Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников




Скачать 366.63 Kb.
НазваниеПодготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников
страница1/3
Дата13.12.2012
Размер366.63 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


МАЙОРОВА Наталья Сергеевна


ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ШКОЛЬНИКОВ


13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Шуя − 2011

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»



Научный руководитель

доктор педагогических наук, доцент

Ситнова Елена Владимировна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Толстенева Александра Александровна,


доктор физико-математических наук, доцент

Кашицын Александр Станиславович





Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»




Защита состоится ­«30» ноября 2011 года, в __ часов, на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24, ауд. 220.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».


Автореферат разослан: «27» октября 2011 г.


Ученый секретарь Н. В. Лысых

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. С конца XX века формирование научной картины мира у каждого человека становится общественной необходимостью. Это связано, прежде всего, с угрозой глобальных катастроф и появлением в связи с этим стратегии устойчивого развития на основе стабилизации, взаимодействия в системе «природа – общество – человек». От общества сегодня требуется системное видение мира и перспектив его развития в ближайшем и отдаленном будущем. Социально востребованным становится ответственное отношение к различным формам вмешательства процессов техногенной цивилизации в хрупкое равновесие природных и антропогенных систем. Необходимо формировать у каждого человека миропонимание, открытое для постоянного развития, обеспечивающее взвешенные решения междисциплинарных задач, относящихся к экологической проблематике, вопросам рационального природопользования, действиям в условиях экстремальных ситуаций и др.

Одной из приоритетных целей естественнонаучного образования в средней школе и вузе является формирование у обучаемых целостного представления о мире. Требования современного общества к качеству образования выпускников различных учебных учреждений предполагают наличие у них целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ), что отражено в Государственном образовательном стандарте (ГОС) среднего и высшего образования дисциплин естественнонаучного цикла.

Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся средней школы выполняет ряд функций: мировоззренческую (М.Е. Бершадский, В.Н. Комиссаров, В.Н. Мощанский, Ю.В. Сенько, Н.В. Шаронова), системного представления знаний (Л.Я. Зорина), развития современного научного стиля мышления (Е.Н. Кабанова-Меллер, А.С. Кондратьев, В.Г. Разумовский, Е.В. Ситнова, В.М. Свириденко, Я.Е. Амбражевич, Н.Г. Бибикова, В.А. Ермолаева).

В современной педагогике особенную остроту приобретает проблема формирования ЕНКМ у учащихся различных образовательных учреждений (С.У. Гончаренко, Г.А. Засобина, И.А. Смирнов). С переходом к профильному обучению проблема подготовки педагогических кадров к формированию ЕНКМ у школьников остается недостаточно изученной.

Резко обострились противоречия:

  • между высокой степенью ответственности современного человека перед окружающим миром, человечеством, будущими поколениями за научную и профессиональную деятельность, выбор решений современных экологических проблем и отсутствием сформированности целостной научной картины мира у выпускников различных образовательных учреждений;

  • между требованием образовательного стандарта предметов естественнонаучного цикла по формированию ЕНКМ у учащихся как целостного метапредметного знания и не обеспечивающим этого требования уровнем подготовки будущих учителей в связи с сохраняющейся узкой предметной направленностью содержания этих дисциплин на формирование «частной» (физической, биологической, химической) картины мира;

  • между востребованностью учителями педагогического знания о процессе формирования естественнонаучной картины мира у учащихся профильных классов и недостаточной разработанностью этой проблемы в дидактике и частных методиках предметов естественнонаучного цикла.

Существующие противоречия определяют проблему нашего исследования: какова должна быть подготовка будущего учителя к формированию естественнонаучной картины мира у учащихся старших классов разного профиля?

Социальная значимость проблемы, ее актуальность для общества обозначили тему исследования и привели к ее следующей формулировке: «Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы эффективной подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию ЕНКМ у школьников.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей.

Предмет исследования: процесс подготовки будущих учителей физики, биологии, химии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников в классическом университете.

Гипотеза исследования: эффективность подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию ЕНКМ у школьников возрастет, если:

  • раскрыть сущность проблемы формирования ЕНКМ у современных школьников в изменившихся условиях их развития;

  • разработать модель процесса подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников;

  • разработать и внедрить в практику подготовки студентов, получающих дополнительное образование по программе «Преподаватель», комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность их профессиональной подготовке к формированию естественнонаучной картины мира у школьников.

Задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме определить значение введения современной естественнонаучной картины мира в образовательный процесс, теоретически обосновать необходимость дополнительной подготовки педагогических кадров к формированию целостной ЕНКМ у школьников.

2. Конкретизировать понятие «естественнонаучная картина мира обучаемых», состав и содержание понятийно-терминологического аппарата учебных дисциплин естествознания, обобщением которых является естественнонаучная картина мира обучающихся.

3. Разработать и внедрить в практику подготовки студентов, получающих дополнительное образование по программе «Преподаватель», модель подготовки будущих учителей к формированию естественнонаучной картины мира у школьников.

4. Выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовке студентов, получающих дополнительное образование по программе «Преподаватель», к формированию естественнонаучной картины мира у школьников.

Теоретические основы исследования явились следующие научные идеи и подходы: теория высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, В.В. Афанасьев, П.Я. Гальперин, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, и др.); теории компетентностного подхода к профессиональной подготовке (И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.В. Хуторской и др.); личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, Е.Б. Бондаревская, Н.Ф. Талызина и др.); теория непрерывного образования и педагогической интеграции (В.С. Безрукова, А.П. Беляева, А.Я. Журкина, А.А. Червова, П.Ф. Каптерев, М.И. Рожков, Т.А. Воронова, Г.А. Засобина); концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А. Архангельский, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Г.Е. Муравьева); фундаментальные дидактические исследования по вопросам содержания общего среднего образования (В.В. Краевский, B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.И. Скаткин); блочно-модульный подход к организации образовательного процесса (Р.С. Бекирова, Л.И. Васильев, Г.А. Засобина, П.А. Юцявичене); теоретические основы формирования системности знаний (М.А. Данилов, Л.В. Занков, Л.Я. Зорина, Ю.А. Самарин и др.); философия русского космизма с идеями целостного взгляда на мир и учение о ноосфере В.И. Вернадского и Э. Ле Руа; работы в области теории систем и универсального эволюционизма (Г. Хакен, И. Пригожин, Г. Николис, Н.Н. Моисеев); работы по психологии мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.А. Холодная, Р. Солсо, М.Е. Бершадский); теория развития парадоксальности мышления (А.С. Кондратьев, Е.В. Ситнова).

Методологические основы исследования состовляют: методология научного познания в процессе обучения (В.Г. Разумовский, Г.М. Голин, В.В. Майер, З.Э. Байбагисова и др.); современные проблемы философии, методологии и гносеологии физики (М. Бунге, Я.Б. Зельдович, М.Ю. Хлопов, Э.М. Чудинова, В.М. Свириденко, А.Л. Симанов, И.Ф. Лукьянов, Ф. Кемпфер); исследования в области экологического образования и воспитания (И.Д. Зверев, Я.Е. Амбражевич, Н.Г. Бибикова, В.А. Ермолаева, Н.А. Чикильдина, Т.Н. Чистякова и др.).

Методы исследования:

  • теоретические: теоретический анализ и синтез (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный); обобщение опыта; моделирование;

  • эмпирические: наблюдение (прямое, косвенное, самонаблюдение); опрос (очный, заочный); тестирование; педагогический эксперимент;

  • статистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были физический и биолого-химический факультеты ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», ОГОУ «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей», МОУ лицей № 22 и НОУ СОШ № 65 г. Иваново. На различных этапах исследования участвовало 884 человека.

Диссертационное исследование выполнялось в течение 2006–2011 гг. и включало четыре этапа.

Первый этап – постановочно-поисковый (2006–2007 гг.) Изучение методологических, теоретических, практических проблем формирования естественнонаучной картины мира у учащихся; определение гипотезы, цели и задачи исследования, создание программы опытно-экспериментальной работы; уточнение понятия «естественнонаучная картина мира обучаемых».

Второй этап – теоретико-моделирующий (2007–2008 гг.) Изучение и анализ философской, педагогической, методической и психологической литературы, определение уровня разработанности проблемы; обоснование основных направлений научного поиска, разработка методики исследования; выявление компонентов готовности и педагогических условий, способствующих профессиональной подготовке будущих учителей физики, химии, биологии к формированию ЕНКМ у школьников; разработка содержания и технологии междисциплинарного курса «Естественнонаучная картина мира в образовании».

Третий этап – преобразующий (2008–2010 гг.) Проведение педагогического эксперимента, апробация модуля «Формирование естественнонаучной картины мира у школьников»; теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий подготовки студентов, получающих дополнительное образование по программе «Преподаватель», к формированию естественнонаучной картины мира у школьников.

Четвертый этап – завершающий (2010–2011 гг.) Обобщение и интерпретация результатов исследования, уточнение теоретических положений, корректировка выводов, внедрение практических рекомендации по подготовке будущих учителей к формированию у школьников современной естественнонаучной картины мира, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  • конкретизировано понятие «естественнонаучная картина мира обучаемых», уточнены его структура, содержание и предложена его следующая формулировка: «естественнонаучная картина мира обучаемых – это образ действительности, формирующийся на основе единства когнитивных и чувственно-образных компонентов индивидуального опыта и естественнонаучного знания о материальном мире, интегрированных в процессе образования в целостное научное знание о мире и его эволюционном развитии»;

  • выделены ценностно-смысловой, когнитивный, операционно-деятельностный компоненты ЕНКМ, критерии их сформированности у обучающихся, в соответствии с ними введены пять уровней сформированности ЕНКМ, позволяющие определить целостность естественнонаучного знания обучаемых и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

  • разработана модель процесса подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников, включающую целевую установку на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности; три этапа подготовки: подготовительный (фундаментальное образование в области естествознания), основной (психолого-педагогическое образование) и заключительный (интегрирование естественнонаучного знания и психолого-педагогическую подготовку будущего учителя); компоненты готовности будущих учителей; отражающая возможную цикличность данного процесса;

  • определены педагогические условия, необходимые для подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию современной естественнонаучной картины мира у школьников, способствующие профессиональной подготовке студентов, получающих дополнительное образование по программе «Преподаватель» в классическом университете.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

  • уточнено содержание понятия «формирование ЕНКМ обучаемых» и предложена его следующая формулировка: «формирование ЕНКМ обучаемых – педагогический процесс, направленный на образование в сознании каждого обучаемого целостного образа материального мира как особой формы систематизации естественнонаучных знаний на основе межпредметных связей и методологии научного познания»; расширены научные представления о специфике педагогического процесса, направленного на решение мировоззренческих задач и требующего интеграции естественнонаучных знаний обучаемых;

  • введены базовый, достаточный, творческий уровни подготовки готовности будущих учителей физики, химии, биологии к формированию ЕНКМ у школьников;

  • определены и раскрыты мотивационно-целевой, когнитивный, операционный, оценочно-результативный компоненты готовности будущих учителей физики, химии, биологии к формированию ЕНКМ у школьников;

  • разработан диагностический материал для определения уровня готовности будущих учителей к формированию ЕНКМ у школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

  • выделены компоненты, их критерии и показатели сформированности ЕНКМ у обучаемых, апробированные в эксперименте, которые могут быть использованы в практической деятельности преподавателей естественнонаучных дисциплин в вузах;

  • внедрена модель подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию ЕНКМ у школьников в учебный процесс, показана ее эффективность;

  • разработан междисциплинарный курс «Естественнонаучная картина мира в образовании» (программа, информационные кейсы).

Результаты исследования, его теоретические положения и выводы внедрены в работу физического факультета Ивановского государственного университета и могут быть использованы для дальнейших поисков в области рассмотрения мировоззренческих проблем различных уровней современного образования.

Обоснованность и достоверность основных положений обеспечивается методологической обоснованностью исследования, использованием системы методов, адекватных его целям и задачам, психолого-педагогическим анализом достижений обучаемых, репрезентативностью выборок, устойчивостью и воспроизводимостью результатов исследования.

Апробация научных результатов и их внедрение. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались

на международных (Международная научно-практическая конференция «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики», Екатеринбург, 2007 г.; II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной когнитивной науки», Иваново, 2009 г.), всероссийских (II Всероссийская научно-практическая конференция «Фундаментальные науки и образование», Бийск, 2008 г.), межвузовских (II межвузовская научная конференция «Шуйская сессии студентов, аспирантов, молодых ученых», Шуя-Москва, 2009 г.), научно-практических (IV научно-практическая конференции «Природа и человек. Антропогенное воздействие на окружающую среду», Иваново, 2005 г.), научно-методических (XXX научно-методическая конференции «Современные средства контроля и оценки качества подготовки специалистов в вузе», Иваново, 2006 г.; XXXI научно-методическая конференции «Традиции ИвГУ и вызовы Болонского процесса: проблемы, противоречия, пути решения», Иваново, 2007 г.), научных (научная конференция «Молодая наука в классическом университете», Иваново, 2006, 2009, 2011гг.); на заседаниях кафедр педагогики, общей физики и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»; лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Результаты исследования внедрены в Областное государственное образовательное учреждение «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей», Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области», о чем имеются акты о внедрении.

На защиту выносятся:

1. Конкретизированное понятие «естественнонаучная картина мира обучающихся», которое мы рассматриваем как сложное образование с системно-иерархическим строением, основанное на единстве когнитивных и чувственно-образных компонентов естественнонаучного знания о материальном мире, обладающее своей историей и структурой, и предлагаем его следующее определение: «естественнонаучная картина мира обучаемых – это образ действительности, формирующийся на основе единства когнитивных и чувственно-образных компонентов индивидуального опыта и естественнонаучного знания о материальном мире, интегрированных в процессе образования в целостное научное знание о мире и его эволюционном развитии».

2. Модель подготовки студентов, получающих дополнительное образование по программе «Преподаватель», построенная на основе интеграции фундаментальной естественнонаучной и педагогической подготовки, определяющая мотивационно-целевой, когнитивный, операционный, оценочно-результативный компоненты готовности будущих учителей физики, биологии, химии к формированию ЕНКМ у школьников.

3. Комплекс педагогических условий эффективной подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников, реализуемый в классическом университете:

  • осознанное использование преподавателями при изучении понятийно-терминологического аппарата дисциплин естественнонаучного цикла категории «естественнонаучная картина мира» как особой составной части единой целостной системы научных понятий современного естествознания;

  • целенаправленное формирование у студентов целостной естественнонаучной картины мира как системообразующего компонента и результата процесса фундаментальной подготовки в области теории и методологии познания материального мира;

  • введение междисциплинарного курса «Естественнонаучная картина мира в образовании», имеющего гибкую структуру и содержание, соотнесенное с характером направления обучения в вариативную часть профессионального цикла федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлениям «Физика», «Биология», «Химия» и дополнительной образовательной программе «Преподаватель»;

  • введение критериев и показателей компонентов уровней подготовки будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников в оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности выпускников вузов, получивших дополнительное образование по программе «Преподаватель».

Объём и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.

  1   2   3

Похожие:

Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconРефератов по курсу «История и философия науки» для естественных наук (физики, биологии, химии, информатики, математики)
Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconКонспект интегрированного урока «Исследование электрических явлений через предметное содержание физики, химии и биологии»
Перестройка средней школы, совершенствование всей системы народного образования идут по пути интеграции естественнонаучных знаний....
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconВнешних премий, наград, призовых мест, стипендий: а именно подробная
Лауреат Всероссийского конкурса учителей биологии, математики, физики и химии — 2010 в номинации «Наставник будущих ученых», премия...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconТип урока
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс инд
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconРабочая программа Учебного курса биологии в 11 классе (наименование предмета)
Освоение знаний: о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconПрограмма курса повышения квалификации работников образования по теме «Подготовка школьников к олимпиадам»
Данный курс предназначен для учителей математики, биологии, истории основной и старшей школы, обеспечивающих подготовку школьников...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconВ. В. Пантелеева-Пашкина, школа-лицей №16, г. Павлодар, Республика Казахстан
...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconИзучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
Подготовка будущих учителей физики, химии, биологии к формированию естественнонаучной картины мира у школьников iconИзучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница