Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь»




Скачать 125.94 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь»
Дата08.12.2012
Размер125.94 Kb.
ТипУрок
Тема: « Клиническая смерть. Реанимация.»Урок 7.

Цель урока:

1.развивающие – дать учащимся понятия реанимация, клиническая смерть.

Научить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

2.Обучающие – Научить выполнять НМС и ИВЛ

3.Воспитывающие гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

После изучения темы учащиеся должны уметь придать человеку, находящемуся без сознания устойчивое боковое положение и провести ИВЛ и НМС

Оснащение:

  1. таблица: система кровообращения человека.

  2. кушетка

  3. тренажёр «Максим – 2 »

  4. методическое пособие «Реанимация»

  5. видеофильм «Первая медицинская помощь»



Вопросы урока:

  1. Признаки жизни, признаки смерти.

  2. Понятие реанимации.

  3. ИВЛ (подготовительный этап, основная часть)

  4. НМС (подготовительная часть, основная часть)

  5. Устойчивое боковое положение пострадавшего.

  6. Практическая часть Отработка методики выполнения ИВЛ, НМС и придания пострадавшему устойчивого бокового положения.

7.Домашнее задание: Составить методичку по данной теме


Сегодня наш урок посвящён вопросу оказания первой медицинской помощи человеку, находящемуся на грани жизни и смерти.

Мы все знаем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в дорожно-транспортных происшествиях, причём треть из них – из-за безучастности или медицинской безграмотности очевидцев.

По словам медиков, на месте происшествия пострадавшим оказывают доврачебную помощь в одном случае из ста.

Люди просто не знают, что надо делать. А практика показывает, что жизнь пострадавшего нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь в первые минуты.

По мнению японских специалистов, если пострадавший находился в состоянии клинической смерти не более 3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%, при увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%, по прошествии 10 минут человека спасти не удаётся..

Согласно временным нормативам, время прибытия нарядов дорожно-патрульной службы на места ДТП, в которых пострадали люди, с момента получения информации составляет в Санкт- Петербурге –20 минут.

Поэтому вопросы спасения людей мы изучаем в школе, т.к. многие приёмы доступны школьникам в 14-16 лет.


И так, тема сегодняшнего урока: Реанимация. Клиническая смерть.

Ребята, кто может сказать, что мы понимаем под реанимацией? А под понятием клинической смерти?


Сегодня на уроке мы подробно разберём, что обозначают эти понятия и как нам помочь людям, оказавшимся в нештатной ситуации.


Вопрос классу:

Что вы будете делать, если стали свидетелем несчастного случая?

( ответы учащихся – «мозговой штурм»)



  1. Оценить ситуацию и состояние больного.

  2. Обеспечить безопасность для себя и окружающих.

  3. Оказать ПМП в зависимости от тяжести.

  4. Транспортировать в стационар, вызвав «03».

  5. Контроль за состоянием пострадавшего до передачи его бригаде скорой помощи.



Что значит оценить состояние? (ответы учащихся)


Жив или мёртв пострадавший? Этот вопрос весьма важен при тяжёлых травмах, когда пострадавший не подаёт признаков жизни. Дело в том, что при обнаружении хотя бы минимальных признаков жизни, необходимо немедленно приступить к спасению.


Как определить жив человек или нет?

Что мы должны сделать?

  1. Окликнуть

  2. Проверить болевую реакцию ( за ухо)

  3. Ощупать ( проверить наличие травм)

  4. Проверить пульс – на сонной артерии, если пульс не определяется - попытаться ухом выслушать сердечные тоны, прислонившись к грудной клетке.

  5. Наличие дыхания – определяется по ритмичным движениям грудной клетки. Если на глаз движения грудной клетки не заметны, можно поднести ко рту или носу пострадавшего зеркальце, ватку.

  6. У живого человека наблюдается выраженная реакция зрачков на свет. Если глаза осветить фонариком, то зрачки сократятся.



При прекращении работы сердца и остановке дыхания наступает смерть. Движение крови, несущей кислород клеткам организма, останавливается. Недостаток кислорода вызывает гибель мозговых клеток. В связи с этим при оживлении основное внимание следует сосредоточить на деятельности сердца и лёгких.

Смерть состоит из двух фаз – клинической и биологической. Во время клинической - человек уже не дышит, сердце перестаёт биться, однако необратимые явления в нервных клетках головного мозга ещё отсутствуют. Если в течение 5-7 минут восстановить кровообращение и дыхание, то человека можно спасти.

До тех пор пока нет полной уверенности в смерти пострадавшего, мы обязаны ему оказывать помощь.

Абсолютные признаки:

мутная высохшая роговица глаза, похолодание тела, трупные пятна, трупное окоченение.


Оживление (реанимация) складывается из проведения двух основных процедур: мер по восстановлению дыхания и мер по восстановлению сердечной деятельности.

ИВЛ(искусственная вентиляция лёгких) – состоит в искусственном введении воздуха в лёгкие. Оно производится во всех случаях остановки дыхательной деятельности, а также при наличии неправильного дыхания.

Основное условие – свободная проходимость дыхательных путей и наличие свежего воздуха.

Методика:



  1. Уложить горизонтально на спину.

  2. Шею, грудную клетку и живот освободить от стесняющей одежды

  3. Полость рта освободить от слюны и слизи

  4. Положив одну руку на теменную область, а вторую подведя под шею, запрокидывают его голову для восстановления проходимости дыхательных путей.



Учащиеся повторяют подготовительный этап. А дальше , что мы будем делать?( мысли учащихся)

  1. «Метод изо рта в нос» - оказывающий помощь закрывает рот больного приподниманием его нижней челюсти и после глубокого вдоха производит энергичный выдох, обхватив губами нос пациента.

  2. «Метод изо рта в рот» – закрывают нос больного, а выдох осуществляют в рот пострадавшего, предварительно прикрыв его марлей или платком. Затем приоткрывают рот и нос пациента, после чего происходит пассивный выдох. Оказывающий помощь поворачивает свою голову в сторону и делает нормальные 1-2 вдоха.



Критерии правильности дыхания: (вопрос учащимся)

Движение грудной клетки больного в момент искусственного вдоха и пассивного выдоха.


Искусственное дыхание делать с частотой 12-18 искусственных вдохов в 1 минуту!


Непрямой массаж сердца:

Это ритмичное сжатие сердца, проводимое с целью восстановления его деятельности и поддержания кровообращения в организме.


При непрямом массаже сердца происходит сдавление сердца между грудиной и позвоночником, вследствие чего кровь из ПЖ идёт в лёгочную артерию, а из ЛЖ в большой круг кровообращения.


Техника:



  1. Больного уложить спиной на твёрдую поверхность

  2. Освободить от верхней одежды, расстегнуть поясной ремень



Подготовительный этап – это что?



  1. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх неё помещают вторую руку. Обе руки должны быть выпрямлены в локтевых суставах и располагаются перпендикулярно поверхности грудины, а также обе ладони должны быть в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т.е пальцы должны быть приподняты.



Частота 1 раз в секунду.


Если два человека оказывают помощь, то распределение ИВЛ к НМС 1:4-5, если один, то на 2 глубоких выдоха идёт 10-15 надавливаний.

Показываю на манекене технику ИВЛ и НМС


Человек у нас задышал, у него появился пульс. Что дальше?


Если человек находится без сознания, но при этом у него функции дыхания и кровообращения сохранены или восстановлены, то этому человеку мы должны создать устойчивое боковое положение, т.к. при положении на спине может произойти западение языка и человек может захлебнуться, если у него возникнет рвота.


Техника:



  1. Окликнуть

  2. Проверить реакцию на боль
  3. Ощупать


  4. Открыть дыхательные пути (приподнять голову)

  5. Правую руку пострадавшего отвести в сторону, левую руку – за свою левую в замок и под голову пострадавшему

  6. Левую ногу согнуть в колене, повернуть пострадавшего на себя

  7. Левую ногу выпрямить под углом 90 градусов - для устойчивости, освободить руку из замка и голову наклонить чуть вниз и назад.


Практическая часть:


Разделились на 2 группы и идёт отработка ИВЛ,НМС, создание устойчивого положения.(помогают 2 консультанта). Группы меняются. (Каждой группе выдаётся методическое пособие с основными моментами урока)


Как вы думаете, что делаем раньше? Дышим или массажируем?


При отработке техники – каждой группе повторить задание. Во время практики подумайте:

Что самое главное при выполнении данного задания?

Какие тонкие места?

Что было неудобно делать, или что забывалось, не получалось?


Подведение итогов:

Какие вопросы?


Задача: К кому Вы подойдёте первому? Почему?



  1. Стоит человек и держит окровавленную руку

  2. Человек лежит ничком

  3. Человек сидит с неестественно вывернутой ногой, кричит

  4. Человек лежит на спине, от него исходит запах алкоголя

  5. Лежит на спине, хрипит.



Ответ: 5-4-2-1-3

Дополнительная литература:

  1. Богоявленский И.Ф.Оказание первой медицинской , первой реанимационной помощи на месте происшествия ив очагах чрезвычайных ситуаций. Санкт-Петербург 2005

  2. Вишневская Е.Л, Барсукова Н.К. Основы безопасности жизнедеятельности .Москва Русское слово 2000

  3. Маньков В.Д. С.Ф.Заграничный Опасность поражения человека электрическим током и порядок оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве. Санкт-Петербург 2006

  4. Марков В.В., Латчук В.Н.Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс.

  5. Маслов В.И.. Малая хирургия. БПВ. Москва, Медицина 1998г.

  6. Михайлович В.А.Руководство для врачей скорой помощи Санкт-Петербург «Медицина» 2003

  7. Юнас Ян Атлас первой медицинской помощи Освета Мартин 1988г.

  8. Янгсон Р.М Первая помощь Москва Астрель2002

  9. ru.wikipedia.org/wiki/

  10. http://www.eurolab.ua/encyclopedia/urgent.medica.aid/328/2287/

  11. http://cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/095/854.htm

  12. http://intensive.ru/php/content.php?group=5&id=622



Методичка.


Действия человека, ставшего свидетелем несчастного случая:



  1. Оценить ситуацию и состояние больного.




  1. Обеспечить безопасность для себя и окружающих.




  1. Оказать ПМП в зависимости от тяжести.




  1. Транспортировать в стационар, вызвав «03».




  1. Контроль за состоянием пострадавшего до передачи его бригаде скорой помощи.



Как определить жив человек или нет?



  1. Окликнуть




  1. Проверить болевую реакцию ( за ухо)




  1. Ощупать ( проверить наличие травм)




  1. Проверить пульс – на сонной артерии, если пульс не определяется - попытаться ухом выслушать сердечные тоны, прислонившись к грудной клетке.




  1. Наличие дыхания – определяется по ритмичным движениям грудной клетки. Если на глаз движения грудной клетки не заметны, можно поднести ко рту или носу пострадавшего зеркальце, ватку.




  1. У живого человека наблюдается выраженная реакция зрачков на свет. Если глаза осветить фонариком, то зрачки сократятся.


Искусственная вентиляция лёгких




Состоит в искусственном введении воздуха в лёгкие. Оно производится во всех случаях остановки дыхательной деятельности, а также при наличии неправильного дыхания.

Основное условие – свободная проходимость дыхательных путей и наличие свежего воздуха.










Методика выполнения искусственной вентиляции лёгких:



  1. Уложить горизонтально на спину.



  1. Шею, грудную клетку и живот освободить от стесняющей одежды



  1. Полость рта освободить от слюны и слизи



  1. Положив одну руку на теменную область, а вторую подведя под шею, запрокидывают его голову для восстановления проходимости дыхательных путей.



  1. «Метод изо рта в нос» - оказывающий помощь закрывает рот больного приподниманием его нижней челюсти и после глубокого вдоха производит энергичный выдох, обхватив губами нос пациента.



  1. «Метод изо рта в рот» – закрывают нос больного, а выдох осуществляют в рот пострадавшего, предварительно прикрыв его марлей или платком. Затем приоткрывают рот и нос пациента, после чего происходит пассивный выдох. Оказывающий помощь поворачивает свою голову в сторону и делает нормальные 1-2 вдоха.



Критерии правильности дыхания:


Движение грудной клетки больного в момент искусственного вдоха и пассивного выдоха.


Искусственное дыхание делать с частотой 12-18 искусственных вдохов в 1 минуту!











Непрямой массаж сердца:

Это ритмичное сжатие сердца, проводимое с целью восстановления его деятельности и поддержания кровообращения в организме.


При непрямом массаже сердца происходит сдавление сердца между грудиной и позвоночником, вследствие чего кровь из ПЖ идёт в лёгочную артерию, а из ЛЖ в большой круг кровообращения.











Техника выполнения непрямого массажа сердца:



  1. Больного уложить спиной на твёрдую поверхность




  1. Освободить от верхней одежды, расстегнуть поясной ремень




  1. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх неё помещают вторую руку. Обе руки должны быть выпрямлены в локтевых суставах и располагаются перпендикулярно поверхности грудины, а также обе ладони должны быть в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т.е пальцы должны быть приподняты.



Частота 1 раз в секунду.


Если два человека оказывают помощь, то распределение ИВЛ к НМС 1:4-5,

если один, то на 2 глубоких выдоха идёт 10-15 надавливаний на грудную клетку.








Устойчивое боковое положение,


Техника выполнения:



  1. Окликнуть




  1. Проверить реакцию на боль



  1. Ощупать





  1. Открыть дыхательные пути (приподнять голову)




  1. Правую руку пострадавшего отвести в сторону, левую руку – за свою левую в замок и под голову пострадавшему




  1. Левую ногу согнуть в колене, повернуть пострадавшего на себя




  1. Левую ногу выпрямить под углом 90 градусов - для устойчивости, освободить руку из замка и голову наклонить чуть вниз и назад.

.








Похожие:

Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconКонспект тема: Первая медицинская помощь при поражении техническими жидкостями, электротоком и других несчастных случаях
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и других несчастных случаях (утопление, падение с высоты, засыпка грунтом...
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconПервая медицинская помощь Общие принципы первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь представляет собой комплекс срочных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровье пострадавших...
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconФедеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования читинская государственная медицинская академия судебно-медицинская танатология (учебно-методическое пособие)
Авходиев Г. И., Касатеев А. В. Судебно-медицинская танатология: Учебно-методическое пособие. – Чита: ииц чгма, 2005. – 268 с
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconПервая медицинская помощь при травмах
При несчастных случаях даже хорошо поставленная служба скорой помощи может запоздать, а вот первая доврачебная помощь, своевременно...
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconМетодическое пособие для преподавателей по выполнению лабораторных работ, вопросы программированного контроля
Методическое пособие предназначено для преподавателей кафедры общей патологии мбф. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической...
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconЛитература: Учебное пособие «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях»
Занятия 3 Первая медицинская помощь при переломах, ушибах и вывихах. Приёмы и способы обеспечения иммобилизации (достижения неподвижности...
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconУрок тема урока
Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях различных видов
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconПервая медицинская помощь при наружном кровотечении
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconТехнологическая карта урока с использованием интернет-ресурсов
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания
Методическое пособие «Реанимация» видеофильм «Первая медицинская помощь» iconПервая медицинская помощь потерпевшим
Если отключить электроустановку быстро нельзя, необходимо принять иные меры. Во всех случаях оказывающий помощь не должен прикасаться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница