Введение в психотерапию




НазваниеВведение в психотерапию
страница1/18
Дата08.09.2012
Размер6.16 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Дэннис Браун, Джонатан Педдер

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ

Принципы и практика психодинамики

Перевод с английского Ю.М. Яновской

Denis Brown, Jonatan Pedder

INTRODUCTION TO PSYCHOTHERAPY


An Outline of Psychodynamic Principles and Practice

Москва

Независимая фирма “Класс”

1998


УДК 615.851

ББК 53.57

Б 87

Браун Д., Педдер Дж.

Б 87 Введение в психотерапию: принципы и практика психодинамики/Пер. с англ. Ю.М. Яновской. — М.: Не­зави­симая фирма “Класс”, 1998. — 224 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 5-86375-094-4 (РФ)

Два известных британских психоаналитика написали этот учебник, попытавшись ответить на вопрос, что такое психотерапия, и дать представление о динамической психотерапии. В книге прослеживается общность и различия индивидуальной, групповой, семейной и социальной терапии, а также некоторых “новых” видов психотерапии. В ней изложены основные принципы и основанные на них методы, проиллюстрированные множеством реальных примеров.

Благодаря компактности, ясности и живости изложения ее постоянно включают в списки рекомендованной литературы, используют на разных стадиях профессионального обучения, а также советуют почитать потенциальным пациентам.


Публикуется на русском языке с разрешения издательства Tavistock/Routledge и его представителя Геллы Якобсон.


ISBN 0-415-06443-0 (Брит.)

ISBN 5-86375-067-7 (РФ)


© Dennis Brown, Jonatan Pedder 1979, 1991

© Tavistock/Routledge, 1991

© Независимая фирма “Класс”, издание, оформление, 1998

© Ю.М. Яновская, перевод на русский язык, 1998

© Л.М. Кроль, предисловие, 1998

© А.А. Кулаков, обложка, 1998

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательствуНезависимая фирмаКласс. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести,

обратившись по адресу:

103064, Москва, а/я 373, “Психология”.


О ПСИХОТЕРАПИИ ХОРОШЕГО ТОНА

В одной притче говорится о человеке, который, раздеваясь вечером, решил все хорошенько запомнить, назвать по имени и тем самым помочь себе утреннему. Сняв сюртук, он оставил записку: “Сюртук”. То же самое проделал и с брюками, и с остальными предметами одежды. Проснувшись, он стал одеваться согласно своим записям: “сюртук” и т.д. “А где же я?” — был его последний вопрос.

“Где же я?” — этот вопрос по-разному решает разная психотерапия “высокой пробы”: то коротко, то долго, то прямо, то в обход, то предсказуемо, то совсем неожиданно. И отвечая на этот вопрос — не поставленный обратившимся за помощью — попутно избавляет как от проблем высказанных, так и подспудных.

О том, как это делается в разных психотерапевтических подходах (преимущественно психодинамических), и написана книга, которую Вы открыли, — доброжелательная, сдержанная, умная, демонстрирующая широкий профессиональный кругозор. Ее авторы получили традиционное и хорошее образование — медицинское, психиатрическое, психоаналитическое, психотерапевтиче­ское. И все было бы слишком традиционно, если бы не их многолетняя специализация в групп-анализе. Не просто квалификация в любимом предмете, а участие в его создании почти от самых истоков.

Дальним предвестником этой книги стала моя первая поездка за рубеж — в Голландию, на конгресс по групповой психотерапии. Для меня, не говорившего тогда по-английски, примерно две тысячи делегатов разделились по внешнему виду на три части, словно персонажи комикса: одетые строго и невыразительно-дорого, застегнутые на все пуговицы — психоаналитики (чем-то очень напоминавшие отечественных специалистов в штатском); пестрая компания психодраматистов, обнимавшихся и хлопавших друг друга при встрече по всем частям тела; и сдержанные люди с неизменной улыбкой — группаналитики.

В некотором смысле Дэннис Браун и Джонатан Педдер “усаживают в круг” разные психотерапевтические подходы и, хотя и не продолжают их диалог, все-таки допускают его. Эта книга, на мой взгляд, могла бы стать хорошим учебником по психотерапии для тех, кто не обязательно будет ею заниматься, но кое-что о ней знать хочет и должен. В ее сдержанности, внятности и доброжелательности к подходам, которые авторы не разделяют, содержится хороший урок английского стиля и такта.

На меня особенное впечатление произвела точность определений весьма непростых понятий и ясные, короткие примеры из практики — действительно примеры из реальной практики, а не размалеванные иллюстрации, как случается.

Несколько лет назад в Лондоне я спросил знакомого групп-аналитика про другого профессионала, хороший ли он психотерапевт. Ответ был: “Он тренирован”. Эту книгу обязательно будут читать люди, про которых скажут: “Он тренирован”, — и это будет правда.


Леонид Кроль

ПРЕДИСЛОВИЕ

К нам часто обращаются с просьбой порекомендовать что-либо для чтения по основам психотерапии. Эти просьбы приводят в некоторое замешательство: статьи Фрейда 1911—1915 годов по методу или “Групповые методы” Биона (1961) являются восхитительным и совершенно необходимым чтением для тех, кто занимается индивидуальной или групповой психотерапией. Но нам неизвестно ни одной книги — по крайней мере, из написанных нашими соотечественниками-психотерапевтами — дающей ответ на вопрос: “Что такое психотерапия?” Настоящая книга появилась на свет как следствие попытки ответить на этот вопрос и дать представление о динамической психотерапии студентам-медикам и всем тем, кто переключился на изучение психиатрии с какой-либо иной дисциплины. Мы стремились к предельному упрощению изложения основных принципов психотерапии в первой части. Во второй — попытались представить методы, основанные на изложенных принципах, и не уделяли большого внимания психотерапевтической практике — то есть тому, “как это сделать”, убежденные, что для этого необходимо глубокое исследование под постоянным наблюдением.

Оба мы являемся психоаналитиками, работающими на полставки консультантами-психотерапевтами в базовой университетской психиатрической клинике, где представлены все современные подходы и методы лечения. По нашему мнению, работы Фрейда и психоанализ — это исток всех расцветших впоследствии форм динамической психотерапии: индивидуальной и групповой, семейной и супружеской. С развитием новых форм психотерапии (как в сфере психиатрии, так и за ее пределами) удается выявить некоторые простые постулаты основных принципов, которые помогают ориентироваться и нам самим и, надеемся, могут оказаться полезными другим.

Психоаналитические воззрения по своей сути являются развивающимися. Они рассматривают человека и в эволюционном развитии, обращаясь к его “дочеловеческому” образу (вплоть до стадии приматов), и также в историческом и социальном аспектах, не говоря уже о рассмотрении каждого индивидуума в его собственном уникальном культурном и эволюционном контексте, являющемся полем особого внимания психотерапии. Настоящее может быть понято только в связи с прошлым. Прошлое присутствует всегда.


Дэннис Браун

Джонатан Педдер

Больница св. Анны, Лондон

1979


ПРОЛОГ

Что такое психотерапия? По существу, это беседа с теми, кто попал в беду, предоставляющая возможность высказать свои проблемы и помогающая понять, в чем же суть этой беды, и найти выход.

Некая миссис А. пришла к своему семейному доктору1 с жалобами на преследующие ее страхи и острые приступы беспокойства. Она считала себя счастливой в своей семейной жизни и не могла понять причин этих болезненных симптомов. Доктор рассмотрел их как проявление еще не развившейся болезни, дающей биохимические изменения организма. Он прописал ей антидепрессанты, но их применение не принесло заметного результата. Хуже того — миссис А. возомнила, что с ней происходит нечто кошмарное, недоступное пониманию окружающих, она начала опасаться, не сходит ли с ума.

Существуют ли иные способы понять происходящее?

Используя альтернативный подход, удалось обнаружить некоторые подробности прошлой жизни пациентки, в которых и за­ключается ключ к проблеме. Тревожащие симптомы начали проявляться, когда ее единственной дочери было шесть лет. Именно тогда миссис А. обсуждала с мужем необходимость отдать дочь учиться в школу-интернат, поскольку они жили в довольно удаленном месте. Похоже, мать была огорчена предполагаемой разлукой гораздо сильнее, чем осознавала это. Более того, когда самой женщине было шесть лет, ее родители развелись и отослали дочь к тетке. Перспектива разлуки с дочерью пробудила в ней воспоминания о тех переживаниях, которые вызвала в ней, тогда шестилетней девочке, разлука с собственными родителями. Когда миссис А. увидела эту связь, ее слезы и беспокойство стали ей понятны, что и позволило разрешить проблему. Она перестала считать себя пораженной неведомым страшным недугом, бесконтрольно овладевающим ее организмом, а поняла, что причина нездоровья состоит в том, что нынешние переживания чрезмерно преувеличены наложением детских воспоминаний.

Симптомы, по поводу которых пациенты обращаются к врачу, часто являются неосознанным отражением пережитых в прошлом страданий. Одна из основных целей настоящей книги состоит в описании подхода к выявлению подобных проблем и их дальнейшего психотерапевтического излечения.


Часть 1.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИНАМИКИ

Введение в принципы психодинамики

Принято считать, что около трети пациентов, обращающихся к семейному доктору, страдают в первую очередь от проблем эмоционального характера. У половины из них эти проблемы носят явные признаки психических заболеваний, но лишь один из двадцати обращается к психиатру (Shepherd et al., 1966). Еще меньше людей обращаются за официальной психотерапевтической помощью в государственные учреждения здравоохранения. Однако психотерапия в той или иной степени была бы полезна большинству этих пациентов. Целесообразная степень применения различных форм психотерапии более подробно будет рассмотрена во второй части книги. Термин “психотерапия” используется как в более узком, так и в более широком смысле: он относится к формам лечения эмоциональных и психических расстройств, формам, основанным на беседе и личностном контакте с терапевтом, в противовес физическим методам (медикаментозному лечению и электромагнитному воздействию).

Основная часть психотерапевтической помощи в широком смысле осуществляется в виде задушевных бесед с близкими людьми, которым можно “излить душу”. “Каждый, кто старается поддержать впавшего в уныние друга или успокаивает перепуганного ребенка, осуществляет психотерапевтическое воздействие” (Alexan­der, 1957:148). Затасканное изречение “разделенное горе вдвое меньше” понятно каждому. Такого рода помощь ищут в первую очередь в наиболее доступных источниках утешения (у друзей, семейных врачей, духовников, социальных работников), куда обращаются значительно чаще, чем к психотерапевтам и психиатрам. В медицине искусство сочувственно выслушать пациента всегда являлось основой результативности лечения. Появилась опасность, что это искусство отойдет на второй план под натиском колоссального развития физических методов лечения, сосредоточивающих внимание на больном органе, пренебрегая при этом общим состоянием человека, которому нездоровится. В последнее время произошел возврат интереса к индивидууму как средоточию семейных и общественных проблем, а принципы психодинамики позволили ясно выделить этот интерес. В то время как многие острые и наиболее выраженные формы психических расстройств чаще всего излечиваются физическими методами, менее острые формы невротических проблем и проблем межличностного общения лучше поддаются психотерапевтическому воздействию. Мы еще вернемся к этому вопросу во второй части нашей книги при рассмотрении уровней психотерапии и отбора.

Существуют два основных подхода к психотерапии в узком смысле этого термина, на основе которых создано множество вариантов их сочетания. Это психодинамическая психотерапия (чьи исторические корни лежат в трудах Фрейда и в созданном им психоанализе) и поведенческая (бихевиористская) психотерапия, опирающаяся на учение Павлова об условном рефлексе. В данной книге больше внимания будет уделено первому направлению. Бихевиористский подход принципиально отличается от других тем, что психолог или физиолог изучают пациента извне. Все внимание сосредоточено на внешних наблюдениях, измеряемых предпочтительно шкалой поведения и манипуляциями (с помощью соответствующих поощрений и наказаний) с отклонениями и неадаптивными формами поведения с целью приведения их к норме. Бихевиористской (а в последнее время и когнитивной) психотерапией занимаются в основном психологи немедицинского направления, специализирующиеся в области экспериментальной психологии.

Суть динамической психотерапии состоит в эмоциональном контакте, как бы идущем изнутри, чтобы помочь пациенту понять, что происходит в его внутреннем мире, то есть последовать совету дельфийского оракула познать самого себя. Динамическая психотерапия в значительной степени обеспечивает душевное здоровье и привлекает врачей, социальных работников и психологов, занимающихся разбором сложных взаимоотношений с пациентами или клиентами, а также самих пациентов, желающих не просто избавиться от неприятных симптомов, а разобраться по-настоящему в своих проблемах и причинах их возникновения. Сатерленд (1968:509) писал: “Под психотерапией я понимаю личные отношения с профессионалом, которые позволяют упавшему духом человеку поделиться своими трудностями и разобраться в истинных причинах, благодаря чему возможно изменить ситуацию, обнаружив в себе ранее неведомые силы”. (Подробнее о роли психиатра, психолога и психотерапевта можно прочитать в Приложении 1).

Мы исходим из предпосылки, что корни динамической психотерапии можно найти в трудах Фрейда по психоанализу, от которых произросло множество ответвлений. Так, перед первой мировой войной в психоанализе образовались самостоятельные направления — аналитическая и индивидуальная психология, созданные Юнгом и Адлером. Между первой и второй мировыми войнами Мелани Кляйн и Анна Фрейд развили отдельную ветвь психоанализа — детский психоанализ. Во время второй мировой войны появилась групповая психотерапия. Потом стали развиваться новые направления: семейная терапия, терапия супружеских пар, социальная терапия. Роджерс обратился к проблемам биоэнергетики и другим формам гуманистической и интегративной терапии, порожденным стремлением найти новые пути поощрения прямых межличностных контактов, чтобы помочь людям избавиться от чувства изоляции и отчужденности. (Связи между этими школами отражены на рис. 10, где изображено “родовое древо”).

Несмотря на имеющиеся различия, все направления динамиче­ской психотерапии имеют общие основополагающие принципы. Они будут кратко перечислены здесь и более подробно рассмотрены в последующих главах.

Людей волнует возникновение тревожных симптомов, они обращаются за помощью, в то время как проблема состоит в появлении конфликта по поводу неких неприемлемых собственных качеств или отношений. Это противоречит традиционной медицинской модели, рассматривающей сами симптомы как проявление нарушений анатомического или физиологического характера.

Причиняющие нам беспокойство и психические страдания наши собственные черты могут быть отринуты нашим сознанием и оказаться в области бессознательного. Тогда срабатывают защитные механизмы, отрицающие, подавляющие и отвергающие все неприемлемое для нашего сознания. Иногда это приносит пользу, а иногда — вред.

Неприемлемые желания, чувства и воспоминания могут возникать в связи с основными мотивационными устремлениями. Различные школы психодинамики расходятся в градации этих побуждений и их значения, споря о том, какое из них — самое важное: пища, привязанность, сексуальное или агрессивное поведение. Но основным остается конфликт между устремлением и его производными.

Хотя фазы развития и трактуются по-разному, принято считать: то, как мы справляемся с нашими побуждениями, определено еще в младенчестве реакцией на наши основные потребности матери и других эмоционально значимых людей — отца, братьев-сестер, учителей и т.д.

Основные споры разгорелись вокруг моделей сознания и теоретизирования по поводу структуры психики. Фрейд не раз пересматривал свои взгляды. Сначала он рассматривал психику в терминах сознательного и бессознательного уровней. Затем он ввел понятия “Я”, “Сверх-Я” и “Оно”. Берн (1961) использовал более антропоморфистские термины: “Родитель”, “Взрослый” и “Ребенок”, которые составляют части психики каждого из нас. Идея различных уровней психики и возможности конфликта между ними пронизывает всю динамическую психотерапию.

Аспекты терапевтических отношений являются последним из общих теоретических принципов, непосредственно подводящим к практике. Мы будем различать терапевтический (или рабочий) альянс, перенос и контрперенос.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Введение в психотерапию iconБраун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской
Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской. — М.: Независимая фирма "Класс", 1998....
Введение в психотерапию iconБраун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской
Ю. М. Яновской. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. 224 с. Библиотека психологии
Введение в психотерапию iconСтановление личности взгляд на психотерапию
Я помогал тем, кто приходил за помощью, и тем, кого ко мне присылали; тем, у кого были небольшие проблемы, и тем, кто совершенно...
Введение в психотерапию iconЛитература введение
Введение: Экономические, социальные и культурные права важная грань правового государства
Введение в психотерапию iconРефератов по курсу "введение в политологию"
Структура: Введение, Основная часть, Заключение, Примечание, Список используемой литературы и источников
Введение в психотерапию iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение в прикладную филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина представляет собой вариант учебной дисциплины «Введение в спецфилологию», входящий в профиль «Прикладная филология» и...
Введение в психотерапию iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры раздел I введение в специальность 17 Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура»
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
Введение в психотерапию iconПрограмма дисциплины «Введение в политологию»
Дисциплина «Введение в политологию» предназначена для студентов 1 курса бакалавриата факультета прикладной политологии
Введение в психотерапию iconЛитература 56 введение. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
Введение 3
Введение в психотерапию iconВведение в предмет. Знакомство учеников с компьютерным классом
Модуль Введение в предмет. Понятие информации: виды, действия, измерение. Системы счисления
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница