Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии»




Скачать 282.49 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «биологии»
страница1/3
Дата07.12.2012
Размер282.49 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



NON-PROFIT EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER

VOCATIONAL TRAINING EDUCATION

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА»

«MOSCOW LAW INSTITUTION»

Россия, 127254, г. Москва, ул. Яблочкова д.8А

Тел/Факс: (495) 610-31-12, (495) 610-28-57 e-mail: info@mip -vuz.ru

8A, Yablochkova st., Moscow, Russia, 127254

Phone/Fax: (495) 610-31-12, (495) 610-28-57 e-mail: info@mip -vuz.ru




Кафедра «Психологии и педагогики»





Программа


вступительных испытаний


по дисциплине


«БИОЛОГИИ»


Москва 2012


П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Настоящая программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в НОУ ВПО Московский институт на обучение по направлению подготовки «Психология» создана на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии и имеет целью обеспечить единство требований специалистов приемной комиссии к уровню подготовки абитуриентов, а также более предметную подготовку поступающих в институт к сдаче вступительного экзамена.

Основной целью вступительных испытаний по биологии является определение уровня готовности абитуриентов к освоению дисциплин естественнонаучного цикла в рамках образовательной программы высшей школы. Вступительное испытание по биологии преследует цели:

- оценить знания абитуриентом основных биологических теорий, гипотез, концепций и принципов, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; осовременных методов исследований в области биологических наук (цитологии, гистологии, анатомии и физиологии, биохимии, генетики, селекции, биотехнологии, строении, многообразии и особенностях биологических системэкологии); различного уровня (клетка, ткань, орган, организм, популяция, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытий и достижений современных экспериментальных исследований;

- выявить умения характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить простейшие исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

- оценить уровень развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки, проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- выявить степень сформированности убежденности в возможности научного познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

- протестировать навыки по использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры и формирования здорового образа жизни.

Для достижения этих целей в ходе испытаний должны быть решены следующие задачи:

- выявление уровня владения важнейшими научными терминами, понятиями, закономерностями и законами в области общей биологии;

- установление уровня знания эмпирических фактов, касающихся строения, функционирования и развития различных представителей растительного и животного мира, происхождения жизни на Земле, эволюции человека, а также глобальных биосферных процессов и современных экологических проблем;

- определение уровня владения современными научными теоретическими представлениями об анатомии и физиологии растений, животных и человека, а также важнейшими научными сведениями в области систематики основных групп растений и классификации животных;

- оценка уровня сформированности естественнонаучного мышления, т.е. умения приводить аргументы, конкретные факты и примеры, обосновывать выводы и свободно оперировать научными понятиями при объяснении разнообразных явлений природы;

- выявление уровня осведомленности, характера и содержания этической позиции в сложных вопросах, связанных с использованием в социальной практике современных достижений медико-биологических исследований (проблемы реанимации и эвтаназии, трансплантологии и онкологии, медицинской генетики и генной инженерии, клонирования, экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ


Для успешного прохождения вступительного испытания по биологии абитуриент должен продемонстрировать устойчивые общеучебные умения и навыки универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по описанным основным положениям программы.

В этом направлении приоритетами для вступительного испытания по дисциплине «Биология» являются такие навыки как сравнение объектов, анализ, оценка, абстрагирование, категоризация, классификация, систематизация, решение задач, самостоятельный поиск биологической информации.

В результате прохождения вступительного испытания по биологии абитуриент должен продемонстрировать следующие способности и навыки:

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение и функции биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяций растений и животных, формирование анатомо-физиологических адаптаций к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, концепций, принципов, гипотез и идей в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органелл клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных, особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; иметь представления о приготовлении и описании микропрепаратов;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях;

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


ПРОГРАММА


Тема 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Предмет, объект и методы биологического исследования. Структура биологического знания, связь биологии с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы различного уровня сложности организации живой материи.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Общие принципы организации и функционирования биологических систем, живая и неживая природа. Уровни организации живой природы (молекулярно-генетический, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, биосферный) и методы их изучения.

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологических исследований.

Строение и функции клеточных органелл. Взаимосвязи строения и функций органелл клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы, белки, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в клетке. Ферменты их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетической обмене. Пластический обмен, фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакция матричного синтеза. Возможность процессов энергетического и пластического обменов.

Доклеточные формы жизни – вирусы и бактерии. Особенности строения клеток: прокариот и эукариот. Вирусы – существо или вещество? Строение вирусной частицы. Вирусная РНК, размножение вирусов. Систематика вирусов. Вирусология. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, в воде, живых организмах. Систематика бактерий. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Бактериология.

Многообразие клеток многоклеточных организма. Гистология – наука о тканевом строении многоклеточных организмов. Современные методы гистологических исследований.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Биохимия – наука о химическом составе живой материи и о химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его стадии. Развитие половых клеток у растений и животных. Способы бесполого размножения у растений и животных.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Стадии развития зародыша позвоночного животного. Партеногенез у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины аномалий развития. Эмбриология – наука о зародышевом развитии.

Жизненные циклы и чередование поколений. Воздействие физических, химических и биологических на половые клетки человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Предмет и методы генетических исследований. Методы изучения наследственности человека (медицинской генетики). Генетическая терминология и символика.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем и их цитологические основы. Доминантные и рецессивные признаки. Гомо- и гетерозиготность. Неполное доминирование. Моно- и дигибридное скрещивание и его цитологические основы.

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Примеры различных типов наследования признаков у человека. Наследственные заболевания у человека. Составление схем скрещивания. Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание, на промежуточное наследование признаков, на сцепленное наследование, на наследование, сцепленное с полом, на взаимодействие генов. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Кариотип человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Аллельное состояние генов. Перекрест хромосом (кроссинговер). Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Экспрессивность и пенетрантность. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Типы и механизмы хромосомных мутаций. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Основные направления современной биотехнологии. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).


  1   2   3

Похожие:

Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний по биологии
Программа разработана на основе примерной программы по биологии (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. №14-51-129ин/12...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «математика»
Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «математика»
Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «русский язык»
Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «русский язык»
Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний проводимых колледжем самостоятельно по дисциплине «Математика»
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по математике для лиц, поступающих на заочное отделение
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПравила проведения вступительных испытаний для сокращенных программ бакалавриата (из Порядка проведения вступительных испытаний в Омгту) Общие положения
И специальности Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconРасписание вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний и аттестационных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа и место проведения экзамена,
Перечнем вступительных испытаний в вуз, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №505 от 28 октября...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «Биология» для поступающих...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «биологии» iconПрограмма вступительных испытаний проводимых техникумом самостоятельно по дисциплине «Русский язык» для поступающих на базе основного общего образования
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц, имеющих основное общее образование, поступающих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница