Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
страница1/11
Дата14.12.2012
Размер1.35 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»


Автор: к.б.н., доцент Сорокина Л.В.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2011 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем"


1.1. Назначение и цели дисциплины

Цель учебной дисциплины - вооружить будущих психологов знаниями практических основ физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем.


Важнейшими задачами учебной дисциплины являются:

- изучение классических трудов И.П. Павлова о закономерностях работы головного мозга в познании природы и внутренних механизмов обучения, памяти, индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций;

- изучение организации сенсорных систем и общих закономерностей обнаружения, переработки и извлечения признаков сенсорных стимулов;

- изучение частной сенсорной физиологи (зрения, слуха, мышечного и тактильного чувства и т.д.);

- изучение возрастных особенностей восприятия;

- знакомство с методами диагностики и коррекции сенсорных нарушений, позволяющих ориентироваться в сфере прикладных исследований и использовать полученные знания для решения практических задач различного рода;

- привитие навыков самостоятельной работы с литературой и умения ориентироваться в современных направлениях развития комплекса нейронаук о мозговых механизмах психики.


1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Объем и содержание учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» в высших учебных заведениях определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Госстандарт по данной дисциплине включает в себя в качестве обязательного минимума знаний студентов ряд дидактических единиц, приведенных ниже. Данные дидактические единицы последовательно раскрываются в представленной рабочей программе.

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.


1.3. Структура дисциплины

Объем и содержание учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» в высших учебных заведениях определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

Учебная дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» входит в блок естественно-научных дисциплин и является биологической основой подготовки психологов. Физиология высшей нервной деятельности – это наука о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующаяся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Место учебной дисциплины определяется фундаментальной ролью учения И.П. Павлова, которое раскрывает закономерности работы головного мозга и позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания. Место учебной дисциплины определяется фундаментальной ролью, которая отводится знаниям о нейрофизиологических основах деятельности мозга в организации поведения и психики человека.

Преподавание учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» базируется на знаниях, полученных при изучении учебных дисциплин «Анатомия ЦНС» и «Физиология ЦНС», подготавливает студентов к изучению таких дисциплин как «Зоопсихология и сравнительная психология», «Психофизиология», «Нейропсихология», и др.

Программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» состоит из двух разделов:

Раздел 1. Физиология высшей нервной деятельности

Раздел 2. Физиология сенсорных систем


Первый раздел посвящен итогам более чем 30-летней работы И.П. Павлова по исследованию закономерностей деятельности мозга методом условных рефлексов и изложен традиционно. В этот раздел включены также новейшие данные по проблемам физиологии высшей нервной деятельности: нейрофизиология обучения, памяти, эмоций, мотиваций и речи.

Раздел «Физиология сенсорных систем» содержит современные научные представления об основных механизмах преобразования сенсорных стимулов в импульсный процесс: этапы и модели трансдукции различных рецепторов, кодирование и декодирование сенсорной информации на уровне различных структур сенсорной системы. Особое внимание уделяется изучению развития сенсорных систем в онтогенезе, сенситивным периодам и влиянию сенсорной депривации и сенсорного обогащения на психическое развитие ребенка. Обсуждаются проблемы ранней диагностики сенсорных нарушений для своевременной коррекции сенсорного развития.


1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

Основу аудиторных занятий составляют лекции и семинарские занятия, чтение которых обязательно для студентов заочного обучения. В ходе изучения темы студенты закрепляют полученные знания на семинарских занятиях и при выполнении самостоятельных и контрольных работ. Задачей семинарских занятий является упрочение знаний студентов по Физиологии ВНД. На семинарские занятия выносятся наиболее трудные и обширные темы по проблемам физиологии высшей нервной деятельности: нейрофизиология обучения, памяти, эмоций, мотиваций и речи, а также развитие сенсорных систем в онтогенезе, сенситивным периодам и влиянию сенсорной депривации и сенсорного обогащения на психическое развитие ребенка. Усвоению знаний поможет самостоятельное выполнение рисунков, схем и таблиц с использованием наглядных пособий и анатомических атласов. По некоторым темам могут быть подготовлены контрольные работы.

Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы, выполнение заданий для самостоятельной работы.

Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Для студентов разработано учебно-методическое пособие, в котором содержатся задания на контрольные работы, выполняемые в межсессионный период.


1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

Студенты, изучившие учебный материал должны:

знать

- нейрофизиологические механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций;

- строение и функции анализаторных систем;

- основные способы кодирования параметров сенсорных стимулов в нервной системе;

- нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах;

- роль ассоциативных областей коры головного мозга в формировании «сенсорной модели мира», которая возникает в результате сенсорного обучения;

иметь представление

- о рефлекторной теории деятельности нервной системы по И.П.Павлову и ее основных принципах: единства организма и среды, их взаимодействия, причинной обусловленности деятельности организма, структурности – все нервные функции приурочены к морфо-физиологической структуре и аналитико-синтетической деятельности мозга.

уметь

- использовать полученные знания для усвоения и понимания ряда дисциплин, таких как психофизиология, клиническая психология, нейропсихология и др. и решения практических задач различного рода.


1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом.

Оценку «Отлично» получают студенты, правильно и подробно отвечающие на вопросы экзаменационного билета, свободно оперирующие понятиями и терминами физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

Оценку «Хорошо» получают студенты, отвечающие на вопросы экзаменационного билета с некоторыми погрешностями, не компенсируемыми дополнительными вопросами.

Оценку «Удовлетворительно» получают студенты, допускающие погрешности и пробелы в знаниях при ответах на вопросы билета и дополнительные вопросы, но способные при внешней помощи решить поставленную задачу.

Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, допускающие значительные пробелы в знаниях, принципиальные ошибки при ответах на вопросы.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины Физиология ВНД


2.1. Рабочая учебная программа


Программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебному плану ТИСТ.

В соответствии с указанными целями и задачами программа включает в себя два раздела:

Раздел 1. Физиология высшей нервной деятельности;

Раздел 2. Физиология сенсорных систем.

Первый раздел посвящен итогам более чем 30-летней работы И.П. Павлова по исследованию закономерностей деятельности мозга методом условных рефлексов и изложен традиционно. В этот раздел включены также новейшие данные по проблемам физиологии высшей нервной деятельности: нейрофизиология памяти, эмоций, мотиваций и речи.

Раздел «Физиология сенсорных систем» содержит современные научные представления об основных механизмах преобразования сенсорных стимулов в импульсный процесс: этапы и модели трансдукции различных рецепторов, кодирование и декодирование сенсорной информации на уровне различных структур сенсорной системы. Особое внимание уделяется изучению развития сенсорных систем в онтогенезе, сенситивным периодам и влиянию сенсорной депривации и сенсорного обогащения на психическое развитие ребенка. Обсуждаются проблемы ранней диагностики сенсорных нарушений для своевременной коррекции сенсорного развития.


  • Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Семинары

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Раздел 1. Физиология высшей нервной деятельности

Тема 1. История, предмет и методы исследования высшей нервной деятельности




-

8

8

Тема 2. Основные закономерности работы головного мозга. Потребности и мотивация

1

1

10

12

Тема 3. Нейрофизиологические механизмы условно-рефлекторной деятельности

-

-

6

6

Тема 4. Торможение рефлексов

1

-

12

13

Тема 5. Особенности высшей нервной деятельности человека. Нейрофизиологические механизмы ассоциативного обучения и памяти




-

6

6

Тема 6. Становление условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе. Типологические особенности нервной деятельности детей и подростков




-

8

8

Тема 7. Представления И.П. Павлова о неврозах. Экспериментальные неврозы

1

-

12

13

Раздел II. Физиология сенсорных систем

Тема 8. Общая характеристика сенсорных систем

1

-

12

13

Тема 9. Зрительная сенсорная система

1

-

8

9

Тема 10. Слуховая сенсорная система




-

14

14

Тема 11. Вестибулярная сенсорная система




1

12

13

Тема 12. Обонятельная и вкусовая сенсорные системы

1

-

12

13

Тема 13. Соматовисцеральная сенсорная система




-

12

12

Итого по курсу:

6

2

132

140




  • Примерная тематика семинаров


Семинар 1. Общая характеристика сенсорных систем


Учебное время: 1 час

Учебная цель: усвоить характеристику сенсорных систем.


Вопросы:

  1. В чем биологическое значение эфферентной иннервации рецепторов?

  2. Каковы механизмы кодирования сенсорной информации?

  3. Что такое рецептивное поле?


Методические рекомендации:

Занятие должно сформировать у студентов представление об общей организацией специфических сенсорных путей. Переработка информации в модально-специфических нейронах и ее интеграция с другими типами информации.

Общие свойства сенсорных сетей: дивергенция и конвергенция сенсорных нейронов. Последовательная и параллельная переработка информации в сенсорных путях. Специфические (мономодальные) и неспецифические (мультимодальные) сенсорные пути.

Понятие рецептивного поля. Рецептивное поле сенсорного первого и по-следующих уровней переключения. Латеральное торможение. Возвратное торможение. Переработка информации и извлечение признаков сенсорных стимулов в нейронных сетях.

Структурно-функциональная организация нейронных сетей сенсорной коры. Локальные модули. Области коры. Сенсорная асимметрия.

Сенсорные восприятия. Функциональные элементы восприятия. Обнаружение стимула. Абсолютные, разностные и поведенческие пороги. Оценка интенсивности стимула. Закон Вебера-Фехнера. Пространственные различения. Извлечение признаков и качества стимулов..


Семинар 2. Торможение рефлексов


Учебное время: 1 час

Учебная цель: усвоить все виды торможения.

Вопросы:

  1. При каких условиях слабые раздражители могут вызвать запредельное торможение?

  2. Почему И.П.Павлов считал, что все виды внутреннего торможения могут рассматриваться как разновидности дифференцировочного?

  3. Влияет ли генотип на скорость выработки внутреннего динамического стереотипа?


Методические рекомендации:

Рассматривается Безусловное торможение: внешний тормоз и запредельное торможение. Условия возникновения безусловного торможения и его функциональное значение. Охранительная роль запредельного торможения.

Условное торможение: угасательное, дифференцировочное, запаздываю-щее и условный тормоз. Условия возникновения условного торможения и его функциональное значение.

Взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Внешний и внутренний динамический стереотип. Функциональное значение стереотипа. Ломка и переделка стереотипа как способы определения подвижности нервных процессов.


Семинар 3. Особенности высшей нервной деятельности человека


Учебное время: 1 час

Учебная цель: усвоить особенности ВНД.

Вопросы:

  1. Какие методики, применялись в лаборатории И.П. Павлова для определения индивидуальных особенностей процессов возбуждения и торможения у животных?

  2. Каково значение первой сигнальной системы?

  3. Каково значение второй сигнальной системы?

  4. Какие взаимодействия существуют между первой и второй сигнальными системами?


Методические рекомендации:

В ходе семинара у студентов должно быть сформировано представление о темпераменте в структуре индивидуальности. Первая и вторая сигнальные системы. Речь, ее физиологические механизмы. Память, ее виды. Клеточные и молекулярные механизмы ассоциативного обучения и памяти. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. В ходе занятия используются анатомические атласы и планшеты.


Семинар 4. Зрительная сенсорная система


Учебное время: 1 час

Учебная цель: усвоить развитие зрительной сенсорной системы.


Вопросы:

  1. Укажите сходство и различие в их строении, функции и фотохимических свойствах.

  2. Нарисуйте блок-схему зрительного анализатора.

  3. Составьте словарь основных терминов по теме.

  4. Составьте таблицу «Возрастные особенности зрения». В ней отразите возрастные особенности изменения цветовой чувствительности, светопреломляющего аппарата глаза, аккомодации, остроты зрения, цветового и бинокулярного зрения.


Методические рекомендации:

В ходе семинара студенты получают представление о переработке зрительной информации в центральных отделах сенсорной зрительной системы. Центральные зрительные пути. Зрительные нервы. Зрительный перекрест. Зрительные тракты. Ретинотопическая организация зрительного пути.

Обработка сигналов в латеральных коленчатых телах. Детекторные свойства нейронов латеральных коленчатых тел.

Обработка сигналов в первичной зрительной коре (17 поле). Морфо-функциональная организация зрительной коры. Горизонтальные цитоархитектонические слои. Глазодоминантные и ориентационные колонки. Детекторные свойства нейронов зрительной коры. Восприятие формы, скорости и направления движения объектов. Зрительные иллюзии. Цветоспецифические нейроны.

В процессе семинара студенты должны усвоить основные этапы онтогенеза ЦНС и общие закономерности развития ЦНС.



  • Вопросы для подготовки к экзамену по курсу




  1. Общий принцип работы анализаторов. Адаптация анализаторов.

  2. Механизм кодирования в сенсорных системах. Ограничение избыточности информации.

  3. Терморецепция.

  4. Кожная механорецепция.

  5. Проприорецепция.

  6. Висцеральная сенсорная система.

  7. Рецепторы вестибулярного аппарата. Механизм кодирования силы тяжести и ускорения.

  8. Центральные пути вестибулярной системы. Вестибулярные рефлексы.

  9. Ноцицепция и боль.

  10. Физиология слуха. Особенности передачи звуковых колебаний. Механические явления.

  11. Электрические явления в улитке. Кодирование звука в волокнах слухового нерва. Частотно-пороговые кривые.

  12. Особенности восприятия и обработки звуковой информации центральными структурами.

  13. Вкусовая сенсорная система. Регуляция пищевого поведения. Механизмы голода и насыщения.

  14. Физиология обоняния.

  15. Особенности функционирования рецепторного аппарата зрительного анализатора. Физиология сетчатки. Организация рецептивных полей.

  16. Особенности обработки зрительной информации центральными структурами.

  17. Механизм восприятия цвета. Теории Юнга-Гельмгольца и Геринга.

  18. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное обучение. Привыкание и сенситизация.

  19. Формы индивидуального обучения. Когнитивное обучение.

  20. Функциональные состояния головного мозга. Нейрофизиология сна.

  21. Физиологическое выражение эмоций. Эмоциональный стресс.

  22. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное обучение. Импритинг и подражание.

  23. Функциональная межполушарная асимметрия.

  24. Механизмы памяти.

  25. Межсенсорное взаимодействие. Роль сенсорных притоков в развитии функций мозга

  26. Мозг и сознание. Теории сознания.

  27. Эмоции, их функции. Нейрофизиология и биохимия эмоций.

  28. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы. Инстинкт.

  29. Центральные проекции соматовисцеральной системы.

  30. Физиология памяти. Виды памяти

  31. Функциональная организация мозга. Блок приема и переработки сенсорной информации.

  32. Функциональная организация мозга. Модулирующие системы мозга.

  33. Функциональная организация мозга. Программирование, запуск и контроль поведенческих аспектов.

  34. Концепция функциональных систем. Структура поведенческого акта по П.К. Анохину.

  35. Безусловные рефлексы, их локализация в центральной нервной системе. Инстинкт. Концепция драйв-рефлексы.

  36. Ориентировочный рефлекс. Концепция "нервной модели стимула".

  37. Физиологические механизмы ритмогенеза.

  38. Физиологические механизмы внимания.

  39. Условный рефлекс как универсальный приспособительный механизм. Классические и инструментальные условные рефлексы. Динамический стереотип.

  40. Условный рефлекс. Механизмы образования условных рефлексов.

  41. Торможение условнорефлекторной деятельности.

  42. Потребности и мотивация. Механизм формирования мотиваций.

  43. Механизмы управления движениями.

  44. Речь, как функция мозга.

  45. Физиологические основы индивидуальных различий высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности.

  46. Онтогенез высшей нервной деятельности. Роль раннего воспитания в формировании поведения.


Раздел 3. Лекционный материал

3.1. Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.


Раздел 1. Физиология высшей нервной деятельности

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница