Тема опыта




Скачать 366.33 Kb.
НазваниеТема опыта
страница1/2
Дата12.12.2012
Размер366.33 Kb.
ТипДокументы
  1   2


Управление образования и науки

Администрации Губкинского городского округа


Тема опыта:

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»


Автор опыта: Сергеева Татьяна Георгиевна

учитель английского языка

муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 1 с УИОП» г. Губкина


Губкин,

2011г.


Содержание


1.

Информация об опыте ………………………………………………

4

2.

Технология опыта ……………………………………………………

8

3.

Результативность опыта ……………………………………………

19

4.

Библиографический список …………………………………………

23

5.

Приложение к опыту …………………………………………………

24



Тема опыта: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»


Автор опыта: Сергеева Татьяна Георгиевна, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,г.Губкина Белгородской области»


I. Информация об опыте


Мой педагогический стаж 30 лет, в средней школе №1-27лет.

Научно-методическая тема школы: «Создание адаптивного образовательного пространства, обеспечивающего благоприятные условия для развития личности и гуманной социальной ориентации каждого ребенка». Такой подход к проблеме обучения и воспитания школьников предполагает, что ученик становится субъектом познания; изучив субъективные законы существования мира, он научится ими управлять. Поэтому в основу образования необходимо положить развитие познавательных способностей ученика. Этому способствуют создание педагогических ситуаций общения учителя и обучающихся, в ходе которых каждый ученик может проявить инициативу, творчество, субъективную избирательность в ходе переработки учебного материала, использование новых критериев оценки школьных достижений с учетом не только того, какими знаниями ученик овладел, но и как организована его деятельность. В результате в центре внимания оказывается не некий усредненный ученик, а каждый школьник как личность в своей самобытности, уникальности.

Основная цель уроков в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Иностранный язык должен стать для выпускника средством получения профессиональной и иной информации и средством осуществления коммуникации.

Все это и определило выбор темы моего опыта: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе».

Условия возникновения, становления опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», являясь старейшей школой города, занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города и имеет высокий рейтинг у населения. Школа расположена в центральной части города, в ее микрорайоне находятся городская поликлиника, городская детская библиотека, кинотеатр, Дом творчества детей и подростков, Губкинское музыкальное училище, Храм святого Апостола Иакова – брата божьего и святого Благоверного Александра Невского. Средний возраст жителей 40–45 лет.


В школе обучается 536 человек. С переходом на обучение по новому базисному плану обучение иностранному языку введено со 2 класса, а в целях преемственности в системе «детский сад – школа» обучение английскому языку ведется с 1 класса в рамках кружковой работы. Для проведения исследования были выбраны 11 «А»,10 «Б» классы. Данные классы характеризуются устойчивой мотивацией к обучению. Естественно, что социальный состав учащихся в большой мере определяет их интеллектуальные возможности, личностную направленность, образ жизни. В настоящее время владение иностранным языком считается престижным и для учащихся, и для общества в целом. Общение со сверстниками для детей и зарубежными партнерами для взрослых через Интернет и чаты, возможность и доступность образования, отдыха за рубежом, дистанционное образование и повышение квалификации стало реальностью и требует высокого качества филологического образования, владения иноязычной коммуникативной компетенцией.

1.Актуальность опыта.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.Это значит,что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, наблюдаемые в характере образования, диктуют новые условия преподавания предмета, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов.

Таким образом, актуальность опыта определяется следующими противоречиями:

1. Между потребностью в более гибком и неординарном преподавании предмета, в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и «классической», «традиционной» формой преподавания.

2. Между потребностью применения коммуникативных способностей обучающихся на практике в ситуациях близких к «реальному» общению и недостатком времени и возможности полного погружения в языковую атмосферу, диктуемую рамками традиционного урока.

Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Противоречия заключаются в следующем:

  • учащиеся в неполной мере обладают такими личностными качествами, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; недостаточно развиты способности и готовность старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретенный опыт их творческой деятельности, как и опыт проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка требует совершенствования;

  • традиционный подход к содержанию и организации урока стал мене продуктивен, появилась потребность введения новых педагогических технологий в обучение иностранным языкам как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;

  • учащиеся, особенно старшеклассники, относятся с большим интересом и желанием к внедрению нововведений в учебный процесс, некоторые из учеников уже более чем учителя компетентны в отдельных областях знаний, особенно в информационно-коммуникационных технологиях, поэтому перед учителем задача изучения и применения новых педагогических технологий стала особенно актуальной.

Исходя из этих противоречий, я пришла к выводу о необходимости совершенствования практики преподавания, так как это обусловлено социальными переменами, происходящими в обществе, а основными целями обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка; вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося являются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание условий для развития познавательной активности учеников, творческой индивидуальности каждого школьника. Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по курсу иностранного языка является совершенствование работы по привитию навыков общения на иностранном языке.

Сущность опыта заключается в том, чтобы увлечь ученика, научить его мыслить, работать с информацией, развивать коммуникативные способности, помочь стать ему свободной творческой и ответственной личностью.

Новизна опыта. Опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку. Новизна опыта состоит разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием современных педагогических технологий, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам.

Опыт адаптирует новые педагогические технологий в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.

Стабильность опыта прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении трех лет. В личностном развитии учащихся применение современных образовательных технологий способствует развитию познавательной деятельности и коммуникативной компетентности, что играет огромную роль в развитии современного общества.

Длительность работы над опытом

Разработка опыта продолжалась три года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.

1-й этап. Анализ литературы по данной проблеме, рассмотрение методик и видов занятий по развитию творческого мышления, осознание актуальности проблемы, выделение объекта исследования.

2-й этап. Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий.

3-й этап. Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий.

Подготовка и написание доклада.

4-й этап. Обобщение результатов, их апробация, выработка рекомендаций. Публичное выступление на педагогическом совете, методическом объединении учителей иностранного языка.


Диапазон опыта: Опыт предоставляет возможности реализации развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных, игровых технологий, использования проектной и коммуникативной методик. Овладение этим инструментарием позволяет расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявить смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление обучающихся. Опыт реализуется в пределах системы «урок – внеклассная работа».

Сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности учителя и классного коллектива, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка в общеобразовательных школах города.



  1. Теоретическая база опыта.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В качестве интегративной цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Основными составляющими коммуникативной компетенции являются:

речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения;

языковая компетенция – владение языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – знания о социокультурной специфике стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения;

учебно-познавательная компетенция – специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования.

Глубоко изучив труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л.С.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению), Стил, Мередит, Темпл, Уолтер (технология развития критического мышления), Е.И. Пассов, Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, В.П.Кузовлев (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи), Е.С.Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий), М.М.Поташник, М.В.Левит (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы), стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников.


II Технология опыта.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • разработать систему работы по развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету с использованием современных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, технологии обучения в сотрудничестве, метода проектов, информационно-коммуникационных технологий;

  • увлечь детей своим предметом, делая уроки современными, более интересными и продуктивными;

  • осуществлять мониторинг сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

Организация учебно-воспитательного процесса

Решая поставленную цель, провожу единую стратегию обучения через сквозные программы (Английский язык. Федеральные примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования по английскому и французскому языку, базовый уровень. 2004 год.) и использование УМК, которые последовательно ведут ребенка от начальной школы к средней и старшей. В выборе УМК считаю важной методическую преемственность, уверена, что любимый и знакомый учебник - это собеседник, "характер" которого ребенок уже хорошо знает, с которым ему легче общаться. Я использую в работе новейшие учебно-методические издания отечественных авторов. Это коммуникативно-ориентированные УМК В.П.Кузовлева (английский язык,
  1   2

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка
Тема опыта iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
Тема опыта iconИнформационная карта инновационного опыта информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»
Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ипо)
Тема опыта iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема опыта iconПотемкиной Татьяны Владимировны
Тема педагогического опыта: «Технология проверки качества знания в основной школе»
Тема опыта iconС. К. Шайхитдинова концепции идентичности
Навык определения концепций идентичности в медиа-дискурсе отрабатывается с использованием имеющегося у автора опыта работы журналистом,...
Тема опыта iconТема опыта
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 Х. Куликовского муниципального образования...
Тема опыта iconТворческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»
Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников...
Тема опыта iconИзложение своего педагогического опыта
Тема: Коррекция фонетических недостатков при тяжелых нарушениях речи у детей посредством логопедического массажа
Тема опыта iconТема опыта
Ответственный за выпуск: Оробинская И. Н. заведующая информационно-методическим кабинетом муниципального учреждения "Отдел образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница