Статья (-и)




НазваниеСтатья (-и)
страница1/31
Дата08.09.2012
Размер5.85 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Комментарий

к Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", 2008


Список сокращений


АИС - Автоматизированная информационная система


АТЭС - форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество


ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации


ЕврАзЭС - Евразийское Экономическое Сообщество


ЕС - Европейский Союз


ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций


ЕЭП - Единое экономическое пространство


ИСО - Международная организация по стандартизации


КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


МЭК - Международная электротехническая комиссия


СЕН - Европейский комитет по стандартизации


СЕНЭЛЕК - Европейский комитет по стандартизации в электротехнике


СНГ - Содружество Независимых Государств


РФ - Российская Федерация


УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ


ФГУ ЦСМ - Федеральные государственные учреждения Центры стандартизации, метрологии и сертификации


ФЗ - Федеральный закон


ФКЗ - Федеральный конституционный закон


абз. - абзац (-ы)


гл. - глава (-ы)


г. - год (-а)


др. - другие


лат. - латинское


н-р - например


п.- пункт (-ы)


подп.- подпункт (-ы)


пр. - прочее (- ие)


прим. - примечание


с. - страница (-ы)


см. - смотри


ст.- статья (-и)


т.д. - так далее


т.е. - то есть


т.к. - так как


т.п.- тому подобное


т.ч. - в том числе


ч. - часть (-и)


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Комментарий к статье 1. Сфера применения настоящего Федерального закона


1. Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении требований - как обязательных, так и возлагаемых на добровольной основе. Данные требования относятся к объектам технического регулирования, в качестве которых выступают:


материальные объекты (различные виды продукции, в т.ч. здания, строения и сооружения);


технологические процессы (проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);


работы;


услуги.


Обязательные требования распространяют свое действие на продукцию и связанные с ней процессы на всех стадиях ее жизненного цикла, начиная с проектирования (включая изыскания) и заканчивая утилизацией.


Добровольные требования распространяются как на продукцию и связанные с ней процессы, так и на выполнение работ и оказание услуг.


К области законодательного регулирования помимо вышеназванных отношений также отнесены отношения, которые возникают при оценке соответствия продукции и других объектов как обязательным, так и добровольным требованиям во всех установленных формах. Кроме того, Закон определяет права и обязанности участников регулируемых им отношений. Исходя из текста Закона, такими участниками являются:


органы государственной власти, которые принимают участие в техническом регулировании;


органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;


органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), органы по аккредитации, а также субъекты, претендующие на получение вышеуказанных статусов (полномочий);


субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также заявители (изготовители, исполнители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранных изготовителей и физические лица, осуществляющие обязательное подтверждение соответствия);


разработчики - любые лица, предлагающие проекты технических регламентов и стандартов.


2. В соответствии с комментируемыми положениями Закон выводит из сферы своего регулирования требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности. Закон устанавливает, что отношения по обеспечению целостности данной единой сети связи и использованию радиочастотного спектра устанавливаются и регулируются соответственно законодательством РФ в области связи.


Подобное условие, по мнению ряда специалистов, стоявших у истоков реформы технического регулирования в России, явилось "в известной степени, результатом компромисса с бывшим Министерством связи РФ, которое категорически отказывалось согласовывать закон, не желая выпускать рычаги управления из своих рук"*.

________________

* "Реформа технического регулирования". Комментарии. А.В. Данилов-Данильян, В.Г. Петрасюк, Д.Ю. Петров, Н.П.Попов, А.В. Рубцов / http://www.nitr.ru.


Однако, не смотря на такое положение, данные специалисты полагают, что "требования и нормы, определяющие безопасность устройств связи для здоровья пользователей, не могут больше устанавливаться ведомством ** ", а должны приниматься в виде технических регламентов в порядке, установленном настоящим Законом. Это мнение, в том числе, основывается на позиции Президента РФ, обозначенной еще до момента принятия Закона в своих посланиях к Федеральному Собранию, где было отмечено что "ведомственное нормотворчество является одним из главных тормозов в развитии предпринимательства"*** .

________________

** Там же.

*** Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.04.2001 / http://www.kremlin.ru/text/appears/2001/04/28514.shtml


3-4. Положения комментируемых пунктов содержат исключения из сферы действия настоящего Закона. В соответствии с ними Закон не распространяется на:


процессы производства, не связанные с обеспечением безопасности продукции;


вопросы охраны труда;


ряд стандартов (положений и правил) (в т.ч. федеральные государственные образовательные; о бухгалтерском учете; аудиторской деятельности; эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг);


меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции);


меры по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.


Исключение перечисленных вопросов из области регулирования Закона отнюдь не означает, что они останутся без контроля со стороны государства. На сегодняшний день каждый из указанных вопросов регламентируется самостоятельными правовыми нормами, в частности, Трудовым кодексом РФ, законодательством в области охраны труда, здравоохранения и так далее.


Недопустимость расширения сферы действия технического регулирования на отдельные самостоятельные правовые области (например, охрану труда, технику безопасности и прочие) следует признать целесообразной по той причине, что она приводит к снижению административного давления на производителей и в этом плане соответствует международной практике. В Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле к объектам правового регулирования относятся только такие технологии, методы и процессы производства, которые влияют непосредственно на характеристики продукции и отражаются тем самым на ее безопасности. Таким образом, требования к процессам конкретизируются в соответствии с определением технического регламента, и задавать их надо именно к тем процессам, которые непосредственно связаны с безопасностью продукции.


Комментарий к статье 2. Основные понятия

1. Наряду с другими положениями терминологическая основа настоящего Закона также претерпела ряд изменений, как по сравнению с ранее действующим законодательством, имеющим отношение к сфере регулирования Закона, так и по сравнению с его прежними редакциями. Кроме того, следует заметить, что сформулированный в комментируемой статье понятийный аппарат во избежание искажения смысла употребляемых в нем дефиниций и возникновения вследствие этого каких-либо противоречий с понятиями, используемыми в иных законодательных актах, относящихся к другим областям деятельности, следует рассматривать только в контексте сферы применения Закона. Однако это не препятствует проведению сравнительного анализа смысловых значений содержащихся в Законе терминов на предмет их соответствия, как общеправовым национальным, так и специальным международным терминам и формулировкам, а также семантике русского языка.


2. Соответствие продукции установленным требованиям подтверждается органами по сертификации, испытательными лабораториями и другими органами, в компетентности которых должны быть уверены и сами предприниматели, и общество в целом. Проверка такой компетентности и предоставление права проводить работы по оценке и подтверждению соответствия, осуществляется через процедуру аккредитации.


В отечественной юридической литературе термин "аккредитация" употребляется как в широком, так и в узком смысле - относительно конкретной отрасли деятельности. Аккредитация в широком смысле означает процедуру признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов*, в качестве которых могут выступать: образовательные и медицинские учреждения; научные организации; коммерческие банки и другие субъекты, круг которых указанным понятием не ограничивается. В данной статье термин "аккредитация" понимается в узком смысле - применительно к сфере технического регулирования.

________________

* См.: Большой юридический словарь http://slovari.yandex.ru/dist/jurid.


До момента принятия настоящего Закона содержание термина "аккредитация" претерпело ряд последовательных изменений, обусловленных поэтапным формированием в стране системы аккредитации. Впервые понятие аккредитации (касательно испытательной лаборатории или органа по сертификации) было сформулировано в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации 1994 г. Под аккредитацией подразумевалась процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.


Понятие аккредитация испытательной лаборатории (центра) (как официальное признание ее технической компетентности и независимости, или только технической компетентности в проведении испытаний в соответствии с областью аккредитации) также было отражено в Требованиях к испытательным лабораториям и порядке их аккредитации 1994 г*.

________________

* См.: Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации (утв. постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 16), утратили силу в связи с изданием постановления Госстандарта РФ от 18.10.1996 N 602.


Принятый 2 года спустя ГОСТ Р 51000.4-96 в п.3.7 закрепил, что аккредитацией испытательной лаборатории является официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности (способности) лаборатории проводить конкретные испытания или конкретные виды испытаний в определенной области деятельности.


Позднее понятие аккредитации было зафиксировано в Общих правилах по проведению аккредитации в Российской Федерации 1999 г. Согласно п.1.1 указанных Правил аккредитация - это процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов. Настоящие Правила были разработаны с целью применения при организации и проведении работ по аккредитации различных субъектов, проводящих работы по испытаниям, измерениям, анализу, контролю, подтверждению соответствия и другим видам оценки соответствия, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности.


Комментируемый Закон закрепляет, что аккредитация - это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. По нашему мнению указанная формулировка в сравнении с предыдущими является наиболее удачной, поскольку весьма точно и лаконично отражает основную суть аккредитации, и, кроме того, соответствует терминологии, применяемой ИСО и МЭК. Согласно Руководству ИСО/МЭК 2 аккредитацией признается процедура, посредством которой авторитетный орган официально признает компетентность органа или лица выполнять конкретные работы.


Аккредитация в соответствии с настоящим Законом, как это следует из положений ст.31, осуществляется только в отношении органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия объектов (только предусмотренных Законом - см. комментарий к ст.1) установленным требованиям. Это означает, что регламентированный Законом порядок аккредитации не распространяется на субъектов, изъявивших желание получить признание своей компетентности в области оценки соответствия объектов, не определенных Законом.


Аккредитация, с учетом международных норм, правил и практики, призвана обеспечить доверие изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Целевая направленность аккредитации на современном этапе заключается в создании условий для признания внутри страны и за рубежом результатов деятельности аккредитованных органов по оценке соответствия.


В комментируемой статье обращает на себя внимание факт отсутствия в ней понятий "орган по аккредитации" и "система аккредитации", в то время как аналогичные понятия, касающиеся сертификации, регламентированы. Отсутствие данных понятий, скорее всего, обусловлено тем, что на сегодняшний день в России до сих пор не сформирована единая система аккредитации, попытки создания которой, ведутся уже не один год, но ощутимых результатов пока так и не принесли. Закрепленный в ст.3 Закона принцип организации работ по аккредитации в единой системе и по единым правилам, в полной мере еще не действует (см. комментарий к ст.31). В связи с этим, полагаем, будет уместным применять ранее установленную в Общих правилах по проведению аккредитации в Российской Федерации 1999 г. терминологию, в соответствии с которой под системой аккредитации следует понимать систему, располагающую собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации (п.1.2.). В качестве "органа по аккредитации" в п.1.3 Правил употреблен синонимичный термин "аккредитующий орган" - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию. Оба термина полностью соответствуют определениям, содержащимся в Руководстве ИСО/МЭК 2, и потому вполне приемлемы в рамках настоящего Закона.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Статья (-и) iconСтатья Использование и строительные изменения объектов 23 недвижимости, несоответствующих Правилам
Статья Основания введения, назначение и состав Правил 19 Статья Градостроительные регламенты и их применение 20
Статья (-и) iconСтатья Участники размещения заказа 5 Статья Одна Заявка от каждого участника 5
Статья 15. Заявки на участие в аукционе, поданные после окончательного срока подачи Заявок 9
Статья (-и) iconПравила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов
I. общие положения статья Общие требования Статья Взаимоотношения с законодательством Статья Изменение правил раздел II. Условия...
Статья (-и) iconСтатья 1
Статья Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство
Статья (-и) iconСтатья 1226. Интеллектуальные права
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Статья (-и) iconНалоговый кодекс российской федерации часть вторая
Статья 143. Налогоплательщики Статья 144. Постановка на учет в качестве налогоплательщика
Статья (-и) iconСтатья Право народа на самоопределение 3-5 5 Статья Запрет дискриминации 6-24 6
Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 40 Пакта
Статья (-и) iconНекоторые вопросы развития прямых производственных связей в содружестве сэв (Статья)
К вопросу о закономерности сближения национальных хозяйств стран социализма (Статья)
Статья (-и) iconСтатья «Экологическое воспитание младших школьников» Публикация на сайте фестиваля «Открытый урок»
Статья «Педагогическое проектирование в условиях малокомплектной сельской школы»
Статья (-и) iconСтатья Основные понятия и термины. Статья Городской округ и его статус. Статья Границы муниципального образования «Томаринский городской округ»
Принят решением Собрания городского округа №8/74 от 14. 03. 2006г., с изменениями и дополнениями, внесенными решением Собрания городского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница