Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1




НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1
страница1/8
Дата11.12.2012
Размер1.11 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ГЕОГРАФИЯ





Часть 1


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА


Федеральное агентство по образованию


ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический колледж»


­­­________________________________________________________________________________


Рабочий учебник


Фамилия, имя, отчество______________________________________________________


Специальность ______________________________________________________________


Номер группы_______________________________________________________________


ГЕОГРАФИЯ


ЧАСТЬ 1


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА


Саратов 2008

Разработано: Е.А.Головина

Рецензенты: Ю.В. Ткаченко, Т.В. Андреянова.


КУРС: ГЕОГРАФИЯ


Часть 1. Общая характеристика мира

Часть 2. Региональная характеристика мира. Глобальные проблемы человечества


ЧАСТЬ 1


В рабочем учебнике излагаются основы общей характеристики мира. Основное внимание уделено роли экономической и социальной географии в изучении современной политической карты мира, её изменений, связанных с количественными и качественными преобразованиями, государственному строю стран мира, их типологии по уровню социально-экономического развития, влиянию международных отношений на политическую карту мира, географии мировых природных ресурсов, географии населения мира, научно-технической революции и мировому хозяйству, географии отраслей мирового хозяйства.

Рабочий учебник по дисциплине «География» рекомендован для студентов колледжа первого курса.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Содержание дисциплины «География» в соответствии с ГОС СПО………………………...…5

Введение…………………………………………………………………. ………………………..10

1. Современная политическая карта мира……………………………………………………..…11

1.1 Современная политическая карта мира……………………………………………....11

1.2. Многообразие стран мира. Государственный строй…………………………..........14

1.3. Влияние международных отношений на политическую карту мира………………17

2. География мировых природных ресурсов……………………………………………………..19

2.1. Взаимодействие общества и природы………………………………………………..19 2.2. Мировые природные ресурсы ………………………………………………………..20 2.3. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества………21

3. География населения мира……………………………………………………………………...24

3.1. Население мира. Численность и воспроизводство…………………………………..24

3.2. Состав населения мира………………………………………………………………..28

3.3. Размещение и миграции населения мира…………………………………………….33

3.4. Городское и сельское население мира……………………………………………….38

4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство………………………………………..41

4.1. Научно-техническая революция……………………………………………………...41

4.2. Мировое хозяйство…………………………………………………………………….42

4.3. Воздействие научно-технической революции на мировое хозяйство……………..44

5. География отраслей мирового хозяйства………………………………………………………46

5.1. География промышленности мира…………………………………………………...46

5.2. География сельского хозяйства………………………………………………………52

5.3. География транспорта мира…………………………………………………………..55

5.4. Международные экономические отношения………………………………………...59

Словарь терминов…………………………………………………………………………………..62

Задания для самостоятельной работы…………………………………………………………….63

Рекомендуемая литература ………………………………………………………………………..74


Содержание дисциплины «География» в соответствии с ГОС СПО


Наименование и содержание тем: лекционных занятий и самостоятельной работы


Количество часов

аудиторное занятие

самостоятельная работа

Введение

Студент должен

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной образовательной программы.

Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими дисциплинами.

Раздел 1. Общая характеристика мира

Современная политическая карта мира.

Студент должен

знать:

  • развитые и развивающиеся страны;

  • монархии, республики, унитарные и феодальные государства;

Этапы формирования карты мира. Изменения на политической карте мира в новейший период. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира: изменение границ и смена государственного устройства. Политическая география. Геополитика. Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты. Новейшие геополитические изменения на политической карте мира. Россия на политической карте мира. Изменение политико-географического положения России. Россия в составе СНГ — новые аспекты межгосударственных отношений. Международные организации. Роль международных организаций в поддержании стабильности в мире. Роль России в международных организациях. Основные группы стран (по размерам территории и уровню социально-экономического развития и др.). Развитые и развивающиеся страны (страны «большой семерки», европейские страны, СНГ, новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие страны, отстающие страны). Государственный строи стран мира, формы правления: монархия (абсолютная, конституционная, теократическая), республика (парламентская, президентская) и государственное устройство: унитарные и федеративные государства, конфедерации

География мировых природных ресурсов

Студент должен

знать:

- понятия: «географическая среда», природный комплекс, природные зоны, природные ресурсы, агроклиматические ресурсы, рекреационные ресурсы, природопользование, антропогенный ландшафт, экология

уметь:

- давать характеристику природных ресурсов по плану

Взаимодействие общества и географической среды. Изменения взаимоотношений общества и природы во времени. Антропогенные и культурные ландшафты. Освоение необжитых территорий. Природные ресурсы. Неравномерность размещения природных ресурсов на земном шаре. Ресурсообеспеченность отдельных стран. Минеральные ресурсы. Связь размещения минеральных ресурсов с тектоническим строением земной коры. Территориальное сочетание полезных ископаемых. Масштабы использования минеральных ресурсов. Истощение минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Безотходная технология. Земельные ресурсы. Структура мирового земельного фонда. Причины изменений в структуре земельного фонда: опустынивание, эрозия почв, рост городов, развитие индустрии и др. Рекультивация земель. Водные ресурсы. Неравномерное распределение запасов пресной воды на Земле. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы. Причины сокращения площади лесов. Два лесных пояса Земли. Ресурсы Мирового океана. Биомасса океана. Минеральные ресурсы. Морская вода. Энергетические ресурсы. Загрязнение океана. Другие виды ресурсов. Энергия Солнца. Гелиоэнергетика. Энергия ветра, приливов и отливов. Энергия земных недр. Геотермальные электростанции. Агроклиматические ресурсы (тепло, влага, свет). Ресурсы животного мира. Рекреационные ресурсы. Загрязнение окружающей среды: почвенного покрова, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Экологическая политика. Рациональное и нерациональное природопользование.

География населения мира

Студент должен

знать:

- понятия о воспроизводстве населения;

- основные черты размещения населения по территории земной суши и причины его неравномерности;

- виды миграций населения;

- понятие об урбанизации, уровни и темпы урбанизации в мире;

- понятия демографический взрыв, демографическая политика,

- экономические активы населения, этнос, однонациональное и многонациональное государство.

Численность, воспроизводство и состав населения. Естественное и механическое движение населения. Половой и возрастной состав населения. Структура занятости. Региональные различия в демографической ситуации. Демография. Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Влияние природно-исторических факторов на характер и традиции народа. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Этнополитические религиозные конфликты. Размещение и миграции населения. Контрасты в размещении и плотности населения. Виды миграций. Внешние миграции населения - изменение их характера и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения. Городское и сельское расселение. Уровни и темпы урбанизации, их регулирование. Крупнейшие города, агломерации, мегаполисы мира. Сельское население. Население и окружающая среда. Влияние окружающей среды на все сферы жизни и деятельности человека. Уменьшение способности природных систем к восстановлению в результате огромных хозяйственных нагрузок. Антропогенные и культурные ландшафты Земли. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Студент должен

знать:

- понятие о научно-технической революции, её основных чертах;

- о путях развития техники и технологии;

- понятие о мировом хозяйстве и основных этапах развития мирового хозяйства;

- факторы размещения производства;

-особенности развития и размещения ТЭС, АЭС, ГЕСС;

Научно-техническая революция. Понятие о НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологии. Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда. Международная специализация, экономическая интеграция, международные монополии (транснациональные корпорации). Движение от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на сдвиги в структуре хозяйства. Факторы размещения производства. Территориальная структура хозяйства в странах разного типа. Региональная политика. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Энергетика. Топливно-энергетическая промышленность. Основные направления транспортировки. Электроэнергетика. Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС, АЭС. Альтернативные источники энергии.

География отраслей мирового хозяйства

Студент должен

знать:

- состав и основные черты размещения топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, химической текстильной промышленности мира;

- структуру отраслей сельского хозяйства;

- влияние НТР на сельское хозяйство;

- понятие о «зеленой революции»;

-формы экономических связей.

Металлургия. Тенденции в развитии черной металлургии. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Особенности географии цветной металлургии. Машиностроение. Структура отрасли. Размещение отраслей машиностроения. Развитие машиностроения в странах разного типа. Химическая промышленность - один из показателей модернизации экономики страны. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Регионы текстильной промышленности. Ориентация текстильной промышленности на дешевую рабочую силу. Сельское хозяйство. Структура отрасли. АПК. Аграрные отношения и странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции». Земледелие - ареалы выращивания основных зерновых и технических культур. География мирового животноводства. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство. Транспорт. Транспорт в экономически развитых и развивающихся странах. Влияние НТР на транспорт. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Водный транспорт: особая роль морского торгового флота; мировые порты; внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт - самый молодой вид транспорта. Транспорт и окружающая среда. Международные экономические связи. Формы экономических связей: внешняя торговля, международная финансовая деятельность, мировой валютный рынок, кредитный и инвестиционный рынки, научно-техническое и производственное сотрудничество, международный туризм, предоставление международных услуг. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма. Россия в системе международных торгово-экономических отношений. Отрасли международной специализации России. Доля страны в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Внешнеторговый баланс, структура экспорта и импорта. Крупнейшие торговые партнеры России, развитие двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей.



8


6


8


16


16



2


2


2


3


5

Раздел 2. Региональная характеристика мира

Зарубежная Европа и Зарубежная Азия

Студент должен

иметь представление:

о политической карте и народах;

об особенностях физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности, природных зон.

об особенностях исторического развития стран;

о понятиях и терминах: экономико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, специализация и кооперирование производства, инфраструктура.

знать:

характерные черты ЭГП, географию природных ресурсов и особенности населения стран;

основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства;

основные черты структуры и размещения воздушных отраслей промышленности и главные промышленные районы;

основные черты размещения сельского хозяйства и его типы;

ключевые слова: типы транспортной системы, природно-промышленный комплекс, «ось развития», столичный регион, субрегион.

уметь:

давать характеристику ЭГП страны;

давать характеристику природных предпосылок для развития промышленностстраны;

применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации, для построения таблиц, графиков.

работать с картами, атласом, контурными картами.

Изучаются регионы: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, а также Россия и страны ближнего зарубежья.

Регионы и страны изучаются по выбору преподавателя по предложенной схеме.

Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира.

«Визитная карточка» региона. Географическое положение. Географическое наследие и географическая специфика.

Природные условия и ресурсы для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма, рекреаций. Характер природопользования.

Население. Крупнейшие народы, их природно-исторические и культурно-бытовые особенности. Демографическая ситуация. Особенности сельских и городских поселений.

Специализация хозяйства. Место в мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Сельскохозяйственные районы, их специализация. Отрасли непроизводственной сферы. Главные финансовые и культурно-исторические центры.

«Географический рисунок» расселения и хозяйства. Главные города и транспортные магистрали. Региональные различия.



18



14

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

о факторах загрязнения окружающей среды:

о роли географии в сохранении и улучшении окружающей среды;

знать:

понятие о глобальных проблемах человечества;

понятия: экологический кризис, устойчивое развитие, морское хозяйство,

    • глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза и глобальный проект;

уметь:

  • давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними;

приводить примеры из газет, журналов глобальных проблем.

Природа и цивилизация. Географическая (окружающая) среда. Роль географии в сохранении и улучшении окружающей среды. Пути гармоничного взаимодействия природы и человечества. Систематизация глобальных проблем. Экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы регионов Земли.




6



2

Итого:

78

25


ВВЕДЕНИЕ


Рабочий учебник написан в соответствии c Программой учебной дисциплины - "География" и предназначен для изучения студентами первого курса всех специальностей. Он рассматривает вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы, изучает географию зарубежных стран, что полностью позволяет не только расширить кругозор студентов, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития.

Экономическая и социальная география мира – это общественная наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. Она включает в себя элементы географии, экономики, социологии и использует разные методы исследования: географические, социологические, экономические. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хватит ли населению планеты ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы Земли?

Мир, в котором мы с вами живём, тесно взаимосвязан и взаимозависим. Все мы сосуществуем на одной и не очень большой планете, которую по частям изучать довольно трудно. Вот почему в этом учебнике речь пойдёт о географии всего мира.

Курс экономической и социальной географии мира даст вам современное видение целостного и неделимого мира, представление о его природных ресурсах и населении, о мировом хозяйстве и тенденциях его развития в условиях научно-технической революции, понимание наиболее актуальных проблем современности. Вы познакомитесь со многими новыми географическими, экономическими, социологическими, демографическими и другими понятиями и терминами, знания которых необходимо каждому образованному человеку.

 Любая страна, любой народ вносят свой вклад в мировую экономику, науку, культуру. Так, маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной державой первого «ранга», крупным экспортёром продуктов питания. Япония создала очень эффективную систему образования и научных исследований, что во многом объясняет её выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда наша страна ищет пути создания передовой интенсивной экономики.

Приступая к изучению курса экономической и социальной географии мира, следует помнить, что объекты нашего изучения—природа, люди, страны, хозяйство—слишком сложны, многообразны, находятся в постоянном развитии. Никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие вас вопросы. Для того, чтобы лучше познать окружающий мир, надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других изучаемых дисциплин.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА


1.1. Современная политическая карта мира

Какую информацию несёт политическая карта мира?

Политическая карта мира — это географическая карта, на которой показаны территории, границы, крупнейшие города всех государств мира.

Главными объектами политической карты мира являются страны, территории и их границы.

 Страна — территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства и лишенная государственной самостоятельности (колонии, подопечные территории).



Сегодня на политической карте мира насчитывается 193 независимых государства: 43—в Европе (включая Российскую Федерацию); 48—в Азии (включая Палестинское государство); 53—в Африке (без Западной Сахары, статус которой подлежит урегулированию, согласно соответствующим решениям ООН и Организации Африканского Единства (ОАЕ); 35—на Американском континенте; 14 государств—в Австралии и Океании.

 Государство — политическая форма организации общества. Главные признаки государства: 1) наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющееся на всё население; 2) наличие права—совокупности общеобязательных правил поведения, установленных государством; 3) наличие определённой территории, на которую распространяется власть, юрисдикция данного государства.

Для каждой страны характерно своё экономико—географическое положение (ЭГП), под которым понимают положение страны по отношению к центрам мировой экономики, рынкам сырья и сбыта.

Процесс образования государств продолжался несколько тысячелетий. Одни государства (Египет, Китай) насчитывают около 6 тыс. лет своей истории, другие—чуть более 200 лет (США). Некоторые современные государства в их нынешнем виде просуществовали менее 15 лет (Эритрея, Кыргызстан, Таджикистан и др.).

Процесс формирования политической карты мира насчитывает тоже несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к интенсификации государственного строительства и борьбе за передел сфер влияния. Смена общественных формаций определила рубежи основных этапов формирования политической карты мира. Среди них:

  1. Древний - до 5 в.н.э., характеризуется формированием и развитием таких крупнейших центров цивилизации, как Египет, Китай, Индия, Месопотамия. Многие государства древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета Греции, Рима и Карфагена.



  1. Средневековый - охватывает примерно V—XVI вв. в Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, территориальные претензии феодальных государств друг к другу обусловливают многочисленные военные конфликты. В это время на карте появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия.

  2.  Новый - формирования современной политической карты: (С XVI века до окончания первой мировой войны) - соответствует целой эпохе зарождения, подъёма и утверждения капитализма, формирования колониальной империи. Так, в 1876 г. всего лишь 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. – уже 90%.

  3. Новейший - с 1914 г. до второй половины 90-х гг. 20-го века—связан с двумя войнами, Октябрьским переворотом в России, формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда др. метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств.






 5. Современный - с 1990 г. до наших дней. К важнейшим событиям этого периода, в корне изменившим политическую карту мира, относятся:

· Крушение социалистического лагеря;

· Распад СССР на 15 суверенных государств;

· Воссоединение ФРГ с ГДР;

· Распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории семи независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония).

· Выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритреи;

· Воссоединение Гонконга с КНР;

· Распад Сербии и Черногории на два самостоятельных государства.





1.2. Многообразие стран мира. Государственный строй


При изучении политической карты мира для объединения государств в группы используются различные критерии. Наиболее распространёнными из них являются показатели, характеризующие страну:

1. по размерам территории:

· Крупнейшие (более 3 млн. кв. км)- Россия, Канада, США, Китай, Индия;

· Крупные (1-3 млн. кв. км) - Аргентина, Мексика, Монголия, Индонезия, Саудовская Аравия;

· Средние (менее 1 млн. кв. км) - Великобритания, ФРГ, Польша, Япония, Турция;

· Карликовые ( менее 0,01 млн. кв. км) - Ватикан, Андорра, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино.

 2. по численности населения—наиболее крупные (млн.чел)- Китай (1280), Индия (1045), США (287), Индонезия (217), Бразилия (174), Пакистан (148), Россия (145), Бангладеш (134), Нигерия (130), Япония (127).

3. по национальному составу населения—одно– и многонациональные;

4. по особенностям географического положения—приморские, внутриконтинентальные, островные, полуостровные, страны-архипелаги.

 Страны группируют и по таким политическим признакам, как государственный строй (монархии и республики), административно-территориальное устройство (унитарные, федеративные, конфедеративные).

В случае если в основу объединения государств положены качественные признаки, то говорят о типологии стран.

5. по уровню социально-экономического развития:

 Экономически развитые—примерно 60 стран мира.

1) «Большая семёрка» - США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада—на долю этих стран приходится около 50% мирового ВВП.

2) Менее крупные страны страны Западной Европы—их экономический потенциал заметно ниже, но по показателю ВВП на душу населения эти страны не уступают «Большой семёрке».

3) Страны «переселенческого капитализма» - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.





 Развивающиеся страны—включают в себя более 150 стран, в которых проживает около 70% населения мира. В этой группе условно выделяют:

1) Ключевые страны – Индия, Бразилия, Мексика, обладающие значительным природным, людским и экономическим потенциалом, но по показателю ВВП на душу населения значительно уступающим развитым странам.

2) Менее развитые страны Латинской Америки0 Азии и Северной Африки, у которых показатель ВВП на душу населения превышает 1 тыс. долл.—Чили, Перу, Египет, Тунис.

3) Новые индустриальные страны—Гонконг, Малайзия, Таиланд и др., добившиеся экономического роста в конце 20 века.

4) Нефтеэкспортирующие—Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др., где благодаря притоку «нефтедолларов» душевой показатель ВВП достигает уровня развитых государств.

5) Отстающие страны, для которых характерна многоукладность экономики с сильными феодальными пережитками и где душевой показатель ВВП не достигает 1 тыс. долл. в год—Кения, Сальвадор и др.

6) Наименее развитые (беднейшие) страны, где преобладает потребительское сельское хозяйство, практически отсутствуют промышленность и сфера услуг, а ВВП на душу населения составляет 100-300 долларов в год—Афганистан, Непал, Эфиопия и др.

В данной типологии весьма сложно определить место постсоциалистических государств, которые по многим показателям не уступают развитым странам, но имеют довольно низкий ВВП на душу населения. Именно поэтому такие страны, как Россия, Чехия, Польша, Венгрия и др., часто выделяют в особый тип—страны с переходной экономикой.

 

ВВП (валовый внутренний продукт) - совокупная стоимость произведённых внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах за определённый период.

  В мире существуют только две формы правления государством – монархическая и республиканская.

  • Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху – королю, герцогу, султану, эмиру, князю и передаётся по наследству. Всего в мире насчитывается 30 монархий.

Монархии бывают:

  1. Абсолютная – власть монарха ничем не ограничена.

  2. Конституционная – власть монарха ограничена Конституцией.

  3. Теократическая – такая форма правления монарха, когда он одновременно является и главой государства, и главой церкви.





  • Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран в мире – республики. Республики делятся на президентские, в которых президент наделён большими полномочиями, возглавляет правительство и парламентские – в них главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др., Парламентские республики – ФРГ, Италия, Индия, Израиль и т.п. Социалистическими республиками являются – Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.

  • Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран всего 15. Формальной главой государства является королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада и др.).


Кроме того, по форме административно-территориального устройства бывают унитарные и федеративные.

  • Унитарное государство – это такая форма административно-территориального устройства страны, при которой в стране существует единая, неделимая исполнительная и законодательная власть.

  • Федеративное государство – имеет такую форму административно-территориального устройства страны, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, земли, штаты, марки и т.п.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.



1.3. Влияние международных отношений на политическую карту мира


 После второй мировой войны на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стран, рост движения неприсоединения. Но основное содержание всего послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, «холодная война» между ними. Возникли многочисленные военно-политические союзы, и в том числе два главных: Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные войны. На политической карте мира возникли многочисленные очаги международной напряжённости, региональные конфликты.


На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» остаётся Ближний Восток, включая район Персидского залива. И не последнюю роль в этом играет исторически сложившееся переплетение культур и религий. Здесь сталкиваются интересы не только арабских стран и Израиля, но и других государств.




Во второй половине 80-х годов в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Добрососедство стало приходить на смену недоверию, подозрительности и вражде. Ныне это относится к отношениям между Россией, СНГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) других регионов. На политической карте мира нашли отражение такие важные процессы и явления, как объединение Германии, образование СНГ, начало реального разоружения, роспуск ОВД, провозглашение странами НАТО программы «Партнёрство ради мира», в которой участвует и наша страна. Политическими средствами удалось развязать тугие узлы многих региональных конфликтов.

В результате международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее. В разрядке напряжённости велика роль Организации Объединённых Наций (ООН), в состав которой входят 185 стран.

Все изменения, происходящие на политической карте мира, изучает новая ветвь социальной и экономической географии - политическая география (геополитика). В сферу интересов её входят: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и т.п. Главная задачаисследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.



  1. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Взаимодействие общества и природы


Понятие «географическая среда» возникло в связи с освоением природы человеком. Это своеобразная зона взаимодействия человека и природы.

  • Географической средой называется часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Особенности географической среды проявляются в разнообразии природных условий отдельных территорий и тем самым влияют на жизнь и развитие общества.

К концу XX века в сферу жизнедеятельности человека оказалась вовлеченной практически вся земная поверхность. Пространственные рамки мировой экономики расширились прежде всего за счет освоения пустынных и полупустынных территорий (Азия, Африка, Америка и Австралия), районов севера (Канада, Россия, США), горных территорий (Индия, Китай и др.) влажных экваториальных лесов (Латинская Америка, Африка, Юго-Восточная Азия), акватории и дна Мирового океана. В Европе лишь 15% территории не несут видимых следов человеческой деятельности.

Наряду с расширением пространственных границ усиливается воздействие человека на все компоненты природы, в результате чего формируются антропогенные ландшафты. Они коренным образом отличаются от естественных ландшафтов. В настоящее время антропогенные ландшафты занимают 60% суши.

Антропогенные ландшафты:

  1. Городские;

  2. Сельскохозяйственные;

  3. Транспортные;

  4. Лесохозяйственные;

  5. Горнопромышленные;

  6. Рекреационные;

  7. Восстановленные природные.

Ландшафтотносительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием ее компонентов и явлений.

На данный момент влияние общества на природу является одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения географической оболочки способствуют не только социально-экономическому прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды, истощению природных ресурсов, т. е. обострению экологических проблем. Решить эти проблемы можно только путем совершенствования природопользования и проведения научно обоснованной экологической политики.

Природопользование — это сфера общественно-производственной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных богатств.

Принято выделять рациональное и нерациональное природопользование.

Рациональное природопользование подразумевает регулируемое использование природных ресурсов, преобразование, охрану и восстановление природных комплексов. Этот тип природопользования характерен для экономически развитых государств, которые первыми приняли экологическое законодательство.

Во всех развитых и многих развивающихся странах созданы специальные правительственные органы, которые осуществляют контроль за исполнением экологического законодательства и реализацию государственных экологических программ.

В ФРГ в результате осуществления специальной программы в Рурском районе, который ранее был одним из наиболее «грязных» в Европе, экологическая обстановка значительно улучшилась. В результате биологической очистки 90% сбрасываемых вод река Рейн перестала быть «сточной канавой» Европы.

Нерациональное природопользование приводит к истощению природных ресурсов, ослаблению восстановительных сил природы, загрязнению окружающей среды. В настоящее время этот тип природопользования характерен для развивающихся стран, где возможности проведения природоохранных мероприятий ограничены. На их территории в наибольшей степени проявляются элементы деградации природной среды. В результате нерационального освоения только за вторую половину XX в. площадь влажных экваториальных лесов в Азии и Латинской Америке сократилась на 40%, а в Африке — на 50%.

С целью более активного внедрения рационального природопользования в систему «природа — общество» страны мира начали предпринимать меры коллективной безопасности в области охраны окружающей среды. В ряде европейских стран созданы «партии зеленых». Более 60 стран объединяет Международный союз охраны природы, который осуществляет свои программы в 120 странах.

 

2.2. Мировые природные ресурсы


Природные ресурсы это тела и силы природы, которые при данном уровне технического и технологического развития могут быть использованы для производства материальных благ.





Главное свойство природных ресурсов – расходуемость (т.е. запасы имеют определенную величину) и возможность изъятия из природной среды.

По происхождению природные ресурсы бывают:

1. Полезные ископаемые (минеральные ресурсы);

2. Климатические ресурсы;

3. Водные;

4. Земельные (почвенные);

5. Биологические;

6. Ресурсы Мирового океана.

 

По исчерпаемости природные ресурсы бывают:

1. Исчерпаемые:

· невозобновимые (минералы, руды цветных металлов, сера и т.п.);

· возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);

2. Неисчерпаемые: энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов и отливов, течений.

 

По применению природные ресурсы бывают:

1. Для промышленности: топливно-энергетические, металлургические, химическое и прочее сырьё;

2. Для сельского хозяйства: земельные, почвенные, агроклиматические;

3. Для отдыха и туризма: рекреационные ресурсы

 

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она измеряется либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

На показатель ресурсообеспеченности влияют:

· Богатство или бедность территории природными ресурсами;

· Масштабы их извлечения (потребления).

Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – эти государства обеспечены практически всеми природными ресурсами.

Оценка ресурсообеспеченности важна при характеристике как невозобновимых, так и возобновимых ресурсов. Оценивая состояние лесных ресурсов мира, учёные отмечают, что мировая заготовка древесины в ближайшей перспективе достигнет размера ежегодного его прироста. В ряде районов вырубка леса значительно превышает его ежегодный прирост, что приводит к значительному сокращению лесных массивов.

Таким образом, ресурсообеспеченность - понятие не столько природное, сколько социально-экономическое, так как во многом зависит от интенсивности потребления природных ресурсов.

2.3. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconПубличный доклад о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Калужской области «калужский механико-технологический колледж молочной промышленности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Калужский механико-технологический...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 icon6 программа действий 39
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калужский технологический колледж»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 icon1. Общая характеристика учреждения
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский авиационный технический...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 icon«Уваровский химико-технологический колледж» Методическая разработка Олимпиада по английскому языку
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconГосударственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования «оленегорский горно-промышленный колледж» согласовано на совете гооу спо огпк
Государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconПримерная программа профессионального модуля
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ульяновский фармацевтический колледж»...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Находкинский государственный гуманитарно-политехнический...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconУстав бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Удмуртской Республики
«Ижевский педагогический колледж» переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconПравила приема в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «лабинский медицинский колледж» департамента здравоохранения краснодарского края
...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «саратовский финансово-технологический колледж» география часть 1 iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница