8

10

2

Контрольные вопросы, активность и результаты работы на практических занятиях

6.1

Принцип и основа для обеспечения сбалансированности экономических интересов участников освоения месторождений при распределении дохода от реализации товарной продукции

4






















6.2

Метод распределения дохода от реализации товарной продукции при эксплуатации месторождений

4






















6.3

Пример распределения дохода при различных условиях освоения месторождений

4






















7

Достоверность геолого-рзведочной информации о запасах месторождений сложного геологического строения

4

12

20

4

4

10

2

Контрольные вопросы, активность и результаты работы на практических занятиях

7.1

Неопределенность геолого-разведочной информации

4






















7.2

Классификация и разведанность запасов полезных ископаемых

4






















7.3

Погрешность определения содержания полезного компонента в недрах

4






















8

Влияние достоверности геолого-разведочной информации на технико-экономические показатели освоения месторождений

4

13-14

20

4

8

6

2

Контрольные вопросы, активность и результаты работы на практических занятиях

8.1

Достоверность геолого-разведочной информации о запасах месторождений и производственная мощность горного предприятия

4






















8.2

Достоверность геолого-разведочной информации о запасах и возможности достижения технико-экономических показателей горного предприятия

4






















8.3

Достоверность геолого-разведочной информации и ожидаемая стоимость запасов полезного компонента в месторождении

4

























Итоговая аттестация








36













Форма итоговой аттестации - экзамен




Итого:







216

36

54

74

16





Содержание учебной дисциплины


Раздел 1. Роль минерально-сырьевой базы в становлении и развитии человеческой цивилизации

Масштабы использования минерально-сырьевых ресурсов. Значимость минерально-сырьевой базы для России.


Раздел 2. Минерально-сырьевая база как объект освоения и восполнения.

Значимость минерально-сырьевой базы для России. Полнота использования минерально-сырьевой базы. Особенности минерально-сырьевой базы как объекта восполнения.


Раздел 3. Основные проблемы недропользования

Законы, регулирующие недропользование. Концепция ресурсосбалансированного недропользования.


Раздел 4. Стоимость запасов полезных ископаемых, погашенных при разработке месторождений

Исходные положения к определению стоимости запасов полезных ископаемых. Факторы, определяющие стоимость запасов полезного ископаемого, погашенных при разработке месторождения. Определение расходов горнопромышленного комплекса на восполнение минерально-сырьевой базы. Определение стоимости запасов полезных компонентов в недрах.


Раздел 5. Метод обоснования геотехнологии с позиций рационального недропользования

Критерии экономической оценки конкурирующих вариантов геотехнологии. Формирование себестоимости продукции горнопромышленного комплекса с привлечением ресурсов недр. Роль стоимости запасов полезного компонента в экономическом обосновании геотехнологии. Метод обоснования экономически рациональной геотехнологии. Пример технико-экономической оценки и обоснования рациональной геотехнологии.


Раздел 6. Методический подход к распределению дохода с соблюдением сбалансированности экономических интересов владельца и пользователя недр

Принцип и основа для обеспечения сбалансированности экономических интересов участников освоения месторождений при распределении дохода от реализации товарной продукции. Метод распределения дохода от реализации товарной продукции при эксплуатации месторождений. Пример распределения дохода при различных условиях освоения месторождений.


Раздел 7. Достоверность геолого-рзведочной информации о запасах месторождений сложного геологического строения

Неопределенность геолого-разведочной информации. Классификация и разведанность запасов полезных ископаемых. Погрешность определения содержания полезного компонента в недрах.


Раздел 8. Влияние достоверности геолого-разведочной информации на технико-экономические показатели освоения месторождений

Достоверность геолого-разведочной информации о запасах месторождений и производственная мощность горного предприятия. Достоверность геолого-разведочной информации о запасах и возможности достижения технико-экономических показателей горного предприятия. Достоверность геолого-разведочной информации и ожидаемая стоимость запасов полезного компонента в месторождении.


5. Образовательные технологии

В учебном процессе предусмотрено широкое применение интерактивных форм проведения занятий с использованием мультимедийного оборудования. Занятия лекционного типа проиллюстрированы презентациями, включающими материалы учебных пособий, справочников и Интернет-ресурсов, фрагменты учебных и научно-популярных фильмов, схемы и таблицы данных, слайды и др. Применение мультимедийных технологий позволяет повысить степень усвоения материала лекций, прежде всего, за счет высокой наглядности информации. Ряд тем дисциплины раскрывается при помощи ведомой (управляемой) дискуссии или беседы.

На практических занятиях предусмотрено использование таких активных форм как: метод проектов, деловые игры, разбор конкретных ситуаций (кейс-метод) с их анализом и предложением возможных решений. Приветствуются выступления студентов на семинарах с использованием составленных ими презентаций (например, с помощью программного обеспечения Power Point) по теме доклада. В рамках практических занятий проводятся ознакомительные занятий студентов с работой инженерно-экологических приборов лаборатории геоэкологии и экологической геохимии геологического факультета СГУ.

Текущий контроль и самоконтроль знаний студентов проводится во время семинарского или практического занятия при помощи мультимедийных технологий. При самоконтроле проверочные задания в тестовой форме выводятся на общий экран, студенты отвечают на поставленные вопросы, а затем на экране демонстрируется правильный ответ. Сравнивая собственные ответы с правильными вариантами, обучающиеся сразу узнают о верном выполнении задания или допущенных ошибках.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Для закрепления полученных знаний и приобретения навыков и умений в отношении проблем данной дисциплины каждому студенту предлагается написать контрольную (реферативную) работу (объемом примерно 10 печ. л.) по одной из перечисленных тем.

Темы контрольных работ (рефератов)

  1. Правовые вопросы недропользования в России. Закон РФ «О недрах».

  2. Укрепление минерально-сырьевой базы – основа стабильного развития России.

  3. Современное состояние минерально-сырьевой базы и горнодобывающей промышленности России.

  4. Воспроизводство и использование минерально-сырьевой базы России.

  5. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.

  6. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

  7. Порядок проведения геолого-разведочных работ по стадиям (твердые полезные ископаемые).

  8. Поиск и разведка месторождений полезных ископаемых.

  9. Вопросы недропользования в проекте Налогового кодекса РФ.

  10. Освоение и сохранение недр Земли.

  11. Экономическая оценка месторождений цветных металлов.

  12. Геометризация месторождений полезных ископаемых.

Лабораторный практикум

1. Прогноз и поиски на основе геологической карты.

2. Ознакомление с оборудованием лаборатории опробования.

Расчетно-графические работы

1. Построение геологических разрезов по данным документации скважин.

2. Геометризация рудного тела линзовидной формы.

3. Геометризация рудоносной жилы в горной местности с размещением разведочных выработок.

4. Исследование изменчивости параметров (содержания, мощности) никеленосной залежи (в разрезе).

5. Составление схемы обработки проб.

6. Оконтуривание рудных тел в разрезе, на плане.

7. Оконтуривание и подсчет запасов триокисида вольфрама в жильном теле способом геологических блоков.

8. Оконтуривание, блокировка и подсчет запасов медноколчеданной залежи способом вертикальных разрезов.

Вопросы к курсу


  1. Что относится к исчерпаемым и неисчерпаемым ресурсам?

  2. Опишите различные стороны горного производства: добыча полезных ископаемых, обогащение, подземное строительство и эксплуатация подземных сооружений.

  3. Расскажите об открытых, полуоткрытых и закрытых системах горного производства?

  4. Какие известны технологические методы мероприятия по рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр?

  5. Назовите мероприятия по управлению напряженно-деформированным состоянием горного массива.

  6. В чем смысл закладочных работ и заблаговременного сооружения пространственных опорных конструкций?

  7. Что относится к общим направлениям освоения подземных пустот на действующих и подземных рудниках?

  8. Расскажите об инженерных методах подготовки массива к повторному использованию недр.

  9. Расскажите об эколого-экономическом анализе эффективности предлагаемых технологических и природоохранных мер.

  10. Какие применяют геотехнологические методы для добычи твердых полезных ископаемых с помощью скважин?

  11. Какие бывают виды нарушений природной среды при проведении буровых работ?

  12. Что такое оборотное водоснабжение?

  13. Какие существуют методы ликвидации нефтяных загрязнений водных объектов?

  14. Назовите мероприятия по охране водных ресурсов при бурении скважин.

  15. Перечислите состав основных природоохранных мероприятий для разных этапов строительства скважин.

  16. В чем проявляется техногенное воздействие на геологическую среду?

  17. на каких стадиях геологоразведочных работ осуществляется геоэкологические исследования?

  18. Где локализуются в земной коре твердые полезные ископаемые?

  19. Где локализуются в земной коре месторождения нефти и газа?

  20. Как систематизируют сложноструктурные образования?

  21. Перечислите организационно-нормативные положения геоэкологии недропользования. Укажите последовательность их выполнения.

  22. Объясните понятия: экологический ущерб, экологические нормативные платежи и экологическая эффективность.

  23. Перечислите показатели эффективности инвестиционных проектов.

  24. В чем заключается технико-экономические сравнение вариантов технологии по приведенным затратам?

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).


а) основная литература:

1. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. – М.: Изд-во МГГУ, 2002. – 849 с.

2. Трубецкой К.Н. Экологические проблемы освоения недр при устойчивом развитии природы и общества/ К.Н. Трубецкой, Ю.П. Галченко, Л.И. Бурцев. – М.: Научтехиздат, 2003. – 261 с.

б) дополнительная литература:

1. Баранников А. Г., Угрюмов А. Н., Дворник Г. П. Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых (Лабораторный практикум с основами теории). Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2004. 104 с.

2. Петруха Л. М. Разведка месторождений полезных ископаемых: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГА, 2003. 247 с.

3. Поротов Г. С. Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых: Учебник. СПб: Изд-во С.-Петербургского  горного ун-та, 2004. 244 с.

4. Аристов В. В., Роков А. Н. Локальный прогноз и методика поисков месторождений твердых полезных ископаемых основных промышленных типов: Учебное пособие. М.: Изд-во МГОУ, 1996. 419 с.

5. Волков В. Н. Введение в разведку полезных ископаемых: Учебное пособие. СПб: Изд-во С.-Петербургского госуд. ун-та, 2007. 136 с.

6. Волков В. Н. Геологическая документация и опробование поисково-разведочных выработок: Учебное пособие. СПб: Изд-во С.-Петербургского госуд. ун-та, 2007. 120 с.

7. Газета «Российские недра» (2006-2007).

8. Закон «О недрах», 1992.

9. Панов Ю. К. Опробование полезных ископаемых: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 1996. 102 с.

10.Рудничная геология: Учебное пособие / Мягков В. Ф., Быбочкин А. М., Бугаев И. И. и др. М.: Изд-во Недра, 1986. 199 с.

11. Путинцев В.К. О значении общегеологических работ в воспроизводстве минерально-сырьевой базы и приоритетных направлениях их развития/ В.К. Путинцев, А.Х. Кагарманов, Ю.П. Ненашев // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2002.

12. Белов С.В. Сколько стоят наши благородные металлы и алмазы? / С.В. Белов, С.Я. Медведовский, И. С. Ротфельд // Использование и охрана природных ресурсов России. – 2003. - №4-5. – с. 42-44.

13. Козловский Е.А. Укрепление минерально-сырьевой базы – основа стабильного развития России/ Е.А. Козловский, М.И. Щадов // Горн. журн. – 1999. - №2. – С. 3-7.

14. Милютин А.Г. Экология: геоэкология недропользования /А.Г. Милютин, Н.К. Андросова, И.С. Калинин, А.К. Порцевский – М.: Высш. шк., 2007. – 440с.

15. Мельников Н.В. Комплексное использование месторождений полезных ископаемых // научные основы оптимизации использования месторождений полезных ископаемых и охрана недр. – М.: 1977. – С. 34-55.

16. Разовский Ю.В. Горная рента. – М.: Бонд, 1999.

17. Мельников Н.Н. Экономические аспекты освоения месторождений (грант РФФИ №01-05-78003 )// Н.Н. Мельников, В.М. Бусырев. – Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2001. – 156 с.

18. Аренс В.Ж. Физико-химическая геотехнология. – М., МГГУ, 2001;

19. Милютин А.Г. Бурение скважин. Геоэкология. Уч. пособие // Милютин А.Г., Андросова Н.К., Калинин И.С. – М., изд. МГОУ, 2001.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ноутбук, видеопроектор, звуковые колонки, съемные носители информации (DVD-, CD- диски, флеш-карта).

Лабораторное оборудование: хроматографический комплекс Кристалл-5000, атомно-абсорбционный спектрометр «Квант-2АТ», люминесцентный микроскоп «ЛЮМАМ».


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Геология».


Автор: доцент Т.К. Хавкина


Программа одобрена на заседании кафедры геоэкологии СГУ от 14.02.2011 года, протокол № 1.


Подписи:


Зав. кафедрой, профессор ________________ А.В. Иванов


Декан геологического факультета, доцент ___________ Е.Н. Волкова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconПрограмма дисциплины Антропогенная геология Направление подготовки 020700 Геология
Целью освоения дисциплины «Антропогенная геология» является формирование у студентов знаний о масштабах и степени преобразованности...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconРабочая программа дисциплины Эколого-геологическое проектирование и экспертиза Направление подготовки 020700 «Геология»
Геология. При освоении данной дисциплины необходимы знания, приобретенные обучающимся в результате освоения всех геологических, гидрогеологических,...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconСписок профилей по направлению подготовки 020700
Пк-7 – пк-14 компетенции выпускника по профилям подготовки Геология; Геофизика; Геохимия; Гидрогеология и инженерная геология; Геология...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconПрограмма междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 020700 «Геология»
Программа составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 020700 «Геология», утвержденного 29. 03. 2010 г. (№231)

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconНаправление 020300 геология вопросы и учебно-справочная литература
Государственный экзамен на степень бакалавра геологии: направление 020700 Геология. Вопросы и учебно-справочная литература / С. И....

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 020700 Геология и профилю подготовки...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconРабочая программа учебной дисциплины нефтегазовая геология Специальность: 130101 «Прикладная геология»
«Нефтегазовая геология» входит в состав базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки специалистов – горных инженеров-специализации...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconПрограммы магистратуры по направлению подготовки 020700 Геология Требования к формированию общекультурных и профессиональных компетенций выпускника данной магистерской программы
Фгос впо магистра по направлению подготовки Геология. Профессионально-специализированные компетенции приводятся в вузовской ооп в...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconОбразовательная магистерская программа «Геология и геофизика мегаполисов и крупных городских агломераций» Направление 020300 геология
Лица, имеющие диплом бакалавра наук по направлению подготовки 020300 Геология зачисляются на основную образовательную программу подготовки...

Программа дисциплины Недропользование Направление подготовки 020700 Геология iconРабочая программа дисциплины опд ф. 09 «Инженерная геология» для специальности 270102 (290300) «п г с» направление подготовки 653500 «Строительство»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница