Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми»




Скачать 353.8 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми»
страница1/2
Дата12.12.2012
Размер353.8 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2



Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное учреждение Республики Коми

дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»


Рекомендована Утверждена

Методическим советом Генеральный директор

Протокол № __________ И. Н. Филатов

« »___________ 2009г. « » ____________ 2009г.

____________ Л.Е. Вотякова

Принята

Педагогическим советом

Протокол №

« »___________ 2009г.


Дополнительная образовательная программа


«Юный турист-краевед Республики Коми»


Направленность:

туристско-краеведческая

Для обучающихся 11-13 лет

1 год обучения


Составитель:

Петрова Галина Семеновна

педагог дополнительного

образования


Сыктывкар

2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Юный турист-краевед Республики Коми» является основой дополнительного образования туристско-краеведческого направления, использующих туристско-краеведческую деятельность учащихся, как главное средство образовательно-воспитательного воздействия на учащихся во внеурочное время. Программа носит комплексный характер. Работая по ней, представляется возможность не только сообщить обучающимся необходимые знания по истории, культуре города, Коми края, но и научить их активной практической деятельности, направленной на распространение знаний в доступной и увлекательной форме среди учащихся школы.

Содержание программы рассчитано на 1 год обучения с учащимися 5-6 классов общеобразовательной школы, проявляющими интерес к краеведению, туризму. Учебная программа может быть рассчитана как на 144 часа, так и на 216 часов, с сентября по май включительно. Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося. Основной концептуальной идеей программы является организация содержательный, общественно значимый, практической туристско-краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края, города с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического). Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных с географией и биологией, природоведением и историей, литературой.

Образовательный материал построен так, что помогает учащимся расширить и углубить знания о своем городе, родном крае. Первый год обучения дает начальные, основные знания, умения и навыки по туризму и ориентированию, без освоения которых трудно заниматься туризмом, участвовать в соревнованиях и походах выходного дня.

Повышение интереса у учащихся к туристско-краеведческим занятиям - это основной мотив повседневной работы педагога. Этому способствует применение различных методов и приемов работы, умелое сочетание и чередование теоретических и практических занятий, использование большого количества наглядности и раздаточного материала. При проведении практических занятий: экскурсий, прогулок, походов выходного дня необходимо координировать работу с учебной программой с тем, чтобы обеспечивать более глубокое усвоение учебного материала, способствовать развитию познавательной деятельности и творчества учащихся.

Разнообразные способы определения результативности "вплетены" в образовательно-воспитательный процесс. Как правило, они выступают для детей в скрытой форме, предъявляются детям как игра, как состязание, как соревнование, как проверка собственных сил. Их проведение само по себе является воспитательным актом и составляет одно из слагаемых воспитательной работы.

В итоге успешного усвоения материала программы, участия в походах и зачетных мероприятиях, позволит учащимся выполнить нормативы на значок «Юный турист России» и получить звание «Юный турист - краевед Республики Коми».

В зависимости от объективных условий программы могут быть внесены отдельные изменения и дополнения.

Цель программы:

Развитие мотивации к познанию, творчеству и формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Обучающие: формирование потребности в углубленном изучении истории, культуры, природы родного края, города. Обучение основам техники пешеходного туризма.

  2. Воспитательные: развитие коллективизма, взаимовыручки; привитие любви к историческому наследию родного края, города.

  3. Развивающие: развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию; умение преодолевать трудности.

  4. Оздоровительные: оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды: участие в спортивно-оздоровительных походах выходного дня, прогулках.


Формы реализации программы:

  • лекционная (обзорные беседы, сообщения);

  • краеведческие игры, аукционные знания, викторины, конкурсы; тесты, дидактические игры с карточками;

  • экскурсии (музеи, театры, библиотеки);

  • творческие встречи;

  • соревнования, походы выходного дня, прогулки;

  • тематические вечера, праздники;

  • учебно-познавательные поездки;

  • практические занятия.


Условия реализации:

  • технические средства обучения;

  • дидактический материал;

  • посещение музеев, выставок, театров;

  • походы, познавательные прогулки;

  • соревнования по туризму и ориентированию;

  • краеведческие игры, викторины.



В результате изучения данной программы учащиеся должны

знать:


  • основные сведения по истории, географии, культуре своего города и края;

  • основы туризма и спортивного ориентирования;

  • нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;

  • требования к месту бивака;

  • правила оказания первой медицинской помощи.


уметь:

  • пользоваться краеведческой литературой;

  • пользоваться топографической картой;

  • ориентироваться на местности;

  • выбирать место для привала, ночлега, ставить палатку, разжигать костер, приготовить пищу;

  • оказывать первую медицинскую помощь.



Учебно-тематический план занятий по программе

«Юный турист-краевед Республики Коми»




п/п

Название темы

Кол-во часов

(на 4 час.)

Кол-во часов

(на 6 ч.)

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Введение

1

1

2

1

1

2

2

Краеведение

25

35

60

44

50

94

2.1

Сыктывкар – столица Республики Коми

14

16

30

16

22

38

2.2

Край, в котором мы живем

6

12

18

14

12

26

2.3

Культура народа коми

5

7

12

14

16

30

3

Туризм и спортивное ориентирование

11

29

40

18

58

76

4

Участие в массовых мероприятиях школы, Центра

-

10

10

2

16

18

5

Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия

-

30

30

-

24

24

6

Итог за год




2

2




2

2




ВСЕГО

37

107

144

65

149

216



Содержание учебной программы

1 года обучения


1. Введение

Организационное занятие. План работы, цели и задачи объединения. Чем интересны и полезны турпоходы и экскурсии.


2.Краеведение.

2.2 Сыктывкар – столица Республики Коми.

Историческая справка. Основание и становление города.

План застройки города. Гербы города.

Заочное путешествие по улицам города: Кирова, Советская, Ленина, Коммунистическая, Орджоникидзе, Бабушкина. Старые названия улиц и экскурсионные объекты.

Наш микрорайон. Улицы и их история (ул. Димитрова, ул. Старовского, ул. Морозова).

Культурно-исторические центры города.

Национальный музей РК. Национальная галерея РК. Государственный академический театр драмы им. В. Савина. Государственный театр оперы и балета РК. Музей истории просвещения Коми края.

Военная летопись города. Наши земляки – Герои Советского Союза. Их именами названы улицы.

Практические занятия.

Экскурсии по экскурсионным объектам города, в музеи. Работа с картой города. Викторина по теме. Краеведческая игра «Вот эта улица, вот этот дом». Заочное путешествие по улицам города. Зачетное мероприятие: «Сыктывкар – столица РК».


2.2. Край, в котором мы живем.

Историческое прошлое Коми края.

Государственный герб, флаг, гимн РК. Административное деление РК.

Географическое положение РК. Природные богатства РК.

Основные реки Республики Коми. Редкие охраняемые виды рыб.

Животный мир Республики Коми. Основные, наиболее распространенные виды животных. Редкие охраняемые виды. Печоро-Илычский заповедник.

Растительный мир. Редкие и исчезающие растения. Лекарственные растения, их использование.

Практические занятия.

Работа с картой, атласом РК. Экскурсии в музеи. Викторины по теме, кроссворды, тесты.

Зачетное мероприятие «Республика наша, родной коми край».


2.3. Культура народа коми

Язычество и православие. Стефан Пермский – святитель Земли Коми. Сказание о жизни и трудах Стефана Пермского.

Художники, скульпторы и композиторы РК. Творчество В.Игнатова, В. Мамченко, А. Неверова, В. Рохина, Я. Перепелицы.

Литературное наследие. Творчество И.А. Куратова, В.А. Савина.

Традиционная культура и быт коми народа.

Интерьер коми крестьянской избы и предметы быта. Традиционная посуда и орудия труда. Традиционная мужская и женская одежда коми. Традиционные украшения коми.

Устное народное творчество. Коми фольклор. Предания о Яг-Морте, Пере-Богатыре, Йиркапе, Юрке. Декоративно-прикладное искусство. Ткачество, плетение, узорное вязание. Народные праздники.

Практические занятия.

Викторины, тестовые вопросы, краеведческие игры, краеведческое лото. Экскурсии в музеи, учебно-познавательные поездки по РК, творческие встречи. Тематические вечера.


3.Туризм и спортивное ориентирование.

Туристические возможности родного края. Виды туризма.

Организация туристского похода.

Выбор цели. Права и обязанности участников похода. Выбор и разработка маршрута. Схема маршрута. Оформление маршрутной документации. Техника безопасности в походе.

Туристское снаряжение.

Личное и групповое снаряжение в зависимости от времени года. Ремнабор.

Туристский быт.

Выбор места для привала (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Меры противопожарной безопасности. Различные типы костров. Питание в походе. Составление меню. Хранение и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. Использование даров леса для питания. Режим дня в походе. Движение на маршруте.

Гигиена туриста.

Оказание первой доврачебной помощи в походе. Состав медаптечки. Транспортировка пострадавшего. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе, обморожений. Требования к одежде и обуви. Помощь при ожогах, тепловом ударе, обморожении, отравлении.

Поход и подведение итогов похода.

Анализ похода. Выставка фотографий, рисунков о походе.

Практические занятия.

Выбор и разработка маршрута похода выходного дня. Составление списка личного и группового снаряжения. Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака. Разжигание костра, приготовление пищи (в походе). Составление наборов продуктов и меню. Походы выходного дня. Подведение итогов похода.

Топографическая подготовка и ориентирование.

План и карта. Масштаб. Определение расстояний. Условные знаки (их виды). Компас. Виды компасов. Устройство и работа с ними. Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам.

Спортивное ориентирование – вид спорта. Виды спортивного ориентирования.

Практические занятия.

Упражнения на запоминание топознаков, упражнения на стороны горизонта, с карточками – заданиями, топографический диктант, работа с картами, кроссворды, тесты. Работа с компасом. Краеведческая игра «Путешествие по турграду». Практические занятия на местности. Участие в соревнованиях по туризму и ориентированию.

4. Участие в туристско-краеведческих мероприятиях школы, Центра.

Практические занятия.

Подготовка и участие:

  • в школьном туристском слете (соревнования по туризму и спортивному ориентированию);

  • в туристско-краеведческих мероприятиях школы, Центра

5. Познавательные и воспитательные мероприятия.

Практические занятия.

Тематические экскурсии, учебно-познавательные поездки. Вечера, праздники, творческие встречи


Этапы педагогического контроля.



Вид контроля


Сроки

Цели, задачи

Форма подведения итогов

Критерии

Входящий


сентябрь


Проверить уровень начальных знаний, скорректировать программу

Устный опрос

хорошо

удовлетворительно




Тематический

февраль

Проверить уровень знаний по теме «Сыктывкар – столица РК»

Тест

Краеведческая игра

Бальная система оценки




Тематический

март

Проверить уровень знаний по теме

«Республика наша, родной Коми край»

Тест

Краеведческая игра

Бальная система оценки




Тематический

апрель

Проверить уровень знаний по туризму


Тест

Краеведческая игра «Рюкзачок»

Бальная система оценки




Тематический

май

Проверить умения, навыки по теме «Туризм и спортивное ориентирование»


Практическая работа, мини-соревнования в ПВД


Наблюдения




Итоговый

май

Проверить усвоение программы: контрольный срез знаний по темам учебной программы

Итоговый тест

Бальная система оценки






Методическое обеспечение программы.




Раздел

Формы занятия

Приемы и методы

Формы подведения итогов

1

Введение

беседа

Словесный




2

Сыктывкар-столица Республики Коми

Лекция, беседа, викторина, экскурсия в музеи, смотр знаний и умений, игра-соревнование, игра-конкурс

Словесный,

практический

наглядный,

«портфель

экскурсовода»

(фотографии,

открытки,

фотоальбомы,

буклеты, и т.д.)

Краеведческое ориентирование по городу, викторина, тест «Мой родной город», краеведческая игра «Знатоки родного города» -зачет

3

Край, в котором мы живем.

Беседы, викторины, кроссворды, тест, работа с картой РК, упражнения по сбору карты, экскурсии

Словесный, практический

наглядный,

дидактические

раздаточные,

иллюстративные

материалы

Опрос

Кроссворд

тест: «Мои край родной», Краеведческая игра «Республика наша, родной коми край»

4

Культура народа коми

Лекция, беседа, викторина, вопросники, тесты, краеведческое лото, творческие встреч, экскурсия, музей, тематические праздники

Словесный,

практический,

наглядный

Опрос,

контрольные вопросы,

викторина, тест

5

Туризм и

спортивное

ориентирование

Беседы, диктанты,

соревнования, практические занятия на местности

Словесный,

практический,

наглядный,

раздаточные

материалы,

карточки - задания,

упражнения по

запоминанию

топознаков,

сторон горизонта,

сбору карты

Соревнования по ориентированию, туризму, походы выходного дня, краеведческие игры «Готов ли ты в поход?», «Путешествие по турграду»

6

Участие в туристско-краеведческих мероприятиях

Ярмарка знаний и умений, соревнования

Практический.

Результаты соревнований.

7

Познавательные

и

воспитательные

мероприятия

Беседы, экскурсии, тематические вечера, праздники, поездки

Словесный, практический

Использование на практике полученных знаний и умений, наблюдения во время экскурсий


Тестовые вопросы по теме

«Мой край родной»


  1. В каком году была образована автономная область коми?

а.1918 б.1919 в.1921

  1. Какой зверь является главным в гербе Республики Коми?

а) лось б) медведь в) олень

  1. Укажите правильный показатель площади территории Республики Коми.

а) 46,8 тыс. кв. км. б) 416,8 тыс. кв. км. в) 250 тыс.кв.км.

  1. Определите предмет по описанию: «прямоугольное полотнище, состоящее

из трех полос синего, зеленого и белого цветов, в одну треть длины каждая».

а) Флаг Коми АССР

б) Флаг Республики Коми

в) Флаг Российской Федерации

  1. В каком году Сыктывкар стал столицей?

а. 1921 б. 1930 в. 1936

  1. С какой областью РК имеет самую короткую границу?

а. Архангельская б. Свердловская в. Кировская

  1. Какое количество населенных пунктов РК носит статус города?

а. 5 б. 10 в. 12

  1. Какая из крупнейших рек республики является притоком Северной Двины?

а. Сысола б. Печора в. Вычегда

  1. Кто является автором слов и музыки государственного гимна РК?

а. В.Савин б. Я.Перепелица в. П.Чисталев

  1. Назовите одну из высочайших вершин Уральских гор на территории РК?

а. Манарага б. Неройка в. Народная

  1. Какое село является родиной коми поэта И.А.Куратова?

а. Небдино б. Куратово в. Шошка

  1. Укажите административный центр Сыктывдинского района?

а. с.Визинга б. с.Выльгорт в. с.Корткерос

  1. Какая природная зона занимает 90% территории республики?

а. тундра б. лесотундра в. тайга

  1. Выберите правильный ответ. Заповедники РК:

а. Печоро – Илычский б. Астраханский в. Югыд – ва

  1. В какой реке РК обитает самое большое количество рыбы?

а. Печора б. Луза в. Сысола

  1. Самое крупное озеро РК:

а. Синдорское б. Дон-ты в. Ямозеро

  1. Какие представители взяты под охрану на территории РК?

растительного мира животного мира

а) Родиола розовая а) олень

б) Ель б) лось

в) кедр сибирский в) песец

г) береза г) семга

  1. Какое дерево сбрасывает на зиму листву?

а) сосна б) лиственница в) пихта

  1. Выделите типичного представителя мира тундры:

а) заяц-беляк б) бурундук в) крот

  1. Составьте пары по соответствию основных видов полезных ископаемых и их месторождений:

1.Воркута а. нефть

2.Серегово б. газ

3. Усинск в. соль

4. Ярега г. тяжелая нефть

5. Вуктыл д. каменный уголь

22. Как называется начальная часть Конституции РФ?


1.ведение 2. преамбула 3.предисловие 4. вступление


Тестовые вопросы по теме

«Мой край родной» (5-6 кл.)


  1. В каком году была образована автономная область коми?

а.1918 б.1919 в.1921

  1. Какой зверь является главным в гербе Республики Коми?

а. лось б. медведь в. олень

  1. Укажите правильный показатель площади территории Республики Коми.

а) 46,8 тыс. кв. км. б) 416,8 тыс. кв. км. в) 250 тыс.кв.км.

  1. Определите предмет по описанию: «прямоугольное полотнище, состоящее из трех полос синего, зеленого и белого цветов, в одну треть длины каждая».

а) Флаг Коми АССР

б) Флаг Республики Коми

в) Флаг Российской Федерации

  1. В каком году Сыктывкар стал столицей?

а. 1921 б. 1930 в. 1936

  1. С какой областью РК имеет самую короткую границу?

а. Архангельская б. Свердловская в. Кировская

  1. Какое количество населенных пунктов РК носит статус города?

а. 5 б. 10 в. 12

  1. Какая из крупнейших рек республики является притоком Северной Двины?

а. Сысола б. Печора в. Вычегда

  1. Кто является автором слов и музыки государственного гимна РК?

а. В.Савин б. Я.Перепелица в. П.Чисталев

  1. Назовите одну из высочайших вершин Уральских гор на территории РК?

а. Манарага б. Неройка в. Народная

  1. Какое село является родиной коми поэта И.А.Куратова?

а. Небдино б. Куратово в. Шошка

  1. Укажите административный центр Сыктывдинского района?

а. с.Визинга б. с.Выльгорт в. с.Корткерос

  1. Какая природная зона занимает 90% территории республики?

а. тундра б. лесотундра в. тайга

  1. Выберите правильный ответ. Заповедники РК:

а. Печоро – Илычский б. Астраханский в. Югыд – ва

  1. В какой реке РК обитает самое большое количество рыбы?

а. Печора б. Луза в. Сысола

  1. Самое крупное озеро РК:

а. Синдорское б. Дон-ты в. Ямозеро

  1. Какие представители взяты под охрану на территории РК?

растительного мира животного мира

а) Родиола розовая а) олень

б) Ель б) лось

в) кедр сибирский в) песец

г) береза г) семга

  1. Какое дерево сбрасывает на зиму листву?

а. сосна б. лиственница в. пихта

  1. Выделите типичного представителя мира тундры:

а. заяц-беляк б. бурундук в. крот

  1. Составьте пары по соответствию основных видов полезных ископаемых и их месторождений:

1.Воркута а. нефть

2.Серегово б. газ

3. Усинск в. соль

4. Ярега г. тяжелая нефть

5. Вуктыл д. каменный уголь

1 – д; 2 – в; 3 – а; 4 – г; 5 - б
  1   2

Похожие:

Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconКонкурс «Юный краевед» 2012 2013 гг
Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconКонкурс «Юный краевед» ( 2010 2011 гг.)
Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconРаспоряжение от 16 августа 2010 г. N 361-р
Республики Коми, государственных органов Республики Коми (далее государственные органы Республики Коми) единой государственной политики...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» icon«проблемы безопасности в различных видах туризма» Литература
Биржаков М. Б. Введение в туризм: Путешествия. Туризм и турист. Турист деятельность. Турист индустрия. Турист продукт. Турист услуги,...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconМетодические рекомендации по управлениЮ проектами в области информационных технологий в Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, в государственном автономном учреждении Республики Коми «Центр информационных технологий»,
Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, в государственном автономном учреждении Республики Коми «Центр...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconУральское отделение Коми научный центр Институт геологии
РК, Министерство промышленности и энергетики рк, Управление по недропользованию по Республике Коми, Комиссия по изучению естественных...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconОбразовательная программа "Юный пожарный" пояснительная записка
Программа предназначена для мальчиков от 12 до 18 лет. Это подростковый период, когда происходит
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Юный исследователь экранного искусства»
Программа элективного курса «Юный исследователь экранного искусства» предназначена для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ,...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconМетодические рекомендации по разработке должностных инструкций муниципальных служащих Республики Коми
Управлением государственной гражданской службы Республики Коми в целях обеспечения единого методологического подхода и оказания помощи...
Пояснительная записка программа «Юный турист-краевед Республики Коми» iconРеспублики Коми "Доступная среда"
Утвердить программу Республики Коми "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее Программа) согласно приложению
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница