Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика»




Скачать 114.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика»
Дата13.12.2012
Размер114.28 Kb.
ТипПояснительная записка



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ содержания дисциплины «ПСИХОГЕНЕТИКА»

Согласно государственному образовательному стандарту подготовки

по направлению 030300.62 и СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «Психология»

Психогенетика


Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.


Пояснительная записка

Требования к студентам.

Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии ЦНС и физиологии ВНД.

Основной целью дисциплины «Психогенетика» (с основами генетики человека) является формирование у студентов представлений о механизмах наследственности, изменчивости и генетической детерминированности высших психических функций, а также о месте генетических исследований в комплексе наук о человеке. Психогенетика является неотъемлемой частью генетики человека, поэтому она должна базироваться на прочных знаниях устройства и функционирования генетического аппарата человека. Особое внимание уделено вопросам генетической детерминации поведения и клинической генетики, которые наиболее тесно связаны с проблемами психологии и психопатологии.

Формирование целостного естественнонаучного мировоззрения особенно важно для специалиста-психолога, поскольку вопрос о степени биологической детерминированности высших психических функций не раз становился яблоком раздора между различными психологическими направлениями. В современной литературе также представлен широкий спектр взглядов на эту проблему.

Задачи курса:

1. Дать характеристики основным понятиям и закономерностям классической и молекулярной генетики.

2. Представить результаты генетических исследований человека.

3. Проанализировать современные представления о наследуемости психических функций и охарактеризовать связанный с ним комплекс психологических и морально-этических проблем.

В результате освоения курса студенты должны знать:

- основные понятия и закономерности классической и молекулярной генетики;

- основные методы медицинской генетики и психогенетики человека;

- уметь ориентироваться в широком диапазоне взглядов на проблему генетической детерминации поведения и психики человека и иметь собственное мнение по этому вопросу.


Формы работы студентов: лекции, семинарские занятия, эссе

Виды контроля: текущий, итоговый.

Текущий контроль: работа на лекциях и семинарских занятиях и контрольная работа

Итоговый контроль: зачет.


Методика формирования результирующей оценки:

Оср.= Сумма Wi Oi, где

Oi – оценка формы контроля по 10-балльной шкале

Wi – вес каждой формы контроля в итоговой оценке

Формы контроля и их веса в итоговой оценке:

  1. Посещение и активное участие в семинарских занятиях: W1 = 0,4.

  2. Контрольная работа: W3 = 0,2.

  3. Зачет: W4 = 0,4.


Содержание программы.


1.Введение.

Генетика как наука о наследственности и изменчивости. Основные этапы и ключевые вопросы в истории генетики. Проблема носителя наследственности. Разделы современной генетики. Связь генетики с другими науками. Психогенетика. Универсальность законов генетики.

Законы Г.Менделя. Расщепление по генотипу и фенотипу. Гены и аллели. Множественный аллелизм.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Генетические карты. Генетический анализ. Решетка Пеннета. Фены. Генетическая символика.

Взаимодействие генов. Аллельные взаимодействия. Явление гетерозиса. Взаимодействие неаллельных генов и их возможные механизмы.

Взаимодействие генотипа и среды. Генотип как система взаимодействующих генов. Проявление генов в фенотипе. Плейотропия. Норма реакции генотипа. Наследуемость и ГС-взаимодействие.

Генетика пола и сцепленное с полом наследование. Половые хромосомы и аутосомы. Варианты хромосомного определения пола в природе. Наследование, ограниченное полом.

2.Изменчивость. Основы молекулярной генетики

Понятие изменчмвости. Модификационная и генотипическая изменчивость.

Мутации, природа и классификация мутаций. Представление о мутагенах.

Генные мутации, их механизм. Виды генных мутаций. Хромосомные мутации, их классификация. Геномные мутации, их классификация и роль в природе. Цитоплазматические мутации. Материнский эффект.

Рекомбинация, различные уровни её проявления. Кроссинговер.

Транспозиции. Мобильные генетические элементы, их виды у прокариот и эукариот. Механизм и эволюционное значение транспозиций.

Механизм репарации. Роль репарации в поддержании стабильности генома.

Модификации. Виды модификаций. Взаимосвязь генотипа и среды в проявлении фенотипа. Проблема наследования приобретенных признаков. Период лысенковщины в СССР. Молекулярная генетика

Структурно-функциональная организация гена. Особенности структуры генов вирусов и прокариот. Геном эукариот: мозаичная структура гена, регуляторная часть генома. Проблемы эволюции гена.

Генетический код. Свойства генетического кода.

Экспрессия генов. Матричные генетические процессы. Транскрипция. Этапы транскрипции. Процессинг как промежуточный этап экспрессии. Трансляция; этапы трансляции. Рибосома, её структура и функции.

Перенос генетической информации в живой системе. Центральная догма молекулярной биологии. Обратная транскрипция. Прионы.

Регуляция экспрессии генов. Регуляция экспрессии у прокариот и у эукариот. Значение ядра в процессах регуляции экспрессии у эукариот.

Генетические основы эволюции.

История отношений теории эволюции и генетики. Популяционная генетика. Популяция и генофонд. Гетерозиготность популяций. Балансовая теория.

Частота аллелей в популяции. Закон Харди-Вайнберга. Панмиксия. Ассортативность. Рецессивные аллели в популяции.

Синтетическая теория эволюции. Динамика популяций. Элементарные эволюционные факторы. Естественный отбор, виды отбора. Теория «эгоистичного гена». Концепция саморегуляции популяции. Эволюция генома человека.


3.Проблема генетической детерминации поведения человека.

Этология человека, её история. Понятия инстинкта, релизера и врожденного пускового механизма. Современные взгляды на генетическую детерминацию поведения. Этологические подходы к исследованию агрессивности.

Социобиология. Теория эволюционно-стабильной стратегии. Теория генно-культурной коэволюции. Поведение и нейрохимия мозга.

Человек как объект генетики. Методы и символика в генетике человека. Генетический груз человека. Цитогенетический метод как основной метод медицинской генетики.

Кариотип человека. Стандартизация кариотипа человека. Хромосомные аномалии у человека, основные синдромы. Генные болезни человека: с аутосомно-доминантным и аутосомно-рецессивным типом наследования, обусловленные сцепленным с полом наследованием. Генные болезни и нарушения метаболизма. Митохондриальные генные болезни человека.

Болезни с наследственной предрасположенностью. Явления пенетрантности и экспрессивности в проявлении генных болезней человека. Понятие клинического полиморфизма. Генетика и психопатологии.

Онкогенетика. Понятия канцерогенеза и малигнизации. Онкогенные вирусы. Онкогены и протоонкогены, их роль в канцерогенезе. Канцерогенез и мутагенез.

Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики.


4.Психогенетика: основные понятия, методы и области исследования.

Связь генетики и психологии. История психогенетики. Евгеника как предыстория психогенетики. Дифференциальная психология и психогенетика.

Методы психогенетики, их особенности. Близнецовый метод как основной метод психогенетики, его разновидности. Взаимоотношения генотипа и среды в психогенетике.. Понятие общей и индивидуальной среды. ГС-взаимодействие, ГС-корреляции, ассортативность в генетике человека.

Психогенетические исследования в процессе индивидуального развития. Сравнительный подход в психогенетике. Возрастные изменения темперамента.

Генетическая психофизиология. Оценка наследуемости типов ЭЭГ. Генетика и свойства нервной системы. Биоэлектрическая активность мозга. Показатели вегетативных реакций.


5. Психогенетические исследования когнитивных функций и девиантного

поведения.

Трудности психогенетического анализа. Исследования интеллекта. Генетический контроль памяти. Теории интеллекта. Интеллект и тесты интеллекта. Психогенетика развития и проблема одаренности. Одаренность и наследственность. Современные подходы к проблеме одаренности.

Психогенетика девиантного поведения. Психогенетические исследования аутизма. Психогенетика пограничных состояний. Дислексия и дисграфия. Психогенетика и педагогика. Девиантное поведение: перспективы исследований.


Вопросы к семинарским занятиям

1. Молекулярные основы наследственности.

2. Структура генетического аппарата человека

3. Закономерности наследственности

4. Человек, как объекта генетических исследований.

5.Каритип человека, его стандартизация.

6.Хромосомные аномалии у человека.

7. Медико-генетическое консультирование.

8. Решение задач на наследование признаков у человека.


Темы контрольных работ


1. Закономерности изменчивости.

2. Мутации у человека

3. Механизм матричных процессов.

4. Детерминация поведения человека.

5. Медицинская генетика и медико-генетическое консультирование.

6. Методы психогенетики.

7. Психогенетические исследования интеллекта.

8. Проблема агрессивности и девиантное поведение человека.


Вопросы к итоговому контролю

  1. Психогенетика как раздел генетики человека.

  2. Нуклеосомная модель организации хроматина. Эухроматин и гетерохроматин – особенности структурно-функциональной организации.

  3. Гигантские хромосомы, их особенности.

  4. Экстрахромосомный генетический материал эукариот. Цитоплазматические мутации. Явление материнского эффекта.

  5. Понятия «локус» и «аллель». Множественный аллелизм. Генетическая символика.

  6. Законы Г.Менделя, их цитологический механизм. Понятие о фенах. Анализирующее скрещивание. Решетка Пеннета, её роль в гибридологическом анализе.

  7. Хромосомная теория Т.Моргана. Кроссинговер. Генетические карты.

  8. Взаимодействие аллелей. Гетерозис и сверхдоминирование.

  9. Взаимодействие неаллельных генов.

  10. Проявление генов в фенотипе. Норма реакции.

  11. Наследуемость и ГС-взаимодействие.

  12. Генетика пола. Хромосомная детерминация пола, варианты в природе. Сцепленное с полом наследование и наследование, ограниченное полом.

  13. Виды изменчивости. Понятие о мутагенах. Природа и классификация мутаций.

  14. Генные мутации, их классификация.

  15. Хромосомные мутации, их классификация.

  16. Геномные мутации, их классификация.

  17. Рекомбинация и её значение. Виды рекомбинации.

  18. Мобильные генетические элементы. Виды транспозиций. Гипотеза лабильного генома.

  19. Система репарации в клетке, её значение.

  20. Модификации, их виды. Морфозы и фенокопии. Проблема наследования приобретенных признаков в истории биологии.

  21. Проблема гена как центральная проблема генетики. Молекулярная биология гена.

  22. Гены эукариот. Структурная и регуляторная части генома. «Псевдогены».

  23. Генетический код, его характеристики. Понятие колинеарности.

  24. Транскрипция, её этапы.

  25. Трансляция, её этапы.

  26. Центральная догма молекулярной биологии. Обратная транскрипция, её роль в природе. Понятие о прионах.

  27. Регуляция экспрессии генов у прокариот. Структура оперона.

  28. Процессинг как этап экспрессии генов у эукариот.

  29. Регуляция экспрессии генов у эукариот.

  30. Генная инженерия – принципы работы с рекомбинантными ДНК.

  31. Популяция как элементарная единица эволюции. Частота аллелей в популяции. Закон Харди-Вайнберга. Генетический полиморфизм в популяциях.

  32. Динамика популяции. Эволюционные факторы.

  33. Естественный отбор как направленный фактор эволюции. Теория «эгоистичного гена».

  34. Понятие инстинкта. Современные взгляды на генетическую детерминацию поведения.

  35. Этологические подходы к исследованию агрессивности. Буферы агрессии. Теория эволюционно-стабильной стратегии.

  36. Особенности человека как объекта генетических исследований. Каритип человека, его стандартизация.

  37. Хромосомные аномалии у человека. Медико-генетическое консультирование.

  38. Генные болезни человека с аутосомно-доминантным типом наследования.

  39. Генные болезни человека с аутосомно-рецессивным типом наследования.

  40. Генные болезни человека, обусловленные сцепленным с полом наследованием.

  41. Болезни человека с наследственной предрасположенностью. Понятие клинического полиморфизма.

  42. Генетика злокачественного роста. Онкогены.

  43. Психогенетика как наука. Евгеника как предыстория психогенетики. Психогенетика и дифференциальная психология.

  44. Методы психогенетики. Метод близнецов как основной метод психогенетики.

  45. Взаимоотношение генотипа и среды в психогенетике.

  46. Формирование индивидуальных различий в онтогенезе. Исследование темперамента.

  47. Генетическая детерминация деятельности ЦНС. Биоэлектрическая активность мозга.

  48. Результаты исследований интеллекта в психогенетике.

  49. Проблема интеллекта в психогенетике. Тесты интеллекта.

  50. Психогенетика развития и проблема одаренности. Современные подходы к проблеме одаренности.

  51. Психогенетика девиантного поведения. Аутизм. Пограничные состояния. Перспективы исследований девиантного состояния.



Учебно – методическое обеспечение курса


Базовый учебник

Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики. СПб., 2006.

Основная


  1. Айяла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3 т. М., 1988 – 1989.

  2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.

  3. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999.

  4. Фогель Ф., Мотульски А., Генетика человека. В 3 т. М., 1989 – 1990.

Дополнительная


  1. Алиханян С.С., Акифьев А.П. Основы современной генетики. М., 1988.

  2. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. В 4 т. М., 1994.

  3. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988.

  4. Гершензон С.М. Основы современной генетики. Киев, 1989.

  5. Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993.

  6. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 1998.

  7. Захаров И.А. Краткие очерки по истории генетики. М., 1999.

  8. Маргелис Л. Роль симбиоза в эволюции клетки. М., 1983.

  9. Смирнов В.Г. Цитогенетика. М., 1990.

  10. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.



Тематический план



п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

часов

Лекции

Семинары

Самост. Раб.

1

Введение

2

-

-

2

2

Изменчивость. Основы молекулярной генетики


2

4

10

16

3

Проблема генетической детерминации поведения человека.


2

2

8

12

4

Психогенетика: основные понятия, методы и области исследования.


2

2

8

12

5

Психогенетические исследования когнитивных функций и девиантного поведения.


2

2

8

12

Итого

10

10

34

54



Автор программы _____________________Черный В.С.

Похожие:

Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconПрограмма дисциплины психология экстремальных ситуаций для специальности 030301. 65 «Психология»
Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconМетодическая разработка внеучебного мероприятия «Олимпиада по анатомии и физиологии человека»
...
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconУниверситет российской академии образования учебно-методический комплекс дисциплины
Условия, необходимые для изучения курса – минимум знаний в области анатомии цнс, в области общей антропологии и физиологии
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconПрограмма дисциплины Современные отраслевые рынки для направления 080500. 62 «Менеджмент»
«Финансы и кредит» (3 курс) и является дисциплиной обязательной. Приступая к изучению дисциплины, студенты должны предварительно...
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconРабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: “Клиническая психология” 030302 Кафедра: нормальной физиологии “ Физиология внд и сенсорных систем”
Предлагаемая программа по физиологии высшей нервной деятельности для студентов факультета клинической психологии мгмсу содержит необхо­димый...
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconДать понятие об анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии сельскохозяйственных животных. Познакомить с краткой историей развития анатомии, физиологии
Сформировать знания об основных методах, применяемых в изучении анатомии и физиологии. Дать понятие о филогенезе и онтогенезе; возрастной,...
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconПрограмма дисциплины пояснительная записка к программе дисциплины «Физиология человека и животных»
Учебно- методический комплекс утвержден на заседании кафедры анатомии и физиологии детей и подростков
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconПояснительная записка Предлагаемая программа учебной дисциплины «Гистология с основами эмбриологии»
Целью данного курса является подготовка специалиста биологического профиля, закладывая основы научного структурно-функционального...
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconПрограмма дисциплины Экономика отраслевых рынков для направления 080100. 62 «Экономика»
Приступая к изучению дисциплины, студенты должны предварительно прослушать курсы «Микроэкономика» (1 и 2 уровень), «Теория игр»,...
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд. Основной целью дисциплины «Психогенетика» iconКнига канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности,
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница