Образовательная программа дополнительного образования детей




Скачать 394.27 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей
страница1/3
Дата07.12.2012
Размер394.27 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы

муниципального образования город Кропоткин


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД центр внешкольной

работы МО г. Кропоткин

О. Г. Рыбак

Протокол педагогического совета

от «31» августа 2011года

Образовательная программа дополнительного образования детей


« ЮНЫЕ ГЕОГРАФЫ – КРАЕВЕДЫ»


(срок реализации программы)


модифицированная

(вид программы)


12-14 лет



(возраст обучающихся)


Федорова Е. А.



(Ф.И.О. преподавателя)


г. Кропоткин - 2011


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1. Программа объединения «Юные географы - краеведы»


2. Руководитель программы: Федорова Евгения Анатольевна, педагог дополнительного образования МАОУДОД центр внешкольной работы г. Кропоткин МО Кавказский район


3. Организация исполнитель: МОУ ДОД центр внешкольной работы МО

г. Кропоткин


Адрес: г. Кропоткин, ул. Красная, 11


4. География программы: ст. Казанская, Краснодарский край, Кавказский район.


5. Целевая группа: дети среднего школьного возраста

Количество детей в группах:

1г. обучения – 12 - 15 человек

2 г. обучения – 10 - 12 человек

В объединение «Юные географы-краеведы» принимаются дети из любых социальных групп.


6. Цель программы: - развить потребности личности к познанию и творчеству средствами географо-краеведческой деятельности, воспитать патриотов своего края.

7. Направленность программы: туристско-краеведческая.


8. Срок реализации программы: 2 года


9. Тип программы: модифицированная


10. Уровень реализации: основное общее образование


11.Уровень освоения: углубленный, общекультурный


12. Способ освоения содержания образования: репродуктивный, частично эвристический и креативный.


13. Краткое содержание программы:

Программа «Юные географы-краеведы» предусматривает комплексное изучение Краснодарского края. А именно: природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие края.


Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на 1 и 2 года обучения.

В объединении заложены общедидактические принципы: закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности ребенка, взаимосвязь теории и практики.

Программа творческого объединения «Юные географы-краеведы» планируется на 2 учебных года и включает в себя теоретическую и практическую работу.

В объединении принимаются все желающие дети из различных социальных групп в возрасте от 12 до 14 лет.

Программа рассчитана на 216 часов в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.


Пояснительная записка.


Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни. Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде всего, в краеведческих учебных курсах.

Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, края.

Актуальность программы. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский. Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь географо-краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Актуальность программы заключается в том, что, несмотря на очевидный потенциал краеведения, оно не получило широкого распространения и не введено в перечень основных предметов в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к краю и стране, в которой он живет. Школьник должен знать Краснодарский край, чтобы полюбить землю, на которой он живет, и участвовать в развитии родного края. Все программы, утвержденные Министерством Образования РФ для внешкольных учреждений по краеведению, не отражают особенности территорий. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть этого можно путем применения различных форм и методик подачи материала.

Новизна программы. В настоящее время существует множество программ краеведческой направленности: эколого-краеведческой, географо-краеведческой, туристско-краеведческой, биолого-краеведческой, историко-краеведческой. Проанализировав некоторые из них, автор данной программы пришел к выводу, что все они далеки от совершенства, т. к. были опубликованы либо довольно давно и потеряли свою актуальность (Галкин Я. Б. «Географы-краеведы»), либо их содержание предусматривает отраслевое изучение края. В данной программе автор попытался комплексно подойти к вопросу изучения самой южной части нашей страны, включив в содержание материал не только физико-географической и социально-экономической направленности, но и по экологии, туризму, истории, религии и культуре края. Освоение материала данной программы позволит школьникам получить целостное представление о своем крае, где все компоненты рассматриваются во взаимосвязи.

Цель программы: развить потребности личности к познанию и творчеству средствами географо-краеведческой деятельности, воспитать патриотов своего края.


Задачи программы.


Образовательные:

  • формирование знаний в области краеведения;

  • понимание взаимосвязи локального с глобальным;

  • расширение кругозора.



Развивающие:

  • развитие навыков географического мышления;

  • овладение умениями планирования деятельности;

  • формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;

  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.



Воспитательные:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;

  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.



Основные принципы, идеи и мотивы построения программы:



  1. принцип природосообразности:

  • обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей

  • максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

  1. принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев

  2. идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он, прежде всего, способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.

  3. идеи демократизации и сотрудничества, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию жизни объединения. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.

  4. идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.

  5. идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.



Планируемые результаты:

В результате работы кружка члены кружка должны знать:

  • основные сведения по истории, географии, культуре своего края;

  • основы туризма и ориентирования на местности;

  • особенности народов, проживающих на территории Кубани, их религиозные взгляды, обычаи, культуру;

  • особоохраняемые природные территории края;

  • наиболее известных культурных деятелей Кубани.

  • историю названия своего населенного пункта, других географических названий;


В результате работы кружка члены кружка должны уметь:


  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; а так же для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • пользоваться географическими и историческими картами;

  • пользоваться краеведческой литературой;

  • ориентироваться на местности;

  • составлять простейший план небольшого участка местности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.

Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.

Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.


Методы учебно-воспитательной работы.


Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования и развития в процессе обучения

1. Словесный метод - в процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

2. Наглядный метод

2. Инструктивно-репродуктивный;

3. Проблемно-поисковый метод. Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения педагог использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному.


Методы воспитательной работы - это способы воздействия на объект воспитательной работы в целях формирования у него общественно-государственного мировоззрения, общечеловеческих ценностей, профессионального мастерства и их применения в практической деятельности. Сюда относятся:

• словесные методы, в которых устное или письменное слово является источником воздействия (рассказ, дискуссия, лекция, беседа, диспут, работа с литературой);
• наглядные методы, в которых основным источником информации является иллюстрация, демонстрация, экскурсия;
• практические методы, в которых основным источником воздействия на воспитуемого являются выполняемые им различные виды деятельности в процессе обучения в академии;
• педагогические методы - убеждение, поощрение, принуждение, личный пример.

Формы проведения учебно-воспитательной работы:


1. рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;

2. практическое занятие, викторина, консультация;

3. решение проблем с помощью педагога, работа в музеях, архивах,

конференция, экспедиция.


Группы форм воспитательного процесса:

• индивидуальные – беседа, собеседование, поручение, совет, помощь;
• групповые - совещания, семинары, лекции, инструктажи;
• коллективные - конференции, собрания, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами;
• печатные - стенные газеты, бюллетени, обзоры, листовки, буклеты, брошюры, книги, специальные информационные издания, статьи;
• устные - беседы, выступления, выставки, стенды;
• организационные - лектории семинары, редколлегии, библиотеки.


Средства воспитательной работы - это духовные и материальные явления предметы, с помощью которых оказывается психолого-педагогическое воздействие на личность объекта воспитательной работы. А именно:

• средства устной информации и средства массовой информации;
• периодическая печать;
• наглядная информация (агитация);
• художественные образы;
• способности воспитателя.

  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей 11 12 лет). Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Робототехник» Возраст учащихся 10 -17 лет Срок реализации 3 года
Образовательная программа дополнительного образования детей радиоклуба «Робототехник»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа центра дополнительного образования детей «Малая академия»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Малая академия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы с детьми и подростками
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа социально-педагогической направленности «Изучение русского языка с использованием пк»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «волосовский центр дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей iconПрограмма кружка "Компьютерный колллаж" (2-4 класс) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница