А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008)




НазваниеА. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008)
страница1/9
Дата08.09.2012
Размер0.73 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
А. Ларионова


Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008)




Содержание


Введение 2

1. Формирование имиджа российских ТНК 3

1.1 Осознание важности имиджевой политики российскими ТНК 3

1.5 Имидж компании в СМИ, Media relations 8

1.7 Реклама и брендинг российских ТНК как факторы укрепления имиджа компании 10

2. Некоторые особенности восприятия имиджа российских ТНК 11

2.1 Влияние имиджа России на имидж ТНК 11

2.2 Влияние имиджа топ-менеджеров на имидж ТНК 15

Заключение 15

Использованные материалы 15

Приложение 1 16

Основные типы российских ТНК 16

Приложение 2 18

Журнал "Новости СМИ" опубликовал рейтинг публичности PR-управляющих 18

Приложение 3 20

Россия в заголовках зарубежной прессы. 28 декабря 20

Приложение 4 24

Список публикаций 24

Список опровержений 25




Диаграмма 1
Введение


В настоящее время становится понятно, что к 2050 году список крупнейших экономических систем претерпит значительные изменения. Кроме того, крупнейшие страны по объему ВВП, могут перестать быть богатейшими странами, исходя из дохода на душу населения, что значительно осложнит разработку стратегий развития для бизнеса. Высокие темпы роста экономики, повышение доходности и увеличение спроса на капитал со стороны развивающихся стран, могут привести к замедлению роста в странах с развитой экономикой и значительному перераспределению капитала в инвестиционных портфелях в пользу стран-BRIC1. Из доклада Goldman Sachs2, следует, что менее чем через 40 лет, страны BRIC, будут в совокупности мощнее, чем экономика G6 (Диаграмма 1). Несмотря на то, что сейчас они составляют лишь 15% от экономики развитых стран, уже к 2025 году этот показатель увеличится до 50%, а к 2050 году среди 6 наиболее развитых стран могут остаться только США и Япония. Что же касается России, то аналитики предполагают, что к 2050 году ВВП на душу населения в нашей стране будет самым высоким в группе BRIC, и сравним со странами G6, при этом Россия обгонит Италию (в 2018 году), Францию (в 2024 году), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (в 2027) и Германию (в 2028). Таким образом, сегодня становится очевидным, что инвестиции и бизнес развивающихся стран, так называемых emerging markets, - это наиболее выгодная и многообещающая стратегия развития.

Однако аналитики устанавливают некоторые ключевые факторы, наличие которых необходимо для осуществления данного прогноза: макроэкономическая стабильность, совершенствование образовательной системы, развитие институционального устройства и открытость экономики для прямых иностранных инвестиций и торговли. Несмотря на то, что по данным показателям Россия не отвечает требованиям развитых стран, в последние годы можно наблюдать попытки изменения ситуации к лучшему: проводится образовательная реформа, реформируется институциональная система, завершаются переговоры по вступлению России в ВТО, которое ожидается уже в 2008 году, государство стало заботиться о формировании собственного имиджа и восприятия инвестиционного климата в стране зарубежными партнерами, и в мире, наконец, появилось понятие российских транснациональных компаний.


К СОДЕРЖАНИЮ

1. Формирование имиджа российских ТНК

1.1 Осознание важности имиджевой политики российскими ТНК


В октябре прошлого года ЮНКТАД провела всемирную презентацию очередного ежегодного "Доклада о мировых инвестициях"3. Впервые исследование было посвящено преимущественно транснациональным корпорациям (ТНК) развивающихся стран и государств с переходной экономикой. В десятке крупнейших по размерам зарубежных активов ТНК стран Юго-Восточной Европы и СНГ оказалось 8 российских компаний: "Газпром", "Лукойл", "Норникель", "Новошип", "Русал", "ОМЗ", "Северсталь" и "Мечел". Кроме того, отмечаются значительные прямые иностранные инвестиции, осуществленные телекоммуникационными компаниями "Мобильные Телесистемы", "Вымпелком" и "Мегафон", преимущественно на рынках стран СНГ. Стоит однако отметить, что список российских ТНК значительно шире, более того, специалисты подразделяют их на несколько основных типов, которые обусловливают несколько различные подходы к формированию имиджа этими компаниями (см. Приложение 1: Основные типы российских ТНК). Важно отметить, что российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. Ожидается, что в ближайшие годы мы станем свидетелями новых крупных зарубежных сделок с их участием. Основными направлениями их экспансии станут страны СНГ (прежде всего Казахстан и Украина), Евросоюз (главным образом Великобритания, Италия и Германия, хотя будут предприниматься все новые попытки закрепиться в странах Центральной и Восточной Европы), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки.

В сентябре 2007 года компания Economist Intelligence Unit, аналитическое подразделение Economist Group (издатель журнала Economist) при участии Ernst&Young опубликовала отчет, данные которого свидетельствуют о возросшем интересе к глобальным рынкам со стоны российских компаний: они проводят внутреннюю реструктуризацию, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке (особенно отмечаются успехи Газпрома, Роснефти и Лукойл, которые вынуждены действовать более энергично в связи с тесными контактами с внешним миром). В условиях возросшей интенсивности бизнес-коммуникаций, без которых невозможно сегодня представить эффективную работу коммерческих и государственных структур, у всех российских ТНК и их руководителей появляется необходимость формирования соответствующего имиджа в глазах мирового сообщества, который бы закреплял за ними «звание» эффективного и надежного партнера для иностранных коммерческих и государственных структур. В компании ЮКОС, к примеру, в свое время для формирования и управления имиджем компании был создан специальный имиджевый комитет, руководителем которого был лично Михаил Ходорковский4. По словам Михаила Ходорковского, работа комитета способствовала увеличению капитализации компании в 8 раз.

Грубо говоря, имидж компании можно определить как корреляцию между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое у этого потенциального клиента уже существует5. Исходя из данного определения, на мой взгляд, основная сложность, связанная с формированием имиджа российских ТНК в настоящее время, – это то, что в мире уже существует достаточное количество устойчивых стереотипных представлений о российских компаниях, таким образом, на лицо острое несоответствие реального и желаемого имиджа. По словам руководителя Комитета по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров России Вячеслава Евсеева, культивируется точка зрения, что российский бизнес изначально не может соответствовать западным нормам и что к нему надо относиться по-особенному. Наши компании заведомо воспринимаются как малоэффективные и ненадежные партнеры, производящие товары «на склад». Помимо этого, в западном сознании прочно укоренилось представление о российской олигархии, что лишь подтверждает мнение о том, что весь российский бизнес имеет темное прошлое и построен на неэтичных формах отношений6. Кроме того, по данным консалтингово-аналитической компании «Media Tenor», западные СМИ предпочитают освещать в основном негативные события, происходящие в России7. Получается, что российским ТНК приходится «менять» подобное представление, что гораздо сложнее, чем формировать его с самого начала.

В статье «Особенности коммуникаций при формировании имиджа»8 имидж организации определяется как сложная система представлений об организации, различных по источнику и содержанию. Исходя из этого, на мой взгляд, стоит отметить, что восприятие имиджа любой транснациональной компании происходит 5 основными группами (которые и должны считаться основными целевыми группами при формировании имиджевой политики компании): инвесторы, государственные структуры, сотрудники, СМИ, клиенты и партнеры. От восприятия компании каждой из этих целевой групп и будет зависеть общее представление, складывающееся о компании, ее имидж, поэтому на практике, в компаниях либо существуют отдельные службы, ответственные за работу с каждой группой, либо эти функции непосредственно выполняются PR подразделением компании: Investor relations (отдел по работе с инвесторами), Government relations (отдел по работе с государственными структурами), Human resources (отдел по работе с персоналом), Media relations (отдел по работе со СМИ), отдел по работе с клиентами. Хотелось бы подробнее рассмотреть активность компании по формированию своего имиджа в рамках данных направлений деятельности.


К СОДЕРЖАНИЮ


1.2 Имидж компании среди инвесторов, Investor relations

В современном мире скорость движения капитала равна скорости движения информации и намного превосходит скорость ее осмысления. В краткосрочном плане движение капитала все больше зависит от психологических факторов – настроений, ожиданий и инстинктивных, подсознательных реакций участников рынка, а не объективных экономических процессов9. Именно поэтому стремительно возросла роль IR для российских компаний в последнее десятилетие (особенно на фоне бума IPO в 2005-2006 годах). Большинство российских ТНК уже являются публичными. В ноябре 2004 года российское издание журнала "Forbes" опубликовало рейтинг 200 крупнейших (частных) непубличных компаний России10. Список возглавила нефтяная компания ТНК-ВР, за ней следует "Русский алюминий", "Евразхолдинг", "Руспромавто", стальная группа "Мечел" и автомобилестроительная группа СОК. Замыкает группу десяти лидеров сеть магазинов бытовой техники "Эльдорадо". На данный момент ТНК-BP в 2008 году планирует провести IPO нефтесервисных активов, о возможности выхода на биржу в следующем году заявляли также Русал, Мечел (угольный дивизион), группа ГАЗ (бывшая Руспромавто). Такие государственные гиганты как Газпром и Роснефть также уже котируются на бирже. Создание имиджа невозможно без информирования своих инвесторов о деятельности компании, поэтому все российские ТНК не только имеют в своей структуре подразделения, занимающиеся отношениями с инвесторами, но и обращаются к внешним специалистам: PR-компаниям, инвестиционным банкам. На сайтах российских ТНК почти всегда можно найти отдельный блок информации, посвященный инвесторам, где публикуются все значимые пресс-релизы, сообщения о существенных фактах, финансовая отчетность компании, иногда публикуются отдельные презентации по крупным сделкам, планам и проектам компании. При этом, грамотная подача информации является главной и сложнейшей ее задачей: любая информация (а также ее отсутствие) может сказаться на курсе акций компании, вызвать определенную реакцию в СМИ и финансовом сообществе, а от настроений инвесторов напрямую зависит стоимость компании. Работа IR компании должна быть построена таким образом, чтобы сделать бизнес прозрачным и привлекательным для инвестора. Однако стоит отметить, что степень открытости и публичности российских ТНК значительно отстает от западных корпораций и в большинстве своем ограничивается требованиями, предъявляемыми к компаниям, выходящим на биржу. По данным исследования Standard&Poor’s (на основе информации, доступной из публичных источников) общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации, а рост транспарентности компаний с высокими баллами прекращается после того, как они выходят на уровень раскрытия информации, отвечающий требованиям регулирующих органов и «приемлемый» для международных инвесторов: в 20-ку лучших вошли в основном компании телекоммуникационного сектора (в принципе, как и в мире самыми «продвинутыми» в этом плане считаются Microsoft, Intel и IBM11), а из традиционных ТНК – только Мечел, НЛМК, Газпром, Лукойл, Норникель12. На данный момент в России также проводится рейтингов, оценивающих степень публичности компании или её PR менеджеров (методика расчета, как правило, основана на количестве упоминаний в СМИ, см. Приложение 2), однако особое значение здесь приобретает не просто степень публичности, но и степень прозрачности деятельности компании. Кроме того, в декабре 2007 года был проведен первый национальный рейтинг корпоративной прозрачности и социальной ответственности в рамках проекта Transparency award13, особое внимание в котором уделялось открытости и достоверности экономической информации компании. К сожалению, на момент написания работы, результаты рейтинга неизвестны.

Сложность работы IR ещё и в том, что, предоставляя максимальную открытость для инвесторов, не стоит забывать и о конкурентах, которым эта информация тоже становится доступной. Поэтому, в основном, инвесторы предпочитают получать информацию из первых рук: личные встречи, презентации, переписка. В Положении об информационной политике ОАО ОМЗ (Группы Уралмаш-Ижора)14, перечисляются следующие мероприятия, проводимые группой и направленные на повышение информационной открытости:

► Встречи с инвесторами и аналитиками, в том числе путем проведения road show в России и за ее пределами, а также путем участия во встречах, проводимых в формате one-to-one. Встречи проводятся как с существующими, так и потенциальными инвесторами. На встречах демонстрируются презентации подготовленные на основе текущей финансовой и экономической информации об ОМЗ. В таких встречах принимают участие представители топ-менеджмента ОМЗ, включая Директора по связям с инвесторами. Презентации раскрываются на сайте ОМЗ.

► Участие в конференциях, семинарах и иных публичных мероприятиях, организованных российскими и иностранными финансовыми институтами;

►Организацию поездок инвесторов и аналитиков на предприятия ОМЗ. Дирекция по связям с инвесторами организует для всех проявивших интерес инвесторов и аналитиков посещение промплощадок ОМЗ. Посещения организуются с учетом существующих положений о государственной и коммерческой тайне.

►Организацию презентаций для инвесторов и аналитиков по финансовым результатам ОМЗ по МСФО за год и за полгода. В течение 20 дней с момента публикации полугодовой, годовой отчетности по международным стандартам представители топ-менеджмента ОМЗ совместно со специалистами, участвовавшими в подготовке отчетности, проводят презентации, на которые приглашаются аналитики инвестиционных компаний и банков. Презентации включают следующую информацию: ключевые показатели деятельности, динамику органической и неорганической частей основных строк отчета о прибылях/убытках, ключевые показатели прибыльности и оборачиваемости, объяснения существенных изменений в основных строках отчета о прибылях/убытках и балансе, описание существенных событий повлиявших на отчетность, динамику долга, структуру запасов, информацию о поглощениях и продаже предприятий и бизнесов, иную существенную для понимания бизнеса информацию. Презентации раскрываются на сайте ОМЗ.

►Регулярное распространение пресс-релизов по всем существенным событиям ОМЗ через средства массовой информации. Пресс-релизы готовятся службой по связям с общественностью и рассылаются в СМИ по электронной почте.

►Поддержание корпоративного сайта с разделом по связям с инвесторами на русском и английском языке. Раздел по связям с инвесторами содержит информацию о структуре акционеров, внутренние документы ОМЗ, электронные версии документов и информации, направляемых в регулирующие органы по рынку ценных бумаг, информацию о Совете директоров, о Правлении, повестку и итоги общих собраний акционеров, Кодекс корпоративного поведения, дивидендную политику, полную информацию об облигационных выпусках, контактную информацию об аудиторах и регистраторе, иную существенную для акционеров и инвесторов информацию.

Таким образом, служба IR в рамках своей деятельности осуществляет постоянное взаимодействие с инвесторами и от того, как инвесторы воспринимают компанию, будет зависеть и её имидж, а значит и стоимость.


К СОДЕРЖАНИЮ


1.3 Имидж компании среди властных структур, Government relations

В общем говоря, наиболее «внутренняя», непубличная сфера деятельности компании, предполагающая создание позитивного имиджа компании с учетом позиции властей. В российских ТНК обычно этим занимаются сами топ-менеджеры и руководители (в основном, показывая свою лояльность властям). Далее по ходу работы, будет рассказано о некоторых особенностях взаимоотношений ТНК с властными структурами, здесь же хотелось бы отметить, что в последнее время в России эта сфера отношений значительно расширилась, о чем свидетельствуют, в частности, открытие кафедры GR-менеджмента в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), образование Комитета по отношениям с органами власти в Ассоциации менеджеров России (АМР) и Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и множество других примеров15. Сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов определяет ПК следующим образом: «Специалисты в области GR – это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того чтобы по этому мосту могли свободно идти лоббисты с “интересными” предложениями для власти». Важность данной сферы особенно возрастает в ТНК, поскольку зачастую, им приходится «налаживать» отношения с властными структурами различных государств, а создание положительного имиджа во властных кругах помогает реализовывать практические задачи, поскольку ТНК, как правило, вовлечены в крупные государственные проекты. Из недавней практики можно привести пример подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве до 2015 г губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем наблюдательного совета Базовового Элемент Олегом Дерипаской, который традиционно считается лояльным власти бизнесменом. Согласно этому документу, Базовый Элемент и партнеры компании, российские и международные корпорации, вложат в инвестиционные проекты в Санкт-Петербурге 480 млрд. руб. В распоряжении «Базэла», по словам представителя группы компаний, имеются консалтинговые фирмы, а отношениями с госорганами в компании занимается специальное подразделение16


К СОДЕРЖАНИЮ


1.4 Имидж компании среди сотрудников, внутренний имидж

По словам руководителя самарского отделения Kelly Services CIS Ларисы Баклыковой, имидж складывается из общей истории взаимоотношений компании с сотрудниками и нанимаемым персоналом: методы подбора персонала, адекватность управления внутри компании, история развития организации, система взаимоотношений внутри коллектива, справедливость оплаты труда внутри компании и многих других факторов17. Вообще, восприятие сотрудниками своей компании формирует её так называемый внутренний имидж, под которым следует понимать атмосферу внутри компании, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководителям и политике компании, которая выражается, прежде всего, в степени преданности сотрудников своей фирме. Имидж компании в глазах ее сотрудников - наиболее недооцениваемая часть формулы делового имиджа. Преданность сотрудников своей компании и энтузиазм по отношению к обслуживанию целевого сегмента - сердцевина внутреннего имиджа и залог положительного внешнего. Например, в Газпроме, который вообще не пользуется услугами рекрутинговых агентств, четко налажена система адаптации молодых специалистов, на обучение сотрудника в день тратится около $130, а лояльность сотрудников ценится очень высоко (к примеру, существуют программы получения квартир)18. Если говорить в общем, в рамках данного направления существует множество различных средств и каналов формирования имиджа компании, в частности традиционные механизмы из области HR, ограничимся лишь некоторыми из них:

  • Внешнее оформление (офисы, здания)

  • Использование доски объявлений

  • Организация личных встреч управляющих фирмой со своими сотрудниками

  • Проведение общих собраний и брифингов

  • Укрепление и внедрение корпоративных традиций среди сотрудников компании

  • Выпуск внутренней газеты: из практики российских компаний преимущества данного коммуникативного канала можно проследить на примере компании «Аэрофлот», где были недавние кадровые перестановки. В коллективе распространялись всевозможные слухи. Это подтолкнуло менеджеров к выпуску корпоративной газеты, где печатался неформальный комментарий событий внутри «Аэрофлота». В одном из номеров, скажем, был опубликован такой анекдот: «Объявление: лечу нетрадиционными методами. Подпись: Аэрофлот». В газете открыли дискуссии на производственные темы с участием как рядовых сотрудников, так и руководства компании. Это снизило накал обстановки, помогло руководству взять под контроль неформальные коммуникации в компании19. Стоит также отметить корпоративный журнал Норильского никеля http://www.nn.nornik.ru/, журнал ТНК-ВР «Твоя компания», газета «Металлург» (ММК), журнал «Система» (АФК Система), журнал «Газпром» (Газпром) и другие.

  • стимулированием инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных повышениях квалификации (вышеуказанный пример Газпрома). Кроме того, в качестве примера можно привести НЛМК, основной владелец и Председатель совета директоров которого, Владимир Сергеевич Лисин, сам является доктором технических и доктором экономических наук, потому в компании поощряется получение ученых степеней среди сотрудников, а к деятельности компании активно привлекается научное сообщество.


К СОДЕРЖАНИЮ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconСтипендиальная программа мва от группы компаний Samsung
Цель Стипендиальной программы мва от группы компаний Samsung (gsp-skk) состоит в подготовке будущих руководителей группы компаний...
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconТранснациональных корпораций на территории содружества
Углубление процессов глобализации и рост взаимозависимости национальных экономик предопределяет ускоренное формирование транснациональных...
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconПроблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. Анализ государственных проектов, нацеленных на благоприятное формирование имиджа РФ (2009)

А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) icon2. Формирование имиджа властных структур: задачи и проблемы
Выдержки из темы11 «Формирование имиджа политического лидера и властных структур»
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) icon«Формирование имиджа руководителя ООО «Долголетие»
Теоретические основы формирования имиджа руководителя организации
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) icon6 Положение о Конкурсе рефератов среди студентов российских Вузов и менеджеров страховых компаний Итоги Конкурса рефератов среди студентов российских Вузов и менеджеров страховых компаний
На современном этапе развития страхования в России повышенное внимание должно уделяться совершенствованию страхового дела, распространению...
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconН. Комарова «pr-средства создания имиджа социально ответственной компании»
Социальная деятельность нефтяных компаний в современном мире, ее взаимосвязь с концепцией информационной открытости
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconКонстантин Бочарский Идеи на миллион, если повезет на два
За четыре года в журнале было опубликовано 48 кейсов с проблемами российских компаний и около 150 писем с решениями. Среди героев...
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconСеминар «технологии новых возможностей» 27-30 октября 2008 года в Амстердаме
Нидерланды пройдет крупнейший международный саммит издательской индустрии – выставка «ifra expo 2008», ежегодно собирающая вместе...
А. Ларионова Формирование имиджа российских транснациональных компаний (2008) iconФормирование политического имиджа Российской Федерации на международной арене (1992-1999 гг.)
Защита состоится 20 октября 2008 г в 11. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 154. 01 при Московском педагогическом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница