Элективные курсы в профильном обучении (выдержки)




Скачать 279.62 Kb.
НазваниеЭлективные курсы в профильном обучении (выдержки)
страница1/3
Дата10.12.2012
Размер279.62 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Элективные курсы, составителю программы, стр.


Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) - Министерство образования Российской Федерации № 14-51-277/13 от 13.11.2003


Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.

тип элективного курса

задачи курса

примеры курсов

Углубление содержания профильных курсов

обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.




Межпредметные

дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне

«Компьютерная графика» (индустриально-технологический профиль) «История искусств» (гуманитарный профиль) «Математическая статистика» (экономический профиль)

Углубление содержания предметов базового уровня

помочь школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.




Продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.


приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

«Делопроизводство» «Деловой английский язык»

«Внепредметные» или «надпредметные»

удовлетворить познавательные интересы многих старшеклассников за рамками традиционных школьных предметов, распространяющиеся на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения

«Основы рационального питания»

«Подготовка автолюбителя».


Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.


Опорные вопросы для составителя программы  элективного курса

Прежде чем  приступить к составлению программы,  педагогу  полезно ответить на следующие вопросы:

                                   На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в  выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

                                  Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)

                                   Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)

                                   Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

                                   Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?

                                   Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

                                   Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в  изучении данного курса?

                                   Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?

                                   Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?


Разделы учебной программы элективного курса

  1. НАЗВАНИЕ.

Название должно быть привлекательным. Оно должно, с одной стороны не быть похожим на школьное, а с другой, показывать то, чем ученики, посещающие его, будут заниматься.

  1. РЕКЛАМА КУРСА

  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В объяснительной записке должны быть сформулированы цели и задачи курса; указаны основные педагогические идеи программы, стержневые понятия курса в сравнении с базовым (профильным) курсами. В программе важно указать возможности реализации межпредметных связей. Если курс интегрированный – раскрыть пути его реализации. Указать, усиление каких интегрируемых (существующих) курсов и формирование каких новых понятий предполагается; методы и формы решения поставленных задач, методы обучения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (теоретическая и практическая части)

Необходимо указать количество часов для изучения данного курса и примерное распределение часов по разделам и темам, а также раскрыть содержание разделов и тем. Указать темы лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.

    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    2. ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Звуковые учебные материалы

  2. Визуальные учебные материалы

  3. Компьютеризированные учебные материалы

  4. Наборы для практических занятий



  1. лИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЬНИКОВ

  1. Основная

  2. Дополнительная литература для школьников

  3. Дополнительная литература для учителя
  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК или СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ


    1. СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ



Примеры учебных программ элективных курсов (выдержки)


  1. «Эксперименты (фундаментальные, занимательные и т.д.)  в физике (биологии, химии).

 Пояснительная записка

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

        интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;

        интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;

        умения самостоятельно приобретать и применять знания;

        творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

        наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

        описывать результаты наблюдений;

        выдвигать гипотезы;

        отбирать необходимые приборы;

        выполнять измерения;

        вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

        представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

        интерпретировать результаты эксперимента;

        делать выводы;

        обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

 

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

        цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

        роль эксперимента в познании;

        соотношение теории и эксперимента в познании;

        правила пользования измерительными приборами;

        происхождение погрешностей измерений, их виды;

        абсолютная и относительная погрешности;

        запись результата прямых измерений с учетом погрешности;

        сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;

        индуктивный вывод, его структура.

 

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Ом, М. Ломоносов и др., с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике.

Содержание программы 

Графическое представление результатов измерений. Понятия теоретической и экспериментальной кривых.

Наблюдение физических явлений. План проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдение явления электромагнитной индукции. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

Гипотеза. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории физики. Обучение выдвижению гипотез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследование свойств постоянных магнитов.

Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента. Фундаментальные опыты в физике.

Выполнение самостоятельных исследований в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение вывода. Защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).

Лабораторные работы (указаны ориентировочно):

1.  Измерение размеров тел.

2.  Измерение емкости сосуда.

3.  Измерение времени секундомером.

4.  Измерение массы тела.

5.  Измерение температуры тела.

6.  Измерение размеров малых тел.

7.  Измерение объема малых тел.

8.  Измерение массы малых тел.

9.  Измерение малых промежутков времени.

10. Измерение площади фигуры.

11. Измерение скорости равномерного движения.

12. Измерение механической работы.

13. Измерение электрического сопротивления проводника.

14. Исследование зависимости сопротивления реостата от длины его рабочей части.

15. Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноускоренном движении.

16. Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона.

17. Измерение плотности неизвестной жидкости.

18. Измерение объема воды взвешиванием.

19. Измерение давления твердого тела.

20. Исследование зависимости механической работы от массы тела.

Самостоятельные исследования:

1.  Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.

2.  Исследование свойств постоянных магнитов.

3.  Изучение капиллярных явлений.

4.  Изучение условий равновесия рычага.

5.  Изучение закона отражения света.

6.  Изучение природы электрического разряда.


  1. «Исторический портрет».

 

На каком содержательном материале

На материале всемирной истории, поскольку это  курс  изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …

Это содержание  представлено неравномерно, многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен

 

В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания…», есть пособие «История в лицах», имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +…

Какие виды деятельности возможны …

 

Возможен

  • анализ биографий исторических деятелей античной эпохи  (по Плутарху),

  • составление синхронистических таблиц «Современники»

  • составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т.п.

  • устные сообщения учащихся с последующей  дискуссией,

  • написание эссе,

  • составление хрестоматий (Например, «Деяния Грозного…» и т.п.)

  • подготовка сценариев для слайд-фильма

  • составление карт (например,  «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.

Какие виды работ могут выполнить учащиеся

На выбор  любые 3 из названных выше

Какова доля самостоятельности ученика

 

Учащиеся могут выбрать

        объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),

        вид отчетных работ из предложенного перечня,

        литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

 

Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению см. дополнительно)

 

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:

        Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:

        Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

        Использование ИНТЕРНЕТ -технологии

        Инициативную  публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация  и т.п.).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса

Анкетирование на первом и последнем занятии,

Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)

 

Какова форма итоговой отчетности

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.



  1   2   3

Похожие:

Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconМетодическое пособие для учителей. Саратов: Сарипкипро. 2004. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г., Муллагалиева Н. Ш. Русский язык в диалоге культур. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconМетодическое пособие для учителей. Саратов: Сарипкипро. 2004. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г., Муллагалиева Н. Ш. Русский язык в диалоге культур. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconМетодическое пособие для учителей. Саратов: Сарипкипро. 2004. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г., Муллагалиева Н. Ш. Русский язык в диалоге культур. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология»
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconКомпьютерная графика
«Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика»», нфпк, Москва, 2004 г
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconПеречень элективных курсов профильной подготовки
Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. Мо РФ нфпк. М.: Вита-Пресс, 2004
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconУтверждено
Программа разработана на основе авторской программы «Деловой русский язык» автора М. Ю. Касумовой (Сборник «Элективные курсы в профильном...
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconРабочая программа элективного курса «Работа в графическом редакторе Coreldraw»
«Компьютерная графика», автор – Л. А. Залогова, опубликованной в сборнике «Элективные курсы в профильном обучении: образовательная...
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по английскому языку для обучающихся 9 класса
Предлагаемый курс предназначен для обучающихся 9-х класса, опирается на Федеральный компонент Государственного стандарта общего среднего...
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconКурсы по выбору и элективные курсы
Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные...
Элективные курсы в профильном обучении (выдержки) iconПрограмма элективного курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница