С. А. Казанцев Спортивное ориентирование




НазваниеС. А. Казанцев Спортивное ориентирование
страница1/6
Дата15.12.2012
Размер0.89 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


С.А.Казанцев


Спортивное ориентирование

Физкультурно-спортивное

совершенствование

Учебно-методическое пособие

(Электронный вариант www.w-n.ru (статьи)




Санкт-Петербург, 2010


УДК 798.5.074.5

Казанцев, С.А Спортивное ориентирование. Физкультурно-спортивное совершенствование. Национальный гос. ун – т физ. культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2010. – 60 с.


Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров по направлению 032100 (62) - 'физическая культура', специализирующихся на изучении дисциплины «спортивное ориентирование» и является дополнительным материалом при освоении учебного комплекса по физкультурно–спортивному совершенствованию (ФСС) в данной дисциплине.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей физкультурных вузов, программы которых предусматривают изучение спортивного ориентирования как учебной дисциплины, а также специалистов в области физической культуры, менеджмента спорта и туризма.


НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Санкт - Петербург, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ




Содержание

3




Введение

4

Раздел 1

Ориентирование бегом

6

Тема 1.1

Общефизическая и специальная физическая подготовка

7

Тема 1.2

Специальная технико-тактическая подготовка к соревнованиям и изучение правил соревнований. Обеспечение безопасности при занятиях ориентированием

12

Тема 1.3

Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях.

19

Тема 1.4

Инструкторская и судейская практика

25

Раздел 2

Ориентирование на лыжах

30

Тема 2.1

Общефизическая и специальная физическая подготовка

31

Тема 2.2

Специальная технико-тактическая подготовка к соревнованиям и изучение правил соревнований. Обеспечение безопасности при занятиях ориентированием

33

Тема 2.3

Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях

37

Тема 2.4

Инструкторская и судейская практика

38

Раздел 3.

Ориентирование на велосипедах

41

Тема 3.1

Общефизическая и специальная физическая подготовка

42

Тема 3.2

Специальная технико-тактическая подготовка к соревнованиям и изучение правил соревнований. Обеспечение безопасности при занятиях ориентированием

42

Тема 3.3

Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях

43

Тема 3.4

Инструкторская и судейская практика

44

Раздел 4

Рогайн – одна из дисциплин спортивного ориентирования

46

Тема 4.1

Общефизическая и специальная физическая подготовка

47

Тема 4.2

Специальная технико-тактическая подготовка к соревнованиям и изучение правил соревнований. Обеспечение безопасности при занятиях ориентированием

47

Тема 4.3

Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях

52

Тема 4.4

Инструкторская и судейская практика

52

Раздел 5

Ориентирование по тропам

55

Тема 5.1

Общефизическая и специальная физическая подготовка

55

Тема 5.2

Специальная технико-тактическая подготовка к соревнованиям и изучение правил соревнований. Обеспечение безопасности при занятиях ориентированием

56

Тема 5.3

Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях

58

Тема 5.4

Инструкторская и судейская практика

58




Библиография по спортивному ориентированию

60


ВВЕДЕНИЕ


Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров по направлению 032100 (62) - 'физическая культура', специализирующихся на изучении дисциплины «спортивное ориентирование» и является дополнительным материалом при освоении учебного комплекса по физкультурно–спортивному совершенствованию (ФСС) в данной дисциплине.

Учебный комплекс ФСС разработан с учетом требований к учебным комплексам по спортивно-педагогическим дисциплинам ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» и предназначен для студентов 1-4 курсов обучающихся на педагогическом факультете НГУ ФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта.

Учебно-методическое пособие направлено на овладение студентами, систематизированными теоретико-методическими знаниями, практическими и профессионально-педагогическими умениями и навыками участия в соревнованиях и проведения различных видов соревнований по спортивному ориентированию, а также организацию соревнований по спортивному ориентированию, осуществляемых на государственных и общественно-самодеятельных началах.

Учебно-методическое пособие состоит из пяти взаимосвязанных учебных разделов в соответствии с различными видами спортивного ориентирования: ориентирование бегом, ориентирование на лыжах, ориентирование на велосипедах, рогайн и ориентирование по тропам (для инвалидов) . Каждый из разделов, в свою очередь, состоит из определенных тем в соответствии с учебным планом и распределением часов учебного времени.

Цель курса: дать студентам углубленное представление о месте спортивного ориентирования в системе спорта и роли его в совершенствовании физического и нравственного потенциала человека.

Задачи курса:

  • развитие профессионального интереса к видам спортивного ориентирования и тренерско-преподавательской деятельности в данной сфере;

  • формирование научно-обоснованных взглядов и убеждений, знаний, умений, навыков, необходимых высококвалифицированным спортсменам и тренерам в профессиональной деятельности по спортивному ориентированию

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Реализация данной программы в совокупности с выполнением всех требований подготовки бакалавра дает право выпускникам работать организаторами спортивного ориентирования, тренерами, преподавателями, проводить независимые экспертизы и исследования, а также другие высококвалифицированные работы в сфере спортивного ориентирования.


Раздел 1 Ориентирование бегом (Foot orienteering)


Ориентирование бегом является видом спорта группы выносливости, Этот спорт требует от спортсмена не только хороших атлетических качеств, но он включает в себя множество психических компонент, обусловленных необходимостью самостоятельно принимать решения в условиях интеллектуального риска.

Спортсмен бежит по маршруту, обозначенному на карте, но не обозначенному на местности, при этом во время работы он должен пользоваться только картой и компасом. Карта содержит подробную информацию о местности, такую как рельеф земной поверхности, естественные препятствия и т.д. Чтобы быть успешным в спортивном ориентировании, спортсмену необходимо иметь навыки быстрого чтения карты, абсолютной концентрации внимания и способности быстро принимать решения, выбирая наилучший маршрут во время работы при высокой скорости бега.

Существует широкий спектр соревнований по ориентированию: индивидуальные соревнования и эстафеты, от суперспринтов в городских парках до марафонов в горной местности. Соревнования проводятся как в дневное, так и в ночное время

Каждый год лучшие ориентировщики мировой элиты бороться за титулы чемпионов Мира и за победы на Кубках мира. Обычно программа чемпионата мира включает в себя четыре соревнования для женщин и мужчин: спринт, классика, удлиненная дистанция и эстафеты.

Ориентирование бегом является признанным олимпийским видов спорта с 1977 года.

Снаряжение

Костюм для бега: легкий, эластичный костюм защищает от подлеска, давая при этом максимальную свободу движения, даже если он намокает под дождем или при преодолении водных препятствий.

Обувь: специальные легкие и прочные беговые туфли имеют на подошве мелкие металлические шипы, которые предотвращают скольжение и позволяют спортсмену быть уверенным на всех типах почвы - в том числе, если это грязь или голые скалы.

Карта: карта выдается участнику организаторами соревнований в момент старта. На ней маршрут показан рядом контрольных точек, которые участник должен посетить в заданной последовательности.

Компас: Существует широкий спектр различных компасов, которые в основном отличаются как по конструкции, так и по времени стабилизации магнитной стрелки.

Электронный ЧИП: Чтобы доказать, что участники посетили все контрольные точки в правильном порядке, каждый участник имеет электронную карточку, которой он делает отметку на контрольных пунктах. В случае если спортсмен пропустил контрольный пункт, или нарушил последовательность прохождения контрольных пунктов, результат аннулируется. Электронная система позволяет выдать результат участнику сразу после финиша.


Тема 1.1. Общефизическая и специальная физическая подготовка.

Содержание общефизической и специальной физической подготовки в спортивном ориентировании определяется структурой и целевыми функциям соревновательной деятельности.

По своей структуре спортивное ориентирование бегом – это кросс в лесу по пересеченной местности на дистанциях от 2-х до 20 км и планируемым временем нахождения на дистанции от 20 мин до 2-х часов.

Спортивный результат в соревнованиях по ориентированию бегом определяется системой факторов, обеспечивающих достижение высокого спортивного результата. Системный характер этих факторов (структура подготовленности спортсмена) определяется тем обстоятельством, что при исключении любого фактора достижение высокого спортивного результата становится невозможным.

Такими факторами в структуре подготовленности являются:

  • двигательные качества;

  • функциональная подготовленность;

  • физическое развитие;

  • арсенал техники ориентирования;

  • тактическое мышление и тактическая подготовленность;

  • психологическая подготовленность.

Поскольку речь идет о системном характере соревновательной деятельности, то в структуре подготовленности все эти факторы взаимообусловлены и взаимосвязаны, и поэтому можно говорить об интегральной подготовленности спортсменов.

Однако, рассматривая отдельные компоненты подготовленности и говоря о методах и средствах их развития, можно их дифференцировать.

Двигательные качества. Обязательными компонентами этого качества являются; общая выносливость, силовая выносливость, выносливость к бегу в смешанном режиме энергообеспечения, скоростные качества (быстрота и скоростная выносливость), силовые качества, ловкость и координационные способности, гибкость. Ведущим качеством, через которые двигательные качества связаны со спортивным результатом, можно рассматривать выносливость к бегу в смешанном режиме энергообеспечения. Базой для развития этого качества является общая выносливость, т.е. способность сохранять заданную скорость бега с умеренной интенсивностью (на уровне аэробного порога). Большое значение имеет скорость бега и скоростная выносливость, поскольку на дистанции часто возникают ситуация, когда для решения тактических задач необходимо обладать этими качествами. Например, бег с общего старта или работа на финише в эстафете. Большое значение при беге по лесу принадлежит такому качеству как ловкость. Впрочем, понятие «ловкость» при беге по лесу более соответствует понятию «координационные способности», а поэтому несет в себе психофизиологический компонент.

Физическое развитие. Под этим термином понимается комплекс морфологических признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека. Наиболее важными характеристиками физического развития являются тотальные размеры тела (рост, вес и другие показатели), пропорции тела (тип пропорции, длина тела, длина конечностей и т.д.) конституция состав тела (подкожный жир, общий жир, мышечная масса, костный компонент и др.), состояние свода стопы.

Функциональная подготовленность. В обеспечении мышечной деятельности участвуют практически все физиологические системы организма. Однако наибольшее значение имеют такие физиологические системы, как: сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная, обмен веществ, регуляция теплообмена, зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы. Следовательно, уровни развития перечисленных систем можно рассматривать как компоненты фактора «функциональная подготовленность». Однако для достижения высокого уровня специальной работоспособности в ориентировании следует выделить систему аэробного энергообеспечения (САЭ), так как уровень развития этой системы является материальной основой практически всех видов выносливости. Интегральным показателем уровня развития САЭ принято считать максимальное потребление кислорода (МПК).

Арсенал двигательных умений и навыков. В условиях соревнований спортсмену приходится применять самые разнообразные двигательные действия. Описать все эти движения не представляется возможным. Основным компонентом данного фактора является техника бега. При этом нужно принять во внимание качество грунта под ногами: асфальтовое покрытие, лесная тропа, лесное бездорожье, болото, песок и проч. Спортсменам приходится преодолевать подъемы и спуски различной крутизны нередко по захламленному лесу, каменистому грунту, по воде и т.д. Существенное значение имеют навыки преодоления встречающихся препятствий. Существенно то, что постановка стопы на грунт в каждом шаге имеет элемент случайности, а это предъявляет дополнительные требования к качеству опорно-двигательного аппарата и психомышечной системы.

В структуре общей физической подготовки спортсменов ориентировщиков выделяют упражнения, которые напрямую не связаны с целевыми функциями соревновательной деятельности. Они служат целям общего физического развития занимающихся. Эти упражнения преобладают на этапах начальной спортивной подготовки, по мере роста спортивной квалификации доля таких упражнений в структуре подготовки сводится к минимуму, а возрастает количество упражнений, относящихся к специальной физической подготовке.

Общая физическая подготовка. Обычно к общей физической подготовке в спортивном ориентировании относят упражнения, применяемые в различных спортивных дисциплинах, а именно: подвижные игры (футбол, баскетбол), прыжковые упражнения, гимнастические упражнения, направленные на развитие силы и гибкости, упражнения на тренажерах, позволяющие целенаправленно развивать отдельные группы мышц, бег в спортивном зале и на стадионе на различные дистанции от 20 метров до 3-х километров и более. Однако для спортивного ориентирования более продуктивными следует считать специально организованные игровые упражнения, проводимые на природе, в лесу или парке. Эти упражнения сочетают в себе элементы общей физической подготовки с элементами специальной подготовки.

Специальная физическая подготовка. Основными физическими качествами в беге с ориентированием следует считать скорость бега по пересеченной местности на уровне анаэробного порога и максимальную алактатную мощность (силу) работающих мышц. На развитии этих качеств, а также на развитии двигательных умений и навыков необходимо сосредоточить внимание при организации специальной физической подготовки.

Специальные упражнения, для увеличения скорости бега на уровне анаэробного порога направлены на увеличение количества митохондрий в клетках работающих мышц. Митохондрии – это внутриклеточные структурные образования, которые обеспечивают мышцы энергией. По мере тренированности все большее количество митохондрий вовлекается в работу.

Ограничение в скорости бега наступает тогда, когда все митохондрии, связанные с сократительными элементами (миофибриллами) работающих мышц вовлечены в работу. Логично предположить, что дальнейшее развитие скорости бега связано с увеличением количества сократительных элементов в мышцах, т.е. развитием алактатной мощности (силы) работающих мышц.

Таким образом, система специальной физической подготовки включает два вида упражнений: 1) бег по пересеченной местности на уровне анаэробного порога (на пульсе 10% ниже максимального), 2) упражнения со статодинамической нагрузкой на мышцы ног. В ориентировании такими упражнениями могут быть: ходьба в подъем (желательно с грузом) широким шагом до полного утомления мышц, медленный бег по болоту, по песку, по снегу или по воде, также до полного утомления мышц.

Упражнения первой и второй группы не должны сочетаться в одной тренировке. Это обусловлено основными законами адаптации на клеточном уровне.

Для оценки физической подготовленности спортсменов – ориентировщиков разного возраста и пола можно сравнить их с модельными показателями (табл.1, 2)

Таблица 1.

Возрастная динамика показателей физической подготовленности

ориентировщиков 16 – 20 лет (по данным Ю.С. Воронова, 2009).

Контрольные

упражнения

Этап спортивного совершенствования

Возраст (лет)

16

п=23

17

п=20

18

п=18

19

п=18

20

п=16

Прыжок в длину с места, см

209,5

11,1

227,8

17,9

223,5

14,3

222,6

12,4

227,6

17,3

5-кратный прыжок в длину с места, см

1089,9

68,0

1172,0

88,2

1125,2

99,1

1145,3

93,2

11,38,8

47,8

Бег на 30 м. с хода, с.

3,94

0,49

3,91

0,12

3,86

0,25

3,82

0,34

3,67

0,16

Тест-кросс, в м/с

4,.21

0,34

4.35

0,55

4.40

0,44

4.44

0,38

4.49

0,44


Таблица 2.

Возрастная динамика показателей физической подготовленности

ориентировщиц 16 – 20 лет (по данным Ю.С. Воронова, 2009).

Контрольные

упражнения

Этап спортивного совершенствования

Возраст (лет)

16

п=17

17

п=16

18

п=16

19

п=15

20

п=15

Прыжок в длину с места, см

180,6

9,7

188,0

11,4

184,2

11,1

178,8

11,6

176,6

7,2

5-кратный прыжок в длину с места, см

962,7 70,9

1002,8 68,9

991,8 95,0

946,4 64,6

941,0 12,3

Бег на 30 м. с хода, с.

4,39 0,30

4,37

0,23

4,33

0,22

4,39

0,51

4,28

0,33

Тест-кросс, в м/с

3,72

0,30

3,72

0,40

3,80

0,32

3,82

0,18

3,90

0,49


Приведенные показатели физической подготовленности, полученные на выборке спортсменов – ориентировщиков, позволяют оценить динамику развития аэробной выносливости, и показатели силы. Из таблиц видно, что выносливость имеет положительную динамику, а сила, определяемая с помощью прыжковых упражнений и бега на 30 м. с хода, имеет отрицательную динамику. Это свидетельствует о том, что развитию силы уделяется недостаточное внимание.


Тема 1.2. Специальная технико-тактическая подготовка к соревнованиям и изучение правил соревнований. Обеспечение безопасности при занятиях ориентированием.

Структура подготовленности спортсменов-ориентировщиков включает, наряду с факторами физической подготовленности, следующие факторы:

  • арсенал техники ориентирования;

  • тактическая подготовленность и тактическое мышление;

  • психологическая подготовленность.

Арсенал техники ориентирования. В структуре этого фактора можно выделить три уровня: 1) – элементарные действия (элементы техники), 2 - технические приемы, 3 – способы ориентирования.

Основными элементами техники ориентирования являются: опознавание ориентиров на местности, сопоставление условного знака или совокупности условных знаков на карте с объектами на местности, измерение расстояний на карте и на местности, определение сторон горизонта и направления на север и др.

К числу основных приемов ориентирования можно отнести чтение карты на бегу, образное представление местности по изображению на карте, определение направления движения, сопоставление карты и местности, непрерывный контроль своего местонахождения (точки на карте).

Основными способами ориентирования можно считать: бег по точному азимуту, бег по направлению (грубому азимуту), по направлению с чтением карты, по ситуации, по линейным ориентирам, бег «в мешок», с упреждением и др.

В структуру техники ориентирования входят также технико-вспомогательные действия: отметка на КП, использование легенд КП, способы держания компаса и карты и др.

Следует отметить, что в зависимости от условий выполнения технических приемов и способов ориентирования в каждом из них можно выделить несколько уровней, например, сопоставление карты с местностью, стоя на месте, во время движения шагом, во время бега с разной скоростью по дороге или по густому лесу.

Тактическая подготовленность и тактическое мышление. Тактическому мышлению спортсмена присущи все особенности процессов мышления. В процессе мышления человек отражает в своем сознании объективный мир, уясняет отношения и закономерные связи между предметами и явлениями действительности. Можно отметить такие особенности мышления человека: мышление всегда носит опосредствованный характер, т.е. оно опирается на имеющиеся у человека знания и жизненный опыт, исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему, всегда отражает связи и отношения в словесной форме, неразрывно с фактической деятельностью.

Тактическое мышление в спорте, в том числе и в ориентировании, сравнивают с оперативным мышлением в ряде видов трудовой деятельности, например, деятельностью оператора, водителя автомобиля и т.п.

Интегральными показателями тактической подготовленности спортсмена–ориентровщика можно считать скорость выбора варианта движения между КП и оптимальность выбранного варианта с точки зрения быстроты и надежности нахождения КП.

Компонентами тактической подготовленности являются специальные знания и специальные способности (умения). Специальными будут знания о целесообразности и эффективности использования конкретного технического приема или способа ориентирования в различных условиях соревновательной борьбы, знания об изменении скорости бега по различной местности, знание слабых и сильных сторон своей подготовленности и подготовленности основных соперников и т. д.

К числу умений относится способность к регулированию информационного потока, т.е. оптимальное соотношение между скоростью бега и надежностью ориентирования. Эта надежность обусловлена необходимым и достаточным количеством информации, получаемой при чтении карты.

Психологическая подготовленность.

Психологическая подготовленность спортсменов - ориентировщиков определяется теми психологическими качествами, которые необходимы спортсменам для надежного и безошибочного прохождения дистанции соревнований. В психологии выделяют: психические процессы, свойства личности и психические состояния.

Психические процессы можно описать системой понятий: перцепция, мышление, воля и аффект. Системообразующим фактором здесь является сознание, которое в свою очередь, включает в себя понятия память и внимание. Очевидно, что все психические процессы, так или иначе, определяют успешность в ориентировании. Психологические исследования в сфере спортивного ориентирования направлены на определение количественных параметров психических процессов, свойственных наиболее успешным ориентировщикам, и эти параметры рассматриваются как модельные.

В таблицах 3 и 4 приведена возрастная динамика психических процессов для спортсменов 16 – 20 лет.

Таблица 3.

Возрастная динамика показателей психических процессов у

ориентировщиков 16 – 20 лет (по данным Ю.С. Воронова, 2009).

Контрольные

упражнения

Этап спортивного совершенствования

Возраст (лет)

16

п=17

17

п=16

18

п=16

19

п=15

20

п=15

Наглядно-образная память, баллы

10,5

0,8

10,2

1,6

10,5

1,4

10,2

1,7

10,4

2,71

Наглядно-образное мышление, баллы

6,4

2,0

6,5

2,2

6,8

1,9

7,2

2,0

7,4

1,3

Распределение внимания, с

115,5

29,9

103,3

17,7

95,03

19,35

110,6

31,8

98,2

20,8

Оперативное мышление, баллы

5,2

1,7

501

1,3

5,0

1,7

5,2

2,2

4,8

1,6

Переключение внимания, баллы

47,5

10,2

44,6

6,9

50,8

7,6

49,8

11,1

48,8

10,8

Оперативная память, баллы

5,2

1,4

4,8

1,1

5,5

0,9

5,8

1,0

6,1

1,1

Объем внимания, баллы

25,2

3,2

24,5

3,3

26,8

3,2

26,0

4,1

26,4

3,8

Устойчивость внимания, баллы

150,3

35,4

154,3

19,3

154,7

40,4

156,9

38,4

152,1

45,1


Таблица 4.

Возрастная динамика показателей психических процессов у

ориентировщиц 16 – 20 лет (по данным Ю.С. Воронова, 2009).


Контрольные

упражнения

Этап спортивного совершенствования

Возраст (лет)

16

п=17

17

п=16

18

п=16

19

п=15

20

п15

Наглядно-образная память, баллы

8,5

2,7

9,1

3,0

10,9

2,0

8,7

2,5

8,6

3,1

Наглядно-образное мышление, баллы

5,3

1,1

6,4

2,1

7,1

2,0

7,3

2,5

9,7

1,4

Распределение внимания, с

111,1

14,2

92,7

11,5

97,3

19,6

87,2

19,2

83,7

15,5

Оперативное мышление, баллы

3,7

1,1

4,4

1,3

5,0

1,7

5,0

1,1

5,0

1,4

Переключение внимания, баллы

50,3

9,0

53,0

9,3

56,5

14,8

55,1

9,9

62,6

10,7

Оперативная память, баллы

5,1

1,5

4,6

1,6

5,4

1,2

5,6

1,4

5,8

0,8

Объем внимания, баллы

24,0

3,1

23,6

4,3

24,2

2,7

24,6

3,3

25,1

3,6

Устойчивость внимания, баллы

149,8

13,4

148,7

21,7

137,1

16,1

133,3

16,1

128,8

42,7


Данные получены с помощью стандартизированных психологических тестов, которые обычно применяются в психологии. По одним параметрам наблюдается выраженная возрастная динамика, а по другим достоверных различий нет.

Пользуясь этими таблицами можно ориентироваться на приведенные в них данные, как на модельные характеристики психологических процессов.

Свойства личности характеризуют человека как личность. В структуру личности в психологии обычно включают: темперамент, характер, способности, направленность.

Считается, что темперамент обусловлен типологическими особенностями свойств нервной системы и задан генетически. Темперамент лежит в основе психологической структуры личности, но, в тоже время личность формируется, развивается и проявляется в различных социально обусловленных видах деятельности (в том числе и в спорте). Для достижения высоких результатов в том или ином виде спорта отдельные компоненты личностных особенностей имеют ведущее значение, например, психологическая устойчивость. Это одно из наиболее важных свойств личности спортсмена - ориентировщика, поскольку результат в соревнованиях определяется внешними и внутренними условиями, которые влияют на эмоциональную сферу личности. Основным параметром этого свойства можно считать объективность оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций при подготовке к старту и в процессе соревнований.

Психические состояния. В ряду психологических качеств, состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности. Считается, что эти кратковременные изменения состояния сознания, вызывают отклонения в психических процессах и свойствах личности от обычных параметров, свойственных человеку в нормальном состоянии. В процессе соревнований спортсмен переживает различные состояния, обусловленные ответственностью за результат и степенью интеллектуального риска. В большинстве случаев именно психические состояния служат причиной больших и малых ошибок в соревнованиях по ориентированию, которые влияют на результат участника в соревнованиях. Задачей психологической подготовки спортсменов является изучение собственных психических состояний, возникающих в типичных условиях соревновательной обстановки, их учет и избегание ситуаций вызывающих эти состояния, а также возможность их коррекции, например, с помощью различных, специально подобранных методик саморегуляции.

Правила соревнований и обеспечение безопасности при занятиях ориентированием. Правила соревнований, действующие в России, разработаны с учетом Правил Международной федерации ориентирования (IOF). В Правилах нашли отражение вопросы организации и проведения соревнований по ориентированию, а также необходимые действия и правила поведения участников соревнований. При интерпретации Правил необходимо исходить из принципов спортивной справедливости, безопасности и целесообразности.

Соревнования могут различаться:

  • по времени проведения соревнований - дневные, ночные;

  • по взаимодействию спортсменов – индивидуальные, эстафетные, групповые;

  • по характеру зачета – личные, лично-командные, командные;

  • по способу определения результата – однократные, многократные, квалификационные.

Виды ориентирования:

  • ориентирование бегом;

  • ориентирование на лыжах;

  • ориентирование на велосипедах;

  • ориентирование «по тропам» (для инвалидов);

  • рогейн (регулируется своими правилами).

Виды дисциплин соревнований по ориентированию:

  • ориентирование в заданном направлении;

  • ориентирование по выбору;

  • ориентирование на маркированной трассе;

  • ориентирование по тропам;

  • рогейн.

Дисциплины (виды программы).

Виды соревнований делятся на дисциплины (виды программы) характеризующиеся длиной дистанции, способом передвижения, определением результата, характером зачета и взаимодействием спортсменов. Соревнования могут включать несколько видов различных программы, например, спринт, классика, удлиненная дистанция.

Официальнее дисциплины соревнований включены во Всероссийский реестр видов спорта. В настоящее время в этом списке 26 дисциплин соревнований по ориентированию.

Правилами соревнований регламентируются:

  • требования к району соревнований;

  • требования к спортивной карте;

  • требования к дистанциям соревнований;

  • расчетное время победителя для каждой группы участников;

  • требования к оформлению «легенд КП»;

  • стандарты оборудования дистанция;

  • системы отметки на КП.

Медицинское обслуживание, обеспечение безопасности участников, природоохранные мероприятия. Организатор обязан обеспечить медицинское обслуживание соревнований и транспортные средства для эвакуации пострадавших.

В ряде случаев пункты первой медицинской помощи должны располагаться на дистанции в местах обозначенных на карте.

При проведении соревнований должны быть предусмотрены следующие меры обеспечения безопасности участников:

  • оповещение участников о наличии опасных мест на местности. Такие места должны быть обозначены на карте соответствующими условными знаками и размечены или ограждены на местности.

  • при проведении соревнований с участием детей или новичков, район соревнований должен иметь ограничивающие ориентиры, а в информации о дистанциях указаны пути выхода на финиш при потере ориентировки.

  • организаторы соревнований и представители команд обязаны дождаться выхода из леса всех участников. При отъезде с места соревнований, представители должны письменно сообщить главному судье, что все участники команды финишировали.

Природоохранные мероприятия: При проведении массовых спортивных мероприятий должны соблюдаться следующие правила:

  • размещение участников (установка палаток, парковка автотранспорта, разведение костров) должны быть согласованы с организаторами соревнований;

  • места забора воды, туалеты, выгребные ямы должны быть предусмотрены организаторами и снабжены соответствующими указателями;

  • организаторы должны обеспечить эвакуацию мусора и уборку территории после проведения соревнований и отъезда участников.


Тема 1.3. Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях.

Структура системы комплексного контроля. Система контроля подготовленности спортсменов обуславливает наличие «обратной связи», необходимой для функционирования управляющей системы. Для формирования полной информации о подготовленности спортсмена необходимо обеспечить следующие виды контроля:


  • подсистема педагогического контроля;

  • подсистема биомеханического контроля;

  • подсистема медико-биологического контроля;

  • подсистема биохимического контроля;

  • подсистема психологического контроля;

Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Для сборной команды по ориентированию – это отборочные соревнования, контрольные соревнования (или рейтинг), контрольный тест-бег и др.

Биомеханический контроль включает в себя совокупность средств и методов по оценке техники бега спортсменов – ориентировщиков.

Медико–биологический контроль - это совокупность средств и методов, направленных на оценку здоровья, функциональных возможностей с учетом реакции функциональных систем на максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки: пульсометрия, газометрия, электрокардиография, ультразвук и др.

Биохимический контроль – это система средств и методов по оценке адаптации и переносимости тренировочных нагрузок (проверка на допинг, измерение уровня молочной кислоты и пр.)

Психологический контроль – это средства и методы по оценке особенностей личности спортсмена, его психических состояний в экстремальных условиях соревнований.

Использование комплексного контроля позволяет оценить эффективность средств и методов, а также совершенствовать тренировочный процесс в соответствии с современными методами спортивного ориентирования.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconПояснительная записка. Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты
Спортивное ориентирование это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты (KП), расположенные...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Спортивное ориентирование»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconОбразовательная программа «Спортивное ориентирование»
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconКонспект занятия по теме: «Спортивное ориентирование на местности»
Учащиеся в спортивной форме приходят на полигон для применения теоретических знаний на практике. Педагог объявляет, цель занятия...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconСпортивное право образовательная
Понкин И. В., Соловьев А. А., Гребнев Р. Д., Понкина А. И. Спортивное право: Образовательная программа магистерской подготовки по...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconСпортивное право образовательная
Понкин И. В., Соловьев А. А., Гребнев Р. Д., Понкина А. И. Спортивное право: Образовательная программа магистерской подготовки по...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconЯсперс Философское ориентирование в мире doc \002\
Ясперс Карл. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире/ К. Ясперс//пер. А. К. Судакова. — М.: «Канон+» роои – «Реабилитация»,...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconСегодня ориентирование играет огромную роль в топографии, геологии, в навигации маршрутов морских судов и авиационной техники, в военном деле, в спортивном
Кроме того, каждый человек, находясь в лесу или в любом незнакомом месте должен уметь определять свое местоположение. Ориентирование...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconА. А. Соловьев Спортивное право Систематизированный библиографический справочник Серия «Актуальные проблемы спортивного права»
Соловьев А. А. Спортивное право: Систематизированный библиографический справочник / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов...
С. А. Казанцев Спортивное ориентирование iconОриентирование (нем. Orientierung; первоисточник: лат oriens — восток), 1) на местности
Ориентирование (нем. Orientierung; первоисточник: лат oriens — восток), 1) на местности, определение своего положения (точки стояния)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница