Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»




Скачать 138.79 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе»
Дата11.12.2012
Размер138.79 Kb.
ТипМетодическая разработка
«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа № 2»


Методическая разработка по теме


«Литературное слушание

на уроках чтения в первом классе»

.


Автор – разработчик:

Достовалова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов


г. Белокуриха

2010 год.

Литературное слушание

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста.

Чтобы научиться читать, ребенку нужно прежде всего научиться слушать «чужое чтение», т.е правильное, выразительное чтение учителя. А также воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми. Развитию читательских умений способствуют уроки литературного слушания, проводимые в первом классе.

На уроках литературного слушания первоклассники с огромным интересом знакомятся с новыми литературными произведениями. С удовольствием учатся приемам анализа произведений на доступном им уровне и с нетерпением ждут уроков слушания.

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении и воспитании первоклассников. Учитель может подбирать для урока разные произведения и по жанру и по теме, с глубоким воспитательным содержанием.

Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса и эстетического вкуса, развитие стремления ребенка к самостоятельному общению с книгой.

Уроки литературного слушания позволяют активно формировать специальные читательские умения, способствуют развитию памяти, внимания, литературной речи, правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения, учат детей искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение.

Литературное слушание является источником развития основных видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения.


Технология организации уроков литературного слушания


В первой учебной четверти работу на уроках литературного слушания можно ограничить моделированием обложки, определением жанра и тематики произведения с использованием приема «словесного рисования», ответов на вопросы учителя, определением идеи произведения и построением схематического плана. Учащиеся первого класса могут дать «оценку» героям произведения, высказать свою точку зрения на происходящие в произведении события.

Для моделирования обложки можно использовать альбом или простую тетрадь в клетку. Страница тетради должна быть разделена на две равные части. С одной стороны располагается модель обложки, а с другой «говорящая» иллюстрация. Учитель моделирует обложку на доске, а каждый ребенок на своем рабочем месте.

При моделировании вводится система «заместителей» - условных обозначений жанра, темы произведения, героев.


Жанры обозначаются фигурами:





Сказка Пословица





Рассказ Загадка ?





Стихотворение Басня


Темы чтения замещаются цветом:


о Родине

о природе

о детях

о животных

о приключениях, волшебстве.

Использование «заместителей» героев:






Заяц З



Колобок К




Лиса Л




Снегурочка С


Пример моделирования обложки


Модель первой страницы русской народной сказки «Колобок».





Д Б К З В М Л


Со второго полугодия на уроках литературного слушания (когда у учащихся первого класса уже сформирован навык чтения и письма) можно проводить дополнительные приемы анализа текста. Работа состоит из нескольких этапов.


  1. этап - «Графическое рисование»

Проводится в следующей последовательности:

  • Выделяется эпизод для словесного рисования.

  • Рисуется место, где происходят события.

  • Изображаются действующие лица.

На данном этапе проводится работа над «образами» произведения, учащиеся должны представлять себе образы такими, какими их нарисовал автор. Для этого нужно выделить изобразительные средства - «ключевые слова».

  • Добавляются необходимые детали.

  • Раскрашивается контурный рисунок.

Таким образом, создавая графическую иллюстрацию, учащиеся делят текст на смысловые части, а содержание каждой части текста изображают иллюстрацией. Получается картинный план.

2 этап - Составление плана с опорой на иллюстрацию.

Картинный план позволяет первоклассникам легко составить план перессказа, используя опорные слова. Данный план можно составить как устно, так записать и письменно (можно использовать печатные буквы).


  1. этап – Перессказ текста.

С опорой на иллюстрации и составленный план, учащиеся легко обладевают приемом пересказа прослушанного произведения. Пересказывая текст, учащиеся могут выразить свое отношение к прочитанному, используя свои средства выразительности (интонацию, темп и тембр голоса, мимику, жесты).


С первых уроков литературного слушания необходимо привлекать внимание детей к тексту, авторскому слову.

На уроке можно проводить такие упражнения:


- Чтение слов, которые наиболее понравились, запомнились.

- Объяснение непонятных слов из контекста.

- Подбор слов – синонимов.

- Подбор собственного заглавия к тексту.

- К словам из стихотворения придумать рифму.

- Ролевое чтение.

- Инсценирование диалога.


Требования к уроку слушания


  • Уроки литературного слушания в первом классе проводятся 2 раза в неделю в первом полугодии и 1 раз в неделю во втором.

  • Произведения подбираются разные по жанру и тематике (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки …)

  • Урок начинается со слов учителя: «Дети, сегодня мы познакомимся с новым произведением, послушайте». Никаких вступительных бесед проводить не надо.

  • Называть учителю произведение, указывать жанр и тему не нужно, этому мы учим детей по ходу урока.

  • Всю работу по тексту нужно проводить только после первичного восприятия произведения.

- Для рассматривания нужно подбирать большеформатные детские книги в типовом оформлении, на первой странице должна четко читаться фамилия автора, заголовок.


- Итог урока может быть подведен с опорой на модель в тетради. Учащиеся называют жанр, тему и автора произведения. (сегодня мы познакомились со сказкой С. Михалкова о животных «Три поросенка»).


ПОРЯДОК ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ


(использование метода Н.И. Светловской).

1. Рассматривается иллюстрация на первой и последней страницах обложки.

2. Прочитываются все надписи на обложке (фамилия автора, заглавие).

  1. Правильно называется книга.

  2. Постраничное просматривание книги.

  3. Заключительная беседа.

- С какой книгой мы сегодня познакомились? Прочтите заголовок. Назовите книгу правильно. Кто автор книги?


ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ



1вариант - Учебный материал – детская книга.

1. Первичное знакомство с книгой, которую дети будут слушать нам уроке. (использование метода «чтение – рассматривание» Н.Н.Светловской).

2. Слушание произведения.

3. Беседа после прочитанного.

4. Рассматривание иллюстрации к тексту прочитанного произведения.

5. Повторное слушание.

6.Моделирование обложки.

7. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов произведения.

  1. Рекомендации для самостоятельной работы: найти книгу с прослушанным произведением, нарисовать иллюстрацию, подобрать пословицу соответствующюю содержанию произведения, придумать загадку, ребус, передать содержание книги родителям или друзьям, представить события и героев в игровой (театрализованной) форме…



2 вариант - Работа с произведением.

1. Чтение учителем произведения.

2. Беседа после чтения, выявление первичного восприятия. Дети высказывают свое отношение к услышанному произведению.

3. Моделирование обложки произведения.

4. Работа с произведением: обсуждение содержания, определение темы, знакомство с названием.

5. Повторное слушание. (Если в классе есть читающие дети, можно подготовить повторное чтение детьми. Или прочитать текст самостоятельно, всем детям в классе. Для этого потребуется книга для каждого уч – ся или набранный текст произведения на отдельном листе).

6. «Графическое рисование» - составление картинного плана.

7. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста (составление плана пересказа).

8. Подробный или краткий пересказ текста. Рекомендации для самостоятельной работы (см варианнт урока 1).


Результативность применяемой методики:

  1. Расширяется круг чтения младшего школьника, его начитанность.

  2. Развивается интерес не только к процессу чтения,но и к урокам чтения.

  3. Осуществляется связь чтения со всеми видами речевой деятельности.

4. Учащиеся с первого класса овладевают приемами анализа художественного произведения.


Конспект урока литературного слушания в первом классе.

(программа «Школа Росии»)

вариант урока – работа с произведением.

Тема: И.Яковлева «Облачка»




Тип урока – урок литературного слушания.


Задача урока – Создание условий для литературного развития учащихся.


Цели урока:

  1. Обучение учащихся восприятию художественного произведения.

  2. Формирование умения определять тему и жанр произведения, учить пересказу текста с опорой на план и иллюстрацию.Работать над развитием речи учащихся.

  3. Расширять и углублять знания детей о природе, развивать интерес к чтению книг.




Ход урока.

Действия учителя

Действия учащихся



1. Слушание произведения.

Учитель: «Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Слушайте внимательно».

Учитель читает рассказ И.Яковлевой «Драчуны».


2. Беседа после чтения.

  • Вам понравилась история?

  • Автор этого произведения Ирина Яковлева.

  • Запишем на модель обложки. Где поместим запись?




  • Определите жанр прослушанного произведения.




  • Как обозначим рассказ?

  • Определите тему произвендения. О чем рассказ?

  • Каким цветом выделим тему?




  • Назовите главных героев рассказа.




  • Какая история произошла с героями?

  • Я предлагаю вам несколько заголовков рассказа, выберите тот, который на ваш взгляд более всего соответствует содержанию текста.Объясните свой выбор.

На доске : Прогулка по небу

Драчуны

Два облака

  • Запишем название рассказа на модель обложки. В каком прямоуго – ке расположим запись?


3. Работа по содержанию произведения после повторного слушания ( в данном случае уч – ся см читают текст, напечатанный на листе).

  • Прочтите рассказ самостоятельно.

  • Составим план – схему рассказа.

  • Как происходило развитие сюжета. С чего началась история?


1 часть

  • Прочтите начало рассказа (чтение вслух 1 уч – ся)

  • Каким нам показывает автор облако? Какой у облака характер?




  • Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?



На второй части тетради учитель располагает заранее приготовленные иллюстрации.



  1. часть




  • Что произошло дальше?

  • Прочтем этот отрывок по ролям (автор, два облака, люди).

  • Что послужило причиной ссоры?

  • Во что превратились облака? Как называет их автор?

  • От чего почернели тучи?

  • О каких искрах говорит автор?



- Какую иллюстрацию можно нарисовать?

(словесное рисование)



  1. часть




  • Как развивались события дальше? Прочтите отрывок из текста.

  • Что говорили люди, показывая на тучи?



- Какую иллюстрацию можно нарисовать?



  1. часть

- Чем закончилась история?

- Драчуны остались прежними великанами? Почему ?

На доску помещается последняя иллюстрация.

  • Сколько смысловых частей мы определили в рассказе? (4)

  • Озаглавте каждую часть.

1. Встреча облачков.

2. Ссора.

3. Дождь пошел.

4. Маленькие облачка.

- Перескажите содержание рассказа. (по желанию)

- А люди могут вести себя так же, как наши герои - шалунишки из рассказа И. Яковлевой?

- Какой совет вы можете им дать?

- Что произошло в результате драки?

На доске записываются слова:

Молния, гром, гроза, дождь, ветер

  • Что объединяет эти слова ?

Запишите в тетрадь предложение. Какие правила записи предложения мы должны помнить?

Молния, гром, гроза, дождь, ветер – явления природы.


  1. этап Работа над значением слов.


- Объясните лексическое значение слова Ветер

  • Можем ли мы увидеть, почувствовать ветер?



Ветер – это воздух, который приходит в движение.

Вохдух бывает теплым и холодным. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый поднимается вниз. Возникает движение воздуха. Это движение и называют ветром. Ветры различаются по своей силе. Сильные ветры – ураган, тайфун, смерчь опасны и коварны. Тихие ветры – муссон, бриз.


Гроза – это красивое и опасное явление природы.

Гроза происходит оттого, что в одном месте воздух нагревается сильнее, а в другом, наоборот, сильно остыл. И там, где встречается теплый воздух с холодным, образуется грозовая туча. В грозовой туче всегда возникают электрические разряды – молнии. Молнию мы видем на небе, как зигзак, который пронизывает небо на очень короткий миг. Молнию особенно хорошо заметно, если гроза идет ночью. При вспышке молнии, на ее месте, образуется пустота, которая с грохотом заполняется воздухом – так мы слышим гром.

  • Кому приходилось видеть такое грозное природное явление, как гроза?




  • Что называют дождем?

Дождь – это водные струи.


Хлещет ливень по кустам,

Бьет без промаху.

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду легкий душ.

Ливень, ливень!

Вот так ливень!

Он все громче, говорливей!


- Какое настроение у нас бывает, когда идет сильный, холодный дождь?

- Но вот дождь закончился, и на небе появилось солнышко. Яркое, лучистое, ласковое. Оно приносит людям тепло, хорошее настроение, а ребятам нашего класса солнышко принесло сюрприз.

  • На его лучиках загадки. Солнышко предлагает их отгадать, а из первых букв – лучиков составить слово.

Учительзадает загадки.

  1. Какой это мастер на окна нанес

И листья, и траву, и заросли роз? (мороз)

  1. Бегут, плывут, кудрявые бока,

Легкие, воздушные, ветерку послушные.

(облака)

  1. Зимнее стекло (лед)

  2. Листья облетели, птички улетели,

Засыпает вся природа,

Какое это время года? (осень)

  1. Без пути и без дороги

  2. Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь)

  1. Нарядные сестренки,

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. ( цветы)

8. Второй звук в слове ПЫЛЬ (ы).

  • Какое слово у вас получилось? (молодцы).





Моделирование обложки.

(левая сторона тетради)










- В верхнем прям - ке.

- Рассказ с элементами сказки. Прямоугольником.

- О явлениях природы.


- Зеленым, т. к. это тема природы.

- Два облака.

- Они поссорились.


Уч – ся подбирают заголовок, аргументируя

свой выбор.


- В нижнем.


Чтение вслух..


- По небу плыли два облака. Они встретились и стали спорить.


- Облако плыло гордо, было большим, пушистым.

(словесное рисование)

Работа на правой строне тетради


- Облака стали ссориться.

- Никто не хотел уступить дорогу друг другу.

- В черные тучи. Теперь они стали великанами.

- От злости. Искры – это молнии.


- Из глаз полились слезы, пошел дождь.

- Скоро тучи совсем расстают и от них ничего не останется.


- Ветер разогнал облака.

- Они превратились в маленькие белые облачка.


- Ударил гром, молния,пошел дождь.


- Это явления природы.

- Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.


учащиеся определяют лексическое значение слов (используя свой жизненный опыт).

Учитель уточняет определения.



  1. Итог урока.

  • Молодцы, ребята, сегодны на уроке мы хорошо потрудились.

  • С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этой истории? Выполнение какого задания для вас оказалось наиболее продуктивным?

  • Будем относиться друг к другу более внимательно, чтобы не стать похожими на маленьких драчунов, и будем дарить друг другу лучики счастья, улыбок и хорошего настроения.

  • Солнышко говорит вам спасибо и зовет всех на перемену.









Моделирование на доске
























СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


    1. Роль литературного слушания на уроках чтения в первом классе.

    2. Технология организации урока литературного слушания.

    3. Требования к проведению урока литературного слушания.

    4. Варианты построения урока слушания.

    5. Порядок знакомства с книгой на уроке чтения.

    6. Результативность применяемой технологии.

    7. Макет доски.

    8. План – конспект урока литературного слушания на уроке чтения в первом классе.

Похожие:

Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМетодическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина»
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconЭлектронного образовательного ресурса «баба яга учится читать» на уроках чтения в первом классе
Педагогические условия внедрения электронных образовательных ресурсов в процесс обучения младших школьников. 5
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМетодическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных...
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМетодическая разработка Энзельдт Татьяны Валентиновны
Пути активизации познавательной деятельности на уроках литературы в 9 классе малокомплектной школы
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМуниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой
Планирование уроков русского языка в 6-ом классе 8 на коммуникативно-деятельностной основе с учётом
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconЕфросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл в 2 ч
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф,...
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка по теме «Литературное слушание на уроках чтения в первом классе» iconМетодическая разработка урока истории в 6 классе по теме
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница