Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология)




Скачать 91.14 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии (человек и его здоровье, общая биология)
Дата08.09.2012
Размер91.14 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

(человек и его здоровье, общая биология)


ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать:

  1. знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного и животного, человеческого организмов, развития живой природы;

  2. знание строения и жизни человека;

  3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д.;

Этому умению придается особое значение, т.к. оно будет свидетельствовать осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимися.


  1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

(на базе 9, 11 классов)


Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма и условия сохранения его здоровья.

Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Место человека в системе органического мира, его биосоциальная природа.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении, функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция двигательности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови. Плазма, форменные элементы. Группа крови. Значение переливания крови. Свертывание крови, как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение, функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет. Профилактика ВИЧ-инфекции, СПИДа.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательное движение. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания. Взаимосвязь дыхания и кровообращения. Первая доврачебная помощь при нарушении органов дыхания и кровообращения.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.В.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.В.Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой, углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой, норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма Температура тела человека, причины ее постоянства и механизмы регуляции. Повышение температуры тела при заболеваниях.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности: его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека, как функции высших отделов головного мозга. Антинаучноть религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез, понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организма. Наркотические вещества, их влияние на организм человека. Последствия приема наркотиков при беременности.



  1. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

(на базе 11 классов)


Общая биология – предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.


Эволюционное учение

Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. значение теории эволюции для развития естествознания и ее оценка основоположниками марксизма-ленинизма. Критерии вида. Популяция – единица виды и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора и эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость – основа выведения пород домашних животных и сортов культурный растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Микроэволюция. Видообразование.

Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.

Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.


Развитие органического мира

Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира.

Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.


Происхождение человека

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Ф.Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян и человека.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биосоциальные факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Древнейшее, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.


Основы экологии

Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологический фактор. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика.

Популяция. Факторы, вызывающие изменения численности популяций, способы ее регулирования.

Региональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов.


Основы учения о биосфере

Биосфера, ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое существо, его газовая, контрационная, окислительная и восстановительные функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.


Основы цитологии

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазма и ее основных органиоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры, (углеводы, белки, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене.

Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль и биосинтезе. Код ДНК. Реакция матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.


Размножение и индивидуальное развитие организмов


Деление клетки, мейоз, оплодотворение – основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул. ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы.

Деление клетки и его значение.

Половое и бесполовое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриальное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на организм человека.

Возникновение жизни на Земле.


Основы генетики


Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные рецессивные признаки. Аллельные гены. Фонотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимости наследования и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генотип, как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. экспериментальное получение мутаций.

Мутации, как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяции. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Использование ЭВМ в биологический исследованиях.


Основы селекции


Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.

Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплодия и отдаленная гибридизация. Достижение селекции растений в СССР.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков и животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотика, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.) основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).


Биосфера и научно-технический прогресс


Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранение эталонов природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.






Похожие:

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconПрограмма вступительного экзамена по биологии
Программа по биологии составлена в соответствии с Госу­дарственным стандартом для средней школы. Она включает следующие разделы биологии:...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconПрограмма по биологии
В содержание программы включен материал из всех разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье»
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconПрограмма по биологии (человек и его здоровье)
На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconТематическое планирование по биологии Класс
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconДрагомилов А. Г., Маш Р. Д. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconГ. Астрахань Элективный курс по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) iconПрограмма составлена для изучения курса «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница