Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства




Скачать 330.42 Kb.
НазваниеСовременная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства
страница1/2
Дата11.12.2012
Размер330.42 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


ДРОНОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ


СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА


13.00.08-теория и методика профессионального образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва - 2009


Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования»


Научный руководитель: академик РАО, доктор педагогических наук,

профессор

Максимович Валентина Федоровна


Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, профессор

Фомина Наталья Николаевна


кандидат искусствоведения

Гуляев Владимир Андреевич

Ведущая организация - Московский городской педагогический

университет

Защита состоится «28» апреля 2009 г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу:

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования».

Автореферат разослан «27» марта 2009 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук И.Э. Кашекова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Богатое историческое прошлое русского ювелирного искусства, развивавшегося в общем русле национальной и мировой культуры, его возрождение в настоящее время и несомненный расцвет в будущем требуют коренного пересмотра педагогической модели профессионального образования для повышения квалификации кадровых ресурсов и конкурентоспособности отечественной ювелирной продукции. Это определяется рядом экономических, социокультурных и психолого-педагогических факторов.

Среди экономических факторов необходимости совершенствования профессионального образования ювелиров наиболее значимы: 1) наличие большой сырьевой базы драгоценных металлов и драгоценных камней (по уровню добычи золота Россия входит в первую шестерку государств мира, является крупнейшим продуцентом металлов платиновой группы и занимает ведущее место в мире по добыче, разведанным запасам и прогнозным ресурсам ювелирных алмазов); 2) ярко выраженная экспортная сырьевая ориентация, характерная в настоящее время для отраслей, добывающих драгоценные металлы и камни и производящих огранку алмазов; 3) важность расширения ювелирного производства, которое является одной из приоритетных отраслей развития России, т.к. ювелирная промышленность является завершающей в процессе переработки стратегически важного сырья.

Социокультурные факторы, обусловливающие потребность в модернизации профессионального образования ювелиров, связаны с общественным запросом, отраженным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», на подготовку конкурентоспособного на рынке труда специалиста. Таким образом, в настоящее время существует необходимость при сохранении традиций русского ювелирного искусства, способного противостоять низкопробной массовой продукции, более продуктивно использовать в профессиональном образовании достижения новейших технологий ювелирного производства.

Психолого-педагогические факторы необходимости изменения системы подготовки будущих мастеров-ювелиров определяются существенными изменениями в образовательной системе России: переходом к гуманистической направленности, творческой самоорганизации, отношением к учащимся как к равноправным субъектам учебного процесса.

В современной отечественной психолого-педагогической науке, в целом, были выявлены методологические и теоретические основы многоуровневого непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, М.И. Махмутов и др.); исследован педагогический потенциал личностно-ориентированного профессионального образования (Ш.А. Амонашвили, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, М.В. Кларин, В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.). Проблема содержания профессионального образования в новых условиях нашла отражение в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.Б. Коссова, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина и др.

Педагогические основы формирования профессиональных интересов и выбора профессии исследовались в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Полякова и др. Вопросам профессионального становления личности посвящены работы Е.А. Климова, О.Н. Шахматовой и др. Проблемы обеспечения эффективности подготовки молодых специалистов посредством интеграции образовательных областей и дифференциации обучения разработаны в исследованиях А.Ф. Аменда, И.А. Сасовой, В.А. Томина, и др. Различные аспекты системного подхода к построению учебно-воспитательного процесса освещены в работах Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой и др.

Концептуальные основы художественного образования разработаны в трудах А.В. Бакушинского, Б.М. Неменского, С.П. Ломова, Л.Г. Савенковой, Н.Н. Фоминой, Л.В. Школяр, Б.П. Юсова и др. Проблемы развития художественных направлений в ювелирном искусстве в контексте изучения его истории рассматривали в своих работах И.И. Гончарова, А.В Корытов, М.В. Мартынова, М.М. Постникова-Лосева, В.В. Скурлов, И.В. Шаталова и др.

Большинство отечественных учебно–методических пособий по обучению ювелирному мастерству основаны на исследованиях А.И. Андрющенко, В.П. Новикова, А.В. Флёрова, В.И. Марченкова. Среди зарубежных работ наиболее значимы для проблематики диссертации труды Э. Бреполя, М Джинкса, М. Тима, К. Лоуренса, Р. Вудинга, Б. М. Ж. Форкадель.

За период с начала 2000-х гг. был создан ряд диссертационных работ, посвященных различным аспектам организации профессионального образования в области художественных ремесел.

Так, Е.М. Локотникова раскрыла педагогические основы подготовки молодежи к ремесленному труду в системе начального профессионального образования (2006г.).

А.Н. Сенькина посвятила свое исследование проблеме развития профессионального образования как механизму сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций на примере Калужской губернии конца 19 - начала 20 в. (2006г.). Т.В. Толбузина выявила составляющие системы непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства (2007г.). Д.М.Чавушьян описал технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII – начала XX вв. (2008г.).

Несмотря на то, что вопросы организации процесса профессионального образования в педагогической науке исследованы достаточно широко, можно констатировать, что эти проблемы в большинстве своем рассматриваются в контексте приобретения студентами профессиональных качеств специалистов широкого профиля.

Практически не разработанными остаются содержательные и методические аспекты развития профессиональных умений и способностей художников - мастеров в традиционном ювелирном искусстве. Между тем основная задача учебных заведений традиционного прикладного искусства - выпустить высокопрофессионального специалиста, способного к созданию высокохудожественных произведений не только задуманных и спроектированных, но и выполненных собственными руками.

В данном исследовании мы исходим из понимания профессионального образования будущих мастеров-ювелиров как динамичного процесса, включающего несколько компонентов (освоение профессиональных, культурологических, искусствоведческих знаний; закрепление профессиональных умений, развитие культурного и профессионального опыта, развитие стремления к самоактуализации в профессии художника-мастера ювелирного искусства) и основанного на взаимодействии таких направлений, как углубление содержания процесса профессионального образования, активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров, поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.

Особенно актуально внесение в профессиональное образование нового содержания, ориентированного на формирование системы личностно-культурологических, художественно-прикладных, творческих умений. Решение выдвинутых задач требует постоянного совершенствования системы профессионального образования, создания современных учебных программ с учетом интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла, опоры на новые тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры, в целом, и ювелирного искусства, в частности.

Исследование теоретических предпосылок развития профессионального образования в области ювелирного искусства позволило сделать вывод о том, что только сочетание творческих способностей, теоретических знаний с прикладными умениями и навыками следует считать критерием профессионализма в ювелирном искусстве. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной системы профессионального образования будущих мастеров-ювелиров: между возрастающими потребностями рынка квалифицированных специалистов и недостаточной готовностью специальных учебных заведений к подготовке таких специалистов; между потребностью студентов в профессиональном становлении, творческом развитии и недостаточной проработанностью в учебном процессе содержания, технологий, методов и форм обучения, дидактических, методических и диагностических средств для удовлетворения этих потребностей.

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: какова педагогическая модель, реализация которой оптимизирует процесс профессионального образования в области ювелирного искусства? Состояние теории и потребность практики в разработке педагогической модели профессионального образования студентов-ювелиров обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства».

Объект исследования: профессиональное образование будущих мастеров-ювелиров как многокомпонентный, ориентиро­ванный в будущее, динамичный процесс.

Предмет исследования: педагогические основания совершенствования профессионального образования в области ювелирного искусства.

Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства.

Задачи исследования:

1. На основе всестороннего анализа психолого-педагогических, философско-эстетических, искусствоведческих и методических исследований выявить теоретические (историко и психолого-педагогические) предпосылки создания современной педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров и определить педагогические условия ее реализации в учебно-воспитательном процессе.

2. Апробировать теоретически обоснованную педагогическую модель профессионального образования будущего мастера-ювелира; обосновать ее цель и принципы; выявить условия и критерии эффективности ее реализации.

3. Разработать учебные программы по мастерству, специальной композиции, проектированию и систему творческих заданий, основанных на взаимосвязи этих дисциплин.

4. Изучить и обобщить результаты опытной апробации разработанной модели. На этой основе создать научно-методические рекомендации, раскрывающие условия и описывающие процесс эффективной реализации модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров.

Гипотеза исследования: Профессиональное образование мастеров-ювелиров будет соответствовать требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, если в образовательном процессе:

- продуктивно используется опыт традиционного отечественного и зарубежного образования в области ювелирного искусства и одновременно учтены новейшие тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры и ювелирного искусства;

- внедряются современные учебные программы, созданные на принципах интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла;

- создаются условия для творческого поиска будущих мастеров-ювелиров на основе единства интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении разработанных студентами проектов;

- реализовывается педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, включающая углубление содержания процесса профессионального образования; использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.

Методологическая основа исследования: теория о деятельностной сущности человека (А.Н. Леонтьев, А.В. Бакушинский); культурно-историческая концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); совокупность научных знаний о психологии саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн); современные подходы к проблеме профессионального образования (Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин и др.); положения, раскрывающие инновационные представления о роли отдельных компонентов профессионального образования в целостной системе подготовки специалистов (М.В.Кларин, В.Д. Шадриков и др.); психологическая теория профессионального развития личности (А.К. Маркова, Л.М. Митина); идеи интеграции в образовательном процессе (А. Я. Данилюк, Б.П. Юсов и др.); концепции обучения в области традиционного декоративно-прикладного искусства (Б.И. Арватов, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, А.И. Некрасов, О.В. Федотова и др.); исследования в области истории развития ювелирного искусства (И.И. Гончарова, Т.Н. Мунтян, М.М. Постникова-Лосева, И.Ю. Перфильева и др.); исследовательские работы по теории и практики ювелирного дела (А.И. Андрющенко, Э. Бреполь, В.И. Марченков, А.В. Флеров и др.).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам обучения художественным дисциплинам; анализ учебных планов всех уровней профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и учебных программ по специализации «Ювелирное искусство»; анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей ювелирного искусства, изучение учебной деятельности студентов на уроках мастерства, композиции и проектирования, метод диагностирующих контрольных тестов, итоговых просмотров и результатов творческих конкурсов профессионального мастерства; опрос, анкетирование студентов и преподавателей профессиональных учебных заведений ювелирного искусства, проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре «Ювелирное искусство».

Опытно-экспериментальная база: государственное высшее учебное заведение «Высшая школа народных искусств (институт)» в г. С.-Петербурге, Институт традиционного прикладного искусства (г. Москва). В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 150 будущих мастеров-ювелиров.

Этапы исследования. На I аналитическом этапе (2006-2007) изучались необходимые теоретические источники по проблемам развития ювелирного искусства, систематизировались данные о современном состоянии отечественного и зарубежного ювелирного искусства, особенностях преподавания художественных дисциплин «Мастерство», «Специальная композиция» и «Проектирование ювелирных изделий». На II формирующем этапе (2007-2009) обосновывалась актуальность исследования, формулировались гипотеза, цели, задачи и определились методы исследования; происходила теоретическая разработка педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров, которая одновременно апробировалась в опытно-экспериментальной работе, что сопровождалось регулярной фиксацией и анализом полученных данных. Также проходила экспериментальная проверка эффективности разработанных программ, системы методов и форм организации профессионального образования будущих ювелиров. На III обобщающем этапе (2007-2009) осуществлялись оценка данных экспериментальной работы, итоговая обработка, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и завершение письменного оформления материалов диссертации.

Научная новизна исследования. Впервые систематизирован и теоретически обобщен опыт традиционного профессионального образования в области ювелирного искусства, определена его периодизация: от «ученичества» в ювелирных мастерских до подготовки узко специализированных мастеров для крупных мануфактур и ювелирных заводов, раскрыты закономерности и возможности совершенствования образовательного процесса на основе опоры на достижения педагогического опыта и использования потенциала новейших тенденций в развитии российского и зарубежного ювелирного искусства. Научно обоснована значимость создания в учебно-воспитательном процессе условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов.

Теоретически обоснована и апробирована в практике педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, оптимизирующая процесс подготовки художника-мастера, отвечающего требованиям к современному конкурентоспособному специалисту.

Определены основные направления реализации данной модели: 1) углубление содержания процесса профессионального образования, включая развитие у студентов мотивации к самореализации в профессии художника-ювелира, навыков профессионального мастерства, потребности в самосовершенствованию в области декоративно-прикладного искусства; 2) активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; 3) поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.

Теоретическая значимость исследования: Разработаны теоретико-методические направления обновления организационно-педагогической структуры и содержания профессионального образования в области ювелирного искусства, содержащие целесообразную систему действий, основанные на профессиональных и культурологических знаниях.

Теоретически и методически обоснованы содержание, структура и основные принципы модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров: связь теоретических знаний с практикой; создание условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов; взаимодействие чувственно-наглядных средств; развитие активности и творческой самостоятельности; целостность художественной, психолого-педагогической и практической подготовки; сотворческий способ построения образовательного процесса.

Определены ведущие критерии эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности художника-мастера ювелирного искусства. Научно обоснован педагогический потенциал эстетической среды профессионального общения, созданной в учебном заведении.

Практическая значимость исследования: Разработаны педагогические условия внедрения педагогической модели, направленные на совершенствование профессионального образования в области ювелирного искусства, способствующие развитию у студентов навыков самостоятельной исполнительской и творческой работы художника-мастера.

Созданы научно-методические рекомендации и программы по повышению профессионального мастерства ювелиров: «Специальная композиция», «Проектирование ювелирных изделий», «Макетирование», «Пластическое моделирование». Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке курсов повышения квалификации и педагогического мастерства в преподавании ювелирного мастерства. Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой для создания ряда программ и лекционных учебных курсов, пособий для студентов, рекомендаций по проведению творческих проектов, конкурсов и просмотров.

Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, искусствоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на широкой экспериментальной базе, охватывающей разнообразные педагогические учреждения. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической работы в ряде высших учебных заведений.

Апробация результатов и внедрение результатов исследования проводились в процессе подготовки художников-мастеров в Московской Школе художественных ремесел, Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге, Красносельском училище художественной обработки металла, Уральском училище прикладного искусства; на ювелирных предприятиях гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «РДМК-2007» (Москва, 2007), «Традиционное прикладное искусство и образование» (С.-Петербург, 2007), «Традиционное прикладное искусство и образование» (Москва, 2008) и др.; Международных ювелирных выставках в Москве (2004, 2008), Самаре (2005), Нижнем Новгороде (2005), Казани (2006), Воронеже (2005), Сочи (2007) и др.

  1   2

Похожие:

Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства icon1. Современная модель образования. Вопросы разработки нового стандарта школьного образования
Современная модель образования. Образовательный стандарт основного общего образования по технологии
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconКурсов, виды занятий
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской...
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconТипология и стилистика украшений в россии XVIII века (от ювелирного костюма к ювелирному предмету)
Работа выполнена в Отделе Изобразительного искусства и архитектуры Государственного института искусствознания
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconПрограмма дисциплины Теория и история искусств
Курс предполагает изучение существенных элементов теории искусства, определение базовых категорий и понятий, которые вырабатывались...
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconПрограмма дисциплины Теория и история искусств
Курс предполагает изучение существенных элементов теории искусства, определение базовых категорий и понятий, которые вырабатывались...
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconА. А. Сергеев, М. Г. Сергеева Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования
С32 Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. – Тверь: ва вко, 2009. – 203 с
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconПрограмма Совета старшеклассников «дума»
Современная педагогическая реальность обострила многие проблемы, в том числе и задачу развития ученического самоуправления, способствующего...
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconЛекция 2
Некоторые финитные модели: дискретная модель народонаселения, модель межотраслевого баланса, модель международной торговли паутинные...
Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства iconПредставляет выставку
Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открывается выставка работ из камня талантливых воспитанников специальной коррекционной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница