Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году




НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году
страница1/4
Дата30.08.2012
Размер0.74 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ


Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:

в основной школе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации. Информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и эстетических аспектов ее распространения;избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка применеия средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнениии индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности. Дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

в страршей школе:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познанвательной, в том числе проектной деятельности;

в старшей школе на профильном уровне:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;средствами моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удостоверяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

При планировании учебно-методической работы, разработки рабочей программы и составлении календарно-тематических планов необходимо учитывать следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html);

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

  • приказ №822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
    содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3945/);

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03";

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области осуществляется следующими этапами:

1) в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология» или как самостоятельный предмет;

2) в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика и ИКТ» вводится с 8 класса, возможно изучение «Информатики и ИКТ» за счет школьного компонента в 5, 6 и 7 классах;

3) в 10–11 классах предмет "Информатика и ИКТ" может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном.


  1. Начальная школа

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля учебного предмета «Технология», где формируются общеучебные умения и навыки, такие как овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль "Информатика и ИКТ" предмета "Технология" должен

знать/понимать:

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

В этом случае в классном журнале фиксировать присутствие учащихся и отметки текущей аттестации выставляются на странице «Труд».

Возможно преподавание информатики в качестве самостоятельного предмета за счёт часов вариативной части образовательного учреждения. В этом случае в классном журнале страница «Информатика и ИКТ» заполняется обычным образом.

Обучение в начальной школе ведется по учебнику, выбранному учителем из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год (приложение 1).


2. Основная школа

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах (при наличии часов вариативной части школьного учебного плана). Это позволит реализовать непрерывный курс информатики. За основу рекомендуется взять учебно-методический комплекс Л. Л. Босовой или Н.В. Макаровой.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Информатика и ИКТ» представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе (приложение 5).


При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников надо иметь в виду следующее:

  • Курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентированные).

  • Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы. Продолжительность одного такого курса может быть четверть или полугодие.

  • Программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Оптимальная продолжительность одного такого курса – одна четверть.


3. Старшая школа

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» является предметом по выбору и может быть представлен в старшей школе двумя уровнями изучения: базовым или профильным.

  • Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.

  • Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Предусмотренный концепцией модернизации российского образования переход к профильному обучению привёл к появлению элективных курсов (курсов по выбору). В рамках часов базисного плана школьник обязан выбрать элективный курс (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»). В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям (приложение 6).

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы в образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» является единым и при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается разделять его на два предмета.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ в общеобразовательных учреждениях во всех классах в 2010-11 учебном году должно осуществляться в соответствии с базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. При разработке программ учитель может использовать авторские программы следующих разработчиков: Гейн А.Г., Макарова Н.В., Семакин И.Г., Угринович Н.Д., имеющие гриф Министерства образования РФ, прошедшие экспертизу в Федеральном экспертном совете, т.е. их содержание соответствует образовательному стандарту по предмету.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7). В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5).

В пункте 5.2 этой же статьи указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Исходя из изложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных рабочих программ. Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой, органов исполнительной власти субъекта Федерации. О необходимости разработки учителем рабочей учебной программы по предмету указывается и в письме Министерства образования и молодежной политики ЧР от 16.04.2009 г. № 10/11-2005 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ учебных в общеобразовательных учреждениях ».

Целесообразнее составить две рабочих программы учебного курса информатики и ИКТ для основного общего образования (реализация рабочей программы в календарно- тематическом планировании для 8 и 9 классов) и для среднего (полного) общего образования (реализация рабочей программы в календарно-тематическом планировании для 10 и 11 классов).

Примерная программа является основой для составления рабочих учебных программ и тематического планирования курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени (Приложение 3).

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков

Для более качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ создан перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

В работе учителю также может помочь следующая тематическая литература для подготовки к ЕГЭ по информатике:

  1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

  2. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №2 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

  3. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  4. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. : Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

  5. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.

  6. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  7. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  8. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

  9. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)

  10. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  12. Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  13. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  14. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

  15. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  16. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ- Петербург, 2007.

  17. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннео. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  18. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  19. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  20. Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.

  21. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П.А. Якушкин, С.С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.

  22. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н. самылкина, С.В. русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  23. Информатика и ИКТ: подготовка к ЕГЭ / Под ред. проф. Н.В. макаровой – СПб.: Питер, 2007.

  24. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Для реализации требований, предъявляемых в ходе ГИА в форме ЕГЭ, учителям рекомендуется внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы, отвести необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и ознакомления учащихся с новыми технологиями проверки уровня образованности по информатике и ИКТ, тестовыми формами аттестации. Целесообразно спланировать и провести репетиционные пробные работы с соблюдением процедуры предстоящей государственной (итоговой) аттестации (приложения 3,4,9).

Для итоговой аттестации выпускников IX классов по информатике и ИКТ предлагаются рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – комплекты примерных билетов для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Рязани в 2010-2011 учебном году
Управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани информирует вас о состоянии информатизации муниципальной...
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Физика» в 2010-2011 учебном году на территории Тверской области
Охватывают все умения экспериментального характера, содержащиеся в Требованиях, т е подлежащие контролю на выходе из 9 класса
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации для оу уральского округа о преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году
Преподавание иностранных языков в 2010 – 2011 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году
Охватывает другие разделы информатики как науки
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию информатики в общеобразовательных учреждениях в 2004/2005 учебном году
Такая ситуация приводит к новому пониманию готовности выпускников школы к жизни и труду в информационном обществе, заставляет переосмысливать...
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2011-2012 учебном году
Е. А. Тихомирова, ведущий научный сотрудник оипп тоиуу, кандидат филологических наук, доцент
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию учебного предмета «Информатика и икт» в Костромской области в 2011-2012 учебном году
Гоу дпо «Костромской областной институт развития образования», кафедра информатизации и икт в образовании, 2011 г
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconТихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconО преподавании физики в 2010/2011 учебном году об особенностях преподавания географии в 2009/2010 учебном году
Рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки Республики Татарстан
Методические рекомендации по преподаванию информатики в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края об изучении информатики в 2009 2010 учебном году
Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета «Информатика и икт»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница