Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»




Скачать 165.58 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
Дата13.12.2012
Размер165.58 Kb.
ТипРабочая программа


Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Клинцовский педагогический колледж»


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А




д и с ц и п л и н ы


РЕЧЕВЫЕ, СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ НАРУШЕНИЯ


для специальности

050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях»


2011 год

ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин




Председатель

ПЦК ________________Киреенко Т.А.



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях»


Заместитель директора по УВиНМР


___________________Е.В.Панасюго




Автор:

Автушенко А.Н. - преподаватель ГБОУ СПО КПК


Рецензенты:

Шпилько Л.И. - преподаватель колледжа

Артамонова Т.В. – заведующая МДОУ – детский сад № 29 «Родничок»


I. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А



Настоящая программа учебной дисциплины «Речевые, сенсорные системы и их нарушения» составлена в соответствии с Государственными требованиями (2002 г.) к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» и дидактическими единицами данной дисциплины, представленными в ГОС СПО.

Программа “Речевые, сенсорные системы и их нарушения” имеет большое значение в подготовке педагогического персонала для работы в специализированных детских учреждениях.

В работе рассматриваются физиологические аспекты сенсорных систем: тактильного, слухового, зрительного, вестибулярного, вкусового и обонятельного. А также большое значение имеет изменение нарушений данных сенсорных систем. Так как связь организма с высшим миром осуществляется за счет деятельности сенсорных систем мозга или анализатора, представляющих собой совокупность нейронов, участвующих в восприятии, передаче и обработке той или иной информации из окружающей среды (или внутренней среды организма). Особое внимание уделено изучению способностей формирования речи и речевых нарушений. А также выявлению этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. Курс данной дисциплины сложен и требует для усвоения соответствующего уровня знаний по общей биологии, анатомии и физиологии человека.

По окончанию курса студент должен владеть знаниями:

- об общих закономерностях деятельности сенсорных систем;

- о принципах функционального взаимодействия сенсорных систем и речи;

- о методах исследования сенсорных органов: слуха, зрение, обоняние, координации;

- об основных заболеваниях сенсорных органов сопровождающиеся нарушением речи и поведения.

По окончанию курса студент должен уметь:

- осуществлять раннее выявление сенсорных нарушений у детей;

- пропагандировать свои знания среди населения для профилактики сенсорных нарушений у детей.

Изучение данной дисциплины рассчитано на 36 часов, 18 из них практические занятия. В конце изучения – комплексный экзамен (4 семестр).

Самостоятельная работа студентов рассчитана на 8 часов. Она заключается в работе с конспектом лекций, учебными пособиями, дополнительной литературой, в написании рефератов по определенным темам, в составлении кроссвордов, составлении таблиц, схем, рисунков, задач, в ответах на вопросы.


II. П Р И М Е Р Н Ы Й Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н








Наименование разделов и тем

Макс. учебной нагрузки студентов в часах

Количество аудиторных часов при очной форме обучения.

Самостоятельная работа студен

тов.










всего

лабор

раб.

практ

раб.




1

2

3

4

5

6

7




Введение

1

1













Раздел I. Основные понятия о сенсорных системах. Нарушения, методы исследования. Функциональные взаимодействия.

25

22




11

3

1.1

Соматовисцеральная сенсорная система.

3

2




1

1

1.2

Зрительный анализатор

5

4




2

1

1.3

Слуховой анализатор.

5

4




2

1

1.4

Вкус и обоняние.

5

4




2

1

1.5

Чувство равновесия.

5

4




2

1

1.6

Физиология речевого аппарата.

5

4




2

2




Раздел II. Развитее речи в онтогенезе и ее нарушения.

15

10




5

5

2.1

Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей.


3


2





1


1

2.2

Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи.

3


2




1

1


2.3

Развитие речи и пластичность речевой функции.

3

2




1

1

2.4

Основные заболевания сенсорных органов, сопровождающиеся нарушениями речи и поведения.

3

2




1

1

2.5

Предупреждение речевых нарушений.

3

2




1

1




Раздел II. Принципы абилитации и реабилитации детей с нарушениями сенсорной системы.

2

2






1







Зачет

1

1













Всего

44

36




17

8



III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Введение.

Общие представления об анализаторах, отделы анализатора. Принципы работы.


Раздел I. Сенсорные системы. Нарушения. Методы исследования.


Тема 1. Соматовисцеральная сенсорная система.


Студент должен знать:

- все виды соматовисцеральной сенсорной системы и принципы их работы.

Студент должен уметь:

- исследовать кожный анализатор;


Кожная чувствительность, чувствительность внутренних органов (висцероцепция или интероцепция) и глубокая чувствительность мышц и суставов (проприоцепция). Терморецепция. Ноцицепция. Интеграция разных элементов сенсорной информации.


Практическое занятие №1: определение порогов кожной чувствительности.

Практическое занятие №2: исследование тактильной, тепловой, холодовой и болевой чувствительности;


Тема 2. Зрительный анализатор.


Студент должен знать:

- строение и функции зрительного анализатора, нарушения зрения;

- иметь представление о процессах происходящих в зрительном анализаторе;

Студент должен уметь:

-определять остроту зрения;

- распознать нарушения.


Оптическая система глаза. Аккомодация. Старческая дальнозоркость. Аномалии рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Зрачковый рефлекс. Рецепторный аппарат зрительного анализатора. Структура и функция отдельных слоев сетчатки (слой сетчатки, фоторецепторы, слепое пятно, нейроны сетчатки). Фотохимические реакции в рецепторах сетчатки. Электрические явления в сетчатки и зрительном нерве. Роль движения глаз для зрения, теория двойственности зрения. Структура фоторецепторов. Нейрофизиология и психофизика восприятия света и темноты. Обработка сигналов в центральных отделах зрительной системы. Измерение остроты зрения. Косоглазие. Цветовое зрение, его нарушения.


Практическое занятие №3: нейрофизиология и психофизика восприятия света и темноты.

Практическое занятие №4: определение остроты зрения.


Тема 3. Слуховой анализатор.


Студент должен знать:

- анатомические основы слуха;

- психофизику слуха;

- патофизиологические нарушения слуха.

Студент должен уметь:

- проверить качество деятельности слухового анализатора;

- провести гигиенический уход за ушами.


Физические свойства звукового стимула (акустика). Анатомические основы слуха. Психофизика слуха (пороги слышимости, громкость, порог различения, звуковая травма). Пределы слышимости и речевая область. Слуховые процессы в отделах уха. Патофизиология нарушения слуха.


Практическое занятие №5: определение остроты слуха.

Практическое занятие №6: психофизика слуха.


Тема 4. Вкус и обоняние.


Студент должен знать:

- основные анатомические характеристики вкусового и обонятельного анализаторов, а также их раздражителей;

- функциональные их нарушения.

Студент должен уметь:

- определить нарушения вкусового и обонятельного анализаторов.


Характеристика химических ощущений. Вкус. Рецепторы и нейроны. Вкусовая чувствительность человека.

Обоняние. Рецепторы. Типы запахов. Чувствительность. Кодирование. Влияние обоняния на другие функциональные системы. Функциональные нарушения.


Практическое занятие №7: вкусовая чувствительность человека.

Практическое занятие №8: типы запахов, адаптация обонятельного анализатора;


Тема 5. Чувство равновесия.


Студент должен знать:

- анатомические характеристики вестибуляторного аппарата;

- вестибуляторные рефлексы;

- иметь представление о нарушениях вестибуляторной системы.

Студент должен уметь:

- выявить нарушения вестибулярной системы.


Вводные анатомические характеристики. Рецепторы и адекватные стимулы. Центральная вестибуляторная система. Вестибуляторные рефлексы. Клинические тесты. Диагностическое значение нистагма. Нарушения вестибуляторной системы.


Практическое занятие №9: центральная вестибуляторная система.

Практическое занятие №10: нистагм головы и глаз. Нарушения вестибуляторной системы.


Тема 6. Физиология речевого аппарата.


Студент должен знать:

- функциональную анатомию гортани;

- механизмы фонации и артикуляции.

Студент должен уметь:

- владеть механизмами артикуляции.


Основные свойства акустических речевых сигналов. Фонация. Функциональная анатомия гортани. Механизм фонации. Артикуляция.


Практическое занятие №11: функциональная анатомия гортани.


Раздел II. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения.


Тема 1. Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей.


Студент должен знать:

- значение второй сигнальной системы;

- этапы развития познавательной способности ребенка.

Студент должен уметь:

- развивать познавательную деятельность ребенка.


Вторая сигнальная система. Речь. Язык человека. Этапы развития познавательной способности ребенка.


Практическое занятие №12: этапы развития познавательной способности ребенка.


Тема 2. Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи.


Студент должен знать:

- расположение центров речи в коре больших полушарий;

- иметь представление о процессах восприятия и воспроизведения речи.

Студент должен уметь:

- выявить нарушения связанные с восприятием и воспроизведением речи.


Центры речи. Осуществление речи. Восприятие речи с помощью речеслухового анализатора. Воспроизведение с помощью речедвигательного анализатора.


Практическое занятие №13: определение объема памяти при механическом и логическом запоминании.


Тема 3. Развитие речи и пластичность речевых функций в онтогенезе.


Студент должен знать:

- развитие речевой деятельности в различные возрастные периоды.

Студент должен уметь:

- развивать речевую деятельность в различные возрастные периоды ребенка.


Развитие речевой деятельности. Грудной возраст. Сенсорная речь. Моторная речь. Другие возрастные периоды. Развитие обобщающей функции слова. Пластичность речевой функции в детском возрасте.


Практическое занятие №14: развитие речи в различные возрастные периоды ребенка.


Тема 4. Синдромы речевых нарушений.


Студент должен знать:

- группы речевых расстройств в зависимости от причин их возникновения, их характеристики.

Студент должен уметь:

  1. дифференцировать речевые расстройства.

  2. Провести развивающее занятие с заикающимися детьми.


Речевые расстройства, связанные с органическими поражениями центральной нервной системой (моторная афазия, сенсорная афазия, аллалия, дизартрия, нарушения чтения и письма).

Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы.

(Заикание, мутизм и сурдомутизм).

Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).


Практическое занятие №15: Аллалия. Дизартрия (причины, клинические признаки).

Практическое занятие №16: проведение занятий с заикающимися детьми.


Тема 5. Предупреждение речевых нарушений.


Студент должен знать:

- биологические и социально-психологические факторы риска;

- методы профилактики речевых нарушений.

Студент должен уметь:

- проводить профилактическую работу с целью предупреждения речевых нарушений.


Основные задачи логопедии. Первичная профилактика. Биологические факторы риска. Социально-психологические факторы риска.

Вторичная профилактика (вторичные расстройства).

Третичная профилактика (профессиональная ориентация).


Практическое занятие №17: вторичная и третичная профилактика дефектов речи. Организация профилактической логопедической работы.


Раздел III. Принципы абилитации и реабилитации детей с нарушениями сенсорной системы: слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих; с задержкой речевого развития, с заиканием; церебральными параличами.


Студент должен знать:

- принципы абилитации и реабилитации детей с нарушениями сенсорной системы.

Студент должен уметь:

- использовать принципы абилитации и реабилитации в работе с детьми, имеющими нарушения сенсорных систем.


Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития и с заиканием.


IV. Литература.


Основная:


  1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2006.

  2. Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2008.


Дополнительная:


Волкова Л.С. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М., 2000.


Похожие:

Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» icon«Теоретические основы школьного курса математики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
Составители: Богановская Н. Д., кандидат пед наук, профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин в специальных (коррекционных)...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости
А. Р. Малера, программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconПояснительная записка Программа по швейному делу составлена на основе учебных программ и методических материалов «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида»
Программа по швейному делу составлена на основе учебных программ и методических материалов «Новая модель обучения в специальных (коррекционных)...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconПрограмма факультативного курса «музыка»
В специальных ( коррекционных ) образовательных учреждениях VIII вида для обучающихся 7 – 9 классов / для детей с умеренной степенью...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconПрограмма «основы экологических знаний» Для 5-8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Это проявляется в стремлении педагогов коррекционных образовательных учреждений создавать вариативные программы, учитывающие психофизические...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconОтчет о педагогической практике
На 1 курсе во 2 семестре практика проводится в течение 4-х недель в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconУчебно-методические издания для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Учебно-методические издания для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconПояснительная записка программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I -iv классы
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I –iv...
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано Учебно-методическим советом Института психологии в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Подготовка к государственному экзамену «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины речевые, сенсорные системы и их нарушения для специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» iconМетодическое пособие «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида»
Проект «Моделирование социально-педагогической поддержки учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница