История российских университетов очерки




НазваниеИстория российских университетов очерки
страница1/20
Дата14.12.2012
Размер2.4 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МОСКОВСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД


А.И. Аврус


ИСТОРИЯ

РОССИЙСКИХ

УНИВЕРСИТЕТОВ


Очерки


Москва

2001


Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках» существует с апреля 2000 года и реализуется Московским общественным научным фондом, Министерством образования РФ, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при содействии Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США) и Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США).

Программа призвана способствовать расширению сферы научных исследований российских ученых-обществоведов, повышению качества фундаментальных и прикладных исследований в области общественных и гуманитарных наук, развитию уже существующих научных школ и становлению новых научных коллективов в области общественных и гуманитарных наук, обеспечению тесного взаимодействия российских ученых с их коллегами за рубежом и в странах СНГ.


Введение




Университетское образование существует в Европе свыше 900 лет, а в России — около 300. Университет является одним из самых долговечных и плодотворных созданий европейского гения. Он сыграл выдающуюся роль в развитии европейской цивилизации, в становлении современной науки во всем мире. Значение университетов непрерывно растет, несмотря на неоднократные попытки объявить их устаревшими, прекратить их существование или превратить в обычный тип высших учебных заведений.

В России возникла и сложилась самостоятельная университетская система, роль и место которой в жизни российского общества еще не получили всестороннего освещения. А без этого невозможно ни реформирование университетов, ни приведение их деятельности в соответствие с требованиями современности.

В предлагаемых очерках объектом рассмотрения предстает университетская система России от ее зарождения до сегодняшнего дня. Мы попытаемся выявить закономерности создания университетов в России, общее в них с европейскими университетами и особенности, присущие только российским университетам, проследить этапы их развития. Предметом нашего рассмотрения будет сам университет, его внутренняя жизнь и взаимоотношения с окружающим миром.

Хотя история российских университетов насчитывает почти 300 лет и большинство отечественных ученых-историков сосредоточено в университетах, до сих пор нет обобщающих трудов, посвященных всей их истории. Значительная часть отечественных авторов и авторских коллективов, начиная с середины XIX в. и до сегодняшнего дня, выпускала свои труды к юбилейным датам в жизни того или иного университета. Эти книги носили популярный характер, в них основное внимание уделялось описанию состояния университетских объектов и подразделений ко времени юбилея. Исторические очерки в подобных изданиях часто не носили исследовательского характера, хотя в их написании участвовали историки (см. от “Столетнего юбилея императорского Московского университета”, вышедшего в свет в 1855 г., — до “Харьковского государственного университета”, который был издан в 1980 г. в связи со 175-летием этого университета).

Первые научные исследования по истории российских университетов появились во второй половине XIX в., и среди них следует, прежде всего, отметить публикацию профессора Киевского университета В. Иконникова “Русские университеты в связи с ходом общественного развития”, помещенную в “Вестнике Европы” (1876, №9-11). Автор предпринял одну из первых попыток проследить развитие университетской идеи в России и ее воплощение в жизнь на протяжении полутора веков. Он рассматривал историю университетов в тесной связи с общественной жизнью страны и, являясь человеком либеральных взглядов, негативно оценивал правительственную политику в отношении университетов в конце царствования Александра I и в правление Николая I и с удовлетворением отмечал положительные сдвиги при Александре II.

В последующие годы было сделано еще несколько попыток дать обзор истории российских университетов (Ферлюдин П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып.1. Академия наук и университеты. Саратов, 1893; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения:1802-1902 гг. СПб, 1902; Разумовский В.И. К истории университетов и медицинских факультетов. СПб, 1910 и др.). Особенно следует выделить очерк П.Н. Милюкова “Университеты России”, помещенный в т.68 Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона (СПб, 1902). В этом очерке подробно описывалось развитие российских университетов до конца XIX в., содержался богатый фактический и статистический материал.

Из частных сюжетов университетской истории наибольшее внимание уделялось студенческому движению: Выдрин Р.И. “Основные моменты студенческого движения в России”, Мельгунов С.П. “Из истории студенческих обществ в русских университетах”, Носалевич М.И. “Материалы для истории студенчества Харьковского университета за 100 лет (1805-1905 гг.)” и др.

После революции 1917 г. истории российских университетов несколько десятилетий не уделялось должного внимания, ибо сама судьба университетов до начала 30-х гг. висела на волоске. В 20-40-е гг. вышло несколько книг очерково-юбилейного научно-справочного характера. И только в 50-е гг. интерес к этой проблематике вновь оживился, что в значительной степени было связано с юбилейными датами Московского, Казанского, Харьковского, Саратовского университетов, отмечавшимися в те годы. Одной из первых была опубликована статья известного историка Е. Н. Городецкого “Советская реформа высшей школы 1918 г. и Московский университет” (Вестник МГУ, 1954, №1). В последующие годы главное внимание советских историков было обращено на изучение отдельных периодов в истории российских университетов, в основном в XIX в. Необходимо отметить труды А. Е. Иванова, Г.И. Щетининой, Р.Г. Эймонтовой. Все они начинали с публикаций статей, а завершали свои исследования солидными монографиями, представляющими существенный вклад в историографию российских университетов. Их трудами обеспечено наиболее глубокое изучение истории отечественных университетов периода второй половины ХIХ в. — начала ХХ в. В 1998 г. началась публикация многотомной монографии Ф. В. Петрова, посвященной российским университетам в первой половине XIX в.

Как бы подводя некоторые итоги изучению отечественного высшего образования до 1917 г., коллектив авторов выпустил в 1995 г. книгу “Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г.” Монография содержит много интересного фактического материала, большую ценность представляют приложения. Однако специально университетам посвящена только одна глава книги, и поэтому многие аспекты университетской жизни лишь обозначены в тексте.

В отечественной литературе до последнего времени главное внимание уделялось фактически побочной проблеме: отношению университетов к общественной жизни и освободительному движению, а внутренняя жизнь университетов не удостаивалась научного анализа. Не случайно, больше всего публикаций было посвящено студенческому движению. Вся история университетов в царской России рассматривалась как непрерывная конфронтация их с самодержавием и искусственно разделялась на досоветскую и советскую части, отрицали наличие общих университетских традиций, советский период изображали только в восторженных тонах.

Следует при этом подчеркнуть, что до сих пор вышла только одна крупная монография профессора Ш.Б. Чанбарисова, в которой приведен обширный и интересный материал о развитии университетской системы с 1917 г. до конца 30-х гг. (Формирование советской университетской системы. М., 1988 г.) Однако автор несколько тенденциозно оценивал этот период университетской истории, выступал апологетом всей политики большевиков в университетском вопросе.

Во второй половине 90-х гг. в связи с проблемами серьезных преобразований в системе высшего образования интерес к истории университетов значительно возрос. Об этом свидетельствуют: выпуск 5 сборников статей “Российские университеты в ХVIII — ХХ веках” в Воронежском университете, появление полиграфического шедевра “274 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись. 1724-1999”, публикация ряда книг с очерками о ректорах и профессорах Московского, Саратовского, Томского университетов, брошюры и статьи ректора МГУ В. Садовничего, поднимающие многие проблемы университетской жизни и университетских традиций, монография В. А. Соломонова “Императорский Николаевский Саратовский университет. История открытия и становления (1909-1917)”, защита нескольких диссертаций по сюжетам истории университетов. (Подробнее см.: Список источников и литературы.)

Отдельные моменты истории отечественных университетов отражены были в ряде историко-партийных исследований, но в них, в основном, явно односторонне оценивалась роль Ленина и партии большевиков в развитии университетского образования в нашей стране.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие аспекты истории российских университетов еще не получили достаточной научной разработки, а весь путь их развития не прослежен.

В то же время анализ имеющейся источниковой базы: опубликованные документы, мемуары, переписка, дневники, периодическая печать, наличие большого корпуса неисследованных архивных материалов позволяет сказать, что создание серьезного научного труда о всей почти трехвековой истории российских университетов вполне реально в ближайшем будущем.

Имеется множество определений университета как особого типа высшего учебного заведения. Средневековые юристы употребляли термин «университет» для обозначения всякого организованного союза людей, всякой корпорации. Учебные же заведения университетского типа первоначально назывались studium generale. Это означало, что данная школа предназначалась для учителей и учащихся всех государств, а приобретенные в ней ученые степени признавались во всех странах западного христианства. Кроме того, употреблялись термины для обозначения университетов: universitas studii (ученая корпорация) или universitas magistrorum et scholarium (корпорация магистров и учащихся). Окончательное утверждение термина университет произошло в Германии в конце ХIV века. Тогда же стали употреблять и другое название университета alma mater.

Большинство авторов, начиная с ХVII-ХVIII вв., отмечали, что университет отличался от других высших учебных заведений. Суть этих различий четко сформулировал известный английский мыслитель Дж. Милль в трактате “Об университетском воспитании”: “Университет не есть место профессионального воспитания. Университеты предназначаются не для того, чтобы поучать знанию, нужному людям для какого-нибудь специального способа приобрести средства к существованию. Цель их состоит не в том, чтобы приготовить только искусных юристов, медиков, инженеров, а чтобы приготовить способных и образованных людей. Университет должен быть местом свободного мышления.” Поэтому в университете основное внимание уделялось глубокому освоению фундаментальных наук, воспитанию людей, готовых заниматься исследовательской работой.

В научной и популярной литературе отмечается, что есть два типа высших учебных заведений: специальные, готовящие своих выпускников к работе по определенной профессии, и университеты, которые, как отмечает СИЭ, ведут подготовку по всей совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Очень емкий ответ на вопрос: что такое есть университет? Давался в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: “Университет — высшее учебное заведение, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки, независимо от их практического приложения, пользуется вместе с тем, под контролем правительства, широким самоуправлением и предоставляет слушателям значительный простор в выборе и направлении своих научных занятий и частной жизни”. Из сказанного можно сделать вывод, что главные отличия университетов от других типов высших учебных заведений должны состоять, во-первых, в тесной связи преподавания с научной деятельностью и участием в ней всех студентов, во-вторых, в наличии широкого самоуправления, в-третьих, в освоении студентами фундаментальных знаний и, наконец, в свободе преподавания и в свободе выбора студента.

До сих пор трудно точно установить, когда появился первый университет в Европе. В 1888 г. было решено отметить 800-летие Болонского университета, хотя эта дата приблизительна. С тех пор в исторической литературе указывается, что университеты в Европе возникли в конце ХI - начале ХII в.

Университеты зародились в Европе в период феодальной раздробленности и явились одним из мощных и долговременных инструментов ее интеграции, не потерявших этой роли и в конце ХХ в. Университеты возникли в Европе как носители и распространители знаний, как корпорации студентов и преподавателей для ограждения от насилия извне, для защиты своих интересов.

Но они никогда не ограничивались этими узкими рамками. Во-первых, в университеты стекались жаждавшие знаний молодые люди из многих государств Европы, и в университетских стенах они образовывали единое братство без всяких национальных и государственных различий; во-вторых, университеты имели почти одинаковые программы на одноименных факультетах, обучали по одним и тем же учебникам, выдавали дипломы и свидетельства, признававшиеся по всей Европе; в-третьих, у преподавателей и студентов был единый язык — латынь, они прекрасно понимали друг друга, в какой бы стране не учились; в-четвертых, университеты в ХI-ХV вв. объединяло духовное родство — приверженность к католицизму. Поэтому университеты, не менее, чем развитие торговли, экономические и политические взаимосвязи, способствовали тому, что европейские народы осознавали свою принадлежность к одной цивилизации. Благодаря университетам в Европе распространилась культура, основанная на разуме и праве.

Первоначально в Европе возникло два типа университетов: болонский и парижский. Первый был образован студентами, прибывшими в Болонью из многих стран для изучения римского права. В городе собиралось до 10 тыс. приезжавших учиться и не имевших прав горожан. Студенты стремились оградить себя от посягательств на их права городских властей, обеспечить нормальные условия жизни, заключать контракты с теми преподавателями, которые могли дать им наилучшие знания. Поэтому такой тип университетов назывался студенческим, в нем все дела решались студентами, из их числа избирался ректор. В Париже университет возник вокруг теологических школ, преподаватели которых решили объединиться для защиты своих интересов. В Парижском университете решающую роль играли магистры, обучавшие студентов. Появившиеся затем университеты или полностью шли по пути одного из вышеназванных, или образовывали смешанный тип. При этом в Южной Европе преобладали университеты болонского типа, а в Центральной и Северной — парижского.

Остановимся на некоторых особенностях организации и внутренней жизни средневековых университетов. Прежде всего, появление университетов было вызвано потребностями развития европейского общества в ХI-ХIII вв., когда возникла необходимость в получении юридических, медицинских, теологических знаний и подготовке соответствующих кадров; затем основание большинства университетов в Южной Европе происходило стихийно, а в Центральной и Северной Европе при активном участии светских и духовных правителей, особенно папства; кроме того, ряд университетов (в Кембридже, Падуе, Лейпциге и др.) возник в результате конфликтов части студентов и преподавателей более старых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд и т.д.) с местными властями и перемещения в другие города.

Обычно тот или иной университет славился своими преподавателями в определенной отрасли знаний и, соответственно, там получал особое развитие один из факультетов (факультеты впервые упомянуты папой Гонорием III в связи с правами, предоставленными Парижскому университету в 1219 г.): так, в Болонье и Неаполе особенно сильными были юридические факультеты, в Париже — теологический, в Монпелье и Саламанке — медицинские и т.д. Всего в средневековых университетах насчитывалось 4 факультета: медицинский, теологический (богословский), юридический, свободных искусств (артистический). Первые три считались высшими, а последний — низшим. Студенты высших факультетов могли быть одновременно преподавателями на факультете свободных искусств. Факультет рассматривался первоначально как совокупность магистров определенной отрасли знаний; каждый из них был независим, имел во главе декана и свою печать.

Учеба в университете считалась настолько трудным делом, требовавшим всех сил учащих и учащихся, что они давали обет безбрачия. В матрикулах Венского университета есть характерная запись против имени одного профессора: “впав в безумие, женился”. Основная масса преподавателей университетов имела духовные звания и строго соблюдала все требования католической веры.

В ХIII веке появились в университетах первые коллегии (колледжи), представлявшие первоначально общежития, организованные духовными орденами для своих посланцев в университетах. Там монах-школяр получал жилье, одежду, пищу, книги. Постепенно в колледжах стали жить также магистры и профессора, в них переместилась значительная часть учебного процесса. Одним из самых знаменитых стал колледж при Парижском университете, открытый в 1257 г. каноником Робертом де — Сорбонн для окончивших факультет свободных искусств и решивших посвятить себя изучению теологии. Доктор теологии мог жить в Сорбонне всю жизнь, а остальные — не более 7 лет.

Кроме деления по факультетам и колледжам, в университетах существовало разделение студентов по нациям, во главе нации стоял прокуратор, избиравшийся магистрами артистического факультета, а 4 нации выбирали общего главу — ректора. Постепенно ректор объединил под своим началом весь артистический факультет, а затем и весь университет. В Парижском университете этот процесс завершился к середине Х1У в., и ректор стал управлять университетом, опираясь на поддержку королевской власти, сделавшись независимым от городских властей и канцлера Собора Парижской богоматери.

Обучение в средневековом университете включало в себя: слушание лекций, участие в диспутах и репетициях, защиту диссертаций и сдачу экзаменов. Лекции делились на ординарные и экстраординарные (соответственно и профессора были ординарные и экстраординарные); это зависело от того, какую книгу читали на лекции. Кроме того, ординарные лекции читали до обеда, их нельзя было прерывать вопросами. Экстраординарные лекции читались после обеда, в праздничные дни, более бегло, могли прерываться вопросами, профессор не обязательно должен был быть одетым по форме (длинный подрясник без разрезов, с поясом, длинный плащ с прикреплявшейся шапкой в виде башлыка, все это обычно темного или серого цвета). Ординарный профессор мог читать и экстраординарные лекции, но не наоборот. В Парижском университете профессор должен был говорить текст лекции свободно, а не читать его, тем более диктовать. Запрещалось даже повторять текст, за исключением особо трудных мест.

В основе средневековых знаний лежало изучение двух комплексов наук, установленных еще в эпоху античности: тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (астрономия, арифметика, музыка, геометрия). Эти науки расшифровывались следующим образом: грамматика говорит, диалектика учит истине, риторика украшает речь, музыка поет, арифметика считает, геометрия взвешивает, астрономия изучает звезды.

После завершения обучения на факультете свободных искусств, сдачи экзаменов и участия в нескольких диспутах студент получал степень бакалавра искусств, имел право носить круглую шляпу без полей и поступать на один из высших факультетов. Здесь степень бакалавра требовала еще трех лет учебы и соответствующих испытаний, бакалавр искусств мог получить ее за два года. Бакалавр производился в лиценциаты через несколько лет занятий и новых испытаний. Лиценциат после нескольких лет преподавания и особого экзамена становился магистром. Получение степени магистра и доктора превращалось в многодневную церемонию: надо было выступить с речью перед факультетом, прочитать лекцию, выдержать диспут (так в 1304 г. Дунсу Скотту, пришедшему на диспут в Париж из Оксфорда, пришлось выслушать 200 контртезисов, которые он сразу повторил по памяти в правильном порядке и на каждый дал достаточно убедительный ответ), дать обед для профессоров и каждому из них сделать подарок. Поэтому докторских защит было мало, и многие лиценциаты получали профессорские права. Магистр и доктор имели разрешение носить широкополый берет и особое кольцо на руке. Были и так называемые печатные доктора, получавшие докторские степени от пап и королей в виде печатей. Такие доктора университетами не признавались за настоящих.

Учебный год в средневековых университетах обычно начинался 19-20 октября и длился до 7 сентября (семестры появились в немецких университетах в ХУ в.), затем шли большие каникулы. Кроме того, занятий не было две недели в связи с Пасхой, 11 дней на Святках, по четвергам на тех неделях, в середине которых не было праздников. По субботам обычно проводились диспуты: кто-то из магистров говорил вступительную речь и предлагал тезисы для обсуждения. Из числа присутствовавших, желавшие, прежде всего магистры, возражали и выставляли свои контртезисы. Диспуты нередко принимали такие острые формы, что приходилось ставить барьеры.

В средневековых университетах трудно было проложить четкую грань между учителем и учеником: бакалавр учился у магистров в высших факультетах и учил студентов артистического, даже магистр низшего факультета, чтобы приобрести ученую степень по высшему, становился студентом. Преподаватели и студенты часто были близки по возрасту, являлись духовными лицами, жили на доходы от церковных должностей, которые сохранялись за ними согласно папской привилегии. Они вели одинаковый образ жизни, жили вместе в колледжах и общежитиях, а на диспуте студент мог побить бакалавра и даже магистра как в споре, так и физически.

Если в ХI-ХIII вв. университеты появлялись и развивались в странах Западной Европы, а представители знатных семей из Центральной и Восточной Европы ездили получать университетское образование в Болонью и Париж, то в ХIV в. потребности развития экономики и культуры вызвали необходимость открытия университетов в новых регионах. В 1346 г. начал свое существование Пражский университет, вскоре же ставший одним из лучших, а вслед за ним появились университеты в Вене, Кракове, Пече и т.д. В ХV-ХVIII вв. в связи с возникновением в ряде стран Академий занятия наукой переходили туда, роль университетов как научных центров снижалась, авторитет их падал. К тому же выявились и слабости университетов: плохое преподавание, падение дисциплины, анахронизм с некоторыми привилегиями и т.п. Особенно в тяжелом положении оказались итальянские университеты, в которые перестали ездить учиться из Германии и Восточной Европы, где открылось много местных университетов.

Падению авторитета университетов способствовало и то, что исчезал их наднациональный характер, образование начинало приобретать национальный оттенок, латынь перестала быть общим языком, католическая церковь находилась в состоянии раскола, т.е. духовное единство Европы отошло в прошлое. Появились католические и протестантские университеты. Исследователи отмечают, что в позднее Средневековье меняется социальный состав студенчества, а вместе с ним и образ жизни многих студентов. Образование становится нужным и для служебной карьеры, поэтому в университетах появилось много выходцев из аристократической среды, обладавших большими средствами, ведших разгульный образ жизни.

В ХV-ХVIII вв. многие крупные мыслители пытались выдвинуть свои проекты преобразования университета, но в большинстве случаев они оставались на бумаге. И только в начале ХIХв. в Пруссии великий ученый А. Гумбольдт провел объединение Берлинского университета с Королевской академией, в результате был создан университет, в котором обучение неразрывно связано с исследованием. Этот тип университета оказал большое влияние на все университетское образование в ХIХ и ХХ вв. Основные принципы такого университета: свобода преподавания и свобода учения. Первая означает, что каждый преподаватель имеет право выбирать методы, системы для свободного исследования, а вторая — право студента учиться в университете под руководством любых профессоров.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

История российских университетов очерки iconАврус А. И. История российских университетов: Курс лекций. 2-е изд
Аврус А. И. История российских университетов: Курс лекций. 2-е изд. Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2005. 172 с
История российских университетов очерки iconПрограмма Фулбрайта для сотрудников международных отделов российских университетов. Общая информация
Целью программы является повышение профессионального мастерства сотрудников российских университетов, которые работают с иностранными...
История российских университетов очерки iconОчерки времен и событий из истории российских евреев
Очерки времен и событий, часть вторая — естественное продолжение предыдущей книги с тем же названием, повествование в которой было...
История российских университетов очерки iconИстория европейского университета
Проект подготовки и издания четырехтомника «История европейского университета» был разработан и одобрен Постоянной конференцией ректоров,...
История российских университетов очерки iconМагидович И. П. Очерки истории географических открытий
Науковедение, История науки как часть его. История географии: история открытий и идей. Периодизация истории
История российских университетов очерки iconИсторически инновационная деятельность в системе образования России развивалась как инновации в научно-технической
Анализ проблем и путей становления и развития инновационной деятельности российских университетов
История российских университетов очерки iconПрограмма авторского семинара академика Российской академии образования
Новоуральского (Казахстан) государственных университетов, Самарского, Новосибирского, Челябинского, Нефтекамского и др государственных...
История российских университетов очерки iconИстория средних веков в двух томах под п общей редакцией
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов университетов, обучающихся...
История российских университетов очерки icon«Курский государственный медицинский университет» Кафедра хирургических болезней №1
Решающую роль в этом сыграла знаменитая реформа клинического преподавания, проведения на медицинских факультетах российских университетов...
История российских университетов очерки iconРекомендательный список литературы по теме
Бушуев С. В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. М., 1994
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница