Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)




Скачать 495.41 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)
страница1/4
Дата12.12.2012
Размер495.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования


Ф.и.о. автора: Двойнова Наталья Федоровна


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Прикладная экология

(название)


цикла ОПД. Ф.12

специальности (направления) 020801.65 «Экология»

специализация 013113 «Экология и охрана окружающей среды»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК


2009


Автор-составитель:

Двойнова Наталья Федоровна, к. с.-х. н., доцент

Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.65 – «Экология».

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко


Автор-составитель Н.Ф. Двойнова

СОДЕРЖАНИЕ


I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ………………………………………….4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………………4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……………..5




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….5

  2. Распределение часов по темам … 5




  1. Содержание курса 6

  2. Темы практических занятий…………………………………………………….......8

  3. Тематика рефератов……………………………………………………………...…10

  4. Учебно-методическое обеспечение …...…11




    1. Литература………………………………………………………………………...11

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины……………………………………………………………………….…. 12

7.3 Методические указания студентам………………………………………….......13

7.4. Методические рекомендации для преподавателя……………………………..13

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………………..14



I. Рабочая программа дисциплины


1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель дисциплины: формирование базовых знаний по экологическим основам рационального природопользования и инженерному решению экологических проблем, позволяющего планировать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.

Задачи дисциплины: обеспечить усвоение базовых знаний:

  • о порядке и методах контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды, рацио­нальным использованием природных ресурсов, организацией обезвреживания отходов;

  • о назначении мониторинга природной среды, методах наблюдения и анализа состояния экосистем, оценке антропогенных воздействий;

  • о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

  • об основных группах загрязнителей, путях их миграции, транс­формации и накоплениях в экосистемах;

  • о механизмах воздействия факторов среды на организм и преде­лах его устойчивости, путях адаптации к стрессорным воздействиям среды;

  • об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

  • обеспечить понимание основных признаков экологических ситуаций, механизмов взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;

  • сформировать умения осуществления мероприятий по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов в хозяйственных и медицинских целях;

  • сформировать умения по использованию нормативно-правовых, основ управления природопользованием, по организации взаимодействия с другими сферами управления.


2.Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

  • о порядке и методах контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, организации обезвреживания отходов;

  • о назначении мониторинга природной среды, методах наблюдения и анализа состояния экосистем, оценке антропогенных воздействий;

  • о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

  • об основных группах загрязнителей, путях их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

  • о механизмах воздействия факторов среды на организм и пределах его устойчивости, путях адаптации к стрессовым воздействиям среды;

  • об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

уметь:

  • обеспечить усвоение базовых знаний:

  • обеспечить понимание основных признаков экологических ситуаций, механизмов взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;

  • сформировать умения осуществления мероприятий по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов в хозяйственных и медицинских целях;

  • сформировать умения по использованию нормативно-правовых основ управления природопользованием, по организации взаимодействия с другими сферами управления.

иметь опыт работы с нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей природной среды.


3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 1

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям




020801.65 – «Экология»

– «Биология»

№№ семестров

6

9

Аудиторные занятия:

64

64

лекции

32

32

практические занятия

32

32


Самостоятельная работа

36

36

Всего часов на дисциплину

100

100

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

контр, раб., устный доклад,

тест

(6 семестр)

контр, раб., устный доклад,

тест

(9 семестр)

Виды промежуточного контроля


Экзамен

(6 семестр)

Экзамен

(9 семестр)



3.2. Распределение часов по темам


Форма обучения очная


Наименование тем

Количество часов

всего

лекции

практ. занятия

сам.

раб.

Тема 1. Прикладная экология - цели и задачи

2

2



-

Тема 2. Рекреационная экология и ее возможности

8

4




4

Тема3.Основные принципы рационального природопользования

20

6

12

2

Тема 4: Виды загрязнения окружающей среды

15

4

7

4

Тема 5. Окружающая среда и здоровье населения

9

4

3

2

Тема 6. Гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения

12

4



8

Тема 7. Антропогенные экосистемы

12

4



8

Тема 8. Экологические аспекты деятельности предприятий

14

2

10

2

Тема 9.Отходы

8

2



6

Итого:

100

32

32

36

4. Содержание курса


Содержание курса нацелено на выполнение основных требований государственного образовательного стандарта специальности 020801 «Экология».


Тема 1. Прикладная экология – цели и задачи

Прикладная экология. Основные термины и понятия. Задачи прикладной экологии.

Тема 2. Рекреационная экология и ее возможности

Экологические основы охраны природы. Охраняемые природные территории и их виды. Заповедники. Национальные парки. Заказники. Памятники природы. Заповедно-охотничьи хозяйства. Резерваты. Памятники всемирного наследия. Санитарно-курортные зоны.

Заказники. Виды заказников: комплексные, ботанические, геологические, гидрологические, геологические, зоологические и др. Сроки организации заказников. Система охотничьих заказников и ее значение.

Заповедники как эталоны природы. Их роль в охране окружающей среды. Распределение заповедников по основным типам ландшафтов. Заповедники биосферные. Международная научная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера".

Принципиальная схема биосферного заповедника. Ядро (абсолютно охраняемая территория), буферная зона (с частично ограниченной хозяйственной деятельностью), обычная зона со строго регламентированным рациональным природопользованием. Роль биосферного заповедника в осуществлении экологического мониторинга.

Тема 3. Основные принципы рационального природопользования.

Правовые и моральные требования к охране окружающей среды. Природные ресурсы Земли

Ресурсы Земли. Топливные и энергетические ресурсы. Ресурсы металлов и неметаллов. Водные, земельные, лесные ресурсы. Исчерпаемость природных ресурсов. Рекреационные и эстетические ресурсы. Ресурсосбережение. Минеральные ресурсы океана.

Земельный фонд планеты. Структура земельного фонда материков. Инвентаризация природных ресурсов, земельных, водных, лесных и т.п. Кадастр и его типы.

Тема 4. Виды загрязнения окружающей среды

Виды загрязнения окружающей среды: инградиентное (химическое), параметрическое (физическое), биоценотическое (на популяции), стациально-деструктивное. Радиационное и шумовое загрязнения окружающей среды. Ущерб от загрязнения окружающей среды. Глобальные, региональные и локальные загрязнения.

Тема 5. Окружающая среда и здоровье населения

«Здоровье», «окружающая среда». Кто здоров в России. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Техногенные факторы воздействия на здоровье человека. Вода как фактор здоровья.

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.

Тема 6. Гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения

Экология медицины. Санитарно-гигиенические нормативы химических соединений. Гигиеническое нормирование химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Нормирование химических веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиеническое нормирование химических веществ в водной среде. Гигиеническое регламентирование химических веществ в почве.

Тема 7: Антропогенные экосистемы

Агроэкосистемы. Особенности структуры и энергетики сельскохозяйственных экосистем. Представления об экологически оптимизированных агропопуляциях, агроценозах, агросистемах. Урбоэкосистемы. Особенности структуры и энергетики городских и промышленных систем. Промышленная экосистема как перспективная модель функционирования промышленного производства. Региональные экологические проблемы, связанные с урбанизацией, промышленностью и сельским хозяйством.

Тема 8. Экологические аспекты деятельности предприятий

Экологический аспект энергетики. Взаимосвязь экологического и химического аспектов энергетики как отрасли промышленности. Традиционные и нетрадиционные источники энергии. Химические и перспективные источники энергии. Атомная энергетика. Использование энергии Солнца. Водородная энергетика. Производство биоэнергии. Риск и выгода.

Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Отрасли химической промышленности. Экологические проблемы отраслей химической промышленности на примере нефтехимии. Структура нефтехимической промышленности. Сырьевая база. Способы переработки, продукты. Основные химические продукты переработки нефти и природного газа. Процессы обессеривания. Газообразные выбросы. Тепловые потери. Системы очистки сточных вод и утилизации отходов.

Воздействие горного производства на окружающую среду. Прямые типы воздействия. Сокращение полезной площади земель. Нарушение почвенного покрова. Уничтожение растительности. Создание техногенных форм рельефа (карьеры, отвалы, хвостохранилища и т.д.). Деформация грунтов и земной коры при подземном способе добычи полезных ископаемых.

Косвенные типы воздействия. Изменение режима грунтовых вод. Загрязнение атмосферы токсинами. Загрязнение поверхностных и подземных водотоков. Подтопление и заболачивание. Повышение уровня заболеваемости населения. Химические механизмы оказываемых воздействий.

Перспективные промышленные технологии. Безотходные технологии. Чистые технологии и замкнутые циклы. Моделирование экологических производств. Стратегические принципы будущего развития технологий.

Тема 9: Отходы

Отходы жидкие, твердые и газообразные. Отходы коммунальные (бытовые), промышленные, сельскохозяйственные и строительные. Отходы производства: возвратные и безвозвратные. Радиоактивные отходы.

Способы обеззараживания и переработки отходов. Переработка и хранение особо опасных токсических отходов. Вторичное использование сырья и отходов. Примеры вторичного использования сырья в химической промышленности. Сжигание отходов. Пиролиз и термолиз твердых отходов, сравнительный анализ. Система переработки отходов, совместимая с окружающей средой.


Основные понятия дисциплины


Агломерация (городская)

Агробиоценоз (агробиогеоценоз, агроценоз)

Агроландшафт

Агроэкология

Агроэкосистама

Адаптация

Аквакультура

Антропогенное воздействие на природу

Антропогенное загрязнение

Аэротенки

Безотходные технологии

Биогеоценоз

Биоиндикация

Биологическое равновесие

Биомасса

Биомы

Биосфера

Биосферные заповедники

Биотестирование

Биотехнология

Бытовые выбросы

Водное хозяйство

Водный баланс

Генофонд

Гербициды

Демография

Динамика численности организмов

Емкость среды

Жизненная форма

Загрязнение окружающей среды

Загрязнение тяжелыми металлами

Загрязнение шумовое

Заказники

Закон взаимодействия экологических

факторов

Заповедники

Заповедно-охотничьи хозяйства

Зоны биологического бедствия

Зоны чрезвычайной экологической ситуации

Зоны экологического риска

Зооценоз

Инсектициды

Качество среды

Красная книга

Круговорот веществ

Ландшафт

Леса водоохранные

Лесной фонд

Лимитирующий фактор

Мониторинг

Национальный парк

Окружающая среда

Очистные сооружения

Памятники всемирного наследия

Памятники природы

Пестициды

Предельно допустимые концентрации

Природные ресурсы

Промышленные выбросы

Радиационное загрязнение

Рациональное природопользование

Резерват

Рекультивация земель

Санитарно-курортные зоны

Сточные воды

Техногенная система

Транспортные выбросы

Управление ландшафтами

Урбоэкология

Урбоэкосистема

Утилизация

Фумиганты

Хоминг

Эволюция

Экологическая толерантность

Экологический кризис

Экологический менеджмент

Экологический фактор

Экология

Экосистема



5. Темы практических занятий


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название)
Учебно-методический комплекс Экология животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология микроорганизмов (название)
Учебная программа по дисциплине «Экология микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России....
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине генетика и экология (название)
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы природопользования (название)
Учебно-методический комплекс «Основы природопользования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Географические информационные системы (гис)
Направление: Гидрометорология (020600. 62, 020601. 65), Прикладная математика (010200. 62), Природопользование (020802. 65), Экология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине учение об атмосфере (название)
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экология»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экология»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине большой практикум. Растения (название)
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница