1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины




Скачать 107.78 Kb.
Название1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дата13.12.2012
Размер107.78 Kb.
ТипДокументы





1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний важнейших фундаментальных законов механики жидкости и газа и их практических приложений, которые необходимы для формирования теоретического и инженерного мировоззрения будущего ученого.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление об общих принципах изучения движущейся жидкости или газа на основе дифференциальных уравнений;

  • об основных закономерностях гидростатики, принципах измерения давления и уровня;

  • об особенностях структуры движущейся жидкости, способах измерения расхода, экспериментальном и расчетном определении потерь напора;

  • об особенностях движения газов, переходе скорости газового потока через скорость звука;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретного гидрогазодинамического исследования.

1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление: о механике сплошных сред, т.е. теории движения жидкостей и газов (гидродинамике); о процессах переноса импульса, тепла и вещества при движении жидкостей и газов; о теории подобия и движении в трубах; о динамическом пограничном слое, тепловом и диффузионном;

  • знать: общие основы описания сплошных сред; интегральные и дифференциальные формулировки законов сохранения, балансовые соотношения, термодинамические связи и ограничения; формулировки и выводы следствий простейшей классической модели идеальной жидкости, малые возмущения, соотношения при разрывах, интеграл Бернулли, особенности описания вихревых течений во вращающейся жидкости, теоремы Кельвина (Томсона), Бьеркнеса, Праудмена-Тейлора, Эртеля; классические вопросы теории потенциальных течений идеальной жидкости (интеграл Лагранжа-Коши, трехмерное и двумерное обтекание тел, парадокс Даламбера); теорию несжимаемой вязкой жидкости.

  • уметь: использовать законы движения жидкости и газов в технических приложениях: движение в трубах и каналах, в проточных частях машин, воды в реках и океанах, воздуха в атмосфере; применять знания законов движения жидкостей и газов для интенсификации технологических процессов; рассчитывать основные характеристики потока газа, движущегося с большой скоростью; определять степень доказательности и обоснованности тех или иных положений научных трудов и новых знаний; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по высшей математике (дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения в частных производных, элементы векторного анализа), физике (механика твердого тела, молекулярная физика), термодинамике (1 и 2 закон термодинамики, истечение газов и паров, термодинамика процессов сжатия и расширения газа в машинах) в объеме программы высшего профессионального образования.

1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 01.04.14 – Теплофизика и теоретическая теплотехника.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)

1-3 годы аспирантуры; вид отчетности – экзамен кандидатского минимума.

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


144/4

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

24/0,67

в том числе:




лекции

24/0,67

семинары

0

практические занятия

0

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

120/3,33

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

0

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

120/3,33



2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа

1

Введение. Предмет гидрогазодинамика. Внутренняя и внешняя задача гидрогазодинамики. Методы описания и виды движения. Основные свойства жидкостей и газов. Плотность, удельный вес, сжимаемость, вязкость, поверхностное натяжение. Зависимость свойств от давления и температуры.

4/0,11

0

0

16/0,44

2

Гидростатика. Свойства гидростатического давления. Закон Паскаля. Дифференциальные уравнения равновесия Эйлера. Основное уравнение гидростатики. Способы измерения давления, уровня и высоты гидравлического затвора. Гидростатические машины

4/0,11

0

0

16/0,44

3.

Гидродинамика. Основные понятия кинематики жидкости. Объемный и массовый расход жидкости и газа. Стационарное и нестационарное движение жидкости. Режимы движения жидкости. Критерий Рейнольдса. Движение идеальной жидкости. Субстациональная производная. Дифференциальное уравнение неразрывности. Дифференциальные уравнения движения идеальной жидкости Эйлера. Уравнение Бернулли для струйки идеальной жидкости. Движение реальной жидкости. Уравнение Бернулли для потока вязкой жидкости. Гидравлические потери. Дифференциальные уравнения движения вязкой жидкости Навье-Стокса. Условия однозначности. Критерии гидродинамического подобия. Критериальное уравнение гидродинамики. Ламинарное движение жидкости. Течение Пуазейля и Куэтта. Закон Стокса для ламинарного течения жидкости в трубах. Ползущие течения.

4/0,11







16/0,44

4.

Турбулентное движение жидкости. Пристеночная и свободная турбулентность. Основные характеристики. Осредненная и мгновенная пульсационная скорости. Интенсивность турбулентности. Турбулентная вязкость. Циркуляция скорости. Уравнения Рейнольдса для турбулентного движения реальной жидкости. Движение тел в жидкостях. Скорость осаждения.

4/0,11







16/0,44

5

Основы теории пограничного слоя. Уравнения пограничного слоя Прандтля. Отрыв пограничного слоя. Вихревая дорожка Кармана Ламинарный и турбулентный пограничный слой. Сопротивление давления. Способы предотвращения отрыва пограничного слоя. Теорема Жуковского о подъемной силе.

4/0,11







16/0,44

6

Основы газовой динамики. Уравнения Бернулли для потока сжимаемой жидкости. Параметры полного торможения. Условия перехода скорости потока через скорость звука. Неравномерное движение сжимаемой среды. Ударные волны. Прямые и косые скачки уплотнения.

4/0,11







16/0,44




Итого:

24/1

0

0

124/3,33



2.3. Практические (семинарские) занятия – не предусмотрены.


3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний


3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

  • библиография по проблемам развития гидрогазомеханики;

  • публикации (в том числе электронные) источников по гидрогазомеханике;

  • научно-исследовательская литература по актуальным проблемам гидрогазомеханики.

Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.

3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:

  1. Список литературы и источников для обязательного прочтения.

  2. консультации руководителя и специалистов кафедры;

  3. средства мультимедийной техники и персональные компьютеры;

  4. полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети КузГТУ, к основным из которых относятся базы электронных библиотек КузГТУ,

  5. ЭБС «Лань»,

  6. ЭВС IQLIB,

  7. электронная библиотека диссертаций

  8. Российская государственная библиотека с выходом в международные и российские информационные сети,

  9. удаленные базы данных со свободным доступом через сайт библиотеки, в том числе с выходом в международные информационные сети (Open Access, OAIster, NDLTD, The National Academic, литература для инженеров Engenegr.ru, USPTO Web Patent Databases,

  10. компьютерная литература на английском языке O'Reilly),

  11. доступ к зарубежным электронным научным информационным ресурсам (научные журналы и издательства Taylor & Francis, журналы издательства Nature Publishing Group,

  12. электронная библиотека SPIE Digital Library, патентные базы данных компании Questel, журналы Оксфордского университета, журналы издательства Американского института физики).


3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены.


Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума.


  1. 4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ комплект мультимедийной техники с интерактивной панелью;

  2. комплект телевизионной техники для показа учебных фильмов;

  3. программы пакета Microsoft Office.

  4. Сайт научной библиотеки КузГТУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://library.kuzstu.ru


5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

не предусмотрены.


  1. Материальное обеспечение дисциплины


Компьютерные классы, оснащенные компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Кузбасского государственного технического университета, а также принтеры, сканеры и ксероксы.


7. Литература

7.1. Основная

  1. Белевич, М. Ю.   Гидромеханика: основы классической теории : учеб. пособие. - М. : Дрофа, 2009. - 224 с.

  2. Правдивец, Ю. П..   Введение в гидротехнику : учеб. пособие. – 3-е изд. испр. и доп. М. : АСВ, 2009. - 288 с.

  3. Афанасьев, Ю. О. Гидрогазомеханика : учеб. пособие / Ю. О. Афанасьев, Н. В. Тиунова ; [под ред. П. Т. Петрика] ; ГОУ ВПО "Кузбас. гос. техн. ун-т". - Кемерово, 2009. - 133 с.

7.2. Дополнительная

  1. Кирко, И. М. Магнитная гидродинамика: современное видение проблем /И.М.Кирко, Г.Е. Кирко – М. : Институт компьютерных исследований, 2009. – 632 с.

  2. Лепешкин, А. В.. Гидравлика и гидропневмопривод : учебник для студентов, обуч. по спец «Автомобили и тракторостроение» / А.В.Лепешкин, А.А.Михайлин, А.А.Шейпак: Ч. 2. Гидравлические машины и гидропневмопривод / под ред. А. А. Шейпака. - М. : МГИУ, 2008. - 352 с.

  3. Асатур, К. Г. Гидромеханика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Горное дело" / К. Г. Асатур, Б. С. Маховиков ; С.-Петерб. гос. горный ин-т им. Г. В. Плеханова (техн. ун-т). - СПб., 2008. - 326 с.

  4. Иванов, Б.Н.. Мир физической гидродинамики: от проблем турбулентности до физики космоса. - М. : Едиториал УРСС, 2010. - 240 с.

  5. Аникеев, А. А. Основы вычислительного теплообмена и гидродинамики : учеб. пособие. /А.А.Аникеев, А.М.Молчанов, Д.С.Янышев - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 152 с.

  6. Чарный, И. А.   Подземная гидрогазодинамика. - М. ; Ижевск  : Институт компьютерных исследований, 2006. - 436 с.

  7. Правдивец, Ю. П.   Введение в гидротехнику : учеб. пособие. - М. : АСВ, 2009. - 288 с.

  8. Райзер, Ю. П. Введение в гидрогазодинамику и теорию ударных волн для физиков : [учебник для студентов и преподавателей физ. и техн. специальностей]. –Долгопрудный : Интеллект, 2011. – 432 с.

  9. Головкин, М. А. Вопросы вихревой гидромеханики / М. А. Головкин, В. А. Головкин, В. М. Калявкин. - М. : Физматлит, 2009. - 264 с

  10. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы : учебник для студентов машиностроит. вузов / Т. М. Башта [и др.]. - 5-е изд., стер. (перепечатка со 2-го изд. 1982 г.). - М. : Альянс, 2011. - 423 с.

  11. Ухин, Б. В. Гидравлические машины: насосы, вентиляторы, компрессоры и гидропривод : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 270100 "Строительство". - М. : Форум, 2011. - 320 с.

  12. Кирко, И. М. Магнитная гидродинамика: современное видение проблем./И.М.Кирко, Г.Е. Кирко – М. : Институт компьютерных исследований, 2009. – 632 с.

  13. Куликовский, Андрей Геннадьевич. Магнитная гидродинамика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по группе направлений и специальностей "Механика" / А. Г. Куликовский, Г. А. Любимов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд. - М. : Логос, 2011. - 328 с

  14. Афанасьев Ю.О. Гидрогазомеханика: метод указания по выполн. самостоят. работы по дисциплине для студентов… 240801 «Машины… всех форм…/ Ю.О. Афанасьев, Г.С.Козлова; ГОУ ВПО «Кузбасс.гос.ун-т», - Кем. 2008 – 13 с.



ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за ___________/___________ учебный год


В рабочую программу курса ОД.А.04, «Гидрогазомеханика», цикл ОД.А.04 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Физико-математические науки, специальность 01.04.14 – Теплофизика и теоретическая теплотехника:

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconПодготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных научных исследований. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются следующие
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconВид учебной работы
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconВид учебной работы Объем часов / зачетных единиц Трудоемкость изучения дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconВид учебной работы Объем часов / зачетных единиц Трудоемкость изучения дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о принципах построения систем управления...
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЗакономерностях разделения минералов на основе различия их физических и химических свойствах, о процессах обезвоживания, окомкования и складирования минеральных продуктов и отходов обогащения; знать
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – получение знаний о методологических принципах исследования влияния параметров технологических процессов...
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 Номенклатуры...
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи программы-минимум, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о технологиях при добычи полезных ископаемых подземным способом
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница