Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18)




Скачать 365.3 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18)
страница1/3
Дата06.12.2012
Размер365.3 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


кафедра сервиса и туризма


3 сентября 2010 г. 3 сентября 2010г.


Программа дисциплины


Безопасность жизнедеятельности

Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования»

(цикл ОПД.Ф.18)





Составители:

Кувшинова И.А.

канд. пед. наук, доцент




Магнитогорск 2010


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


    1. Цели курса




  • Ознакомить студентов с научными основами безопасности жизнедеятельности, обеспечив теоретическую и практическую подготовку по дисциплине в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 031800 «Логопедия» (ОПД.Ф.05).

  • Подготовить педагогические кадры, способные сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, умение оказывать само- и взаимопомощь в неблагоприятных и опасных ситуациях.




    1. Задачи курса




  • Обеспечить современный, научно обоснованный уровень знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на основе комплексного междисциплинарного подхода с целью решения триединой задачи, состоящей из идентификации опасностей окружающего мира, реализации профилактических мероприятий и мерах защиты от остаточного риска.

  • Информировать студентов о новых достижениях науки и техники в области обеспечения безопасности, дать цельное научное представление об опасностях окружающего мира и мерах защиты от них.

  • Изучить со студентами положения конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина, а также положения ряда законов нашей страны по обеспечению безопасности человека, общества и государства.

  • Обучить будущих учителей грамотным действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, учитывая природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные опасности и разрабатывая адекватные меры по защите детей и окружающих.

  • Сформировать у будущих педагогов способность организации работы и управления коллективом с учетом требований обеспечения безопасности учащихся на учебных занятиях и в процессе внеклассной работы, научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случаях их возникновения.

  • Подготовить педагогические кадры, способные привить детям ценностно-ориентированные ключевые знания в сфере безопасности жизнедеятельности, сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение оказывать само- и взаимопомощь.




    1. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы


Дисциплина «Безопасности жизнедеятельности» изучается студентами заочного от деления, получающими специальность «Педагогика и методика начального образования» на II курсе университета, поскольку закономерно рассматривается как неотъемлемая составная часть общего курса дисциплин, входящих в профессиональную образовательную программу подготовки учителей начальных классов.

Настоящая программа разработана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» (ОПД.Ф.07 «Безопасность жизнедеятельности») и рассчитана на 72 часа. Из них лекционный курс составляет 16 часов, практический – 20 часов. Отведены 36 часов студентам на самостоятельную работу. Разработаны задания и план их выполнения, контрольные вопросы для проверки.

Для будущих педагогов курс «Безопасность жизнедеятельности» – настоятельная потребность, диктуемая императивом времени, т.к. опасности затрагивают жизненные интересы каждого жителя земли. Это обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов и чрезвычайных ситуаций.

Так как важнейшим звеном в организации безопасности жизнедеятельности, в формировании культуры безопасности является образование, то возникает необходимость подготовки будущих педагогов для проведения занятий ОБЖ с целью привития детям ценностно-ориентированных ключевых знаний в сфере сохранения и укрепления здоровья, формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, умения оценивать различные жизненные ситуации, свои возможности, предпринимать грамотные действия в условиях чрезвычайных ситуаций по защите себя и окружающих. Поэтому особенностью курса «Безопасность жизнедеятельности» является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания.

Настоящий курс состоит из тем, в которых студенты получают теоретические знания о чрезвычайных ситу­ациях различного характера, об организации защиты населения в мирное и военное время, об особенностях организации гражданской обороны в образовательных учреждениях и др. Значительная часть курса посвящена действиям учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Дисциплина также охватывает вопросы гражданской обороны и защиты населения в мирное и военное время, изучение системы ГО и РСЧС, правовые аспекты, законы и нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности человека, общества и государства. При рассмотрении вопросов защиты населе­ния и территорий в ЧС акцент делается на привитие студентам навыков в умении вырабатывать оптималь­ные меры по защите детей в ЧС и организовывать их выполнение в качестве ру­ководителей различных уровней.

В отдельных темах рассматриваются вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей, актуальный современный материал по организации антитеррористических мероприятий и обеспечению безопасности образовательного учреждения, действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов, также рассматриваются основные положе­ния медицины катастроф с акцентом на организацию меди­цинской помощи в различных ЧС.

Программа курса предусматривает самостоятельную работу студентов, проведение семинаров и практических занятий на базе штаба ГО, кабинетов школ города с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков работы с детьми, подростками, педагогами школ.

Формой текущего контроля знаний являются диагностические и контрольные срезы, а заканчивается освоение программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» итоговым контролем в виде зачета с использованием прилагаемых вопросов.


    1. Требования к уровню освоения содержания курса (носят рекомендательный характер)


Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» построена так, что студенты

должны знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности, общие закономерности опасных явлений природного и техногенного характера и меры защиты населения от их последствий;

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • основы пожарной безопасности, средства тушения пожаров и их применение;

  • алгоритм действий учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также действий педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов;

  • зоны повышенной опасности, правила поведения при ЧС социального характера;

  • предназначение, основные задачи, структуру, режимы функционирования и степени готовности РСЧС и ГО, организационные аспекты ГО в образовательных учреждениях;

  • современные средства поражения, их действие на организм человека и меры защиты от них;

  • основы экономической, информационной и продовольственной безопасности;

  • проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации;


должны уметь:

  • идентифицировать опасности, реализовывать своевременные профилактические мероприятия и мероприятия по защите от остаточного риска и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

  • учитывать все виды опасностей, оценивать различные чрезвычайные ситуации, свои возможности, предпринимая грамотные действия по защите детей, себя и окружающих, снижая риск и смягчая последствия исходя из особенностей конкретной чрезвычайной ситуации, применительно к данным конкретным условиям.

  • организовать антитеррористические и иные мероприятия ГО по обеспечению безопасности образовательного учреждении.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


2.1. Разделы курса


  1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности.

  2. Экстремальные и чрезвычайные ситуации.

  3. Национальная и международная безопасность Российской Федерации. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность.


2.2. Темы и краткое содержание курса


РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ.


Тема 1. Введение в предмет. Человек в мире опасностей.

Безопасность жизнедеятельности как наука.


Краткое содержание

Понятия «опасность» и «безопасность», их роль и значение в жизнедеятельности человека и общества. Признаки, определяющие опасность. Идентификация опасностей. Источники опасностей. Классификация опасностей. Понятие безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Методы обеспечения безопасности. Гомосфера и ноксосфера. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности. Факторы среды и управление ими. Основы управления безопасностью деятельности. Важнейшие принципы системного анализа при управлении БЖД. Стадии управления БЖД. Средства управления БЖД. Проектирование условий безопасности. Логико-методическая схема анализа и проектирования безопасности деятельности. Классификация принципов БЖД по признаку реализации. Средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Методы повышения безопасности.


Тема 2. Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Формирование культуры безопасности у подрастающего поколения


Краткое содержание

Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения. Принципы обеспечения безопасности образовательного учреждения. Цели и задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ. Система безопасности в образовательном учреждении. Воспитание безопасности как один из основных аспектов формирования культуры безопасности. Концепция воспитания БЖД. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса БЖД. Принципы воспитания БЖД. Методологическая основа воспитания БЖД. Формирование культуры безопасности. Культура безопасности как составная и неотъемлемая составляющая часть культуры. Воспитание культуры личной безопасности. Воспитание культуры личной безопасности у подрастающего поколения. Мировоззренческая готовность к безопасности. Виктимная личность. Формирование мировоззрения личности как исходный пункт процесса воспитания готовности человека к безопасному или виктимному поведению. Принципиальная модель подготовки человека к БЖД. Психические процессы и особые психические состояния (факторы, повышающие индивидуальную подверженность опасности, пароксизмальные расстройства, аффективные состояния (конфликт, поведение срыва, тревога, страх, испуг, паника). Поведение толпы, массовая паника. Мотивация деятельности. Методы повышения безопасности. Взаимодействия учителя, родителей и социально-педагогической среды с ребенком в процессе его подготовки к безопасной жизнедеятельности и формирования у него культуры безопасности.


Тема 3. Законы и нормативно-правовые акты РФ

по обеспечению безопасности жизнедеятельности.


Краткое содержание

Положения конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина, Закон РФ «О безопасности», федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».


РАЗДЕЛ II.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.


Тема 1. Виды экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Классификация ЧС.

 

Краткое содержание

Общие сведения о чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций (по сфере возникновения, по характеру протекания, масштабу и степени нанесенного ущерба, по ведомственной принадлежности). Техногенные, природные, экологические, биологические, социальные, антропогенные, комбинированные чрезвычайные ситуации. Классификация социальных опасностей и чрезвычайных ситуаций (по природе, по масштабам событий, по половозрастному признаку, по организации).  Классификация стихийных бедствий (подземные стихийные бедствия, наземные природные катастрофы, гидросферные природные катастрофы, природные катастрофы, происходящие в воздушной оболочке Земли).

 

Тема 2. Опасные ситуации природного и техногенного характера

и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях,

катастрофах и стихийных бедствиях.

 

Краткое содержание

Экстремальные ситуации в городских условиях. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение. Техногенные опасности (движущиеся тела, механические колебания, электрический ток, статическое электричество, электромагнитные поля, лазерное излучение, неинтенсивные излучения оптического диапазона, ионизирующие излучения). Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище.

Техногенные (радиационного, химического характера, взрывы, пожары) чрезвычайные ситуации. Действия учителя по защите детей в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (при аварии на АЭУ, при аварии с выбросом СДЯВ и др.). Пожары и взрывы. Действия учителя при пожарах и взрывах.

Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф, действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Общие сведения и классификация стихийных бедствий. Геофизические (землетрясения, извержения вулканов и т. п.), геологические (обвалы, сели, осыпи, лавины, и т. д.), морские гидрогеологические (бедствия, вызываемые сильным волнением на морях, цунами и др.), гидрологические (высокий уровень воды (наводнение); низкий уровень воды на судоходных реках, сели и др.), природные пожары (лесные, торфяные), космические и солнечно-космические (падение метеоритов, столкновение Земли с более крупными космическими образованиями (астероидами, кометами), резкие вариации солнечной активности), метео- и агрометеорологические (бедствия, вызываемые ветром, сильным дождем, гололедом, крупным градом, сильными снегопадами и метелями. Действия учителя по защите детей в чрезвычайных ситуациях природного характера.


Тема 3. Транспорт и его опасности.


Краткое содержание

Чрезвычайные ситуации аварийного характера на транспорте. Правила безопасного поведения на транспорте. Дорожно-транспортные происшествия и действия учителя при ДТП. Подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении. Формирование транспортной культуры и проблема подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении. Причины детского дорожно-транспортного травм профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Безопасность при перевозках учащихся. Безопасность на автомобильном транспорте. Виды дорожно-транспортных происшествий. Безопасное поведение в автотранспорте. Перевозка учащихся автомобильным транспортом. Безопасность при перевозках учащихся автомобильным транспортом. Безопасность на железнодорожном транспорте. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте. Основные причины железнодорожных катастроф. Профилактические рекомендации для пассажиров поезда. Рекомендации по спасению из поезда, потерпевшего катастрофу. Особенности безопасного поведения в метро. Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов. Безопасность на авиационном транспорте. Аварии на авиационном транспорте. Авиационные происше­ствия. Оптимальные позы при аварийной посадке. Безопасность на водном транспорте. Аварии на водном транспорте. Действия терпящих кораблекрушение.

 

Тема 4. Пожарная безопасность.

 

Краткое содержание

Понятие пожарной безопасности. Причины пожаров в образовательных учреждениях.    Основные нормативные правовые документы в области пожарной безопасности. Права и обязанности граждан и должностных лиц в области пожарной безопасности. Механизм возникновения и развития пожаров. Первичные и вторичные опасные факторы пожара (ОФП).  Динамика развития пожара. Неотложные действия при пожаре в образовательном учреждении. Обеспечение эвакуации при пожаре. План эвакуации людей при пожаре. Обязанности преподавателей при эвакуации учащихся из учреждений.  Средства тушения пожаров и их применение. Механизм прекращения. Первичные средства пожаротушения. Огнетушащие вещества. Периоды локализации и ликвидации пожара. Профилактика пожаров в образовательном учреждении. Требования пожарной безопасности к территориям. Пожарная безопасность на праздниках и других массовых мероприятиях. Знаки пожарной безопасности. Противопожарные инструктажи

 

  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) icon3 сентября 2010 г. 3 сентября 2010г. Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Ознакомить студентов с научными основами безопасности жизнедеятельности, информировать о новых достижениях науки и техники в области...
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconВопросы к экзамену по зоологии Для специальности 050708. 65. Педагогика и методика начального образования
Характеристика класса Земноводные. Особенности жизнедеятельности, размножения и развития
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconРабочая программа по курсу «философия» Специальность: -031200. 00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью»
Специальность: -031200. 00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью»
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо 2005) / Основной образовательной программой...
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Е. Н. Ахтырская (гл. 3, 1, 2, 3); Е. В. Попова (гл. 3, 4, 6, 7, 8)
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк
Общая характеристика специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы специальной педагогики и психологии
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной...
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconПрограмма дисциплины Естествознание. Зоология и экология. (Озо) (для специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Цели курса «Зоология с основами экологии животных» вооружить будущих учителей начальных классов знаниями, умениями, навыками, необходимыми...
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconРабочая программа по дисциплине цикла опд-ф05 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 280200 «Технология и оборудование производства химических волокон и композиционных материалов на их основе» Курс 4
Основнгыми целями преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются
Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18) iconПрограмма дисциплины «Дошкольная педагогика» Специальность (цикл сд. Ф. 9) «Дошкольная педагогика и психология»
Составитель: Степанова Н. А., к п н., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница