Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать




Скачать 98.26 Kb.
НазваниеОбщие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать
Дата12.12.2012
Размер98.26 Kb.
ТипДокументы
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям

по дисциплине «Биология» для поступающих в ССУЗ


Поступающие в ССУЗ должны знать:

  • Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организма, развития живой природы.

  • Знание строения и функций организма человека.

  • Знание основных положений биологических теорий (клеточная теория: хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза).

  • Знание основных положений биологических учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере).

  • Знание законов Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействие генов.

  • Знание правил доминирования Г. Менделя.

  • Знание гипотез чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека.

  • Знание строения биологических объектов (клетки, генов, хромосом, прокариот и эукариот, вирусов).

  • Знание сущности биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, митоз и мейоз, размножение и др.).

  • Знание современной биологической терминологии и символики.

  • Умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы и приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.п. этому умению придается особое значение, так как оно свидетельствует об осмыслении знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующегося.


Поступающие в ССУЗ должны уметь:

  • объяснить: роль биологических теорий, гипотез, единство живой и неживой природы, причины эволюции видов, человека, биосферы и др.

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи по трем законам Г. Менделя, по законам сцепленного наследования генов, генетики пола, взаимодействия генов (комплементарное взаимодействие, полимерия) составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных;

  • выявлять приспособление организмов к среде обитания, абиотические и биотические компоненты экосистем и др.;

  • сравнивать биологические объекты, процессы и явления и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, человеческих рас и др.;



Содержание программы


Ботаника


1. Уровни и принципы организации живой материи.

  1. Характеристика Бактерий. Автотрофные и гетеротрофные бактерии. Значение бактерий.

  2. Характеристика Грибов. Низшие и высшие грибы. Значение грибов.

  3. Характеристика Водорослей. Представители зеленых, бурых, красных водорослей.

  4. Характеристика Лишайников и их значение.

  5. Характеристика Мхов и их значение.

  6. Папоротники: характеристика, значение.

  7. Отдел Голосеменные: характеристика, значение.

  8. Отдел Покрытосеменные: общая характеристика, значение.

  9. Морфология, анатомия, функции вегетативных органов: корня, стебля, листа. Метаморфозы вегетативных органов.

  10. Морфология, анатомия, функции цветка, плода, семя. Соцветия: виды и роль.

  11. Размножение цветковых растений: вегетативное, половое. Двойное оплодотворение.

  12. Классификация плодов.

  13. Классификация цветковых растений. Отличительные признаки классов одно- и двудольных растений.

  14. Характеристика класса однодольные и семейств этого класса Лилейные и Злаки.

  15. Класс двудольные. Характеристика семейств Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные.

  16. Растения и окружающая среда.

  17. Охрана растений.

  18. Развитие органического мира на Земле.


Зоология


  1. Тип Одноклеточные (Простейшие): характерные черты представителей типа.

  2. Характеристика представителей класса Жгутиковые – эвглены зеленой, класса Саркодовые – амебы обыкновенной, класса Ресничные - инфузория-туфелька, класса Споровики – малярийного плазмодия.

  3. Тип Кишечнополостные: характерные черты представителей типа.

  4. Характеристика представителей класса Гидроидные – гидры, класса Сцифоидные медузы. Значение кишечнополостных.

  5. Тип Плоские черви: характерные черты представителей типа.

  6. Характеристика представителей класса Ресничные черви – белой планарии, класса Сосальщиков – печеночного сосальщика, класса Ленточных червей – бычьего цепня.

  7. Тип Круглые черви: характерные черты представителей типа.

  8. Характеристика представителей класса Нематоды – аскариды человека.

  9. Тип Кольчатые черви: характерные черты представителей типа.

  10. Характеристика дождевого червя, пиявок.

  11. Тип Моллюски: характерные черты представителей типа.

  12. Характеристика Головоногих и Двустворчатых моллюсков.

  13. Тип Членистоногие: характерные черты представителей типа.

  14. Характерные черты представителей класса Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

  15. Отряды насекомых с полным превращением: бабочки, двукрылые, перепончатокрылые.

  16. Отряды насекомых с неполным превращением: прямокрылые.

  17. Тип Хордовые: характерные черты представителей типа. Класс ланцетники.

  18. Характеристика класса Рыбы, Земноводные, Рептилии.

  19. Характеристика класса Птицы, Млекопитающие.

Человек и его здоровье.


  1. Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

  2. Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов).

  3. Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток.

  4. Рефлекс.

  5. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная ткань).

  6. Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединение костей: неподвижное, полуподвижное, суставы. Состав, строение и функции костей. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

  7. Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови.: плазма. Форменные элементы. Группы крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями.

  8. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Понятие о нервной и гуморальной деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

  9. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной деятельности дыхания. Гигиена дыхания.

  10. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Роль И.П.Пирогова в изучении органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

  11. Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ассимиляция и диссимиляция-две стороны одного процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

  12. Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

  13. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

  14. Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отдела головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

  15. Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

  16. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности: его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

  17. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме.

  18. Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.


Общая биология.


Эволюционное учение.

  1. Краткие сведения о до дарвинском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

  2. Вид, его критерии и структура.

  3. Главные направления эволюции.

  4. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

  5. Учение Дарвина об естественном отборе. Формы естественного отбора.

  6. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

  7. Микроэволюция. Видообразование.

  8. Результаты эволюций: приспособленность организмов, многообразие видов.


Развитие органического мира.

  1. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры.

  2. Происхождение человека.


Основы экологии. Взаимоотношения организма и среды.

  1. Биосфера, ее структура и функции. Круговорот веществ в природе. Биогеоценозы и биоценозы. Факторы среды: биотические и абиотические. Интенсивность действия факторов среды.

  2. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Охрана природы и основы рационального природопользования.


Структурная организация живых организмов.

  1. Клеточная теория строения организмов. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

  2. Химическая организация клетки. Неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки.

  3. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетках.

  4. Пластический обмен. Биосинтез белков.


Размножение и индивидуальное развитие организмов.

  1. Половое и бесполое размножение организмов. Развитие половых клеток.

  2. Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

  3. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


Наследственность и изменчивость организмов.

  1. Основные понятия генетики. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

  2. Сцепленное наследование.

  3. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

  4. Закономерности изменчивости. Наследственная и фенотипическая изменчивость.

  5. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

  6. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных.


Литература


Основная литература

  1. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Биология. Учебник. 9 класс. М.: Дрофа, 2005.

  2. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». Учебник. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.

  3. Захаров В. Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов». Учебник. 7 класс. М.: Дрофа, 2005.

  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек». Учебник. 8 класс. М.: Дрофа, 2005.


Дополнительная литература

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

  2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М.: Мир, 1990.

  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  5. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.

  6. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  7. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986.

  8. Экологические очерки о природе и человеке /Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.


Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие или звери). М.: Мысль, 1988.

  2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1993.

  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  6. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  7. Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  8. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  9. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  10. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  11. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

  12. Шпинар З. В. История жизни на Земле /Художник З. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  13. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  14. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  15. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Похожие:

Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconПрограмма вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих в гбоу спо (ссуз) «Магнитогорский технологический колледж» на специальности спо
Программа вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих гбоу спо (ссуз) «Магнитогорский технологический колледж»
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconВ рамках Республиканской олимпиады для сопровождающих лиц и преподавателей проводится круглый стол на тему
В рамках реализации Программы развития среднего профессионального образования, в соответствии с планом работы Совета директоров ссуз...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconИзменения №1
Техникума: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconПрограмма для подготовки к вступительным испытаниям
Теория государства и права: программа для подготовки к вступительным испытаниям. Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд россии,...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconМетодические рекомендации по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Математика»
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский институт»
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconПравила приема в гбоу спо (ссуз) «Карталинский агротехнологический техникум»
В гбоу спо (ссуз) «Карталинский агротехнологический техникум» принимаются граждане Российской Федерации, граждане других государств,...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconПрограмма для поступающих в ргутиС по русскому языку
Учащиеся должны знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconМетодические указания по подготовке к вступительным испытаниям
Поступающий в Кировскую государственную медицинскую академию должен показать знание основных теоретических положений химии как одной...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconМетодические указания по подготовке к вступительным испытаниям
Поступающий в Кировскую государственную медицинскую академию должен показать знание основных теоретических положений химии как одной...
Общие указания по подготовке к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» для поступающих в ссуз поступающие в ссуз должны знать iconПрограмма для вступительных испытаний по дисциплине: «философия»
Программа предназначена для подготовки к вступительным испытаниям в магистратуру взфэи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница