Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования




НазваниеГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
страница1/4
Дата10.12.2012
Размер0.64 Mb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4


Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ



«14» мая 2002 г.


Регистрационный № 09-2409-Б


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности


2409 Эксплуатация транспортных энергетических установок

(по видам транспорта)

(базовый уровень среднего профессионального образования)


Квалификация – техник-судомеханик


Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва 2002


1. Общая характеристика специальности

2409 Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта)


1.1. Специальность 2409 Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".


1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2409 Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта):

очная;

очно-заочная (вечерняя);

заочная.


1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения:

На базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.

На базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника – техник-судомеханик.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве техника-судомеханика по эксплуатациии, техническому обслуживанию и ремонту энергетических установок, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судов, принадлежащих судовладельческим организациям различных организационно-правовых форм собственности.


Основные виды деятельности техника-судомеханика:


производственно-технологическая – эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетической установки, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судна;


организационно-управленческая – планирование и организация работы вахтенной службы в машинном отделении судна, использование энергетических установок, вспомогательных механизмов, корпусных устройств и систем судов, обеспечение безопасности плавания, жизнедеятельности экипажа в нормальных и экстремальных условиях работы судна.


Выпускник должен уметь: анализировать режимы эксплуатации судовой энергетической установки и находить оптимальные решения её технического обслуживания при работе на заданном режиме; разбирать, ремонтировать, собирать судовые технические устройства и механизмы, регулировать их рабочие параметры, диагностировать их работу, читать схемы и чертежи; принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях; применять средства борьбы за живучесть судна и судовые спасательные средства.


Выпускник должен знать: основы теории двигателей внутреннего сгорания, котельной установки, электрических машин, турбоустановок, паровых машин, систем автоматического регулирования, управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем, электрооборудования, электронных; термодинамические процессы работы судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов; основы теплопередачи в теплообменном оборудовании; основы теории гидравлики; основные положения нормативной документации судовладельца и Министерства транспорта Российской Федерации по судоходству и трудовой деятельности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, судовой санитарии, противопожарной защиты; требования Российского морского регистра судоходства и международных конвенций; основные положения Кодекса торгового мореплавания; Устав службы на судах.


1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования базового уровня по специальности 2409 Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта), подготовлен:

- к освоению профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня данной специальности;

- к освоению профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 240500 Эксплуатация судовых энергетических установок в сокращенные сроки.


2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 2409 Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта)


2.1. Общие требования к образованности выпускника


Выпускник должен:


  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; быть способным применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным само стоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.



2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам


По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Выпускник должен:


в области философии:

- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизаций;

- иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений современной науки, техники и технологий;


в области права:

- знать основные положения Конституции Российской Федерации;

- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

- знать обязанности, права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

Начало формы

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

Конец формы

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области английского языка:

- владеть лексическим (1200 – 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) английских текстов профессиональной направленности;

- обладать достаточными умениями общения на английском языке в условиях интернационального экипажа и с иностранными специалистами;


в области физической культуры:

- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии2:

- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области экономики:

- знать общие положения экономической теории;

- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

- иметь представление о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Выпускник должен:


в области математики:

- иметь представление о роли и значении математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

- знать необходимые понятия и методы математического анализа, основы теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;

- уметь решать простые дифференциальные уравнения;


в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;


в области экологических основ природопользования:

- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания; иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования;

  • иметь представление о требованиях международных конвенциях по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов.


По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:


иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • о геометрическом, проекционном и машиностроительном черчении; о современных средствах инженерной графики;

  • о способах соединения деталей в узлы и механизмы;

  • о способах получения, передачи и применения электрической и других видов энергии; назначении и принципе действия элементов электронной техники; свойствах полупроводниковых интегральных микросхем;

  • о физико-химических основах материаловедения; свойствах различных материалов в условиях воздействия механических нагрузок, теплоты и агрессивной среды; технологии производства и методах оценки основных свойств различных материалов;

  • о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;

  • о системах обеспечения качества продукции;

  • о требованиях Российского морского регистра судоходства и к техническому состоянию судна и его оборудованию;

  • о термодинамических системах, свойствах идеальных и реальных газов, функциях и параметрах рабочих тел;

  • об основах гидростатики;

  • о роли нормативной базы международных организаций и Российского морского регистра судоходства по безопасности судоходства; системе контроля и надзора в области судоходства; системном подходе в разрешении проблем аварийности на водном транспорте; об организации спасения и действий экипажа в экстремальных условиях; расследовании аварий;

  • об особенностях обеспечения непотопляемости судна в условиях военных действий;


знать:

  • правила разработки, оформления и чтения чертежей и технологической документации;

  • основные аксиомы теоретической механики, кинематику движения точек и твердых тел, динамику преобразования энергии в механическую работу, законы трения и преобразования количества движения;

  • основы общей электротехники; устройство и принцип действия электрических машин, электроприводов, элементов автоматики, электроники и электроизмерительных приборов;

  • способы обработки материалов;

  • понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-технических стандартов;

  • основы гидродинамики судна; влияние системы «корпус – гребной винт» на энергетическую установку и корпус судна;

  • влияние продольных и поперечных связей на прочность корпуса; конструкцию наружной обшивки, главных водонепроницаемых переборок; способы и средства сохранения и обеспечения местной прочности судна;

  • первое и второе начала термодинамики, сущность и условия протекания термодинамических процессов газов и паров; основные циклы тепловых двигателей, холодильных машин и их основные характеристики; сущность переноса теплоты теплопроводностью, конвекцией и излучением;

  • законы Паскаля, Архимеда, Бернулли;

  • способ расчета простого трубопровода;

  • признаки отказов, дефектов, повреждений судового корпуса, энергетической установки, систем и оборудования; назначение средств связи и сигнализации при организации спасательных работ;

  • основные положения и задачи военно-морской подготовки экипажей гражданских судов;


уметь:

  • выполнять эскизы деталей, узлов, схем с использованием справочников и мерительного инструмента;

  • оценивать деформацию и рассчитывать элементы на прочность, жесткость и устойчивость;

  • рассчитывать и измерять параметры простых электрических и электронных цепей; подключать к сети и запускать аппаратуру и электродвигатели;

  • обрабатывать материалы;

  • использовать основные положения стандартизации и сертификации в профессиональной деятельности;

  • применять документацию систем качества;

  • определять осадку, запас плавучести, остойчивость, напряжения элементов корпуса, осуществлять дифферентование;

  • вести борьбу за живучесть судна; использовать аварийное и противопожарное снабжение;

  • строить диаграммы состояния газов и паров;

  • производить расчет трубопровода и параметров истечения;

  • устранять отказы и повреждения электрооборудования;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

  • знать Кодекс торгового мореплавания, правовые акты по обеспечению безопасности мореплавания, правовое регулирование при чрезвычайных обстоятельствах, загрязнении морской среды, спасании и оказании помощи на море;


в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • знать и уметь использовать медицинские справочники и руководства для судов, меры первой медицинской помощи в судовых условиях; приемы выживания на море;


в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать экобиозащитную и противопожарную технику.


По специальным дисциплинам

Выпускник должен:


иметь представление:

  • об основных научно-технических проблемах и перспективах развития судовых энергетических установок;


знать:

  • общее устройство и принципы действия судовых энергетических установок;

  • ресурсосберегающие технологии;

  • устройство и принципы регулирования с использованием бортовых компьютеров: частоты вращения дизеля, турбин, уровня воды в котле, температуры и вязкости топлив, сжигания котельного топлива, сепарирования топлив и масел, очистки сточных вод, давления в аппаратах и системах;

  • назначение, устройство, принцип действия и эксплуатационные показатели различных насосов, компрессоров, вентиляторов, сепараторов, теплообменных аппаратов, водоопреснительных и холодильных установок, механизмов судовых устройств и судовых систем;

  • теоретические основы движения сред в насосах, компрессорах, системах кондиционирования, отопления, охлаждения (грузов, продуктов питания), в судовых системах общего и

специального назначения; о системах пожаротушения, очистки и обработки нефтяных и сточных вод, обезвреживания твердых отходов;

  • основы теории автоматического регулирования;

  • системы автоматического регулирования судовой энергетической установки;

  • теоретические основы и устройство электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;

  • основные виды износа энергетической установки и судового корпуса;

  • способы технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования;

  • возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности;


уметь:

  • эксплуатировать и обслуживать энергетические установки;

  • эксплуатировать вспомогательные механизмы и системы;

  • осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

  • осуществлять техническую эксплуатацию электрооборудования;

  • производить ремонтные работы в судовых условиях;

  • применять стандартное программное обеспечение для использования различных видов и форм профессиональной деятельности;

  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

  1   2   3   4

Похожие:

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001 №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 21февраля
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 20 февраля
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница