Знак Почета




НазваниеЗнак Почета
страница1/16
Дата14.12.2012
Размер2.42 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Е. М. ИВАНОВА









Н




ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Издательство Московского университета

1987

Рецензенты:

Е. А. Климов, доктор психологических наук, дейст­вительный член АПН СССР, О. А. Конопкин, доктор психологических наук

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологи­ческие основы проблемы психологии профессий, показана их ре­ализация в построении системного психологического изучения профессиональной деятельности для решения задач психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Раскрыты прин­ципы и процедура дифференцированного планирования работ по изучению профессиональной деятельности в целях решения различных практических задач. Представлены примеры, иллю­стрирующие, как в условиях реального производства психоло­гами решаются диагностические, прогностические, информацион­ные и методические задачи.

Для студентов, аспирантов и специалистов-психологов, фи­зиологов труда, эргономистов и работников, занимающихся ор­ганизацией и нормированием труда.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Елена Михайловна Иванова

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зав. редакцией Г. С. Прокопенко. Редактор Т. М. Пронкина. Обложка художника В. Г. Штанько. Художественный редактор Ю. М. Добрянская Технический редактор Г. Д. Колоскова. Корректоры И, А. Мушникова, Т. С. Милякова

ИБ № 2465

Сдано в набор 28.07.86. Подписано в печать 07.04 87 Л-63187 Формат 84X108/32 Бумага тип. № 3. Гарнитура литературная. Высокая печать Усл. печ. л. 10,92 Уч.-изд. л. 10,83 Тираж 12700 экз. Заказ 452 Цена 35 коп. Изд. № 4236

Ордена «Знак Почета» издательство Московского университета.

103009, Москва, ул. Герцена. 5/7.

Типография ордена «Знак Почета» изд-ва МГУ.

119899, Москва, Ленинские горы

и 0304000000—067 74-87 © Издательство Московского

077(02)-87 университета, 1987

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Введение. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 7

§ 1. Профессиональная деятельность — многопризна­
ковый объект 7

§ 2. Интеграция и дифференциация научного знания

при изучении профессиональной деятельности 10

§ 3. Психологические аспекты изучения профессио­
нальной деятельности 13

Глава I. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ПСИ­
ХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИО­
НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16

§ 1. Оформление профессиографии как подхода к изу­чению профессиональной деятельности ... 18

§ 2. Формирование методологии изучения профессио­
нальной деятельности 26

§ 3. Предпосылки развития системного исследования

профессиональной деятельности ..... 30

Глава II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 36

§ 1. Формирование теории системного исследования

профессиональной деятельности 36

§ 2. Использование принципов системного анализа в
организации исследований профессиональной дея­
тельности 42

Глава III. ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХО­
ЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИО­
НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46

§ 1. Теоретическое обоснование построения системы 46
§ 2. Схемы психологического изучения профессиональ­
ной деятельности 49

§ 3. Методы психологического изучения профессио­
нальной деятельности и структура их использова­
ния 60

Глава IV. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ В ПСИХОЛО­
ГИИ , . 75

§ 1. Задачи психолога в промышленности 75

3

§ 2. Построение дифференцированного профессиогра-

фирования 81

§ 3. Профессиография и повышение профессиональ­
ной работоспособности 90

§ 4. Профессиография и профессиональное обучение 102

§ 5. Профессиография и разработка методов изучения

профессионально важных качеств субъекта труда 123

Глава V. СИСТЕМНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕ­ДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА . . 141

§ 1. Нормативно-параметрические характеристики про­
фессиональной деятельности 142

§ 2. Психологическое изучение структуры трудового

процесса (внешней структуры деятельности) . 144

§ 3. Исследование эффективности деятельности чело­
века в трудовом процессе 157

§ 4. Экспериментальное исследование влияния скоро­стного режима на динамику работоспособности 163

§ 5. Изучение психологической структуры профессио­
нальной деятельности 166

§ 6. Оценка эффективности взаимодействия некото­рых производственных и психологических состав­ляющих профессиональной деятельности 191

Заключение 195

Литература 196

ПРЕДИСЛОВИЕ

Решение вопросов совершенствования взаимосвязей между психологической наукой и производством в це­лях реализации современных научных достижений в практике [3, с. 167—168] требует готовности специа­листов к умению планировать процесс исследования в условиях производства соответственно конкретной задаче, результатом которой должны быть рекомен­дации, направленные на гуманизацию и повышение эффективности труда работника. Адекватная органи­зация исследования в данном случае обеспечивается построением дифференцированного психологического изучения профессиональной деятельности, которое является основой решения задач профессиональной ориентации и консультации, профессионального об­учения, подбора, расстановки и адаптации кадров, планирования и нормирования труда работников, со­вершенствования орудий и условий труда.

В учебном пособии излагаются методологические предпосылки системного построения впервые пред­ставленного целостного теоретико-методического ар­сенала средств психологического изучения профес­сиональной деятельности, включающего схемы изуче­ния внешних и внутренних составляющих деятель­ности и структуру последовательности применения ме­тодов. Описаны примеры его использования при изу­чении профессий станочников, сборщиков, операто­ров, резчиков в процессе решения практических за­дач (совершенствования профессионального обуче­ния, профориентации, повышения профессиональной работоспособности) и методических (подбор адекват­ных методов и их адаптация для сравнительной оцен­ки напряженности профессионального труда). Пред­ставлено системное психологическое исследование профессиональной деятельности, в котором раскрыты взаимосвязи внешних и внутренних составляющих на психологическом и психофизиологическом уровнях анализа деятельности субъекта труда и показано их влияние на регуляцию и эффективность ее протека­ния.

5


Автор выражает глубокую благодарность со­трудникам кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, с которыми на протяжении многих лет обсуждались теоретиче­ские вопросы и решались некоторые методические за­дачи, а также бывшим студентам, участвовавшим в сборе эмпирического материала на производстве при выполнении курсовых и дипломных работ.

Введение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МНОГОПРИЗНАКОВЫЙ ОБЪЕКТ

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отно­шений общества. «Вне этих отношений, — пишет А. Н. Леонтьев, — человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует определя­ется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться ина­че как в деятельности конкретных людей» [150, с. 82—83]. Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, це­ленаправленный труд, главные характеристики кото­рого присущи и профессиональной (предметной) дея­тельности [128].

В процессе профессиональной деятельности че­ловек (индивид) неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми, и толь­ко в системе общественного производства веществен­ные орудия «оживают», обогащая возможности че­ловека.

Профессиональную деятельность можно рассмат­ривать как способ социально-экономического и ду­ховного взаимодействия индивида и трудового коллек­тива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит матери­альные ценности, чтобы существовать, но он сущест­вует не только для того, чтобы их производить. В процессе труда внешние цели (материальные цен­ности) в определенной мере теряют для человека ви-димость объективной необходимости и становятся це-

7


лями, которые ставит себе индивид, — целями его са­моосуществления [1, т. 46, ч. II., с. 109—110]. Как отмечал В. И. Ленин, «реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном ми­ре...» [2, т. 29, с. 194], это значит осознанно реали­зовать свои способности и возможности.

Итак, одним из основополагающих признаков про­фессиональной деятельности является ее социальный характер, обусловленный, с одной стороны, развити­ем производственных отношений в обществе, а с дру­гой — субъективным отражением этих отношений личностью. К. Маркс различал деятельность, выпол­няемую как социальную обязанность и как естест­венную необходимость [1, т. 26, ч. III, с. 265—266], когда последнее становится насущной потребностью, свободно реализуемой человеком.

Прежде чем рассматривать остальные признаки профессиональной деятельности, необходимо остано­виться на том, что означает понятие «профессия», так как именно оно раскрывает основную суть про­фессиональной деятельности. Единого определения понятия «профессия» не существует, оно многознач­но: «... профессия — общность всех людей, занятых данным видом труда» [127, с. 109]; «профессия — это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей» [67, с. 17]; «профессия — некая объ­ективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности» [67, с. 19]. Профес­сией также называют «необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) об­ласть приложения физических и духовных сил чело­века, дающую ему возможность существования и развития»; профессия характеризуется как «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку» [127, с. 109]. Эти значения раскрывают со­циальную, экономическую, правовую, психологиче­скую и физиологическую сущность профессии как сложного многопризнакового явления, обусловлива­ющего профессиональную деятельность субъекта труда.

Независимо от вида профессии можно рассматри­вать в структуре любого конкретного трудового про­цесса компоненты, выделенные как «простые момен­ты процесса труда» К- Марксом [1, т. 23, с. 189]: це-

8

лесообразная деятельность, или труд, предмет и сред­ства труда. Каждый из названных компонентов тру­дового процесса как единого целого обладает мно­жеством разнообразных признаков, обусловленных, с одной стороны, объективно-предметной реальностью, а с другой — субъективным отношением индивида к этим признакам. При этом каждый признак являет­ся системой свойств, предопределяющих взаимосвязи между объективной предметной реальностью и чело­веком или группой людей (например, бригадой) в процессе конкретной профессиональной деятельности. Так, у человека, исполняющего профессиональную деятельность, т. е. у субъекта труда, можно выделить следующие свойства: личностные, психологические, физиологические, анатомические, индивидуально-ти­пологические. Каждое из этих свойств имеет харак­теристики, представленные в целом ряде психологи­ческих, физиологических, медицинских и социологиче­ских исследований.

Другие, так называемые объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и усло­вия труда) также обладают разнообразными свойст­вами, обусловливающими конкретную профессиональ­ную деятельность человека. Этими свойствами явля­ются: размеры, форма, фактура, нормативные харак­теристики предмета и результата труда; характер специфических действий и точность их исполнения, заложенные в профессиональной задаче; пространст­венные, временные, информационные и операциональ­ные характеристики орудий труда; санитарно-гигие­нические, социально-психологические и морально-пра­вовые характеристики условий труда, зафиксирован­ные в документации технической, технологической, инструкционной и правовой.

Итак, можно заключить: профессиональная дея­тельность — это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуще­ствляющий взаимодействие всех компонентов систе­мы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

§ 2. ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование профессиональной деятельности как многопризнакового объекта требует актуализации целого комплекса различных научных знаний внутри психологической науки и вне ее.

Изучение данного объекта в настоящей работе ведется с позиций психологической науки как науки, осуществляющей интеграцию знаний о психике чело­века [156, с. 19]. Знания, привлекающиеся из других областей науки, используются в качестве вспомога­тельных для объяснения психологических явлений, обусловливающих деятельность человека.

Научное объяснение деятельности человека как субъекта труда, во-первых, возможно, если известны закономерные связи между деятельностью индивида и деятельностью общества. Эти связи раскрываются общей социологией через знания о законах развития социалистического общества, знания о механизмах действия и формах проявления этих законов в дея­тельности личностей и социальных групп [188, с. 8]. Человек рассматривается как личность, обладающая социальным качеством [1, т. 1, с. 242], которое про­является в его профессиональной деятельности. На­стоящее качество определяется следующими призна­ками: социально-обозначенной целью деятельности; социальным статусом и ролью; нормами и ценностя­ми, обусловливающими профессиональное поведение; уровнем образования и специальной подготовкой и др. [188, с. 11].

Социальные связи, возникающие в процессе дея­тельности между субъектами труда, обусловлены со­циальными статусами — позициями, занимаемыми индивидом в трудовом коллективе, и социальными ролями. Последние представляют собой объектив­ные, выработанные обществом функции, которые должен выполнять человек на конкретном трудовом посту [188, с. 14]. В свою очередь адекватное испол­нение социальной роли зависит от соблюдения субъ­ектом труда правил трудового поведения, которые называются социальными нормами, и от того, что для субъекта труда является социально ценным.

10

Взаимодействие людей в процессе профессиональ­ной Деятельности определяется также организацией их социального взаимодействия, включающего сле­дующие уровни [188, с. 16]:

  1. совпадение целей социальной организации, со­
    циальной системы и личности;

  2. общности требований социальной позиции в
    организации и ожидании индивида;

  3. совпадения ролевых требований социальной
    организации и реального поведения личности;

  4. совпадение нормативных требований социаль­
    ной организации, норм социальной группы и норм
    Личности;

  5. общности систем ценностей, принятых социаль-
    ной организацией, социальной системой и личностью.

Знания о признаках социального качества субъек­та труда, социальных связях и уровнях социального взаимодействия людей являются необходимым зве­ном при оценке степени профессиональной готовно­сти субъекта труда к исполнению данной деятель­ности. Они необходимы также для прогнозирования возможностей адаптации человека в избранной им профессии. Эти знания не менее значимы при осуще­ствлении регулирующего воздействия на социально-психологическую адаптацию субъекта труда в кон­кретной профессиональной среде.

Во-вторых, объяснение поведения субъекта труда профессиональной деятельности требует: 1) знания закономерностей и тенденций формирования и изме­нения его профессиональной направленности и оп­ределяющих ее факторов: интересов, мотивов, ценно­стных ориентаций, личностных установок, воли и т. п.; 2) знания закономерностей формирования и изменения психических процессов: восприятия, вни­мания, памяти, мышления и др.; 3) знания индиви­дуально-типологического своеобразия и его проявле­ния в поведении человека. Изучением данных явле­ний занимается общая психология и дифференциаль­ная психология.

Знания названных закономерностей взаимодейст­вия субъекта труда с объективно-предметной реаль­ностью трудового процесса и с другими людьми поз­воляют раскрыть взаимосвязи, складывающиеся меж­ду ними по следующим показателям: а) характеру

11

отношения субъекта труда к своей деятельности, к предметам и орудиям труда, к людям, с которыми он работает; б) степени осознанности социальной ценности выполняемой им работы; в) мере удовлет­воренности своим трудом и производственными усло­виями; г) степени инициативности и активности субъ­екта труда; д) потенциальным резервам профессио­нального роста.

В-третьих, знания о функциональных возможнос­тях организма субъекта труда извлекаются из фи­зиологии труда и медицины. Так, физиологические исследования в области изучения функционирования человека в профессиональной деятельности раскры­вают регуляционные особенности центральной нерв­ной системы при управлении процессами кровообра­щения, дыхания, энергетическими, терморегуляцион­ными, эндокринными и двигательными процессами. Кроме этого в физиологии накоплены обширные зна­ния о функциональных возможностях различных ана­лизаторов (зрительных, слуховых, тактильных, ки­нестетических, обонятельных и др.) и о закономерно­стях развития профессионального утомления.

Медициной (области санитарной гигиены и проф­патологии) изучено влияние различных факторов про­изводственной среды на состояние здоровья человека в целом и на отдельные функциональные системы: органы дыхания, кровообращения, пищеварения, зре­ния, слуха; на сердечно-сосудистую, кожную и кост­но-мышечную системы, а также на психические со­стояния субъекта труда.

Итак, для психологического изучения профессио­нальной деятельности необходима интеграция науч­ных знаний из социологии, общей теоретической и экспериментальной психологии, физиологии труда и медицины. Но эти знания должны соотноситься с кон­кретной профессиональной реальностью, которая объ­ективно задана, и в рамках которой протекает дея­тельность субъекта труда или профессионального коллектива. Поэтому при изучении профессионально­го труда психологу требуются еще и знания о специ­фических особенностях и общих закономерностях развития производительных сил и производственных отношений из экономики. Также важно умение вы­делять в технической, технологической литературе и

12

документации значимую для психологов информацию о конкретных процессах труда и их структуре, прин­ципах организации и назначении механизированного или автоматизированного оборудования и правила взаимодействия с ним человека в процессе работы.

Наряду с необходимостью интеграции научных знаний при изучении профессиональной деятельности также важна и дифференциация знаний, обусловлен­ная спецификой задач, которые выдвигает перед психологом практика. Так, например, изучение про­фессиональной деятельности в целях решения психо­логических вопросов профессиональной консультации и профессионального отбора осуществляется с уче­том данных дифференциальной психологии и психо­физиологии. При изучении профессиональной дея­тельности в целях выделения признаков социально-психологической реабилитации больных учитывают­ся данные о нозологии болезней из нейро- и пато­психологии. Изучение профессиональной деятельности трудового коллектива в целях совершенствования его взаимодействия основывается на данных социаль­ной психологии. Изучение профессиональной деятель­ности в целях совершенствования производственного обучения требует еще и актуализации знаний педаго­гической и возрастной психологии о теоретических основах построения процесса формирования профес­сионального мастерства с учетом возрастных особен­ностей человека.

При изучении деятельности в целях выявления индивидуальных стилей работы у профессионалов од­ной специализации и квалификации как одного из способов адаптации их к профессии психолог опира­ется и на знания дифференциальной психофизио­логии.

В целом можно заключить, что при изучении профессиональной деятельности, а оно всегда целе­направленно, наблюдаются оба процесса и интегра­ции и дифференциации научных знаний.

§ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При изучении профессиональной деятельности позна­ние предмета, средств и условий труда является

13

лишь необходимым объективным ориентиром, позво­ляющим понять сущность субъекта труда как лич­ности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реаль­ности является регулятором его поведения в деятель­ности.

Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому «психологию инте­ресует прежде всего деятельность индивидов, инди­видуальная деятельность» [156, с. 202], а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, ре­шающих «конкретную профессиональную задачу»1.

Для психологии наиболее важным является изуче­ние характера, формы и динамики отражения объек­тивной реальности субъектом труда и факторов, обу­словливающих конкретные типы этого отражения в профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельных, но взаимо­действующих группы: 1) объективные факторы; 2) субъективные (субъектные) факторы. К первой группе относятся: социальные, производственно-тех­нические, экономические, организационные и сани­тарно-гигиенические характеристики профессиональ­ного труда. Вторая группа факторов включает: лич­ностные, профессионально-психологические, психофи­зиологические и индивидуально-типологические каче­ства субъекта труда. Изучение последних должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломля­ется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда. Для этой цели можно использовать психоло­гические признаки труда и их градации, разработан­ные Е. А. Климовым [128, с. 8—12]. Первый при­знак — это осознание социальной ценности резуль­тата труда. Уровень данного осознания определяет­ся на основании: а) степени представленности у субъ­екта труда знаний о требованиях к результату труда; б) характера познания социальной ценности предви­димых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу); в) эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.

1 В данном случае рассматривается строение индивидуаль­ной профессиональной деятельности.

14

Второй признак — сознание обязательности вы­полнения порученного дела в заданных нормах. Уро­вень представленности данного признака определя­ется на основании: а) оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках; б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.

Третий признак — сознательное применение ору­дий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим харак­теристикам: а) степени теоретической подготовлен­ности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда); б) степени сформирован­ности профессиональных умений и навыков; в) адек­ватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда.

Четвертый признак — осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуще­ствляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он ис­пользует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценно­стей. А также и на основании характера эмоциональ­ного переживания отношений к людям труда и цен­ностям, которые они создали.

Изучение представленных психологических при­знаков профессиональной деятельности раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, ког­нитивных, операторных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными уста­новками, профессиональной направленностью и под­готовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Знак Почета iconФедеральное государственное учреждение «всероссийский ордена \"знак почета\" научно-исследовательский институт противопожарной обороны»
«всероссийский ордена "знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны»
Знак Почета iconЗнак Почета
Муромцев В. С. Э л е к т р о м е т р и ч е с к а я геология песчаных т е л — л и т о л о г и ч е
Знак Почета iconИнформационное взаимодействие
Пермская государственная ордена «Знак Почета» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького
Знак Почета iconШебеко Ю. Н, Смолин И. М. Молчадский И. С. и др
Всероссийский ордена знак почета научно-исследовательский институт противопожарной обороны
Знак Почета iconРуководство по тушению нефти и нефтепродуктов
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны
Знак Почета iconРеферат Пояснительн
«Центральный ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского»
Знак Почета iconПрограмма пленарное заседание
Центральный ордена «Знак Почёта» научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского»
Знак Почета iconЗнак Почета
...
Знак Почета iconМатематическая основа геоинформационных систем
...
Знак Почета iconПринят Конференцией рба, 22 мая 2008, г. Ульяновск (извлечение)
Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница