Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г).




Скачать 208.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г).
Дата30.08.2012
Размер208.63 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса, учебника для 9 класса и задачника-практикума. Учебники построены по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и уровню сложности.
Учебное пособие является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматривается в пособии для учителя. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела раскрываются в других разделах базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Для каждого раздела указано общее количество учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

·         виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·         единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

·         основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

·         программный принцип работы компьютера;

·         назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных технологий;

уметь

·         выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

·         оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

·         оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

·         создавать информационные объекты, в том числе:

-   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-   создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-   создавать записи в базе данных;

-   создавать презентации на основе шаблонов;

·         искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

·         пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

·         проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

·         создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·         организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·         передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 8 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».

План составлен в соответствии с региональным Базисным учебным планом, разработанным группой специалистов ПГУ (Семакиным и др.), а также Обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.

Прохождение курса рассчитано на 34 часа по одному часу в неделю.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников [1] и [2]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [3].


Цель курса:

знакомство с основными техническими и программными средствами функционирования компьютерных сетей;

освоение технологий работы с электронными таблицами и базами данных.


Количество часов:

34 часа по 1 часу в неделю

Программа:

«Информатика. Базовый курс» Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.


Учебники и методические пособия:

Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 7-9 класса.  - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.

Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 8 класса.  - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2005.

Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Дополнительная литература:

Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.

Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.

Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.

Гаевский А. Ю. Информатика: 7-11 класс. Учебное пособие. - К.: А.С.К., 2002.

Иванова И. А. Информатика. 6 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

Иванова И. А. Информатика. 8 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

Иванова И. А. Информатика. 9 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

Иванова И. А. Информатика. 11 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

Беем Н. А., Старостин Н. И. Изучаем Интернет: Лабораторный практикум. - Саратов: Лицей, 2005.

Журнал «Информатика и образование».



Тема раздела

Тема урока



п/п

Основные понятия

Способы организации деятельности учащихся

Электронные ресурсы

Сроки проведения

примечание

план

факт

Модуль 1. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером

Урок 1. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания



1

Знать:

Связь между информацией и знаниями человека;

Что такое информационные процессы;

Какие существуют носители информации;

Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);

Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

Уметь:

Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.


лекция

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)














Урок 2. Информация и знания. Восприятие информации человеком.

2



















Урок 3. Информационные процессы

3



















Урок 4. Практика. Работа с тренажёром клавиатуры

4

практикум
















Урок 5. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

5



















Урок 6. Различные подходы к определению количества информации

6

семинар

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)














Урок 7. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

7

Знать:

Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;

Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

Типы и свойства устройств внешней памяти;

Типы и назначение устройств ввода-вывода;

Сущность программного управления работой компьютера;

Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

Назначение программного обеспечения и его состав.

Уметь:

Включать и выключать компьютер;

Пользоваться клавиатурой;

Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

Инициализировать выполнение программ из программных файлов;

Просматривать на экране директорию диска;

Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

Использовать антивирусные программы



















Урок 8. Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

8



















Урок 9. Пользовательский интерфейс


9




“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)













Урок 10. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

10



















Урок 11. Файлы и файловые структуры.

11



















Урок 12. Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания N3.

12

практикум
















Урок 13. Итоговое тестирование по темам "Человек и информация. Первое знакомство с компьютером".


13

тестирование

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)










Модуль 2. Текстовая информация и текстовые редакторы

Урок 14. Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

14

Знать:

Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.




















Урок 15. Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

15



















урок 16. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания N4

16

практикум
















Урок 17. Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания N5.

17

практикум
















урок 18. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания N6.

18

парктикум

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)














Урок 19. Практика. Работа с таблицами. Выполнение практического задания N7.

19

практикум
















Урок 20. Дополнительные возможности текстового процессора

20



















Урок 21. Выполнение итогового практического задания N8.

21

практикум

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)













Урок 22. Итоговое тестирование по теме "Текстовая информация и текстовые редакторы"

22

тестирование













Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа

урок 23. Компьютерная графика: области применения. Понятие растровой и векторной графики.

23

Знать:

Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

Какие существуют области применения компьютерной графики;

Назначение графических редакторов;

Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

Уметь:

Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Знать:

Что такое мультимедиа;

Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

Уметь:

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.




















урок 24. Графические редакторы. Работа с растровым графическим редактором

24



















Урок 25. Принципы кодирования изображения.

25




“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)













Урок 26. Работа с векторным графическим редактором.

26



















Урок 27. Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе.

27

лекция
















Урок 28. Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.

28



















Урок 29. Создание презентации с использованием текста, графики и звука.

29

Защита проектов (презентаций)

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)













Урок 30. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

30



















Урок 31. Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения и звука (при отсутствии возможности - с использованием гиперссылок).

31

Защита проектов (презентаций)
















Урок 32. Тестирование по модулю

32

тестирование

“Мы и образование”

www.alleng.ru

Uroki-net

www.vshool.ru

(ресурсы на урок)

www.som.fio.ru

(эл.ресурсы. сетевое объединение методистов)

http://www.edu.ru

(“Российское образование”)













Урок 33. Итоговое тестирование по курсу 8 класса

33




Итоговое тестирование
















Урок 34 Повторение курса 8 класса

34




Урок - обобщения













Похожие:

Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconРабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПояснительная записка Содержание общего начального образования определяется необходимостью подготовки учащихся к реализации всей совокупности требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на ступенях основного и полного общего среднего образования,

Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconУчебного курса по информатике и икт для 8-х классов пояснительная записка
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПояснительная записка Содержание курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на профильном уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПояснительная записка Содержание курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на профильном уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПояснительная записка Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и икт (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Пояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). iconПояснительная записка Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного обще­го образования по информатике и икт (утверждена приказом Минобразования России от 09.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница