Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность




Скачать 221.23 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Дата13.12.2012
Размер221.23 Kb.
ТипРабочая программа
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Специальность: 050704 «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель

Тамбов 2008

Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

психологии, педагогики и Государственными требованиями к

частных методик отделения уровню подготовки выпускника по

«Дошкольное образование» специальности:

Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»

___________________

О.А.Дробышева

«Утверждаю»

Зам. директора по УР А. Г. Малышкина

Автор:

преподаватель ТОГОУ СПО

«Педагогический колледж» С.В.Шишова

Рецензенты:

преподаватель анатомии, физиологии

и гигиены ТОУГОУ СПО

«Педагогический колледж» Н.Н.Коняхина


доктор медицинских наук, профессор,

зав. кафедрой «Адаптивная физическая культура»

ТГУ им. Г.Р.Державина Симонов С.Н.


Пояснительная записка.


Программа содержит необходимые для будущих учителей начальных классов знания по возрастной анатомии, физиологии и гигиене детей раннего, дошкольного и школьного возраста с учётом современных достижений биологической и медицинской науки.

Для научно обоснованного построения учебно-воспитательного процесса с детьми, использования научно обоснованных психолого-педагогических подходов к ребёнку, необходимо знать возрастные особенности функционирования и развития разных органов и систем.

Изучение анатомо-физиологических особенностей детей не может быть плодотворным без достаточного представления о строении и функциях организма взрослого человека. Однако эти сведения даются в том объёме, который необходим для лучшего понимания возрастных особенностей организма ребёнка.

В содержании программы предусмотрено обсуждение и изучение факторов, ведущих к нарушению нормального процесса развития детей.

Вопросы гигиены детей раннего и младшего школьного возраста преподносятся тесной связи с изложением анатомо-физиологических особенностей ребёнка, что придаёт всему курсу педагогическую направленность.

В программе предусмотрено изучение вопросов по анатомии и физиологии, которые имеют прямое или косвенное отношение к педагогике и психологии. Это разделы «Нервная система», «Анализаторы» и особенно «Высшая нервная деятельность».

Программа ориентирована на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем, тем самым, предусматривая раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета.

На уроках используются знания, полученные в курсе «Основы здорового образа жизни», «ОБЖ», «Психология детей раннего и дошкольного возраста», «Основы специальной педагогики и психологии».

На теоретических уроках преподаватель излагает наиболее важные вопросы возрастных особенностей развития систем органов и организма ребёнка раннего, дошкольного и школьного возраста в целом, знакомит с вопросами гигиены.

Практические уроки проводятся в форме уроков учебно-методического характера, в форме уроков в ДОУ, где студенты закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях.

Учебная практика предусматривает выполнение заданий преподавателя по проведению диагностики физического развития ребенка, выявление нарушений осанки и стопы у детей своей возрастной группы, проведение корригирующей гимнастики.

Самостоятельная работа предусматривает:

- изучение студентами программного материала по учебнику, по лекциям преподавателя, учебно-методическим пособиям,

- выполнение домашних заданий по составлению докладов на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем. Тем самым предусматривается раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета.

На уроках используются знания, полученные в курсе «Основы здорового образа жизни», «ОБЖ», «Психология детей раннего и дошкольного возраста», «Основы специальной педагогики и психологии».

На теоретических уроках преподаватель излагает наиболее важные вопросы возрастных особенностей развития систем органов и организма ребёнка, знакомит с вопросами гигиены.

Практические уроки проводятся в форме уроков учебно-методического характера, в форме уроков в ДОУ, где студенты закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях.

Учебная практика предусматривает выполнение заданий преподавателя по проведению диагностики физического развития детей, написанию рефератов, сообщений, рекомендаций для родителей.

Учёт успеваемости проводится в процессе всего периода изучения данной дисциплины. Оценка выставляется на основании данных текущей успеваемости, в конце изучения курса предусмотрен экзамен.

Совершенствование педагогических умений и навыков осуществляется в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях, во внеклассных формах работы в педколледже.

В процессе изучения курса студенты должны знать:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей раннего, дошкольного и школьного возраста;

  • возрастные особенности развития и функционирования организма и различных систем ребёнка;

  • факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;

  • особенности гигиенического воспитания и просвещения в образовательном учреждении;

Студенты должны уметь:

  • определять норму физического состояния организма ребёнка, создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;

  • осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста.



Учебный план.


Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

для специальностей «Педагог дошкольного образования»

«Преподавание в начальных классах»



Содержание


V семестр

VI семестр

Всего

1


2


3

Число недель в семестре

Число часов в неделю

Форма аттестации

16


2


Зачет

19


2


Экзамен

35


70


Всего учебных часов по дисциплине 70

4

Лекций

13

17

30

5

Практических занятий

15

25

40

6


Самостоятельная работа

8

13

22






Тематический план курса

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

для специальностей «Педагог дошкольного образования» и «Преподавание в начальных классах»



Темы

Мак. уч. нагр.

Количество часов

Сам. работа

Всего

Лекции

Практ. работы

1

Предмет, значение и задачи курса.

2

2

2

-

-

2

Нервная система.

11

8

5

3

3

3

Высшая нервная деятельность.

13

10


6

4

3

4

Анализаторы.

12

10

2

8

2

5

Система крови.

8

6

4

2

2

6

Сердечно-сосудистая система.

7

5

1

4

2

7

Органы дыхания.

6

5

2

3

1

8

Система органов пищеварения.

7

5


2

3

2

9

Обмен веществ и энергии, питание.

4

3

1

2

1

10

Органы выделения.

4

3

2

1

1

11

Железы внутренней

секреции.

7

5

-

5

2

12

Кожа. Основы закаливания.

3

2





2

1

13

Опорно-двигательный аппарат.

6


4


1

3

2

14

Гигиеническое воспитание и просвещение в образовательном учреждении

2

2

2

-






ИТОГО

92

70

30

40

22

СОДЕРЖАНИЕ учебных тем.


1.Предмет, значение и задачи курса.

Требования к студентам колледжа по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Связь с другими учебными предметами. Характеристика здоровья современного ребенка.

2. Нервная система.

Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы. Кора больших полушарий, основные области коры. Передача возбуждения по нервному волокну. Синапсы, их строение. Рефлекторная дуга. Элементы рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения как основа координации. Явления торможения, их механизмы и значение. Понятие о доминанте.

Знать: классификацию нервной системы, строение нейронов, их виды; строение рефлекторной дуги, головного и спинного мозга; функции, выполняемые единой нервной системой и отдельными её компонентами.

Уметь: находить различия между процессами возбуждения и торможения, симпатической и парасимпатической нервной системой, различать области коры больших полушарий головного мозга.

Практическое занятие №1. Тема: «Строение ЦНС».

Практическое занятие №2. Тема: «Кора больших полушарий».

Практическое занятие №3. Тема: «Явление торможения».

Самостоятельная работа студентов: таблицы «Сравнение симпатической и парасимпатической НС», «Функции переднего мозга», схема рефлекторной дуги чихания и кашля.

3. Высшая нервная деятельность.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов.

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Особенности высшей нервной деятельности человека. Две сигнальные системы действительности: сигналы непосредственные и речевые. Рефлекторный характер речевой деятельности. Анализ и синтез речевых сигналов как основа процессов мышления. Образование и длительное сохранение условных рефлексов – основа обучения и памяти. Формирование условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе ребёнка. Условия, облегчающие формирование у ребёнка навыков и умений. Динамический стереотип.

Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД. Учение И.П. Павлова об основных типах нервной системы.

Утомление и переутомление. Профилактика утомления. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна.

Знать: психологические основы индивидуальных особенностей ВНД, причины переутомления детей дошкольного возраста и их профилактику, причины детских неврозов.

Уметь: находить отличия между условными и безусловными рефлексами, выявлять нарушения высшей нервной деятельности.

Практическая работа №4. Тема «Динамический стереотип».

Практическая работа №5. Тема «Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД».

Практическая работа №6. Тема «Причины переутомления детей».

Практическая работа №7. Тема «Причины детских неврозов».

Самостоятельная работа студентов: биографии Сеченова И.М. и Павлова И.П., дать характеристику врожденным и приобретенным программам поведения; «Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».


4. Анализаторы.

Теория познания и учение И.П. Павлова об анализаторах. Ошибки органов чувств и их устранение.

Кожный анализатор, внутренний, обонятельный, вкусовой, слуховой, зрительный анализаторы. Формирование структур анализаторов в процессе индивидуального развития организма ребёнка. Гигиена анализаторов. Заболевания анализаторов и их профилактика.

Знать: что такое анализатор, какие виды анализаторов существуют в организме человека, особенности каждого анализатора, о заболеваниях анализаторов и проведении их профилактики, как формируются структуры анализаторов в процессе индивидуального развития детского организма.

Уметь: определять остроту слуха, зрения, порог вкусовой чувствительности.

Практическая работа №8. Тема «Гигиена кожного анализатора».

Практическая работа №9. Тема «Восприятие различных запахов».

Практическая работа №10. Тема «Определение порога вкусовой чувствительности».

Практическая работа №11. Тема «Строение внутреннего уха».

Практическая работа №12. Тема «Определение остроты зрения».

Практическая работа №13. Тема «Развитие анализаторов».

Практическая работа №14. Тема «Гигиена зрительного анализатора».

Практическая работа №15. Тема «Гигиена слухового анализатора».

Самостоятельная работа студентов: определение остроты слуха, «Что делать при глазных травмах» (сообщение).



5. Кровь.

Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма. Механизмы поддержания гомеостаза. Плазма крови, форменные элементы. Понятия об иммунитете, его роль в сохранении биологической индивидуальности. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактика у детей.

Знать: что составляет внутреннюю среду организма, какие форменные элементы входят в состав крови, что такое иммунитет, его виды, какие особенности имеет кровь детей.

Уметь: находить различия между форменными элементами крови, выявлять признаки малокровия у детей и проводить его профилактику.

Практическая работа №16. Тема «Состав крови».

Практическая работа №17. Тема «Иммунная система».

Самостоятельная работа студентов: схема «внутренняя среда организма», «виды иммунитета» (схема)


6.Сердечно-сосудистая система.

Значение. Круги кровообращения. Строение сердца, сердечный цикл, автоматия сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений. Кровяное давление и скорость движения крови у детей раннего дошкольного возраста. Запасные силы сердца. Значение физкультуры и спорта для повышения выносливости сердца. Недопустимость физической перегрузки. Болезни органов кровообращения.

Знать: большой и малый круги кровообращения, строение сердца, цикл его работы (фазы работы сердца), какие болезни сердечно-сосудистой системы существуют.

Уметь: определять кровяное давление, степень влияния физических нагрузок на работу сердца.

Практическая работа №18. Тема «Круги кровообращения».

Практическая работа №19. Тема «Строение сердца».

Практическая работа №20. Тема «Влияние физических упражнений на работу сердца».

Практическая работа №21. Тема «Заболевания сердечно-сосудистой системы».

Самостоятельная работа студентов: таблица «Фазы работы сердца», «Последствия гиподинамии».


7. Органы дыхания.

Значение и сущность дыхания. Аппарат внешнего дыхания. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких. Развитие органов дыхания у детей. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной ёмкости лёгких. Гортань как голосовой аппарат. Гигиена дыхания. Воспитание правильного дыхания у детей.

Знать: как происходит развитие органов дыхания у детей, о гигиене дыхания и возрастных изменениях, строение гортани

Уметь: определять жизненную ёмкость лёгких, проводить дыхательную гимнастику.

Практическая работа №22. Тема «Механизмы вдоха и выдоха».

Практическая работа №23. Тема «Гигиена дыхания».

Практическая работа №24. Тема «Дыхательная гимнастика».

Самостоятельная работа студентов: схема «Цикл дыхания».


8. Пищеварение.

Значение пищеварения. Органы пищеварительного аппарата. Полость рта. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Уход за зубами. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени в процессах пищеварения. Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата. Поражения слизистой оболочки рта. Профилактика гельминтозов.

Практическая работа №25. Тема «Строение пищеварительной системы».

Практическая работа №26. Тема «Рост и развитие зубов».

Практическая работа №27. Тема «Гельминтозы человека и животных».

Самостоятельная работа студентов: «Уход за полостью рта», «Микроорганизмы кишечника».


9. Обмен веществ и энергии. Питание.

Обмен веществ и энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Особенности обмена в детском возрасте. Витамины и их роль в обмене веществ. Значение витаминов для роста и развития ребёнка. Способы обогащения пищи витаминами. Авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Энергетическая сторона обмена.

Физиолого-гигиенические основы питания. Аппетит. Средства, возбуждающие аппетит. Значение соблюдения правильного режима и гигиенической обстановки питания. Последствия недоедания и чрезмерного переедания. Жажда и питьевой режим.

Знать: органы пищеварительного аппарата, понятия ассимиляции и диссимиляции, особенности обмена веществ в детском организме, какие заболевания ЖКТ наиболее часто встречаются,

Уметь: правильно составлять рацион питания, с учетом затрат энергии организмом, соблюдать правильный режим и гигиену питания.

Практическая работа №28. Тема «Витамины».

Практическая работа №29. Тема «Рацион питания».

Самостоятельная работа студентов: схема обмена веществ в организме.


10. Органы выделения.

Пути выделения продуктов обмена из организма. Строение почек. Механизмы образования мочи. Возрастные особенности водно-солевого обмена у детей. Ночное недержание мочи у детей, его причины, профилактика. Болезни почек и мочевыводящих путей у детей.

Знать: механизмы образования и пути выведения продуктов обмена из организма, заболевания мочевыделительной системы, строение почек.

Уметь: проводить профилактику заболеваний мочевыделительной системы, объяснить механизмы образования и выведения мочи.

Практическая работа №30. Тема «Строение почек».

Самостоятельная работа студентов: «профилактика заболеваний почек у детей» (сообщение).


11. Железы внутренней секреции.

Железы внутренней секреции и их значение. Свойства и функции гормонов. Понятие о гипо- и гиперфункции ЖВС. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма. Щитовидная железа, её влияние на физическое и умственное развитие. Надпочечники, внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Сахарный диабет. Вилочная железа, её влияние на рост и развитие. Формирование вторичных половых признаков. Половое воспитание дошкольников. Профилактика онанизма. Возрастные особенности желез внутренней секреции.

Знать: какие железы относятся к железам внутренней секреции, какие функции они выполняют, заболевания желез внутренней секреции, возрастные особенности, характерные для ЖВС.

Уметь: отличать первичные и вторичные половые признаки, осуществлять половое воспитание детей дошкольного возраста, различать гипо- и гиперфункции ЖВС.

Практическая работа №31. Тема «Железы внутренней секреции».

Практическая работа №32. Тема «Функции гипофиза».

Практическая работа №33. Тема «Функции щитовидной железы».

Практическая работа №34. Тема «Функции поджелудочной железы».

Практическая работа №35. Тема «Особенности желез внутренней секреции».

Самостоятельная работа студентов: «Половое воспитание дошкольников», «Сахарный диабет» (сообщения).


12. Кожа.

Значение и строение кожи человека. Особенности строения и функции кожи детей. Роль кожи в теплорегуляции. Сосудистые потоотделительные реакции у детей. Гигиена кожи. Значение чистоты и целостности кожных покровов. Заболевание кожных покровов.

Основы закаливания организма.

Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. Воздух как фактор оздоровления и закаливания. Значение солнечной радиации для

жизнедеятельности организма, его роста и развития. Закаливание водой.

Знать: какое строение имеет кожа человека, какую роль она выполняет и какие заболевания кожных покровов существуют, значение солнечной радиации.

Уметь: методически подходить к проведению мероприятий по закаливанию организма, соблюдать гигиенические требования.

Практическая работа №36. Тема «Кожа человека».

Практическая работа №37. Тема «Методика проведения закаливающих мероприятий с детьми различного возраста».

Самостоятельная работа студентов: «Заболевания кожных покровов у детей» (сообщение).


14. Опорно-двигательный аппарат.

Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение скелета человека. Строение суставов. Развитие скелета ребёнка. Изгибы позвоночника и их образование. Строение и свойство скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения. Развитие и усложнение координации движения. Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости. Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата.

Значение для гигиенического воспитания детей нормальных условий, личного примера взрослых, настойчивости воспитателя и родителей в требовании правильного и регулярного выполнения детьми гигиенических навыков.

Знать: особенности строения скелета человека, его возрастные изменения, роль физической культуры в развитии и укреплении опорно-двигательного аппарата.

Уметь: проводить профилактику нарушений осанки, плоскостопия, прививать детям гигиенические навыки.

Практическая работа №38. Тема «Строение скелета».

Практическая работа №39. Тема «Выявление нарушений осанки».

Практическая работа №40. Тема «Корректирующая гимнастика при нарушении осанки и плоскостопии».

Самостоятельная работа студентов: «Изгибы позвоночника и их образование», «Причины нарушений осанки детей» (сообщения), строение суставов.


Вопросы к зачету.

  1. Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы.

  2. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы.

  3. Кора больших полушарий. Основные области коры.

  4. Синапсы и их строение.

  5. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов.

  6. Безусловные и условные рефлексы.

  7. Явление торможения условных рефлексов, их механизмы и значение.

  8. Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД.

  9. Функциональные нарушения ВНД. Утомление и переутомление.

  10. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна.

  11. Зрительный анализатор.

  12. Кожный, обонятельный и вкусовой анализаторы.

  13. Слуховой анализатор.

  14. Динамический стереотип.

  15. Гигиена анализаторов.

  16. Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма.

  17. Плазма крови, форменные элементы.

  18. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактики у детей.

  19. Заболевания анализаторов и их профилактика.

  20. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма.

  21. Иммунитет, его роль в сохранении биологической индивидуальности.



Вопросы к экзамену.


  1. Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы.

  2. Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки.

  3. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы.

  4. Строение скелета человека.

  5. Кора больших полушарий. Основные области коры.

  6. Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение суставов.

  7. Синапсы и их строение.

  8. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма

  9. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов.

  10. Щитовидная железа, её влияние на умственное и физическое развитие.

  11. Безусловные и условные рефлексы.

  12. Уровни организации организма.

  13. Явление торможения условных рефлексов, их механизмы и значение.

  14. Возрастная периодизация.

  15. Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД.

  16. Строение сердца, сердечный цикл, автоматия сердца.

  17. Функциональные нарушения ВНД. Утомление и переутомление.

  18. Железы внутренней секреции, их значение, свойства и функции гормонов.

  19. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна.

  20. Значение и строение кожи человека. Роль кожи в терморегуляции.

  21. Биологические ритмы.

  22. Круги кровообращения.

  23. Значение и сущность дыхания. Строение органов дыхания.

  24. Зрительный анализатор.

  25. Кожный, обонятельный и вкусовой анализаторы.

  26. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха.

  27. Слуховой анализатор.

  28. Значение пищеварения. Органы пищеварительного тракта.

  29. Динамический стереотип.

  30. Гигиена анализаторов.

  31. Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма.

  32. Надпочечники, внутрисекреторные функции поджелудочной железы.

  33. Роль печени в процессе пищеварения. Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата.

  34. Плазма крови, форменные элементы.

  35. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактики у детей.

  36. Физиолого-гигиенические основы питания.

  37. Заболевания анализаторов и их профилактика.

  38. Полость рта. Зубы молочные и постоянные. Пищеварение в ротовой полости. Уход за зубами.

  39. Пищеварение в желудке и кишечнике. Защитные рефлексы. Всасывание.

  40. Пути выведения продуктов обмена из организма. Строение почек.

  41. Обмен веществ и энергии в организме.

  42. Профилактика гельминтозов.

  43. Обмен белков, жиров и углеводов. Особенности обмена в детском возрасте.

  44. Гигиена учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

  45. Иммунитет, его роль в сохранении биологической индивидуальности.

  46. Витамины и их роль в обмене веществ.



Литература.


  1. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце. К. Здоровье 1989.

  2. Амосов Н.М. Сердце и физические упражнения. М. Медицина 1990.

  3. Брехман Н.И. Валеология – наука о здоровье. М. ФИЗ 1990.

  4. Брагинская В.П. Активная иммунизация детей. М. Медицина 1984.

  5. Вайтенко В.П. Введение в саналогию. К. Здоровье 1991.

  6. Георгиева Н.В. Физиология. М. Медицина 1981.

  7. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. С-П. Акцидент 1998.

  8. Кабанов А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1975.

  9. Танкова-Ямкольская Р.В. Основы медицинских знаний. М. Просвещение 1981.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconВопросы к коллоквиумам
Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и...
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена Уровень основной образовательной программы бакалавриат Направление подготовки (специальность) 050100. 62 «Педагогическое образование»
Направление подготовки (специальность) 050100. 62 «Педагогическое образование»
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconПрограмма учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена 2011г
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее спо) специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 14 Возрастная анатомия и физиология «050502. 65 технология и предпринимательство»
Курс «Возрастная анатомия и физиология» в цикле дисциплин медико-биологической подготовки студентов высшей школы в современных условиях...
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность icon«Воронежский государственный педагогический университет»
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» являются
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа Учебная дисциплина б 3 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа Учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена для специальности
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconКонтрольная работа по по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Методические указания для самостоятельной работы по профессиональному модулю пм. 01. Организация мероприятий направленных на укрепление...
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconН. Н. Павлова Возрастная анатомия и физиология
Н. Н. Павлова. Возрастная анатомия и физиология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 073500. 65 «Дирижирование»;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница