Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш
страница1/6
Дата08.09.2012
Размер1.45 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Учебно-методическое управление


Кафедра экономической теории



УТВЕРЖДАЮ


Проректор по УР_________ А.А. Патрушев


«____» _______ 2006 г.



МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА


(Учебная и рабочая программы, методические материалы)


Основная образовательная программа

080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса)


Челябинск

2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 17.03.2000 г. № 238 эк/сп, на основании примерной программы дисциплины «Мировая экономика» от 25.01.2001 г., рекомендованной Министерством образования РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Мировая экономика», утвержденной в ЧГАУ, по циклу общепрофессиональных дисциплин. УМК предназначен для студентов получающих квалификацию экономист-менеджер.


Составитель – кандидат исторических наук, доцент Булгаков Н.И.


Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры экономической теории «____» ___________ 2006 г. (протокол № ____ ).


Зав. кафедрой экономической теории,

кандидат экономических наук, доцент -






Л.А. Васильева














Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией экономического факультета «_____» _____________ 2006 г.

(протокол № ____ ).


Председатель методической комиссии, кандидат экономических наук, доцент -






Е.В. Романова



Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом экономического факультета «____» __________ 2006 г.

(протокол № _____ ).


Председатель ученого совета,

кандидат экономических наук, доцент






Л.А. Васильева



СОДЕРЖАНИЕ



1.

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста ……………………………………………...



4

2.

Учебная программа…………………………………………………….

5




2.1.

Цель и задачи……………………………………………………

5




2.2.

Содержание учебной дисциплины…………………………...

6




2.3.

Рекомендуемая литература…………………………………..

19

3.

Рабочая программа…………………………………………………….

20




3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы……………….

20




3.2.

Распределение учебного времени по разделам и темам.

20




3.3.

Содержание лекций…………………………………………….

21




3.4.

Содержание семинарских занятий…………………………

24




3.5.

Содержание самостоятельной работы студентов………...

26

4.

Методические материалы…………………………………………….

28




4.1.

Учебно-методические разработки……………………………

28




4.2.

Тематика рефератов……………………………………………

28




4.3.

Терминологический минимум…………………………………

29




4.4.

Требования к зачету…………………………………………

30




4.5.

Вопросы для подготовки к зачету…………………………

30




4.6.

Справочные материалы……………………………………….

32

5.

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...

33



1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста


В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса) от 17.03.2000г. № 238 эк/сп приведено следующее содержание дисциплины:


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ОПД.Ф.08

Становление и сущность мирового хозяйства: тенденции развития мирового хозяйства; природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства; население и трудовые ресурсы мира; отраслевая структура мирового хозяйства; экономический потенциал и уровень социально-экономического развития; классификация стран по уровню мирового развития; место России в мировом хозяйстве.

Международные экономические отношения. Формы международных экономических отношений, теории международной торговли; ценообразование в международной торговле; международная торговля и внешнеторговая политика; внешнеторговый баланс; государственное регулирование внешней торговли; всемирная торговая организация; сущность и формы вывоза капитала; роль и значение иностранных инвестиций в экономике страны; транснациональные корпорации свободные экономические зоны; международный кредит; международные валютно-расчетные отношения; понятие иностранной и национальной валюты; валютные рынки; мировой рынок рабочей силы, влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны; международное сотрудничество; Европейский союз; зоны свободной экономической торговли; международные экономические организации; экономические аспекты глобальных проблем.






2. Учебная программа


2.1. Цель и задачи


2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе


Курс «Мировая экономика» является одним из основных в системе внешнеэкономической подготовки и выступает основой изучения в последующем таких дисциплин как «Сельскохозяйственные рынки», «Внешнеэкономические связи предприятий АПК» и др. Курс логически увязан с другими общеэкономическими дисциплинами - «История экономических учений», «Экономическая теория», «Регионалистика».


2.1.2. Цель учебной дисциплины


Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о национальной экономике России в мировом хозяйстве, целях и путях ее интеграции в мировую экономику.


2.1.3. Задачи учебной дисциплины


Задачи дисциплины состоят в том, чтобы свободно ориентироваться в размещении производительных сил современного мира, основных факторах их развития, месте экономики России в мировом хозяйстве, целях и путях ее интеграции в мировую экономику.


2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов


В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:


знаниями:

- об основных этапах и факторах развития мирового хозяйства;

- о структуре и динамике мировых производительных сил;

- о демографической ситуации и природно-ресурсном потенциале современного мира;

- о сущности международных экономических отношений и их основных формах;

- о состоянии и проблемах национальных хозяйств крупнейших стран мира и их месте в регионах и в мировой экономике;

- о технико-экономических проблемах современной мировой промышленности и АПК;

- об особенностях современного этапа международного разделения труда и сущности глобализации мировой экономики;

- о месте и роли ведущих международных экономических организаций;

- о проблемах интеграции в мировое хозяйство экономики России и других стран СНГ.


умениями и навыками:

- разбираться в основных проблемах мировой экономики, понимать подходы России к этим проблемам;

- свободно владеть категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;

- анализа и использования статистических материалов о мирохозяйственных процессах;

- формулировать собственную точку зрения на важнейшие проблемы мирового экономического развития и их последствий для экономики России;

- аргументировано обсуждать спорные вопросы и проблемы.


2.2. Содержание учебной дисциплины


Тема1. Современное состояние мирового хозяйства,

становление и тенденции его развития.

Мировая экономика как понятие. Мировая экономика, мировое хозяйство и международные экономические отноше­ния на рубеже XX и XXI веков - общая характеристика. Мас­штабы, структура, динамика, темпы и направления эволюции производительных сил, производственных отношений, непро­изводственной и социальной сфер, внешних связей государств. Внутренние (национальные) и внешние условия и факторы, стимулирующие и (или) тормозящие интеграционные процес­сы в мировой экономике. Цикличность мировой экономичес­кой динамики.

Важнейшие тенденции развития мировой экономики. Ин­тернационализация хозяйственной жизни. Транснационализа­ция. Интеграционные процессы. Глобальные проблемы миро­вого хозяйства. Концепции и проблемы устойчивости разви­тия мировой экономики.


Тема 2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Современные концепции роли природных условий и ресур­сов в производственной деятельности, экономике, социальной жизни современного человечества. Обеспеченность природны­ми хозяйственно полезными ресурсами на душу населения. Хозяйственно полезные земли, их агроклиматический потен­циал, пригодность для других видов экономической, социаль­ной, рекреационной деятельности. Комфортность климата, рельефа, степень урбанизации, плотность и технический уро­вень инфраструктуры. Гидрологическая характеристика тер­ритории континентов, субрегионов, национальных террито­рий. Ресурсы пресной воды. Площадь внутренних водоемов, территориальных вод.

Размеры и структура земельных угодий, используемых в аграрной сфере, лесных, выбывших из экономического обо­рота, бесплодных.

Научно-технические концепции, стратегии, экономическая политика, практические меры правительства по оптимизации использования природных ресурсов национальных террито­рий крупнейших стран мира (земельные угодья, агроклимати­ческие ресурсы, пресные воды, энергоносители, руды и другие полезные ископаемые, гидроэнергетические, лесные, морепро­дукты, выгоды географического положения).

Эффективность использования природного потенциала в интересах развития производительных сил; эффективности национального хозяйства, качества жизни населения, эколо­гического благополучия на национальной территории с уче­том интересов других поколений.


Тема 3. Население и трудовые ресурсы мира.

Население и демографическая ситуация в мире. Основные тенденции изменения численности и состава трудовых ресур­сов, объемов и направлений основных миграционных пото­ков, уровней рождаемости, смертности и естественного при­роста населения, заработной платы, доходов населения (со­циальных выплат, пенсий, стипендий, пособий по безработи­це; доходов от собственности). Численность и структура эко­номически активного и неактивного населения в мире. Ба­ланс рабочих мест и рабочей силы. Воспроизводство рабочей силы. Минимальные и предельные издержки на рабочую силу в разных странах.

Производительность труда - уровень, динамика. Факторы различий между странами.

Уровень жизни населения. Прожиточный минимум. Нор­мативные потребительские бюджеты. Заработная плата, ми­нимальная заработная плата. Политика доходов и заработ­ной платы в разных странах. Качество жизни.

Безработица. Государственная политика занятости, соци­альные гарантии, финансирование мер по обеспечению заня­тости, структура занятости в народном хозяйстве, территори­альные пропорции.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
Направление 190600 Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта
Направление 190200 – «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Документирование управленческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного обра
Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
«Безопасность жизнедеятельности» от «08» декабря 2000 г., рекомендованной Министерством образования рф, и с учетом рабочей программы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высш iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гидравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего про
РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница