Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»




НазваниеРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
страница1/6
Дата04.12.2012
Размер0.77 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Приложение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС

по направлению 100100 Сервис

В.А. Лившиц


Рабочая ПРОГРАММА

(БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ) *


Наименование дисциплины Материаловедение


Основная образовательная программа 100100.62 Сервис


Квалификация (степень) выпускника бакалавр



СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

Проектирования и технологии изделий сервиса Лисиенкова Л.Н.

Заведующий кафедрой–разработчиком




Златоуст, 2012


1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины «Материаловедение» является формирование системных знаний о свойствах и характеристиках материалов, определяющих эстетические и эксплуатационные свойства объектов сервиса.

Задачей дисциплины «Материаловедение» является формирование у обучающихся достаточных знаний, умений и навыков в области материаловедения; обеспечивающих квалифицированное исполнение профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Материаловедение» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 Сервис.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • физика;

  • химия.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать законы общей и органической химии, химии полимеров;

  • понимать фундаментальные законы физических явлений,

  • иметь представления о молекулярной и надмолекулярной структуре и строении органических и неорганических веществ, способах их получения.

  • быть способными использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • технологические процессы в сервисе;

  • технические средства в сервисе

  • материаловедение швейного производства;

  • материалы для изделий в сервисе индустрии моды и красоты;

3. Требования к результатам освоения дисциплины:



    Процесс изучения дисциплины «Материаловедение» направлен на формирование следующих компетенций:



    ОК-11

    на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы;

    ОК-14


    участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности;

    ПК-9


    к обоснованию и разработке технологии процесса сервиса, выбору ресурсов и технических средств для его реализации;

    ПК-11


    готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства;




В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов сервиса;

  • закономерности формирования структуры материалов;

  • строение и свойства материалов, применяемых в сервисе;

  • технологическая обработка, химическая, термическая и другие виды обработки;

  • понятие о производстве и свойствах применяемых материалов;

  • основные характеристики структуры материалов для одежды, приборы и методы их определения.

Уметь:

  • определять стратегию потребительского спроса, осуществлять обновление ассортимента и продвижение товаров и услуг;

  • определять виды и классифицировать применяемые материалы;

  • разрабатывать требования к материалам;

  • прогнозировать изменения свойств материалов во времени;

  • распознавать структуру текстильных волокон и нитей, тканей, трикотажных и нетканых полотен; кожевенных, меховых, пленочных материалов;

Владеть:

  • умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом требований потребителя, природных и социальных факторов;

  • отечественной и международной системой обозначения материалов;

  • методами распознавания структуры и свойств материалов;

  • принципами их совместимости и взаимозаменяемости;

  • технологией восстановления материалов и их использования.

  • основными сведениями о волокнообразующих полимерах, используемых в производстве изделий сервиса, их строение и свойства.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4










Аудиторные занятия (всего)

72

72










В том числе:







-

-

-

Лекции

36

36










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

36

36










Самостоятельная работа (всего)

72

72










В том числе:







-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Контрольные работы (реферат, эссе и др.)

15

15










Другие виды самостоятельной работы

50

50




























Контроль самостоятельной работы

7

7










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экз

экз










Общая трудоемкость 144 час

4 зач. ед.

144

144










4зач.ед

4зач.ед











В целом в учебном процессе удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий. На экзамен предусматривается 36 час. (1 зач.ед.) в трудоемкости дисциплины.


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.



Раздел 1. Виды и классификация материалов. Отечественная и международная системы обозначений материалов, их совместимость и взаимозаменяемость. Закономерности формирования структуры материалов. Требования к материалам.

Тема 1.1. Классификация и структура материалов. Цели и задачи курса. Перспективы развития текстильных материалов. Роль материалов в формировании качества изделий и создания конкурентоспособной продукции.

Тема 1.2. Общая классификация и структура материалов.

1.2.1. Классификация материалов для швейных изделий.

1.2.2. Требования к материалам в зависимости от их назначения.

1.2.3. Соотношение текстильных и нетекстильных материалов, применяемых при изготовлении швейных изделий.

1.2.4. Состояние и перспективы развития производства текстильных материалов.

Тема 1.3. Общие сведения о получении и структуре материалов.

1.3.1. Классификация текстильных материалов.

1.3.2. Общие сведения о текстильных волокнах и нитях. Классификация.

1.3.3. Основные характеристики структуры и свойств текстильных волокон и нитей.

2.

Раздел 2. Строение и свойства первичных материалов, применяемых в сервисе. Технологическая обработка материалов (химическая, термическая и др.)

Тема 2.1. Строение, свойства, получение натуральных волокон растительного происхождения.

2.1.1. Общие сведения о строении волокнообразующих полимеров.

2.1.2. Строение волокон растительного происхождения (хлопок, лен).

2.1.3. Основные свойства целлюлозных волокон.

Тема 2.2 Строение и свойства натуральных волокон животного происхождения.

2.2.1. Общие сведения о строении белковых соединений - как волокнообразующих полимерах.

2.2.2. Строение волокон животного происхождения (шерсть, шелк).

2.2.3. Основные свойства белковых волокон.

Тема 2.3 Получение, строение и свойства химических волокон.

2.3.1. Основные этапы получения химических волокон и нитей.

2.3.2. Модификация текстильных волокон и нитей: химическая, физическая.

2.3.3. Строение и свойства искусственных волокон и нитей (гидратцеллюлозные, ацетилцеллюлозные, белковые).

2.3.4. Строение и свойства химических волокон и нитей (полиамидные, полиэфирные, полиуретановые, полиакрилонитрильные, поливинилхлоридные, поливинилспиртовые, полиолефиновые, металлические, стекловолокно);.

2.3.5. Область использования химических волокон и нитей.

Тема 2.4 Пряжа. Текстильные нити. Строения, свойства, получение.

2.4.1. Виды нитей и их структура (пряжа, комплексная нить, мононить); элементы строения нитей (волокна, элементарные первичные нити).

2.4.2. Способы прядения (кардное, гребенное, аппаратное).

2.4.3. Строение, свойства и виды пряжи (однониточная, трощеная, крученая, многокруточная, фасонная, армированная, текстурированная и др.).

2.2.4. Влияние структуры пряжи на ее свойства.

Тема 2.5 Текстильные нити.

2.5.1. Основные характеристики строения комплексных нитей ( кручение, степень крутки, виды крутки).

2.5.2. Строение крученых нитей (фасонной крутки, текстурированных)

2.5.3. Мононити, общая характеристика строения.

2.5.4. Основные характеристики свойств текстильных нитей (линейная плотность, крутка нитей, коэффициент крутки, угол кручения).

2.5.5. Влияние структуры на свойства нитей.




Раздел 3. Строение и свойства основных материалов, применяемых в сервисе. Технологическая обработка материалов (химическая, термическая и др.)

Тема 3.1. Ткани. Производство, строение и классификация.

3.1.1. Основные стадии ткацкого производства.

3.1.2. Основные характеристики строения тканей (переплетение, раппорт, виды полей связей нитей основы и утка в ткани).

3.1.3. Общая классификация переплетений тканей.

Тема 3.2.Ткани простых (главных) и мелкоузорчатых переплетений.

3.2.1 Ткани полотняного, саржевого и атласного переплетения, строение, свойства, применение.

3.2.2 Ткани мелкоузорчатых переплетений: производные простых переплетений, комбинированные; строение, свойства, область применения.

Тема 3.3. Ткани сложных и крупноузорчатых переплетений.

3.3.1 Ткани двойного, ворсового, перевивочного переплетения, особенности получения, строения, область использования.

3.3.2 Ткани крупноузорчатых переплетений (простых, сложных), общая характеристика строения, свойств, применение.

3.3.3 Влияние вида переплетения тканей на их структуру и свойства.

Тема 3.4. Характеристики структуры тканей.

3.4.1. Плотность ткани, линейное заполнение Е0, Еу_

3.4.2. Линейное наполнение Н0, Ну.

3.4.3. Поверхностное заполнение Епов.

3.4.4. Поверхностное наполнение Н.

3.4.5. Объемное заполнение Ev , заполнение по массе Ет.

3.4.6. Фазы строения ткани, опорная поверхность ткани.

3.4.7. Влияние характеристик структуры тканей на свойства.

Тема 3.5.Трикотажные полотна.

3.5.1.Основные понятия о трикотаже (поперечновязанный, основовязанныи, петельный ряд, петельный столбик).

3.5.2.Способы получения трикотажных полотен (кулирные, основовязальные полотна).

3.5.3.Основные операции процесса петлеобразования.

3.5.4.Классификация трикотажных переплетений.

Тема 3.6. Структура трикотажных полотен и их характеристики.

3.6.1.Трикотажные переплетения (главные, производные, комбинированные, рисунчатые (узорные)); их влияние на свойства полотен.

3.6.2.Графические изображения трикотажных переплетений.

3.6.3.Характеристики структуры: высота петельного ряда, петельный шаг, число петель, длина нити в петле, модуль петли; линейное, поверхностное, объемное заполнение.

3.6.4 *.Влияние структуры на свойства трикотажного полотна.

Тема 3.7. Вязанотканые и нетканые полотна.

3.7.1. Способы получения и строение вязанотканых полотен.

3.7.2. Ассортимент и применение вязанотканых полотен в швейном производстве.

3.7.3. Строение нетканых полотен, способы получения и классификация нетканых полотен.

3.7.4. Основные характеристики структуры нетканых полотен и методы их определения.

Тема 3.8*. Отделка текстильных материалов.

3.8.1. Основные этапы отделки; подготовка материалов к крашению и печатанию (хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых тканей).

3.8.2.* Сущность процесса крашения различных видов материалов, виды красителей.

3.8.3.Печатание текстильных материалов; виды печати (прямая, накладная, вытравная, резервная).

3.8.4. * Сущность заключительной отделки хлопчатобумажных и льняных, шерстяных, шелковых тканей.

3.8.5.* Специальные виды отделки.

3.8.6.*Влияние отделки на структуру и свойства текстильных материалов.

Тема 3.9. Получение, строение и свойства натурального и искусственного меха.

3.9.1.* Основные этапы технологии получения пушномеховых полуфабрикатов.

3.9.2.* Строение кожевой ткани и волос шкурки.

3.9.3. Основные характеристики структуры волосяного покрова и кожевой ткани, приборы и методы их определения.

3.9.4. Мех искусственный. Способы получения, основные характеристики структуры.

Тема 3.10. Получение, строение и свойства натуральной и искусственной кожи.

3.10.1.Виды одежных кож, способы их получения, основные характеристики структуры.

3.10.2.Способы получения искусственной кожи для одежды. Характеристики структуры и методы определения.

Тема 3.11. Комплексные и пленочные материалы для одежды.

3.11.1 Способы получения.

3.11.2 Особенности строения, методы и приборы.

Тема 3.12. Клеевые материалы.

3.12.1.Клеевые материалы, их получение, строение и методы оценки качества.

3.12.2. Основные положения теории склеивания.

3.12.3. Основные виды клеевых материалов в швейной отрасли.

Тема 3.13. Строение, свойства, способы получения отделочных материалов и фурнитуры.

3.13.1* Ленты, тесьма, кружева и др., способы получения, характеристики структуры и методы их определения.

3.13.2* Пуговицы, крючки, петли, текстильные застежки, тесьма-молния, способы их получения, структуры, методы и приборы оценки качества.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
...
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
Целью дисциплины «Документирование сервисной деятельности» является создание системы знаний о процессах документирования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: психология; сервисология (раздел «Классификация потребностей»)
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет
Сергей Дмитриевич Ваулин Председатель Оргкомитета конференции, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» icon«южно-уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconУчебно-методический комплекс дисциплины математическая биология екатеринбург 2007 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) дело №

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южно-уральский государственный университет» (гоу впо «ЮУрГУ») дело №013/17 том 3

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница