Примерная программа дисциплины




Скачать 325.25 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины
страница1/2
Дата07.12.2012
Размер325.25 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА


Рекомендуется Минобразованием России для направлений

подготовки (специальностей) в области техники и технологии,

сельского и рыбного хозяйства


Москва 2001г.

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Дисциплина "Начертательная геометрия. Инженерная графика" состоит из двух структурно и методически согласованных разделов: "Начертательная геометрия", "Инженерная графика".

Дисциплина "Начертательная геометрия. Инженерная графика" является фундаментальной дисциплиной в подготовке бакалавра и дипломированного специалиста широкого профиля. Это одна из основных дисциплин общеинженерного цикла.

При использовании программы по дисциплине "Начертательная геометрия. Инженерная графика", каждый ВУЗ при составлении своей рабочей программы обязан сохранить "Обязательный минимум содержания..." и обеспечить "Требования к уровню подготовленности...", содержащиеся в Государственном образовательном стандарте по указанным направлениям к этой дисциплине.

Разрешается в исключительных случаях (в рабочих программах), в соответствии со спецификой и традициями ВУЗа, частично изменять название (но не содержание) учебной дисциплины. Например, "Инженерная графика" для системотехнических специальностей.

"Компьютерная графика" является самостоятельной (объемом 36 часов) учебной дисциплиной и должна изучаться после овладения студентами основами начертательной геометрии и инженерной графики.

На экономических факультетах некоторых ВУЗов помимо "Начертательной геометрии. Инженерной графики" читается дополнительно небольшой (20 часов) самостоятельный курс "Основы номографии". Все эти дисциплины в совокупности обеспечивают изучение проблемы графического и геометрического моделирования инженерных задач.

Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных зданий и сооружений связаны с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Это ставит перед графическими дисциплинами ряд важных задач. Они должны обеспечить будущим бакалаврам и инженерам знание общих методов: построения и чтения чертежей; решения большого числа разнообразных инженерно-геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов. Методы начертательной геометрии и инженерной графики необходимы для создания машин, приборов и комплексов, отвечающих современным требованиям точности, эффективности, надежности, экономичности.

Программа определяет общий объем знаний, подлежащих обязательному усвоению студентами. Она едина для всех форм обучения и предназначена для бакалавров и дипломированных специалистов инженерно-технических специальностей.

В рабочих программах, разрабатываемых кафедрами вузов на основе данных программ, следует учитывать: размещение курса в учебных планах, принятых для данного учебного заведения; профиль специальности втуза; указывать содержание и распределение часов учебных занятий (тем), число расчетно-графических работ (РГР), содержание и сроки выполнения РГР и рекомендуемую литературу. Изложение дисциплины (особенно на начальном этапе) должно быть согласовано с программой средней школы по геометрии и черчению. В рабочих программах желательно учесть индивидуальные особенности студентов, их подготовленность, методическую согласованность и особенности преподавания разделов учебной дисциплины.

Изучение инженерной графики должно быть согласовано с изучением начертательной геометрии, целесообразно инженерную графику (черчение) изучать после начертательной геометрии. Должна обеспечиваться непрерывность геометрического и графического образования и преемственность знаний при переходе к профилирующим по специальности учебным дисциплинам.

Кафедрам необходимо обратить внимание на то, что изучение принципов, методов и алгоритмов автоматизации выполнения чертежей, а также автоматизации решения инженерно-геометрических задач должно происходить в самостоятельном разделе после изучения начертательной геометрии и черчения с обязательным выделением дополнительных часов для аудиторных лабораторных занятий.

При проведении аудиторных, практических или лабораторных занятий по всем разделам дисциплины студенческая учебная группа делится на две подгруппы не более 10 человек.

1.2.Начертательная геометрия является теоретической основой построения технических чертежей, которые представляют собой полные графические модели конкретных инженерных изделий. Задача изучения начертательной геометрии сводится к развитию пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений, изучению способов конструирования различных геометрических пространственных объектов (в основном - поверхностей), способов получения их чертежей на уровне графических моделей и умению решать на этих чертежах задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями.

На лекциях следует рассматривать принципиальные вопросы, формулировать и доказывать основополагающие предложения, рассматривать типовые задачи, давать алгоритмы их решения. Особое внимание следует обращать на четкость формулировки понятий и их определений.

Рассмотрение частных случаев, вариантов построения, детализации тех или иных вопросов должны быть отнесены к практическим занятиям и домашним заданиям.

Проверка знаний по дисциплине "Начертательная геометрия" проводится на экзамене. На экзамен отводится время - 0,5 часа на одного студента.

При составлении рабочих программ следует предусмотреть от двух до четырех домашних самостоятельных расчетно-графических работ по темам: конструирование и задание поверхностей, позиционные задачи, метрические задачи.

1.3 Инженерная графика призвана дать студентам умение и навыки для изложения технических идей с помощью чертежа, а также понимания по чертежу объектов машиностроения и принципа действия изображаемого технического изделия.

Основная цель курса - выработка знаний и навыков, необходимых студентам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, составления конструкторской и технической документации производства.

Инженерная графика - первая ступень обучения студентов, на которой изучаются основные правила выполнения и оформления конструкторской документации. Полное овладение чертежом как средством выражения технической мысли и производственными документами, а также приобретение устойчивых навыков в черчении достигаются в результате усвоения всего комплекса технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой курсового и дипломного проектирования.

Изучение курса инженерной графики основывается на теоретических положениях курса начертательной геометрии, а также нормативных документах, государственных стандартах и ЕСКД.

Основные вопросы инженерной графики рекомендуется излагать в форме установочной лекции по соответствующим темам. Помимо сведений, получаемых на занятиях, значительную часть необходимой информации студенты должны приобретать в процессе изучения учебной и справочной литературы.

Все чертежи выполняются в карандаше, с помощью соответствующего инструмента. Эскизы выполняются от руки на писчей бумаге в клетку.

Выполнение графических работ должно осуществляться в специально оборудованных чертежных залах, оснащенных плакатами, моделями и другими необходимыми учебными пособиями и техническими средствами.

Проверка усвоения студентами дисциплины "Инженерная графика" производится в соответствии с утвержденной инструкцией по проведению зачетов. Время отводимое на зачет 0,5 часа на одного студента.

Оценка выводится на основании проверочного задания, выполненного студентом на зачете, и ответов на вопросы, а также качества выполненных им работ на протяжении семестра.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основная цель изучения “Начертательной геометрии” в ВУЗе – развитие пространственного представления и конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей технических, архитектурных и других объектов, а также соответствующих технических процессов и зависимостей.

За последние годы круг задач, решаемых методами Начертательной геометрии, значительно расширился. Ее методы нашли широкое применение в системах автоматизированного проектирования (САПР), конструирования (АСК) и технологии (АСТПП) изготовления сложных технических объектов.

Основная цель курса “Инженерная графика” – выработка знаний, умений и навыков, необходимых студентам для выполнения и чтения технических чертежей различного назначения, выполнения эскизов деталей, составления конструкторской и технической документации производства.

Изучение курса инженерной графики должно основываться на теоретических положениях курса Начертательной геометрии, нормативных документах и государственных стандартах.

Начертательная геометрия и инженерная графика обеспечивает студента минимумом фундаментальных инженерно-геометрических знаний, на базе которых будущий бакалавр и дипломированный специалист сможет успешно изучать сопромат, теорию машин и механизмов, детали машин и другие конструкторско-технологические и специальные дисциплины, а также овладевать новыми знаниями в области компьютерной графики, геометрического моделирования и др.

Бакалавр и дипломированный специалист должен знать:

  • методы построения обратимых чертежей пространственных объектов и зависимостей; изображения на чертеже прямых, плоскостей, кривых линий и поверхностей; способы преобразования чертежа;

  • способы решения на чертежах основных метрических и позиционных задач;

  • методы построения разверток многогранников и различных поверхностей с нанесением элементов конструкции на развертке и свертке;

  • построение теней геометрических фигур: собственных и падающих, построение перспективы для (строительно-архитектурных специальностей);

  • методы построения эскизов, чертежей и технических рисунков стандартных деталей, разъемных и неразъемных соединений деталей и сборочных единиц;

  • построение и чтение сборочных чертежей общего вида различного уровня сложности и назначения.

Бакалавр и дипломированный специалист должен иметь опыт:

  • снятия эскизов и выполнения чертежей технических деталей и элементов конструкции узлов изделий своей будущей специальности.

Должен иметь представление:

  • о принципе работы конструкции, показанной на чертеже;

  • об основных технических процессах изготовления деталей;

  • о возможностях компьютерного выполнения чертежей;

  • о международных стандартах.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1. Для машиностроительных направлений и строительства
(Блок №1)


3.1.1. Конструкторско-технологические специальности

Вид учебной работы


Всего

Часов

Начертательная геометрия

Инженерная графика

Общая трудоемкость
дисциплины


272 - 306

119

153 - 170
Аудиторные занятия

170


68

102

Лекции

54

34

20

Практические занятия (ПЗ)

116

34

82

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий


-

-

-

Самостоятельная работа


102-119

51

51- 68

Курсовой проект (работа)

2 курсовых

1 курсовая

1 курсовая

Расчетно-графические работы

12 РГР

4 РГР

8 РГР

Реферат

1 реф.

1 реф.

-

и (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

-

Вид итогового контроля


(зачет, экзамен)




Экзамен

Зачет

3.1.2. Специальности по наладке, испытаниям и эксплуатации

Вид учебной работы


Всего

Часов

Начертательная геометрия

Инженерная графика

Общая трудоемкость
дисциплины


187 -255

102

85 – 136
Аудиторные занятия

119

68

51

Лекции

51

34

17

Практические занятия (ПЗ)

68

34

34

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа


68 - 136

34

34 - 85

Курсовой проект (работа)

2 курсовых

1 курсовая

1 курсовая

Расчетно-графические работы

10 РГР

4 РГР

6 РГР

Реферат

1 реф.

1 реф.

-

и (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

-

Вид итогового контроля


(зачет, экзамен)




Экзамен

Зачет


3.2. Для немашиностроительных направлений (Блок №2)

3.2.1. Конструкторско-технологические специальности

Вид учебной работы


Всего

Часов

Начертательная геометрия

Инженерная графика

Общая трудоемкость
дисциплины

187 – 221


85

102 – 136
Аудиторные занятия

112

51

61

Лекции

27

17

10

Практические занятия (ПЗ)

85

34

51

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий


-

-

-

Самостоятельная работа


75 -109

34

41-75

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

9 РГР

3 РГР

6 РГР

Реферат

-

-

-

и (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

-

Вид итогового контроля


(зачет, экзамен)




Экзамен

Зачет

3.2.2. Специальности по наладке, испытаниям и эксплуатации

Вид учебной работы


Всего

Часов

Начертательная геометрия

Инженерная графика

Общая трудоемкость дисциплины


153 – 170

85

68 –85
Аудиторные занятия

85

51

34

Лекции

25

17

8

Практические занятия (ПЗ)

60

34

26

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий


-

-

-

Самостоятельная работа


68 - 85

34

34 - 51

Курсовой проект (работа)

2 курсовых

1 курсовая

1 курсовая

Расчетно-графические работы

5 РГР

2 РГР

3 РГР

Реферат

-

-

-

и (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

-

Вид итогового контроля


(зачет, экзамен)




Экзамен

Зачет

3.3. Для системотехнических и инженерно-теоретических направлений
(Блок №3)

Вид учебной работы


Всего

Часов

Начертательная геометрия

Инженерная графика

Общая трудоемкость
дисциплины


120 - 136

60

60 – 76
Аудиторные занятия

68

34

34

Лекции

23

17

6

Практические занятия (ПЗ)

45

17

28

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий


-

-

-

Самостоятельная работа


52 - 68

26

26 – 42

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

6 РГР

2 РГР

4 РГР

Реферат

-

-

-

и (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

-

Вид итогового контроля


(зачет, экзамен)




Экзамен

Зачет




    1. При объеме дисциплины менее 119 часов изучение комплексной дисциплины “Начертательная геометрия. Инженерная графика” нецелесообразно.

4. Содержание дисциплин

4.1. Разделы дисциплины “Начертательная геометрия”
и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

РГР

1

Введение. Предмет начертательной геометрии. Проекционный метод отображения пространства на плоскость. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Основные свойства. Основные виды обратимых изображений: комплексный чертеж Монжа, аксонометрический чертеж.

2;

1;

1

2;

2;

2

№1;

№1;

№1

2

Задание точки, линии, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монжа. Задание параллельных прямых и плоскостей.

2;

1;

2

2;

2;

2

№1;

№1;

№1

3

Позиционные задачи. Задачи на взаимную принадлежность точек, прямых и плоскостей. Задачи на пересечение прямой и плоскости и двух плоскостей. Алгоритмы решения задач.

2;

2;

2

2;

2;

2

№1;

№1;

№1

4

Метрические задачи. Теорема о проекции прямого угла, задачи на перпендикулярность прямой и плоскости. Определение натуральной величины отрезка прямой.

2;

2;

2

2;

2;

2

№1;

№1;

№1

5

Способы преобразования комплексного чертежа. Введение новых плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Вращение оригинала вокруг проецирующих прямых и прямых уровня. Применение способов преобразования проекций к решению позиционных и метрических задач. Алгоритмы решения задач.

4;

2;

1

4;

2;

4

№1;

№1;

№1

6

Многогранники. Пересечение многогранников плоскостью и прямой. Пересечение многогранников. Развертывание поверхности многогранника.

2;

1;

1

2;

2;

2

№2;

№2;

№1

7

Кривые линии. Плоские и пространственные кривые линии. Проекционные свойства кривых линий. Касательные и нормали к кривым линиям. Особые точки кривых. Окружность в плоскости общего положения. Обводы точек на плоскости. Способы построения обводов и их применение в технике. Огибающая семейства линий.

2;

1;

1

2;

2;

2

№2;

№2;

№2

8

Поверхности. Образование поверхностей. Классификация. Определитель и формула поверхности. Дискретный и непрерывный каркасы поверхности. Критерий заданности поверхности. Чертежи поверхности.

2;

0,5;

0,5

2;

2;

2

№2;

№2;

№2

9

Поверхности вращения. Сфера. Коническая и цилиндрическая поверхности вращения. Однополосный гиперболоид вращения. Тор. Общие свойства поверхностей вращения.

2;

1;

1

2;

2;

2

№2;

№2;

№2

10

Линейчатые поверхности. Основные определения. Поверхности с тремя направляющими. Поверхности с плоскостью параллелизма /цилиндроид, коноид, гиперболический параболоид/. Конические и цилиндрические поверхности общего вида. Торсы.

2;

0,5;

0,5

2;

2;

2

№2;

№2;

№2

11

Винтовые поверхности. Прямой и наклонный геликоид. Поверхности параллельного переноса. Циклические поверхности.

2;

0,5;

0,5

2;

2;

2

№2;

№2;

№2

12

Принадлежность линии поверхности. Конструирование отсека поверхности.

2;

1;

2

2;

2;

2

№2;

№2;

№2

13

Обобщенные позиционные задачи. Каркасные способы решения задач на поверхности. Пересечение линий с поверхностью. Пересечения поверхностей /вспомогательные секущие плоскости и поверхности/. Алгоритмы решения задач.

4;

2,5;

2

4;

4;

4

№3;

№3;

№2

14

Касательные линии и плоскости к поверхности. Построение нормали к поверхности. Развертка поверхностей /точные, приближенные, условные/. Алгоритмы решения задач.

2;

1;

0,5

2;

2;

2

№4;

№4;

№2

15

Аксонометрические проекции. Прямоугольная аксонометрическая проекция. Стандартные виды аксонометрических проекций.

2;

1;

0

2;

2;

0

№4;

№4;

-
  1   2

Похожие:

Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины в образовательном учреждении
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница