Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова




Скачать 118.73 Kb.
НазваниеРабота посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова
Дата14.12.2012
Размер118.73 Kb.
ТипДокументы


Владимир Поставнёв 27.03.10


Особенности феноменологии личности пожилых,

включенных в творческую деятельность


Аннотация. Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность.


Ключевые слова: феноменология личности пожилых; рефлексии творческой личности; активность творческой личности в пожилом возрасте; мотивация самореализации.


Замысел нашего исследования состоит в том, чтобы при изучении феноменологии личности пожилых, включенных в творчество, выявить во взаимосвязях объек­тивные и субъективные факторы, необходимые для того, чтобы каж­дый физически и психически нормальный человек в пожилом возрасте мог осуществлять свое человеческое предназначение – продолжать творческую деятельность на протяжении всей жизни.

Нами были проанализированы более семидесяти интервью с пожилыми творческими персонами и обработано методом реконструкции более десяти автобиографий. Выявлены особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность и сумевших сохранить продуктивность.

Социальные представления о вариантах старости

Проблемы психологии личности пожилого возраста глубоко укоренены в психологии личности и других областях знаний. Отдельная область знаний – геронтопсихология.

В общественном сознании сложились представления о благоприятном, желательном варианте старости. Следует отметить, что тот или иной выбор жизненного пути в старости в определенной мере является результатом сознательного выбора, сделанного на предшествующих этапах жизни. Осознанный выбор человека в реализации собственной жизни индивидуален и зависит от глубины рефлексии на самого себя.

Методом реконструкции нами проводился специальный анализ рефлексии известных ученых и деятелей искусства на потенциал своих творческих возможностей. В качестве примера приведем суждения Ч. Дарвина, И.П. Павлова, Г. Селье, А. Маслоу.

Рефлексия на себя великим Ч. Дарвином

Отвечая на вопросы анкеты, разосланной Ф. Гальтоном ряду ученых, Ч. Дарвин не отметил у себя абсолютно никаких достоинств, никаких знаний математики и иностранных языков. Он считал, что особых талантов у него нет. Его врожденная склонность к естествознанию укрепилась и приобрела определенное направление благодаря путешествию на «Бигле». Ч. Дарвин отмечал, что наука была его страстным увлечением. Он отличался настойчивостью, усердием, большой любознательностью по отношению к фактам и их смыслу, независимостью в суждениях. Умственная энергия проявлялась в упорной и продолжительной работе над одним предметом, например, в двадцатилетней работе над происхождением видов [1].

Рефлексия на свой творческий потенциал И.П. Павловым

Безусловно, значим опыт глубокой рефлексии на себя И. П. Павлова. Он пытался понять тайны творческого познания и ума человека. К свойствам ума, определяющим успехи в научном творчестве, И.П. Павлов относил: «Первое, самое общее свойство, качество ума – это постоянное сосредо-точение мысли на определенном вопросе, предмете». Ученый полагал, что с предметом, в области которого работает исследователь, не должно расставаться ни на минуту. Поистине ученый должен с ним засыпать, с ним пробуждаться, и только тогда можно рассчитывать, что настанет момент, когда стоящая перед исследователем загадка раскроется, будет разгадана [2]. Второе свойство творческого ума – сосредоточение на том, что скрыто от познания. И.П. Павлов указывал, что в процессе познания нового возможна ошибка, заблуждение ума. Возможно, что «фальсификация действительности может достигнуть огромнейших размеров» [3]. Третье свойство ума – «это абсолютная свобода мысли, свобода, о которой в обыденной жизни нельзя составить себе даже и отдаленного представления… Действительность велика, беспредельна, бесконечна и разнообразна, она никогда не укладывается в рамки наших признанных понятий, наших самых последних знаний… Без абсолютной свободы мысли нельзя увидеть ничего истинно нового, что не являлось бы прямым выводом из того, что вам уже известно» [4]. Четвертое свойство ума – «абсолютное беспристрастие мысли». Это значит, что как бы исследователь ни увлекся какой-нибудь идеей, сколько бы времени ни потратил на ее разработку, – он должен ее откинуть, отказаться от нее, если встречается факт, который ей противоречит и ее опровергает [5]. Пятое свойство ума – чрезвычайное внимание к перипетиям жизни, ее горизонтам и иным путям. Важно «чтобы другой человек, читая ваш случай, мог бы заметить все в образе так, как это видели вы» [6]. И.П. Павлов подчеркивал необходимость максимальной полноты восприятия: «Вы должны, сколько хватит вашего внимания, охватить все подробности, все условия…» [7]. Шестое свойство ума – простота, полная ясность, полное понимание. «Признак истины – простота, и все гении просты своими истинами» [8]. Седьмое свойство ума, «поистине увенчивающее все, – это смирение мысли, скромность мысли» [9]. Как справедливо замечает В.С. Мухина, дерзание должно быть устремлено к поиску истины, но не к суете вокруг своей персоны [10].

Качества творческой личности в понимании Г. Селье

Особенности своего понимания творчества в научной деятельности и качеств, свойственных ученым, раскрыл Ганс Селье. Научные фундаменталь-ные исследования Г. Селье относит к видам деятельности, наиболее близким к процессу творчества: «Главная “польза” фундаментального исследования та же, что и у розы, песни или прекрасного пейзажа, – они доставляют нам удовольствие… Это тип деятельности – единственный из всех, доступных человеческому разуму, – наиболее близок к процессу творчества» [11]. К основным качествам ученого Г. Селье относит: энтузиазм и настойчивость; оригинальность (независимость мышления, воображение, интуиция, одаренность); интеллект (логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию); этику (честность перед самим собой); контакт с природой (наблюдательность, технические навыки); контакт с людьми (понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам) [12].

Холистический подход к пониманию личности в творчестве

Холистический подход к творчеству и сущности творческой личности отстаивал А. Маслоу. Он обратил внимание на тесную связь креативности личности и ее психического здоровья. Отмечал, что выявленные при исследовании креативности характеристики почти полностью соответствуют перечню, описывающему психологически здоровую личность [13].

Среди качеств личности, погруженной в творческую деятельность, А. Маслоу выделил наиболее типичные: погруженность в настоящее, отказ от прошлого и будущего: «Для того чтобы лучше вникнуть в суть любого дела, необходимо полностью отдаться ему, не замечая ничего, кроме него и его сущности, уловить его внутренние связи и движущие силы, найти (а не придумать) способ исполнения в его внутренней структуре» [14]; наивность в восприятии мира, которая свойственна детям и мудрым старикам; отказ от Эго, самозабвенность, отказ от самоконтроля: «Увлеченные интересующим нас делом, мы можем позволить себе отвлечься от всего, что непосредственно не связано с ним. <…> Образно говоря, нам нет нужды продолжать спектакль, когда занавес опущен и публика ушла. Наконец-то можно перестать паясничать и самозабвенно, с головой погрузиться в работу» [15]; отказ от страха, отключение защитных механизмов и самоограничений: погруженность в творчество избавляет человека от необходимости сдерживать свои вдохновенные порывы, контролировать борьбу со страхами и тревогами; сила и мужество: «Трусость и неуверенность в собственных силах убивают творческое в человеке, или если угодно, не оставляют креативности шансов проявиться» [16]; позитивная установка и доверчивость вместо борьбы: важность для творческой личности способности следовать логике явления, готовности положиться на импровизацию; интегрированность человека, постигающего Бытие: «Творчество, как процесс созидания нового, требует от человека всего, на что он способен… Человек, сконцентрированный на акте творчества, теряет обычную дробность и приобретает цельность» [17]; возврат к первичному восприятию: необходимым элементом личностной интеграции является пробуждение неосознаваемого, того что составляет суть первичного (поэтического, метафорического, архаического, детского) восприятия; преобладание эстетического постижения вместо абстрактного познания: «Конечная цель эстетического, не абстрагирующего познания – полное постижение объекта, при котором все грани равно важны, прекрасны, одинаково достойны восхищения, при котором нет места анализу и оценке. Здесь нет стремления упростить и расчленить объект, а наоборот, стремление к более целостному постижению его достоинств» [18]. Абсолютную спонтанность, полное самоосуществление, слиянность твор-ческой личности с миром А. Маслоу рассматривает в качестве важнейших свойств творческой личности и необходимого условия креативности [19].

Общественное отношение к пожилым, сохраняющим творческий потенциал

Общеизвестно, что высокое общественное положение, творческая работа, общение с коллегами, административная и общественная деятельность не дают пожилому ученому или деятелю искусства утратить или ослабить связи с социальной средой [20]. По отношению к пожилому творческому человеку общество более терпимо и не демонстрирует знаки или ожидания освободить статусное место. Творчество как особый вид человеческой деятельности, результатом которой является создание нового, до сих пор не существовавшего, представляет собой мощное средство противодействия инволюционным сдвигам. На этой мысли настаивают сами творческие личности, дожившие до предела долголетия.

Интеллектуальная активность и старение

Факты социальной детерминации замедления процессов старения отмечал Б.Г. Ананьев. Он относил замедление старения к прижизненным приобретениям современного человека в процессе его индивидуального развития: «Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. <…> Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество – факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития» [21]. Он полагал, что: «постоянная тренируемость интеллектуальных функций составляет главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, общего долголетия человека» [22].

Большая личность в творчестве

Общие тенденции проявления феноменологической сущности личности в творчестве описала В.С.Мухина [23].

Для нас исходным положением при анализе особенностей личности и деятельности пожилых людей, включенных в творчество, является понимание В.С. Мухиной значимости внутренней позиции человека, погруженного в творчество: «Для творящего творчество превращается в образ жизни, которому подчинена сама его жизнь. Так для Ч. Дарвина – эволюция животного мира, для Г. Харди – математика, для А. Эйнштейна – поиск законов природы были стержнем их жизни – с юности до самой смерти. Так для И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.И. Вернадского и многих других замечательных ученых моей страны наука также стояла во главе угла. Вся остальная жизнь как бы сопутствовала основной деятельности, основному смыслу жизни – творчеству, поиску истины» [24]. «Только включенность в творческую деятельность, только постоянное физическое, психологическое и духовное сосредоточение на предмете своего творчества есть некий гарант успеха, реализации смысла жизни» [25].

В своей фундаментальной работе «Личность: Мифы и Реальность» В.С. Мухина раскрывает психологическую сущность творчества и фено-менологическую сущность самой творческой личности: «Принадлежа своему историческому времени, своему социальному и психологическому пространству, творец представляет в мире самого себя, свой сущностный внутренний мир и свое непобедимое стремление выразить себя. Сущностная особенность творящего состоит в том, что он не может не выразить себя через свое творчество.

Большое творчество – всегда личностно

Творчество как состояние и работа души само по себе определяет не только индивидуальный путь, не только результат творческих усилий и полетов, не только развитие Великого поля общественного сознания Большого времени, но и феноменологическую сущность самой личности. Большое творчество – всегда личностно. Большая личность – всегда творческая» [26]. Таким образом, исследуя сущностные связи творчества и личности, автор показывает, что творчество сопряжено с чувством личности.

Идентификация и обособление в развитии творческой личности

Для раскрытия феноменологической сущности личности пожилых, включенных в творчество, особую значимость имеет понимание В.С. Мухиной механизмов идентификации и обособления применительно к творческой личности: «Дело не столько в том, что творческая личность подчас плохо отождествляет себя с социальной группой, сколько в способности этой личности к идентификации в высшей степени с объектом своего творческого интереса. В ажиатированной идентификации суть творческой личности. <…> У творческой личности идентификация-обособление в высшей мере служат самой творческой личности» [27]. Мы солидаризируемся с этим видением феноменологической сущности личности.

Сущностные особенности творческой личности

Среди качеств личности, свойственных пожилым творческим людям, мы хотим обратить внимание на сущностные особенности творческой личности.

Назовем эти сущностные особенности.

Активность творческой личности на всех возрастных этапах, а также в пожилом возрасте, может реализовывать себя в следующих сферах: в интеллектуальной активности; в духовной активности; в социальной активности. Интеллектуально, духовно и социально активная личность в пожилом возрасте продолжает оставаться включенной в творческую деятельность.

Для пожилых творческих персон чувство личности сопряжено с творчеством, где личность раскрывается во всей своей полноте и уникальности.

Способность к глубинной идентификации с предметом творчества и выраженному отчуждению от всего того, что не способствует творческому процессу, является обязательным условием творческой продуктивности в пожилом возрасте.

Уникальность внутренней сущности пожилых людей, продолжающих активную творческую профессиональную жизнь, естественным образом проявляется в высокой способности к рефлексии на себя и самокритичности; в выраженном чувстве удовлетворенности жизнью в целом; в увлеченности предметом своей деятельности; в планировании на временные перспективы новых замыслов.

Сущностная уникальность личности

Уникальность личности пожилых, включенных в творческую деятельность, нередко проявляет себя в чувстве свободы от социальных стереотипов, от любых видов зависимости; в особом отношении к нарастающей физической немощи, которую пожилой человек не рассматривает как противопоказание к творчеству: на фоне физической немощи становится особенно значимой духовная сила творческой личности, проявляющаяся в непрерывной работе над творческими замыслами; в способности к самоотдаче; в исключительной погруженности в творчество и невозможности существования вне творческого процесса, когда творчество выступает одновременно и значимым занятием, и смыслом существования.

__________________________


  1. Дарвин Ч. Анкета 1873 г. В кн.: Записные книжки, дневники, воспоминания. – М., 1959. – С. 243 – 246.

  2. Павлов И.П. Об уме вообще // Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб., 2001. – С.98.

  3. Там же. – С. 100.

  4. Там же. – С. 101.

  5. Там же. – С. 102.

  6. Там же. – С. 104.

  7. Там же.

  8. Там же.

  9. Там же. – С. 106.

  10. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) – 2-е изд. / В.С. Мухина. – Екатеринбург, 2010. – С. 946.

  11. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым/ Г. Селье. – М., 1987. – С. 19.

  12. Там же. – С. 33–111.

  13. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики/ А. Маслоу. – СПб., 2002. – С. 85.

  14. Там же. – С.75.

  15. Там же. – С.76 –77.

  16. Там же. – С.78.

  17. Там же. – С.81.

  18. Там же. – С.82.

  19. Там же. – С.83.

  20. Лук А.Н. Личность ученого (научно-аналитический обзор) / А.Н. Лук. – М., 1981.

  21. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Человек как предмет познания: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – Т. I. – М., 1980. – С. 122–123.

  22. Там же. – С. 64.

  23. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) – 2-е изд. / В.С. Мухина. – Екатеринбург, 2010.

  24. Там же. – С. 914.

  25. Там же. – С. 922.

  26. Там же. – С. 953.

  27. Там же. – С. 929.



ПОСТАВНЁВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Специализируется в области психологии развития личности, психологии старости, социальной психологии.

Публикации по проблемам психологии личности, психологии старости, психологии образования.

Телефон: 8 915 454 29 26 e-mail: vpostavnev@mail.ru


Заглавие статьи

Особенности феноменологии личности пожилых, включенных в творческую деятельность


Краткая аннотация

Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность.


Ключевые слова: феноменология личности пожилых; рефлексии творческой личности; активность творческой личности в пожилом возрасте; мотивация самореализации



 Холистический подход, – используемый А. Маслоу термин применяется в связи с обсуждением проблемы здоровья. Холистическая медицина признает генотипическую, биологическую и психосоциальную уникальность человека.

Похожие:

Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconОбластной целевой программы по проблемам пожилых людей на 2011-2013 годы "Активное долголетие"
Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года от 27. 11....
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова icon«Одиночество пожилых людей как социальная проблема» Дипломная работа Исполнитель
Поэтому, для нас важно рассмотреть настоящие и прогнозируемые изменения проблем одиночества пожилых людей, что ставит нас перед необходимостью...
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconДоклад Социально-геронтологическая политика в современном обществе
И если проблемы пожилых и старых людей приобрели особое значение для стран Западной Европы во второй половине 20 века, то в начале...
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconОб утверждении республиканской программы "повышение качества жизни пожилых людей республики бурятия" на 2011 2013 годы в целях улучшения положения и качества жизни пожилых людей Правительство Республики Бурятия постановляет
Утвердить прилагаемую Республиканскую программу "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на 2011 2013 годы
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconПсихосоциальный аспект языковой личности
Известная модель языковой личности включает в себя вербально-семантический, лингвокогнитивный и мотивационный уровень. Данная статья...
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconУлучшение мышечной силы и функции и снижение болей в спине у пожилых пациентов на фоне комбинированной терапии альфакальцидолом и алендронатом
Альфакальцидол улучшает силу и функцию мышц, повышает способность к поддержанию баланса и снижает страх перед падениями у пожилых...
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconЛитература: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
Формирование и развитие личности. Обусловленность особенностей развития личности
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconДолгосрочной областной целевой программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Волгоградской области" на 2011-2013 годы Наименование долгосрочной областной целевой программы
Повышение качества жизни пожилых людей в Волгоградской области на 2011-2013 годы (далее именуется Программа)
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconПрограмма по курсу «Деловое общение» для студентов заочников юридического и финансового факультетов
Понятие о личности. Сложность феномена личности и множественность её научных определений. Понятие о формировании и развитии личности....
Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных в творческую деятельность. Ключевые слова iconОсобенности социального обслуживания пожилых людей в различных регионах России
Социальная реабилитация представляет собой комплекс со­циально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница