Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.




Скачать 229.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.
Дата07.12.2012
Размер229.34 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Природоведение. Биология. Экология : 5-11 классы : программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.


Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний.


Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; о том, что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. Н а конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Новизна программы. Изучение животного мира Курганской области.

Специфика экологической ситуации в регионе и по месту жительства. Охрана природы родного края.


Контроль знаний, умений и навыков обучающихся складывается из входного контроля, который проводится на первом уроке биологии, текущих проверочных и контрольных работ, и итоговой контрольной работы за курс обучения. Формы контроля могут быть разнообразны: тест, письменная контрольная работа, устный опрос, творческие задания.


Требования к уровню подготовки.
В результате изучения биологии  ученик 7-го класса должен знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; животных своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость.


Уметь

- объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

действие лимитирующих факторов на состояние фауны Курганской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Курганской области;

- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом, развитием и поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, орган и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды на животных;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ухода за животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для наблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно-тематический план.



п/п


Тема


Количество

часов

В том числе:

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

1.

Общие сведения о мире животных

4

3




1




2.

Строение тела животных

2

2










3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4

2

1




1

4.

Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные

3

3










5.

Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

5

1







6.

Тип Моллюски

4

3

1







7.

Тип Членистоногие

9

6

1

1

1

8.

Тип Хордовые

Подтип Бесчерепные

29

1


1










8.1.

Подтип Черепные. Рыбы.

5

4

1







8.2.

Класс Земноводные, или Амфибии

4

4










8.3.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

3




1




8.4.

Класс Птицы

6

3

2

1




8.5.

Класс Млекопитающие, или Звери

9

6

1

1

1

9.

Развитие животного мира на Земле

4

4













Повторение

3

2







1




Итого

68

51

8

5

4

Содержание тем учебного курса.

  1. Общие сведения о мире животных (4ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

Знать: отличительные признаки растений и животных; среды жизни и места обитания животных; основные систематические группы животных; достижения современной зоологии.

Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на животных.



  1. Строение тела животных (2ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Знать: строение клетки, особенности тканей, органов, систем органов.

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, орган и системы органов животных.


  1. Подцарство Простейшие,

или Одноклеточные животные (4ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и в жизни человека.

Лабораторные практические работы. Изучение строения инфузории-туфельки.

Знать: строение клетки одноклеточных организмов; сущность биологических процессов, протекающих в клетке.

Уметь: сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.



  1. Подцарство Многоклеточные животные:

тип Кишечнополостные (3ч).

Краткая характеристика подцарства

Многоклеточные животные

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутренне строение. Двухсойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Знать: строение и сущность биологических процессов животных; значение в природе и жизни человека.

Уметь: сравнивать биологические объекты; распознавать на таблицах животных типа Кишечнополостные.



  1. Типы Плоские черви, Круглые черви и

Кольчатые черви (6ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободнодвижущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Тип Плоские черви. Белая планария как представитель свободнодвижущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя.

Знать: внешнее и внутренне строение червей, сущность биологических процессов, протекающих в их организмах; значение червей и их эволюцию.

Уметь: давать сравнительную характеристику животных различных типов; описывать и объяснять результаты опытов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.


  1. Тип Моллюски (4ч)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные и практические работы. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Знать: разнообразие и классификацию животных типа Моллюски; их строение и процессы жизнедеятельности; роль моллюсков в биогеоценозе.

Уметь: определять принадлежность животных к различным таксономическим группам, работать с дополнительной литературой; проводить сравнительный анализ.


  1. Тип Членистоногие (7ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие группы насекомых с неполным превращением: прямокрылые, равнокрылые клопы и стрекозы. Важнейшие группы насекомых с полным превращением: бабочки, жесткокрылые (жуки), двукрылые, перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового ( или дубового) шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчела и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего строения майского жука.

Экскурсии. Разнообразие членистоногих Курганской области.

Знать: строение и многообразие животных типа Членистоногие; сущность биологических процессов, протекающих в организме; разнообразие членистоногих своей местности.

Уметь: наблюдать за ростом, развитием животных; определять принадлежность животных к определенной систематической группе; проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных.



  1. Тип Хордовые (29ч)

Подтип Бесчерепные (1ч)

Краткая характеристика типа Хордовые.

Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.


Подтип Черепные. Рыбы (5ч)

Общая характеристика черепных. Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение внешнего строения рыбы.


Класс Земноводные, или Амфибии (4ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.


Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Экскурсия. Разнообразие животных Курганской области.


Класс Птицы(6ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Многообразие птиц. Страусовые. Пингвины и типичные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные хищные и всеядные. Охрана и привлечение птиц. Редкие птицы Курганской области. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Происхождение птиц. Археоптерикс.

. Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев. Изучение строения скелета птицы.

Экскурсия. Знакомство с птицами леса своей местности.


Класс Млекопитающие, или Звери (9ч)

Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Первозвери (однопроходные), низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи), ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные, приматы.

Основные экологические группа млекопитающих: типично наземные, наземно-древесные, прыгающие, почвенные, летающие, водные и околоводные.

Значение млекопитающих. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Регулирование численности зверей в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Млекопитающие Курганской области, занесенные в Красную книгу.

Лабораторные и практические работы. Изучение строения скелета млекопитающего.

Экскурсия. Домашние и дикие звери. Животные Курганской области (краеведческий музей).

Знать: строение и процессы жизнедеятельности хордовых животных; многообразие животных своего региона; основные экологические группы животных; взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Уметь: определять принадлежность животных к определенной систематической группе; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом, развитием и поведением животных; объяснять происхождение животных находить в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных, ухода за ними.



  1. Развитие животного мира на Земле (4ч)



Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животного мира. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Знать: эволюцию животного мира;

Уметь: характеризовать этапы исторического развития животного мира; объяснять действие лимитирующих факторов на состояние фауны Курганской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Курганской области.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ухода за животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для наблюдения правил поведения в окружающей среде.


Литература для учителя.

  1. Константинов В.М. Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко ; под ред. Проф. В.М.Константинова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 304 . : ил.

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006. – 432. –(В помощь школьному учителю).

  3. Игошин Г.П. Уроки биологии в 7-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 272 .: ил. – (Учитель года России).

  4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 8-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 234, [6] с.

  5. Касаткина Н.А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 154 с.

  6. Пакулова В.М. работа с терминами на уроках биологии: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 96 с.: ил.

  7. Герасимов В.П. Позвоночные животные, изучение их в школе: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с., с ил.

  8. Стариков В.П. Млекопитающие Курганской области. Учебное издание. – Курган: Изд-во Кург. гос. Пед. Ин-та, 1992. – 80 с.

  9. Стариков В.П. редкие и исчезающие животные Курганской области. Справочное пособие. – Курган, «Парус-М», 1995. – 58 с.

  10. Контрольные измерительные материалы. Биология. 6-7 классы: материал для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н.Зайцева, Л.В.Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». – Курган, 2010. – 80 с.

  11. Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с., ил.


Литература для учащихся.


  1. Константинов В.М. Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко ; под ред. Проф. В.М.Константинова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 304 . : ил.

  2. Биология. Энциклопедия / гл.ред. М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская

Энциклопедия, 2003.

  1. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с., ил.

  2. Осадчий А.А. Птицы на вашем дворе: Справ. Пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – Донецк: Донбасс, 1991. – 223 с.

  3. В.П.Стариков и др. Животный мир Курганской области (В помощь учителям и учащимся) /Курганский гос. пед. ин-т/ - Курган, 1989. – 32 с.



Multimedia-поддержка предмета:

  1. 1С:Репетитор. Биология. 2001.

  2. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  3. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное

издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

4. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

5. Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор

цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)

http://school- collection.edu.ru/) .


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и

Мефодий»

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» авторов А.
Примерной программы среднего ( основного) общего образования автора И. Н. Пономаревой
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии»
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой нбиология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005....
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconРабочая программа по курсу «биология» 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные»
«Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днепров,...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. iconДрагомилов А. Г., Маш Р. Д. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница