«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007




Скачать 249.81 Kb.
Название«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007
страница1/3
Дата07.12.2012
Размер249.81 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Приходовская Екатерина


«БЕГ»


опера в двух действиях,

семи сценах


(по одноименной пьесе М. Булгакова)


2007


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:


Серафима Корзухина, молодая петербургская дама – меццо-сопрано (драм. сопрано)

Сергей Голубков, приват-доцент – тенор

Григорий Чарнота, генерал – баритон

Люська, походная жена Чарноты – колоратурное сопрано

Роман Хлудов, командующий фронтом – бас-баритон

Парамон Корзухин, муж Серафимы – бас

Африкан, архиепископ симферопольский – бас

Баев, командир красного отрядабас

Крапилин, вестовой Чарноты – тенор

Паисий, настоятель монастыряхарактерный тенор

Белый Главнокомандующий тенор

Артур, тараканий царь – характерный тенор

Белый офицер, Будёновец, Есаул, лакей Корзухина Антуан – без пения

Монахи, белые Штабные, Константинопольская толпа


Первое действие происходит в России осенью 1920 года,

4, 5 и 7 сцены второго действия – в Константинополе в 1921 году,

6 сцена – в том же году в Париже.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СЦЕНА 1

Октябрь 1920 года. Монастырская церковь. На скамейке, укрытый с головой попоной, лежит Чарнота. У окна – Африкан в тулупе, в виде химика Махрова. В высоком игуменском кресле сидит Серафима, у её ног, на скамеечке – Голубков. По сцене медленно проходят Монахи со свечами в руках и зажигают их у икон. Церковь освещается тусклым неверным светом.


Монахи. Плачи, плачи, Рахили, плачи, плачи, Рахили… Востени, востени, духовный Вифлеом, небеснаго дом хлеба…

Голубков. Как странно, как странно всё это, всё это словно сон, странный сон… Вот уже месяц мы бежим и бежим, и всё непонятней, всё страшнее кругом, всё словно сон, странный сон, всё сон… Но мысль о Вас облегчает мне этот полёт в осенней мгле. Мы встретились случайно, недавно… Вы помните, помните?.. (целует руку Серафиме)


Вбегает Паисий.


Паисий. Документики, документики приготовьте, господа честные!


Входит Баев.


Баев. А чтоб их чорт задавил, этих монахов! У, гнездо! (Паисию) Эти кто такие? Ты же говорил: «Души посторонней нету».

Паисий. Беженцы, беженцы, беженцы!..

Баев. (подходит к Чарноте, берёт у него паспорт, читает) Барабанчикова, замужняя. Где муж?

Чарнота. (стонет из-под попоны) А, а, а…

Баев. (Африкану) Документ!

Африкан. Я химик, химик я из Мариуполя.


Вбегает Будёновец, говорит что-то на ухо Баеву.


Баев. Ладно, пошли. Завтра разберёмся.


Баев и Будёновец уходят.


Африкан. Звёзды-то, звёзды антихристовы, звёзды-то звёзды пятиконечные…

Голубков. Откуда красные тут взялись? Ведь местность эта в руках у белых! Отчего это? Отчего?

Чарнота. (садится, укутанный в попону) Отчего это, отчего? А оттого, что генерал Крапчиков задница, а не генерал. Конница красная в тылу, а он в винт сел играть!

Африкан. (крестясь) Интересная особа! Интересная особа!

Шум за окном. Отсветы факелов.


Голубков. (подбегая к окну) Белые, белые! Клянусь, белые!


Вбегает Люська, видит Чарноту, бросается к нему.


Люська. Гриша! Гриша! Живой! А мы по тебе панихиду собрались служить. А ты живой! Живой!

Чарнота. Смерть видел так вот, как твою косынку. Поехал я в штаб к Крапчикову, а он меня в винт посадил играть. Будённый – словно с небес! Штаб перебили весь. Я в окно – и в посёлок, к учителю Барабанчикову: давай документы!.. Приползаю в монастырь, гляжу – а документы бабьи – жёнины, да удостоверение, да удостоверение: беременная. Лежу, рожаю… Вдруг слышу: шпорами – шлёп, шлёп…

Люська. Кто?

Чарнота. Командир-будёновец.

Люська. Ах!

Чарнота. И паспорт он взял, а попону – не поднял!

Люська. Ах!


Чарнота распахивает окно.


Чарнота. (кричит) Здравствуйте, гусары! Здорово, станичники!


Чарнота и Люська выбегают.


Паисий. Братие! Сподобились мы владыку от рук нечестивых спасти и сохранить! (Африкану) Владыко, прими вновь жезл сей!

Паисий и Африкан. (вместе) Воззри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей.

Монахи. О Господи, Господи, всея твари владыка! Услыши, услыши, помилуй нас! Помилуй нас, умилосердися на нас! Иного бо прибежища, иного утешения, кроме Тебе, кроме Тебе, не имеем.


Разговорный диалог во время звучания хора:

Белый офицер. Женщина, документ!

Серафима. Я Серафима Владимировна Корзухина, мой муж – товарищ министра торговли. Я бегу к нему, в Крым.

Белый офицер. (Голубкову) А вы?

Голубков. Я сын профессора-идеалиста и сам приват-доцент, бегу к вам, к белым, в Петербурге невозможно работать…


Шум. Появляются Чарнота и Люська.


Чарнота. Вы что, отцы святые, белены объелись? Драпать надо, армия уходит – в Крым, в Крым!

Африкан. Помилуй Господи! (уходит, крестясь)

Голубков. Генерал, умоляю, возьмите нас с собой!

Серафима. (в полубреду) Мне жарко, жарко... Вы поезжайте, я останусь, останусь…

Голубков. Боже, боже! Что это такое?

Люська. Тиф, это тиф!

Серафима. Я пить хочу...

Голубков. Что же делать, Боже?!

Серафима. …и в Петербург…

Люська. Подымай её! Подымай! Идём.


Все уходят. На сцене Паисий и Монахи.


Паисий. (отчаянно) Господи! Господи! Красные прискачут, а мы звонили белым… О Господи!..

Затемнение.


СЦЕНА 2


Ноябрь 1920 года. Зал на большой станции где-то в северной части Крыма. Зал занят белыми Штабными офицерами. Штаб третьи сутки не спит, но работает, как машина. Телефонные звонки, сигналы проходящих поездов.


Штабные. – Таганаш! Таганаш! – На Карпову балку, нет, на Карпову балку! – Слушаю! – Будённый?.. – Таганаш! Таганаш! – На Карпову балку!.. – Слушаю! – Будённый? Будённый?.. – Я слушаю, слушаю!


Входит Хлудов с Есаулом, диктуя ему телеграмму.


Хлудов. (сладко) …Запятая. (жёстко) Но Фрунзе противника на манёврах изображать не пожелал. Точка. (грустно, ностальгически) Это не шахматы и не Царское Село. Точка. Подпись: Хлудов. Точка. (нарочито бодро) Послать Главнокомандующему.


Входит Корзухин.

Корзухин. Разрешите представиться: товарищ министра торговли, Корзухин. У меня три запроса от Совета министров. Первое: судьба пяти рабочих, увезённых Вами в ставку?

Хлудов. (вяло) Есаул! Предъявите арестованных!


Есаул ведёт Корзухина к задней двери, открывает её, указывает куда-то ввысь.

Корзухин медленно возвращается.


Корзухин. Второе… Здесь на станции груз застрял особого назначения… Этот груз надо срочно протолкнуть в Севастополь…

Хлудов. (улыбаясь) Какой же это груз?

Корзухин. (подаёт Хлудову бумагу) Пушной товар, экспортный!

Хлудов. Ах, пушной! Экспортный! (отдаёт бумагу Есаулу) Эти составы выгнать в тупик, в керосин и зажечь! (сладко, Корзухину) Третье?

Корзухин. Третье… Положение на фронте?..

Хлудов. (скучающе) А, бестолочь! Из пушек стреляют, солдат убивают, вот печка с угаром, сидим, как попугаи, ни ресторана, ни девочек! Зелёная тоска!.. (жёстко, зло) А поезжайте в Севастополь и скажите, чтоб гниды тыловые собирали чемоданы! Красные завтра будут здесь! И шлюхам заграничным собольих манжет не видать! Пушной товар!

Корзухин. (пятясь) Неслыханно, неслыханно!..


Вбегает Серафима, Голубков и Крапилин пытаются её удержать.


Голубков. (из-за сцены) Нельзя туда, нельзя!

Серафима. Кто здесь Хлудов?

Голубков. Не слушайте её, она больна!

Серафима. Из Петербурга бежим и бежим… Всё Хлудов, Хлудов, снится даже Хлудов – и вот: сидит, молчит, кругом висят мешки, мешки да мешки… Зверюга! Шакал!

Голубков. Тиф у неё! Бредит она!

Серафима. Ждите – идут они и всех вас прикончат!

Штабные. Коммунистка, коммунистка! А, коммунистка!..

Голубков. Ну что вы, что вы! Мы из Петербурга, она Корзухина, Корзухина!..

Хлудов. Корзухина? Пушной товар! (Корзухину, сладко) Видите – Ваша супруга приехала из Петербурга!

Корзухин. Никакой супруги не знаю, эту женщину вижу впервые, из Петербурга не жду никого…

Хлудов. Искренний человек! Пушной товар! Вон!!!


Корзухин исчезает. Серафиму и Голубкова уводят контрразведчики.


Серафима. (уходя) Эх, Крапилин, что ж ты не заступишься?!

Крапилин. (став перед Хлудовым) Шакал! Стервятиной питаешься? Мимо тебя не проскочишь: сразу ты – цап и в мешок! Да только удавками в войне не победить! Пропадёшь ты в канаве, оголтелый зверь! Ждите – идут они и всех вас прикончат!

Хлудов. Повесить его!


Крапилина уводят, накинув на него мешок. Чуть темнеет: полумрак. Хлудов в центре сцены.


Искренние люди на войне нужны, на войне любовь нужна. А нас не любят, не любят…

Ни любви, ни тепла, только ветер да мгла, только кровь да штыки, фонари да мешки. Чьё-то имя на доске. Я сижу в тоске, он висит в мешке. Надо мной и над ним луна, снег да мёртвая тишина. На Земле всё война, война… А людям любовь нужна, любовь нужна, любовь нужна.


Шум за сценой, голоса.


Штабные. Главнокомандующий!..

Хлудов. Смирно!

Выход Главнокомандующего.


Главнокомандующий. Здравствуйте, господа!

Штабные. Здравия желаем!

Хлудов. Разрешите рапорт предъявить! Три часа назад противник взял Юшунь. Большевики в Крыму.

Главнокомандующий. Конец?!

Хлудов. Конец.

Главнокомандующий. Да ниспошлёт нам Господь силы и разум пережить лихолетье русское. Иной земли у нас нет.

Хлудов. (отдаёт приказания) Поезд! Конвой! Ставка!


Главнокомандующий уходит с конвоем.


Генералу Барбовичу – рысью в Ялту, грузиться на суда. Генералу Кутепову – в Севастополь, грузиться на суда. Калинину – в Керчь, Чарноте – в Севастополь! Всем в Севастополь! Крым сдан!

Штабные. Крым сдан. – Всем в Севастополь! – Крым сдан. – В Севастополь, всем в Севастополь!..

Хлудов. На бронепоезд: огонь! Огонь! По Таганашу – огонь! Огонь!

Штабные. Всем в Севастополь, всем в Севастополь, всем в Севастополь!..


Штабные уходят.

Раздаётся залп с бронепоезда, настолько тяжёлый, что мгновенно гаснет электричество и обрушиваются обледенелые окна станции. Обнажается перрон, голубоватые электрические луны. Под первой из них, на железном столбе – длинный чёрный мешок, под ним фанера с надписью углём: «Вестовой Крапилин».


Хлудов. (один, смотрит на повешенного Крапилина) Ныне отпущаеши раба твоего, владыко… Ныне отпущаеши раба твоего, владыко!..


Хлудов уходит.

Тьма.

  1   2   3

Похожие:

«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconБулгаков Михаил Афанасьевич бег восемь снов Пьеса в четырех действиях
С е р а ф и м а в л а д и м и р о в н а к о р з у Х и н а молодая петербургская дама
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconАблесимов Александр Онисимович Мельник колдун, обманщик и сват Комическая опера в трех действиях
Уложения, в которой разрабатывались проекты государственных законов. Здесь он сблизился с литераторами М. И. Поповым, В. И. Майковым...
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconОбзор красноярских сми c 11 октября по 17 октября 2010 года
В. Путин провел в Санкт-Петербурге совещание с ректорами двух национальных и семи федеральных университетов
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconКнига I. Тайное слово иоанна богослова
«Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а...
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 icon«жил был геракл» Пьеса в пяти подвигах, двух действиях, четырнадцати картинах
Древняя-древняя Греция. Гора Олимп. Самая вершина. Место жительства зевса и жены его геры. Откуда-то снизу раздается плач ребенка....
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconМишел ь пьеса в двух действиях
З о я. Твой последний, не поняла из какого времени гость, испортил все наши скатерти: на одну пролил соус, на другую кофе. Ну ладно...
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 icon3ds Max 2009 выходит в двух версиях. Версия 3ds Max 2009 ориентирована на разработчиков игр, а версия 3ds Max 2009 Design на тех, кто занимается архитектурной
Зато в 3ds Max 2009 Design есть система для анализа освещения в сценах Lightning Analysis, который отсутствует в 3ds Max 2009. Если...
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconПлан введение 3 глава I. Роман «мастер и маргарита» 4 История создания романа 4 Связь романа Булгакова с трагедией Гете 6
В своей работе я рассмотрю роман Михаила Афанасьевича Булгакова – «Мастер и Маргарита»
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 icon11. Барсбек – каган енисейских кыргызов
Барс-бега каганом и отдал ему в жены свою племянницу. В начале VIII в. Барс-бег проводит активную антитюркскую внешнюю политику....
«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007 iconСочинение-миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»
Тема урока: Сочинение-миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница