Рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 161.48 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата08.12.2012
Размер161.48 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01




УТВЕРЖДАЮ

Директор ИГНД

_______________А.К.Мазуров

«_01____»____09________2008 г.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ



Рабочая программа учебной дисциплины для направления

130100 «Геология, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»


Институт геологии и нефтегазового дела

Обеспечивающая и выпускающая кафедра геологии минералогии и разведки полезных ископаемых


Курс – 5

Семестр – 9

Учебный план набора 2008

Распределение учебного времени





Лекции

18 часов (ауд.)

Практические занятия

18 часов (ауд.)
Всего аудиторных занятий

36 часов

Самостоятельная работа

36 часов
Общая трудоемкость

72 часов

Зачет – 10 семестр






Томск - 2008


Предисловие

1. Рабочая программа составлена с учетом программ обязательных дисциплин по направлению (специальности)_ 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»_


РАССМОТРЕНА, и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры геологии, минералогии и разведки МПИ 17.09.2008 протокол № 5


2. Разработчик

доцент, к.г.-м.н. В.К. Бернатонис


3. Зав. обеспечивающей кафедрой А.К. Мазуров


4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.


Зав. выпускающей кафедрой А.К. Мазуров


Аннотация


Программой учебной дисциплины предусмотрено изучение истории формирования геологических концепций, современного состояния геологии и путей ее дальнейшего развития.


УДК 550


Ключевые слова: история геологии, методология геологических наук, проблемы геологии.


ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины заключается в ознакомлении студентов с основными направлениями развития геологической науки и проблемами, стоящими перед геологией на современном этапе.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести навыки ретроспективно-перспективного анализа крупнейших геологических проблем: возникновение Земли и ее глубинное строение, происхождение и развитие земной коры, образование осадочных, магматических и метаморфических пород, формирование месторождений полезных ископаемых, морская геология, экологические последствия геологической деятельности человека.


1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

(Лекции)

Введение

Современное состояние теоретической геологии как результат борьбы концептуальных идей: космогенических гипотез, плутонизма и нептунизма, эволюционизма и катастрофизма, актуализма и униформизма, фиксизма и мобилизма и т.п. Номологическая база современной геологии. Основные *проблемы современной геологии.


1.1.Образование земли и ее глубинное строение. Сравнительная планетология

Резкое расширение фронта исследований в космосе и на Земле за последние десятилетия обусловило появление значительного объема разнообразной информации о составе и строении метеоритов, комет, малых и больших планет Солнечной системы и их спутников. Одновременно были получены важные результаты в физико-химическом понимании процессов, определяющих особенности зарождения и эволюции земных пород и их аналогов на Луне и других планетах. Все это существенным образом дополнило и уточнило известные концепции о происхождении и ранней истории Солнечной системы.

В решении проблемы происхождения и эволюции Солнечной системы неизбежен физико-химический подход. Поэтому давно известные механические особенности Солнечной системы, которым в классических космогенических гипотезах уделяется главное внимание, должны быть истолкованы в тесной связи с физико-химическими процессами в ранней истории Солнечной системы. Последние достижения в области химического изучения нашей планетной системы позволяют совершенно по-новому подойти к реставрации эволюции вещества Земли, т.е. попытаться восстановить те условия, в которых происходило рождение нашей планеты.

Природа метеоритов и их происхождение. Хондриты. Ахондриты. Железокаменные метеориты. Происхождение метеоритов и ранние химические процессы в Солнечной системе.

Планеты и астероиды. Внутренние планеты. Астероиды. Внешние планеты. Спутники внешних планет. Кометы. Химическая дифференциация вещества в Солнечной системе.

Основные черты строения и состава Земли. Строение земной коры и планетарный рельеф. Мантия Земли. Ядро Земли.

Происхождение Земли и планет. Эволюция вещества Солнечной системы. Следствия конденсации солнечного газа. Пути формирования планет. Образование мантии и ядра Земли. Дифференциация мантии и образование земной коры, гидросферы и атмосферы. Космохимические предпосылки возникновения жизни и биосферы. Космогенические предпосылки прогнозирования месторождений полезных ископаемых.


1.2. Современные проблемы геодинамики

Геодинамика – наука о фундаментальных физико-химических процессах, протекающих в недрах Земли, и об их поверхностном выражении. Оформление геодинамики в современном виде происходит под влиянием физики, механики и химии. Она вбирает в себя элементы геофизики, тектонофизики, физики твердых сред, математической физики, механики жидких сред (гидромеханики), учения о тепломассопереносе, петрологии, геохимии и др. Концептуальной основой современной геодинамики является теория тектоники литосферных плит, которая базируется на фундаментальных законах физики и механики, поддается количественным расчетам и имеет прогнозное значение.

Развитие геодинамики оказало чрезвычайно важное влияние на геологические науки. Под ее воздействием переосмысливаются классические основы геологии, а именно теория геосинклиналей и платформ, учение о формациях, принципы тектонического районирования литосферы и тектоносферы, причины тектонических движений, магматизма и землетрясений. Пересматривается историческая геология: формируется новое понимание цикличности развития литосферы, на геодинамической основе реконструируется геологическая история нашей планеты (палеогеодинамика).

Использование геодинамики повлекло переосмысление закономерностей современного строения основных структур литосферы: платформ, горно-складчатых областей, разломов. Важным достижением становятся представления о чешуйчатом строении земной коры, ее тектонической расслоенности.

Внедрение идей геодинамики сказалось на пересмотре фундаментальных основ учения о полезных ископаемых как в рудной, так и в нефтегазовой геологии. Теория тектоники литосферных плит выявила зависимость формирования месторождений различных видов минерального сырья от геодинамических условий земной коры.

На основе геодинамики прогнозируются геологические события и явления: землетрясения, извержения вулканов и т.п.

Необходимо помнить, что теория тектоники литосферных плит противоречит целому ряду бесспорных геологических фактов. По-видимому, зарождение и развитие геодинамики обусловлено концептуальным кризисом геологических наук, предопределившим очередную смену фундаментальных идей геологии.

Борьба идей фиксизма и мобилизма. Гипотезы фиксизма: контракционная, расширения Земли, пульсационная, изостазии, ротационная, глубинной дифференциации, кристаллического строения Земли. Основные тектонические структуры земной коры. Океаническая земная кора. Океанические котловины, срединно-океанические хребты, глубоководные впадины (желоба). Континентальная земная кора. Платформы, геосинклинальные области и складчатые горные пояса. Основные недостатки гипотез фиксизма.

Гипотезы мобилизма: дрейфа материков, тектоники литосферных плит, горячих точек, геодинамическая, дифференциальных движений литосферы, вытекания мантии из под литосферы. Основные структурные элементы земной коры с позиций мобилизма: континенты, переходные зоны от континентов к океанам, океаны. Основные недостатки гипотез мобилизма.

Роль геотектонических гипотез в прогнозировании месторождений полезных ископаемых.


1.3. Современные проблемы стратиграфии, литологии и палеонтологии

Концептуально-методологические основы рассматриваемого цикла наук разработаны наиболее полно. Вместе с тем эти науки еще очень далеки от разрешения всех проблем.

Перед стратиграфией стоит задача постоянного совершенствования теоретических принципов выделения стратиграфических подразделений. Современная стратиграфическая шкала создавалась стихийно и в основном на европейском материале. По-видимому, международная стратиграфическая шкала никогда не сможет учесть известные различия в развитии отдельных регионов, в связи с чем все большее значение будут приобретать местные стратиграфические подразделения. К важнейшим задачам стратиграфии относятся сопоставление разрезов докембрия и разработка для него единой стратиграфической схемы, что может быть сделано лишь на основе определения абсолютного возраста пород. Особого внимания заслуживает совершенствование стратиграфических схем четвертичных отложений. Проблема сопоставления отложений этого возраста обычно не решена даже в пределах отдельных районов. Нерешенной задачей остается выяснение причин оледенений и их синхронизация в различных районах.

Предстоит дальнейшее совершенствование общей теории седиментации с выявлением особенностей течения процессов осадконакопления в зависимости от геодинамических условий. Большие возможности заложены в историческом направлении в литологии, занимающимся изучением эволюции осадконакопления в геологическом времени. Необходимо также совершенствование методов изучения физико-химических условий осадконакопления, диагенеза и катагенеза, формационного анализа.

В палеонтологии по-прежнему остается дискуссионным вопрос о так называемых руководящих формах ископаемых видов животных и растений, которые одновременно появляются и исчезают на всем земном шаре. Перспективным представляется палеоэкологическое направление в палеонтологии, изучающее ископаемые организмы с точки зрения восстановления условий среды, в которой они развивались. В последние годы все большее значение приобретают микропалеонтологические исследования: споро-пыльцевой анализ, диатомовый анализ, карпологический анализ, изучение микрофауны.

Понятийная база и методы стратиграфии. Объект, предмет, цели и задачи стратиграфии. Основные стратиграфические понятия. Принципы стратиграфии. Понятия об искусственности, естественности и наименьшем стратиграфическом подразделении. Литостратиграфия. Биостратиграфия. Геологическое время и хроностратиграфия. Стратиграфические границы. Вопросы генезиса в стратиграфии. Филогенетическая систематика. Метод актуализма. Операционная схема стратиграфических исследований. Фанерозой, докембрий, квартер.

Постановка и методы решения литологических задач. Фациальные реконструкции. Обстановки осадконакопления и фации. Соотношения между фациями, сериями и стратиграфией. Принципы фациального анализа. Методы диагностики обстановок осадконакопления. Речные, эоловые, озерные, дельтовые, шельфовые, рифовые и глубоководные морские отложения. Осадконакопление и тектоника. Фации и биостратиграфия. Выявление скрытых закономерностей в строении разрезов осадочных толщ. Седиментогенез и формирование месторождений полезных ископаемых.


1.4. Проблема происхождения главнейших типов магматических пород

Эта проблема, оставаясь актуальной до наших дней, будет, очевидно, развиваться на основе изучения закономерностей проявления магматизма в пространстве и времени, в тесной увязке с геодинамическими реконструкциями и с использованием данных геофизики, экспериментальных исследований и достижений физики и химии. По-прежнему, остаются дискуссионными вопросы об источниках магмы и о ее составе. В результате изучения гранитных формаций было высказано несколько точек зрения на происхождение гранитных магм: местное переплавление осадочных пород (трансформизм), происхождение магмы в глубоких частях земной коры в результате переплавления, метасоматическое преобразование пород без их расплавления (гранитизация). Конкурирующими являются гипотезы о существовании одной базальтовой магмы, о наличии двух (гранитной и базальтовой) или трех (гранитной, базальтовой, ультрабазитовой) магм. Все многообразие магматических пород объясняется процессами дифференциации базальтовой магмы, ассимиляции и гравитационной дифференциации. Одной из базовых теоретических и практических проблем является изучение особенностей магматических явлений в пределах платформ. Ключом к пониманию многих теоретических проблем магматизма является изучение современной вулканической деятельности.

Определение магматизма. Геосинклинальный, орогенный и платформенный магматизм. Зоны тектоно-магматической активизации платформ. Классификация магматизма по глубине проявления (застывания) магмы: абиссальный, гипабиссальный, субвулканический, вулканический (поверхностный). Океанический и континентальный магматизм. Проявление магматизма с позиций гипотезы тектоники литосферных плит.

Магматические формации: принципы выделения и классификация. Рудоносные и нерудоносные формации. Магматические формации и комплексы.

Принципы выделения и классификации фаций магматических пород и установления их рудоносности.

Циклы, фазы и этапы магматизма.

Магматические горные породы. Интрузивные и эффузивные горные породы. Классификация магматических горных пород по содержанию кремнезема (кислые, средние, основные, ультраосновные) и щелочей (нормальной щелочности, с повышенным содержанием щелочей, т.е. субщелочные, щелочные). Рудоносность кислых, средних, основных, ультраосновных и щелочных пород.


1.5. Современные проблемы учения о метаморфизме

Учение о метаморфизме стоит перед необходимостью уточнения представлений об основных типах метаморфизма, его зонах, стадиях и фациях. Наиболее дискуссионным остается вопрос о подвижности химических элементов при метаморфизме – о соотношениях метаморфизма, метасоматоза и рудообразования. Трудоемкой и многовариантной операцией является стратиграфическое расчленение метаморфических толщ.

Определение метаморфизма. Условия метаморфизма. Главные факторы метаморфизма. Классификация процессов метаморфизма. Региональный метаморфизм. Ранний (догранитный) метаморфизм собственно геосинклинальной стадии развития подвижных зон и последующий метаморфизм орогенной стадии, связанный с развитием мигматитов и гранито-гнейсовых куполов. Низкотемпературный метаморфизм (диафторез) в зонах посторогенных разломов. Контактовый метаморфизм.

Учение о метаморфических фациях. Метаморфические зоны и концепция изоград. Схемы минеральных фаций метаморфических горных пород. Типоморфные минералы фаций метаморфизма. Метаморфизм, сопровождающийся развитием кислого магматизма (ультраметаморфизм). Метаморфизм, протекающий на фоне повышения и понижения температуры (прогрессивный и регрессивный). Метаморфизм, сопровождающийся изменением содержания летучих компонентов (изохимический) и более радикальными изменениями химического состава (аллохимический). Аллохимический метаморфизм и метасоматоз.

Метаморфические горные породы. Пара- и ортометаморфические породы. Регионально- и контактово-метаморфизованные горные породы. Продукты дислокационного или динамического метаморфизма. Главнейшие типы породообразующих минералов метаморфических пород.

Метаморфизм и рудообразование. Дискуссии об источниках вещества (глубинное или заимствованное из вмещающих толщ) в месторождениях, сформированных в метаморфических толщах. Метаморфические, метаморфогенные и метаморфизованные месторождения.


1.6. Современные проблемы учения о месторожденях полезных ископаемых

Перед геологическими науками, непосредственно занимающимися изучением месторождений полезных ископаемых, стоят следующие основные проблемы: источники вещества, геодинамические и физико-химические условия формирования скоплений полезных ископаемых, увязка генезиса месторождений с учением о геологических формациях с учетом явлений конвергенции.

Генетические типы месторождений полезных ископаемых: седиментогенные, магматогенные и метаморфогенные. Эпохи рудо- угле- и нефтеобразования. Источники вещества, слагающего месторождения полезных ископаемых: подкоровые, мантийные или базальтовые магмы, коровые или гранитные магмы, осадочная оболочка Земли. Геосинклинальные и платформенные месторождения. Ультраабиссальные, абиссальные, гипабиссальные и приповерхностные месторождения. Металлогения и тектоника плит. Геодинамические обстановки формирования каустобиолитов. Закономерности формирования месторождений в зависимости от циклов развития литосферы: стадия начальной деструкции, рифтогенная стадия, собственно океаническая стадия, эпиокеаническая стадия, платформенная стадия, стадия эпиплатформенной активизации. Особенности месторождений полезных ископаемых, зависящие от физико-химических условий их формирования. Рудно- угле- и нефтеформационный анализ. Конвергенция геологических формаций.


1.7. Современные проблемы морской геологии

Планомерное изучение океанического дна предопределило возрождение концепций мобилизма и разработку гипотезы тектоники литосферных плит. В связи с истощением запасов многих видов полезных ископаемых актуальной становится проблема освоения минеральных ресурсов Мирового океана.

Определение дисциплины. Океаническая земная кора, ее происхождение, строение и история развития. Условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Изучение происхождения и развития рельефа дна, состава, условий формирования донных осадков, магматических и метаморфических горных пород. Изучение тектоники и геодинамики океанической коры, глубинного строения Земли, вулканизма, сейсмичности, геохимических особенностей и геофизических полей. Реконструкция палеогеологических, палеоокеанологических и палеогеодинамических условий. Исследование строения зон перехода океан-континент. Изучение происхождения и характера размещения горючих (нефть и газ), рудных (железо-марганцевые конкреции, металлоносные осадки, массивные сульфиды, металлоносные россыпи и т.п.) и нерудных (фосфориты и др.) полезных ископаемых. Дистанционные методы исследования морского дна. Морская геофизическая разведка. Специальные суда, оборудованные эхолотами, геофизической аппаратурой, фото- и киноаппаратурой, геохимическими приборами, пробоотборниками различного типа, водолазными средствами, обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами, буровыми установками. Для мелководных районов используются бурение с морских платформ и наблюдения с летательных аппаратов (самолеты, искусственные спутники Земли).

Морская вода как источник полезных ископаемых. Изучение состава воды.

Морская разведка месторождений. Разведка месторождений в прибрежной зоне, на континентальном шельфе и в глубоководных частях морей и океанов.

Морская горная технология. Технология извлечения солей и ценных элементов из морской воды, рассолов и рап. Разработка прибрежно-морских россыпей. Добычные комплексы. Морские драги. Гидравлические драги. Донные и надводные установки. Шахтный способ отработки месторождений угля и других полезных ископаемых. Скважинная добыча нефти и газа. Геотехнологические способы добычи полезных ископаемых: скважинная гидродобыча (фосфориты, урановые руды, янтарь), подземное выщелачивание (урановые руды), подземное растворение (соль), подземная выплавка (сера) и др. Глубоководная добыча. Добыча и переработка железо-марганцевых конкреций, металлоносных илов и рассолов, сульфидных руд.

Международное морское право.


1.8. Современные экологические проблемы минерально-сырьевого комплекса

Геологическая деятельность человека привела к формированию геотехносферы, охватывающей все оболочки Земли (от литосферы до атмосферы) и обусловившей их изменение и загрязнение. Появились новые формы движения вещества: техногенный седиментогенез, техногенный круговорот химических элементов и т.п.

Человечество как геологическая сила. Ноосфера и техносфера. Загрязнение окружающей среды в результате добычи, транспортировки, обогащения, переработки и использования минерального сырья. Понятие о минерально-сырьевом комплексе. Объемы добычи минерального сырья. Объем отходов. Площадь суши, занятая минерально-сырьевым комплексом. Загрязнение геосфер Земли предприятиями минерально-сырьевого комплекса. Мероприятия по охране геосфер Земли.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении дисциплины выполняется одна комплексная практическая работа – 18 ч. (ауд.).

С использованием геологической карты и научной литературы студент должен будет описать палеогеодинамическую обстановку какого-либо района с позиций тектоники литосферных плит.


3. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самостоятельная познавательная деятельность будет заключаться в предварительной проработке студентами всех разделов курса. Кроме того, выполнение практической работы потребует изучения литературы по тектонике литосферных плит.


4. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль результатов изучения дисциплины будет осуществляться путем систематического опроса студентов. Итоговые знания будут проверены при приемке зачета по дисциплине.


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В учебно-методическом отношении изучаемая дисциплина обеспечена учебной и научной литературой.


6. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  1. Войткевич Г.В. Основы теории происхождения Земли. М.: Недра, 1988. 112 с.

  2. Ковалев А.А. Мобилизм и поисковые геологические критерии. М.: Недра, 1985. 223 с.

  3. Методы теоретической геологии / Под ред. И.И. Абрамовича. Л.: Недра, 1978. 335 с.

  4. Основные идеи М.А. Усова в геологии / Под ред. акад. К.И.Сатпаева. Алма-Ата: Изд-во АН Каз ССР, 1960. 542 с.

  5. Салли Р.Ч. Древние обстановки осадконакопления. М.: Недра, 1989. 296 с.

  6. Смирнов В.И. Геология полезных ископаемых. Изд. 4-е. М.: Недра, 1982.

  7. Тихомиров В.В., Хаин В.Е. Краткий очерк истории геологии. М.: Госгеолтехиздат, 1956. 260 с.

  8. Фации метаморфизма / Под ред. акад. В.С.Соболева. М.: Недра, 1969. 432 с.

  9. Шепард Ф.П. Морская геология: Пер. с анг. Изд. 2-е. Л.: Недра, 1969.

  10. Экология горного производства: Учебник для вузов / Г.Г.Мирзаев, Б.А.Иванов, В.М.Щербаков, Н.М.Проскуряков. М.: Недра, 1991. 320 с.


Дополнительная литература

  1. Гаврилов В.П. Загадки геотектоники. М.: Наука, 1988. 192 с.

  2. Истошин С.Ю. Морской горный промысел. М.: Наука, 1981. 168 с.

  3. Лепешков И.Н., Розен Б.Я. Минеральные дары моря. М.: Наука, 1972. 121 с.

  4. Лисицын А.П. Процессы океанической седиментации. М.: Недра, 1978.

  5. Меро Дж. Минеральные богатства океана: Пер. с анг. М.: Мир, 1969.

  6. Судо М.М. Современная геология. М.: Знание, 1981. 160 с.

  7. Хеллэм Э. Интерпретация фаций и стратиграфическая последовательность. М.: Мир, 1983. 328 с.



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ


Рабочая программа учебной дисциплины


Составитель Вилис Казимирович Бернатонис


Подписано к печати

Формат 60х 84/16. Бумага офсетная

Печать Riso. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л.

Тираж экз. Заказ № Цена свободная

Издательство ТПУ. 634050, Томск, пр. Ленина,30



Документ: титульный лист рабочей программы

Дата разработки: 01.09.08.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины вычислительная техника название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины здания и сооружения название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины теория алгоритмов название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы систем управления название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины архитектура компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины экологические основы природопользования название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины интегрированные информационно-управляющие компьютерные системы название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница