Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная




Скачать 119.06 Kb.
НазваниеРабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная
Дата13.12.2012
Размер119.06 Kb.
ТипДокументы
ДЕМОВЕРСИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ДС «Ихтиология с основами гидробиологии»

1. Выписка из учебного плана.

Форма обучения: очная заочная

Курс: III IV

Семестр: V VII

Лекции: 36 ч. 18 ч.

СРС: 30 ч. 48 ч.

Индивидуальные занятия: 3,5 ч. 2 ч.

Форма контроля: зачет

2. Реквизиты составителя автора. Профессор кафедры зоологии, к.б.н. Матвей Матвеевич Тяптиргянов и доцент кафедры зоологии, к.б.н. Анастасия Михайловна Ларионова

3. Требования ГОС ВПО.

Согласно с требованиями Государственного стандарта высшего образования к уровню подготовки выпускника по специальности «Биология» специалист-биолог подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной) и специальной подготовкой. Специалист-биолог должен:

1. понимать роль биологического многообразия, как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

2. знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов;

3. уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

4. иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

5. владеть навыками методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с коллекционным материалом и др.).

4. Принципы и цели курса.

Принципы построения курса.

2.1.1. Данный курс разработан для студентов III курса очной и IV курса заочной форм обучения. Образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 10.03.2000 и учебным планом биологического отделения БГФ ЯГУ, а также на основании разработанной и утвержденной Ученым Советом БГФ программы.

2.1.2. На лекциях уделяется внимание основам гидробиологии и ихтиологии теорий происхождения и эволюции, разнообразия водных организмов, водных сообществ в различных водоемах и их роли в них, охраны и рационального использования рыбных запасов.

2.1.3. На самостоятельное изучение вынесены вопросы, связанные с разработкой научной литературы и подготовкой к зачету.

Цели курса.

РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ГИДРОБИОЛОГИИ»

По окончании курса «Общая гидробиология» студент должен:

1. иметь представления:

1.1. о биологическом многообразии гидробионтов;

1.2. о географическом распространении гидробионтов;

1.3. о водных организмах и закономерностях их существования;

1.4. о санитарной, медицинской, ветеринарной гидробиологии;

1.5. об участии гидробионтов в круговороте веществ и энергии в биосфере;

2. иметь понятие:

2.1. о жизненных формах гидробионов;

2.2. о внутривидовых и межвидовых отношениях гидробионтов;

2.3. о механизмах взаимосвязи гидробионтов со средой;

2.4. о водных экосистемах;

3. знать:

3.1. систематическое разнообразие гидробионтов;

3.2. особенности строения и функционирования основных систем органов гидробионтов;

3.3. особенности морфологии, физиологии и воспроизведения водных животных;

3.4. принципы классификации биоценоза;

3.5. динамику численности популяций и биомассы биоценозов;

3.6. жизнь гидробионтов в разнотипных водоемах;

3.7. роль гидробионтов в водных экосистемах;

4. уметь:

4.1. классифицировать и систематизировать водных животных;

4.2. планировать мероприятия по охране и рациональному использованию рыб и водных промысловых беспозвоночных;

4.3. владеть навыками и методами полевых исследований (сбор и обработка гидробиологического материала).

РАЗДЕЛ «ИХТИОЛОГИЯ»

По окончании курса "Ихтиология" студент должен:

1. иметь представления:

1.1. об ихтиологии, как науке о рыбах;

1.2. о биологическом разнообразии рыб;

1.3. о географическом распространении рыб;

1.4. о современном использовании биологических ресурсов гидросферы;

1.5. о положении основных групп рыб в системе животных;

1.6. о филогении рыб;

1.7. о акклиматизации рыб.

2. иметь понятие:

2.1. об абиотических факторах, влияющих на рыб;

2.2. о внутривидовых и межвидовых отношениях рыб;

2.3. о механизмах взаимосвязи рыб со средой;

2.4. о биологии рыб, как представителей позвоночных животных.

2.5. о методах полевых и камеральных исследований морфологии рыб;

2.6. о сезонных миграциях рыб.

3.знать:

3.1. анатомию рыб;

3.2. особенности строения и функционирования основных систем органов рыб;

3.3. особенности морфологии, физиологии и воспроизведения рыбного населения;

3.4. принципы классификации рыб;

3.5. динамику численности популяций рыб;

3.6. жизнь рыб в разнотипных водоемах;

3.7. биологические особенности основных представителей промысловых видов рыб;

4. уметь:

4.1. классифицировать и систематизировать рыб;

4.2. планировать мероприятия по охране и рациональному использованию рыб;

4.3. владеть навыками и методами полевых исследований (сбор и обработка ихтиологического материала).

5. Вопросы к зачету:

РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ГИДРОБИОЛОГИИ»

1. Осветите роль отечественных ученых в развитии гидробиологии.

2. Каковы особенности прикрепленных организмов?

3. В чем основные черты населения пресноводных бассейнов?

4. Какие вы знаете источники кислорода в водоемах?

5. Перечислите термические свойства воды и осветите их значения в жизни водоемов.

6. Изложите особенности населения арктических областей Мирового океана.

7. Опишите явления суточных вертикальных миграций у водных организмов и укажите его величины.

8. Каковы особенности парящих организмов?

9. В чем суть явления замора и какие вы знаете причины замора в водоемах?

10. Изложите классификацию водных организмов в зависимости от характера питания.

11. В чем состоит биологический метод определения сапробности?

12. Изложите сущность понятия в биомассе, продукций и р/в коэффициенте.

13. Какие причины привели к образованию гидробиологии как самостоятельной науки?

14. Перечислите особенности воды, делающие ее чрезвычайно пригодной для жизни.

15. Перечислите способы переживания водными организмами периода пересыхания водоеме.

16. Назовите способы передвижения нектонных организмов

17. Как вторичноводные организмы приспосабливаются в дыханию в водной среде?

18. На какие биотопы разделяются бенталь, пелагиаль в морях и озерах?

19. Перечислите особенности населения отдельных вертикальных арктических умеренных и тропических пресных водоемов.

20. Назовите особенности отдельных вертикальных зон моря и пресных вод в зависимости от света.

21. В чем заключаются особенности питания организмов?

22. Назовите первых русских исследователей наших морей.

23. Опишите своеобразные черты водохранилища (на примере Вилюйского).

24. Каковы отрицательные моменты, с которыми приходится бороться в водохранилищах?

25. Как влияют колебания уровня воды в водохранилищах на донную фауну и прибрежную макрофлору?

26. Перечислите общие закономерности биологического режима водохранилища.

27. Значение и свойства воды.

28. Адаптация водных организмов к обитанию в толще и на дне.

29. Взаимосвязи водных организмов и растворенных в воде солей и органических веществ.

30. Роль температурного фактора в жизни водных организмов.

31. Взаимосвязь между водными организмами и активной реакцией среды.

32. Озера и водохранилища.

33. Питание гидробионтов

34. Способы добывания пищи.

35. Кормовые ресурсы и кормовая база гидробионтов.

36. Рождаемость, смертность и выживаемость гидробионтов.

37. Зависимость плотности популяции и их биомассы от условий среды.

38. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах.

39. Дыхание гидробионтов.

40. Спектр питания и пищевая элективность гидробионтов.

41. Биологические основы охраны и очистки вод от загрязнения.

42. Водные биоценозы и закономерности их развития.

43. Систематическое разнообразие гидробионтов.

РАЗДЕЛ «ИХТИОЛОГИЯ»

1. Осветите роль ученых в развитии ихтиологии.

2. Опишите формы тела рыб как адаптация к водной среды.

3. Отличительные особенности строения кожи рыб от наземных позвоночных.

4. Каковы основные типы чешуи и особенности ее строения.

5. Особенности строения светящихся органов костистых рыб.

6. На какие разделы делится скелет рыбы и их особенности.

7. Каковы различия мускулатуры круглоротых и костистых рыб.

8. Каковы особенности электрического органа у рыб и его влияния на других животных.

9. На какие части делится нервная система и осветите их значение в жизни рыб.

10. Перечислите органы чувств у рыб и их значение.

11. Отличительные особенности пищеварительного канала круглоротых и костистых рыб.

12. Приспособление ротового аппарата к питанию рыб.

13. Значение плавательного пузыря.

14. В чем заключаются особенности дыхания рыб. Механизм дыхания.

15. Изложите особенности строения органов кровообращения рыб.

16. Изложите особенности строения мочеполовой системы рыб.

17. В чем суть желез внутренней секреции.

18. Перечислите способы отравления ядовитыми рыбами.

19. Определение возраста как основа для решения основных проблем рыбного хозяйства.

20. Какие существуют методы по определению возраста.

21. Значение таксономической градации в рыбном хозяйстве ( вид, подвид, племя, раса, морфа).

22. Каковы биометрические признаки для установления вида.

23. Перечислите основные факторы оказывающее решающее влияние на расселение рыб. Их значение.

24. Каково влияние гидрометеорологических условий на ход рыбы.

25. Окраска рыб как биологическое явление и участие рыб в биоценозах. Паразитизм и т.п.

26. Назовите особенности отдельных зон расселения рыб в зависимости от физических условий обитания.

27. Изложите сущность понятия "акклиматизация".

28. Влияние внешних и внутренних факторов на питание.

29. Понятие об элективности рыб в пище.

30. Деление рыб по питанию (мирных и хищных). Значение хищников на рыбное население водоема.

31. Использование особенностей питания рыб для санитарно- хозяйственного значения.

32. Размножение рыб (половой диморфизм, брачный наряд, половой отбор, соотношение полов, партогенез, гермафродитизм).

33. Особенности откладывания икры.

34. Плодовитость и ее значение.

35. Перечислите основные черты процесса гибридизации.

36. Развитие икры, выклев личинок.

37. Развитие личинок

38. Воздействие факторов Среды на икру, личинок и молоди.

39. Представление о нерестовых площадях на водоемах Якутии.

40. Основные причины образования стай. Типы миграций ( активные и пассивные).

41. Сезонные миграции, на примере осетровых.

42. Особенности миграций лососевых видов рыб ( кета).

43. Систематическое разнообразие рыб по системе В.И. Мейснера.

6. Рекомендуемая литература.

РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ГИДРОБИОЛОГИИ»

Основная:

1. Аленин О.А. Химия океана. Л.: Гидрометеоиздат, 1966.

2. Березина Н.А. Гидробиология. М.: 1973.

3. Жадин В.И. Методика изучения донной фауны водоемов и экологии донных беспозвоночных /Жизнь пресных вод СССР. М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1956. Т.4, ч.1, гл.40.

4. Жадин В.И. Методы гидробиологического исследования. М.: Высшая школа, 1960.

5. Жизнь животных. Т. 1-3. М. 1983.

6. Зернов С.А. Общая гидробиология. М., 1949.

7. Константинов А. С. Общая гидробиология. М, 1967, 1972, 1979, 1986.

8. Кутикова Л.А., Старобогатов Я.И. Определитель пресноводных беспозвоночных Евразийской части СССР. Л. 1977. Липин А.Н. Пресные воды и их жизнь. М., 1960.

9. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.

10. Яшнов В.А. Практикум по гидробиологии. М., 1969.

Дополнительная:

11. Беклемишев К.В. Экология и биогеография пелигиали. М.: Наука, 1969.

12. Богоров В.Г. Планктон Мирового океана. М.:, 1974.

13. Виндерг Г.Г. Первичная продукция водоемов. Минск, 1960.

14. Гуков А.Ю. Гидробиология устьевой части области реки Лены. М 2001.

15. Жадин В.И., Герд С.В. реки, озера, водохранилища СССР и их фауна и флора. М, 1961.

16. Зенкевич Л.А. Моря СССР, их фауна и флора. М, 1956.

17. Зенкевич Л,А. Биология морей СССР. М, 1963.

18. Иоганзен Б.Г. Основы экологии. Томск, 1959.

19. Павловский Е.Н., Лепнева С.Г. Очерки из жизни пресноводных животных. М, 1948.

20. Складовский С.Н. Экологическая физиология водных организмов. М, 1955.

21. Строганов Н.С. Физиологическая экология рыб. М.: МГУ, 1963. Т.1.

22. Сущеня Л.М. Интенсивность дыхания ракообразных. Киев, 1972.

РАЗДЕЛ «ИХТИОЛОГИЯ»

Основная:

1. Анисимова И. М., Лавровский В.В.. Ихтиология, М.: Высшая школа, 1983 - 3 -78 с.

2. Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. 4 изд., ч.1. М. -Л., 1948.

3. Егоров А.Г. Рыбы водоемов юга Восточной Сибири. Иркутск, 1988.

4. Моисеев П.А., Азизова Н.А., Куранова И.И. Ихтиология. М. 1981.

5. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб.

6. Никольский Г.В. Частная ихтиология. 3 изд. М. 1971.

7. Суворов Е.К. Основы ихтиологии. Л., Советская наука, 1948. 5 - 243 с.

Дополнительная:

1. Жизнь животных

2. Кириллов А.Ф. Промысловые рыбы Якутии. М.: Научный мир, 2002.

3. Кириллов А.Ф. Методы сбора и обработки рыб. Уч. пособие. Ч. 1-2. Якутск: изд-во ЯГУ, 2002.

4. Кириллов Ф.Н. Рыбы Якутии. М.: Наука, 1972. - 360 с.

5. Сабанеев Л.П. Жизнь и ловля пресноводных рыб. Киев, 1970.

Похожие:

Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconДемоверсия рабочей программы дс «Териология» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная
Реквизиты составителя. Профессор кафедры зоологии, д б н. Иннокентий Иннокентьевич Мордосов
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconДемоверсия рабочей программы дс «Биология промысловых животных» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная
Реквизиты составителя. Профессор кафедры зоологии, д б н. Иннокентий Иннокентьевич Мордосов
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconДемоверсия рабочей программы дс «Орнитология» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная
Государственного стандарта высшего образования к уровню подготовки выпускника по специальности «Биология» специалист-биолог подготовлен...
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconДемонстрационная версия рабочей программы "биология размножения и развития" Выписка из учебного плана: Форма обучения очная
Предмет "Биология размножения и развития" читается на III курсе на очной форме обучения и на IV курсе на заочной и проходит по циклу...
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная icon1. Выписка из учебного плана Специальность химия
Демо-версии рабочих программ по биохимии для Специальности 011000 "Химия" (очная форма обучения)
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»
Нормативный срок освоения программы: 4 года (очная форма обучения); 5 лет (заочная форма обучения)
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconПрограмма специальной дисциплины «Исполнительное производство» Цикл дс дисциплина специализаций
«Исполнительное производство», предназначена для студентов юридического факультета (5 курс – очная форма обучения; 5 курс – заочная...
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconУчебно-методическое пособие цикл опд. Ф. 08 общепрофессиональные дисциплины Специальность: 021100 «Юриспруденция» казань 2007
«Гражданское процессуальное право», предназначено для студентов юридического факультета (4 курс – очная форма обучения; 5 курс –...
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconПраво и организация социального обеспечения
Для студентов специальности/направления (очная, очно-заочная, заочная форма обучения) *
Рабочей программы дс «Ихтиология с основами гидробиологии» Выписка из учебного плана. Форма обучения: очная заочная iconЗаконодательство вавилонского царя Хаммурапи
Для студентов специальности/направления (очная, очно-заочная, заочная форма обучения) *
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница