Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв




Скачать 287.64 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв
Дата04.12.2012
Размер287.64 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Кафедра____почвоведения__________


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________В.Г. Прокошев

«_____»_____________ 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина: Биологическая диагностика почв

Направление подготовки: 021900 Почвоведение

Профиль подготовки: Почвоведение

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр почвоведения

Форма обучения: очная


Семестр

Трудоемкость

зач.ед., час

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторн. работы, час

СРС, час.

Форма промежуточного контроля (экз./зачет)

3 семестр

3 (108 ч)

17

-

34

21

Экзамен
Владимир 2010 г.

I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – расширить представления студентов о возможностях индикации почв и оценки их экологического состояния с помощью биологических методов.

Задачи курса – ознакомление студентов с методами зоологической индикации почв и фитоиндикации; интерпретации полученных данных - видового состава, плотности, структуры населения почвообитающих организмов в целях индикации почв, их свойств, процессов и эколо­гического состояния. Курс предназначен сформировать представление о современном состоянии и проблемах биологической диагностики почв.


II. Место дисциплины в структуру ООП ВПО

Дисциплина «Биологическая диагностика почв» изучается в профессиональном цикле, относится к базовой части Модуля наук о почве. Курс тесно соприкасается с дисциплиной «Биология почв», которая является базовой для настоящего курса и в значительной степени расшияет и дополняет теоретические и практические знания, полученные при изучении курса «Биологическая диагностика почв». Кроме того, курс предшествует изучению такой дисциплины, как «Почвенная микробиология», давая необходимые знания для более подробного и углубленного изучения почвенных микроорганизмов в теоретическом и практическом аспекте. Также курс связан с дисциплинами «Биология», «Ботаника с основами геоботаники», «Физиология и биохимия растений», «Основы почвоведения», расширяя полученные в них знания.


III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Почвоведение:

а) общекультурных (ОК):

  • владеет современной культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания, полученные и получаемые в ходе изучения дисциплин «Биология», «Ботаника с основами геоботаники», расширяя и дополняя их знаниями курса «Биология почв» (ОК-6)

б) профессиональных (ПК):

  • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных исследований в области биологии почв; способен к лабораторному анализу образцов почв и растений с применением современных методов (ПК-1);

  • способен применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения и биологии почв (ПК-3);

  • владеет методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения и биологической диагностики почв; способен к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов (ПК-4);

  • понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты исследований почвенного покрова c точки зрения биологии почв, биодиагностики почв (ПК-5);

  • использует специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6).



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные группы почвенных организмов, особенности их систематики и морфологии, а также экологии; особенности микробного метаболизма и роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере; особенности распределения организмов по почвенному профилю, закономерности их сукцессии и взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.

Уметь: пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.

Владеть: методами фитоиндикации и зоологической индикации почв.

Иметь представление: об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.


IV. Структура и содержание дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в ауд. часах)

Формы контроля

Лекции

Лаб. занятия

СРС

1

Методологические основания и принципы биоиндикации состояния почв. Основные понятия биогеографии. Методы биоиндикации.

3

1

1

2

1




2

Основные теоретические положения и понятия фитоиндикации. Классификация индикаторов. Основные направления фитоиндикации.

3

2

1

2

2




3

Индикация свойств почв. Понятие об экологических и эколого-ценотических группах растений.

3

3

1

2

1




4

Растения-индикаторы содержания элементов питания в почвах, ки­слотности почв, гранулометрического состава.

3

4

1

2

2




5

Палеоиндикация почв. Спорово-пыльцевой анализ. Индикация в зонах тундры и лесотундры.

3

5

1

2

1




6

Индикация в лесной зоне. Понятие о коренных и производных лесных сообщест­вах. Классические схемы эколого-фитоценотических рядов.

3

6

1

2

1

Рейтинг-контроль №1

7

Индикация лесных почв. Индикация по экологическим группам растений.

3

7

1

2

1




8

Индикация луговых почв. Пер-вичные и вторичные луга. Растительные ассоциации и формации - индикаторы аллювиальных почв.

3

8

1

2

1




9

Индикация болотных почв. Растения-индикаторы верховых, низин­ных, переходных болот.

3

9

1

2

1




10

Индикация почв в аридных и семиаридных экосистемах. Растения-индикаторы степени засоленности почв. Гидроиндикация.

3

10

1

2

1




11

Почвенная нанофауна. Раковинные амебы, их положение в индикации свойств почв. Биогенная аккумуляция химиче­ских элементов в почвах.

3

11

1

2

1




12

Почвенно-альгологическая индикация. Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв.

3

12

1

2

2

Рейтинг-контроль №2

13

Почвенная микрофауна. Нематоды, микроартроподы, коллемболы, их роль в почвообразовательных процессах.

3

13

1

2

2




14

Мезофауна. Общая характеристика основных представителей. Особенности распространение.

3

14

1

2

1




15

Вклада почвенной фауны в оструктуривание почв, разложение растительного опада.

3

15

1

2

1




16

Вопросы устойчивости комплексов почвообитающих беспозво­ночных животных к антропогенным воздействиям.

3

16

1

2

1




17

Биодиагностика и индикация антропогенно-нарушенных почв. Биотестирование и основные тест-культуры, используемые при контроле экологического состояния почв.

3

17

1

2

1

Рейтинг-контроль №3




Итого:

3




17

34

21

Зачет



Темы, разделы

Общее количество часов (ауд.), включая СРС

Компетенции

Общее коли-чество компе-тенций

ОК 1

ОК2

ОК 6

ПК1

ПК3

ПК4

ПК 5

ПК6

Методологические основания и принципы биоиндикации состояния почв. Основные понятия биогеографии. Методы биоиндикации.

4

+

+
















+

3

Основные теоретические положения и понятия фитоиндикации. Классификация индикаторов. Основные направления фитоиндикации.

5

+

+







+

+

+




5

Индикация свойств почв. Понятие об экологических и эколого-ценотических группах растений.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Растения-индикаторы содержания элементов питания в почвах, ки­слотности почв, гранулометрического состава.

5

+

+

+




+

+

+

+

7

Палеоиндикация почв. Спорово-пыльцевой анализ. Индикация в зонах тундры и лесотундры.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Индикация в лесной зоне. Понятие о коренных и производных лесных сообщест­вах. Классические схемы эколого-фитоценотических рядов.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Индикация лесных почв. Индикация по экологическим группам растений.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Индикация луговых почв. Первичные и вторичные луга. Растительные ассоциации и формации - индикаторы аллювиальных почв.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Индикация болотных почв. Растения-индикаторы верховых, низин­ных, переходных болот.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Индикация почв в аридных и семиаридных экосистемах. Растения-индикаторы степени засоленности почв. Гидроиндикация.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Почвенная нанофауна. Раковинные амебы, их положение в индикации свойств почв. Биогенная аккумуляция химиче­ских элементов в почвах.

4

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Почвенно-альгологическая индикация. Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв.

5

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Почвенная микрофауна. Нематоды, микроартроподы, коллемболы, их роль в почвообразовательных процессах.

5

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Мезофауна. Общая характеристика основных представителей. Особенности распространение.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Вклад почвенной фауны в оструктуривание почв, разложение растительного опада.

4

+

+

+




+

+

+

+

7

Вопросы устойчивости комплексов почвообитающих беспозво­ночных животных к антропогенным воздействиям.

4

+

+







+

+

+

+

6

Биодиагностика и индикация антропогенно-нарушенных почв. Биотестирование и основные тест-культуры, используемые при контроле экологического состояния почв.

4

+

+

+

+

+

+

+

+

8



V. Содержание курса «Биологическая диагностика почв»

Теоретический курс

1) Методологические основания и принципы биоиндикации состояния почв. Микробиологические интегральные методы. Биохимические ме­тоды. Зоологические методы. Основные понятия биогеографии. Соотношение почвенно-географического районирования с системой биогеографического рай­онирования.

2) Основные теоретические положения и понятия фитоиндикации. Классификация индикаторов. Основные направления фитоиндикации. Экологи­ческая сопряженность индикатора с индикатом. Частота встречаемости индика­тора. Общая значимость индикатора. Краткая история фитоиндикации. Развитие фитоиндикации за рубежом.

3) Индикация свойств почв. Понятие об экологических и эколого-ценотических группах растений.

4) Растения-индикаторы содержания элементов питания в почвах, ки­слотности почв, гранулометрического состава. Отношение растений-индикаторов к увлажне­нию почв.

5) Палеоиндикация почв. Фитолитный метод. Спорово-пыльцевой анализ. Индикация в зонах тундры и лесотундры. Индикация морских, аллюви­альных и озерно-болотных отложений. Растения-индикаторы глубины протаивания почв. Индикация глубины снежного покрова.

6) Индикация в лесной зоне. Использования лесной типологии для индикации лесных почв. Понятие о коренных и производных лесных сообщест­вах. Классические схемы эколого-фитоценотических рядов типов ельников и со­сняков для европейской части России.

7) Индикация серых лесных почв. Индика­ция литологического состава поверхностных отложений, глубины залегания почвенно-грунтовых вод. Индикация общего количества питательных элементов в почвах и других свойств почв по экологическим группам растений.

8) Индикация луговых почв лесной зоны. Первичные и вторичные луга. Индикационное значение группировки злаков по строению корневых сис­тем. Растительные ассоциации и формации - индикаторы аллювиальных почв. Индикаторные группы растений - показатели обеспеченности элементами пита­ния и кислотности почв.

9) Индикация болотных биогеоценозов и процессов заболачивания в лесной зоне. Экогенетическая классификация болот (по С.В.Тюремнову) и ее значение для индикации болотных почв. Растения-индикаторы верховых, низин­ных, переходных болот. Индикация степени окисленности болотных вод. Индикация степени влияния болот на окружающие биогеоценозы по растительности лаггов. Индикация мощности и строения торфяной залежи.

10) Индикация почв в аридных и семиаридных экосистемах. Индикация степени засоленности почв. Гидроиндикация.

11) Почвенная нанофауна. Раковинные амебы, их особое положение в индикации свойств почв (ризоподный анализ). Биогенная аккумуляция химиче­ских элементов в почвах. Микропалеонтологические методы: фитолитный и диа­томовый анализ.

12) Почвенно-альгологическая индикация. Микробная сукцессия в почве. Распределение разных видов грибов по профилю почвы. Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв.

13) Почвенная микрофауна. Нематоды: методы сбора и определения, а также интерпретация результатов учета. Микроартроподы: клещи (Acari). Адаптивные типы клещей. Роль в почвообразовательных процессах. Коллемболы (Colembola) в почвах.

14) Мезофауна. Общая характеристика основных представителей. Особенности распространение. Вклад в процессы оструктуривания и гумифика­ции почв. Методы сбора, фиксации и учета крупных почвенных беспозвоночных.

15) Микроморфологические методы оценки вклада почвенной фауны в оструктуривание почв, разложение растительного опада.

16) Вопросы устойчивости комплексов почвообитающих беспозво­ночных животных к антропогенным воздействиям. Изменение структуры сооб­ществ почвообитающих беспозвоночных при хронических антропогенных воз­действиях.

17) Биодиагностика и индикация антропогенно-нарушенных почв. Поч­венные организмы как тест-объекты. Биотестирование и основные тест-культуры, используемые при экологическом контроле состояния почв.

Примерный перечень тем лабораторных работ

1) Знакомство с методикой выбора индикатора, заложения учетной площадки.

2) Знакомство с методикой расчета коэффициента достоверности.

3) Знакомство с растениями –индикаторами кислотности почв.

4) Знакомство с растениями –индикаторами плодородия почв.

5) Знакомство с растениями-индикаторами увлажне­ния почв.

6) Знакомст­во с гербарием растений-индикаторов почв тундровой зоны.

7) Знакомство с гербарием растений-индикаторов почв лесной зоны.

8) Знакомство с гербарием растений-индикаторов почв луговых биогеоценозов.

9) Знакомство с гербарием растений-индикаторов почв болотных биогеоценозов.

10) Знакомство с гербарием растений -индикаторов засо­ления почв.

11) Знакомство с морфологией водорослей.

12) Знакомство с морфологией грибов.

13) Знакомство с морфологией почвенных простейших.

14) Методы сбора и определения нематод.

15) Знакомство с почвенной мезофауной.

16) Биотестирование - как метод экологического контроля состояния почв.

17) Основные тест-культуры при биотестировании водной вытяжки почв.

18) Микроскопия свежеотобранных почвенных образцов с целью выявления мелких почвенных беспозвоночных, их определение.

19) Изучение биоразнообразия и морфологии бактерий. Качественно-количественный учет микрофлоры почвы.

20) Лихеноиндикация рекреационной нагрузки на пригородные биоценозы.

21) Определение биомассы микроорганизмов в почве.


Самостоятельная работа студентов.

Включает самостоятельное изучение литературы при подготовке к лекциям, лабораторным занятиям и рейтинговым контрольным; составление рефератов (докладов), таблиц и т.п. (по усмотрению преподавателя).

VI.оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Вид контроля

Форма учебной работы

Рейтинг в баллах

Текущий

рейтинг-контроль №1 (письменный ответ на контрольные вопросы)

20

Текущий

рейтинг-контроль № 2 (устный ответ на контрольные вопросы по темам курса, защита лабораторных работ)

20

Текущий

рейтинг-контроль №3 (письменный ответ на контрольные вопросы, защита лабораторных работ)

20

Итоговый

Экзамен (в устной форме)

40

Итого




100



Промежуточная аттестация студентов проводится в виде рейтинг – контроля, который проводится в три этапа. Первый рейтинг-контроль проводится в виде контрольной работы по пройденным темам.

Второй рейтинг-контроль проводится в устной форме, что способствует повышению знаний студентов и лучшей усвояемости материла. Устный ответ начинается с защиты лабораторных работ и заканчивается устным ответом на некоторые контрольные вопросы по лекционному материалу (их количество может зависеть от посещаемости, качества ответа студента при защите лабораторных работ и ряда других факторов), с каждым студентом индивидуально.

Третий рейтинг-контроль проводится в виде контрольной работы по пройденному материалу, с защитой лабораторных работ.

Кроме того, в течение семестра студенты могут готовить доклады (рефераты) по текущим темам (подготовка студентом доклада или реферата (с выступлением) поощряется дополнительными баллами к текущему рейтинг-контролю успеваемости).

Экзамен проводится в устной форме, по билетам. Билет содержит 2 вопроса по темам курса. Количество дополнительных вопросов будет зависеть от полноты ответа на вопросы блета, от посещаемости студентом занятий, а также от суммы баллов по трем рейтинг-контролям успеваемости.


Примерная тематика докладов (рефератов):

1) Почва как среда обитания беспозвоночных разных размерных категорий.
2) Значение почвенных простейших в создании почвенного плодородия.
3) Приспособления нематод к обитанию в тканях растений.
4) Млекопитающие-землерои. Типы нор, гнезд и убежищ, способы питания.

5) Биологическая индикация загрязнения почвенной среды и самоочищения почв.

6) Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв.

7) Почвенно-альгологическая индикация.


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1) Методологические основания и принципы биоиндикации состояния почв.

2) Фитоиндикация. Основные направления и особенности фитоиндикации.

3) Растения-индикаторы содержания элементов питания в почвах, кислотности почв, гранулометрического состава. Отношение растений-индикаторов к увлажне­нию почв.

4) Палеоиндикация почв. Фитолитный метод. Спорово-пыльцевой анализ.

5) Индикация морских, аллюви­альных и озерно-болотных отложений.

6) Индикация в лесной зоне.

7) Индикация серых лесных почв.

8) Индикация луговых почв лесной зоны.

9) Индикаторные группы растений - показатели обеспеченности элементами пита­ния и кислотности почв.

10) Индикация болотных биогеоценозов и процессов заболачивания.

11) Индикация степени засоленности почв. Гидроиндикация.

12) Раковинные амебы, их особое положение в индикации свойств почв (ризоподный анализ).

13) Биогенная аккумуляция химиче­ских элементов в почвах. Микропалеонтологические методы: фитолитный и диа­томовый анализ.

14) Почвенно-альгологическая индикация.

15) Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв.

16) Представители почвенной микрофауны как индикаторы почв.

17) Методы сбора, фиксации и учета крупных почвенных беспозвоночных.

18) Микроморфологические методы оценки вклада почвенной фауны в оструктуривание почв, разложение растительного опада.

19) Вопросы устойчивости комплексов почвообитающих беспозво­ночных животных к антропогенным воздействиям.

20) Биодиагностика и индикация антропогенно-нарушенных почв.

21) Поч­венные организмы как тест-объекты. Биотестирование и основные тест-культуры, используемые при экологическом контроле состояния почв.


VII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература

1. Бабьева И. П., Агре Н. С. Практическое руководство по биологии почв.- М.: Изд-во МГУ.- 1971.

2. Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв М.: МГУ, 1991.

3. Викторов СВ., Ремезова Г.Л. Индикационная геоботаника. М.: МГУ, 1988.

4. Гельцер Ю.Г. Биологическая диагностика почв. М., 1986.

5. Гиляров М.С. Зоологический метод диагностики почв. - М.: Наука, 1969.

6. Гиляров М.С., Стриганова Б.Р. Количественные методы в почвенной зоологии.- М.: Наука, 1987.

7. Звягинцев Д.Г. Методы почвенной микробиологии и биохимии. - М.: Изд-во МГУ.- 1991.

8. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. М, 1987.

9. Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв: учебник.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Изд-во МГУ, 2005.

10. Мирчинк Т.Г. Почвенная микология. М., 1988.

11. Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. М., 1987.

12. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология. – М.: Мир, 1995.

13. Проблемы и методы биологической диагностики и индикации почв. М., 1976.

14. Прунтова О.В., Сахно О.Н. Лаораторный практикум по общей микробиологии.- Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005.

15. Стайниер Р., Эдельберг Э., Ингрэм Дж. Мир микробов. Т. 1-3, М, 1979.

16. Шлегель Г. Общая микробиология. М., 1987.

17. Штина Э.А., Голлербах М.М. Экология почвенных водорослей. М., 1976.


Дополнительная литература

1. Летунова СВ., Ковальский ВВ. Геохимическая экология микроорганизмов. М., 1978.

2. Лукнер М. Вторичный метаболизм у микроорганизмов, растений и животных. – М.: Мир, 1979.

3. Почвоведение (МАИК «Наука/Интерпериодика») 1980-2003 гг. издания, оригинальные статьи в разделе «Биология почв».

4. Родан Л.Е., Базилевич Н.И. Динамика органического вещества и биологический круговорот в основных типах растительности. М.-Л., 1965.

5. Умаров М.М. Ассоциативная азотфиксация. М., 1986.

6. Чеснова Л.В., Стриганова Б.Р. Почвенная зоология - наука XX века М., Янус-К, 1999.


Интернет-ресурсы:

1) http://www.treeland.ru/article/home/pochva1/

2) http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/060604.htm

3) http://ours-nature.ru/

4) http://www.gardenia.ru/pages/pochva_005.htm

5) http://soil.msu.ru/

6) www.soil-science.ru/

7) www.genebee.msu.ru/journals/soil-r.html


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 021900 «Почвоведение», профилю подготовки «Почвоведение»

Автор(ы) ст.преподаватель Захаренко К.А.

Рецензент(ы) д.б.н. Шушкевич Н.И., д.б.н. Мазиров М.А.

Программа одобрена на заседании кафедры «Почвоведение»

от 20.12 .2010 года, протокол № 15


Похожие:

Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconРабочая программа Дисциплина: Биология почв
Цель курса – определить роль живых организмов в формировании почв и почвенного плодородия
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Поглотительная способность почв. Емкость катионного обмена почв и факторы, ее определяющие. Кислотность и щелочность почв. Буферность...
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconРабочая программа Дисциплина: Экологическое почвоведение и экология почв
Охватывает: а – первую половину XIX столетия в – XX век
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconБеркинблит М. Б., Глаголев С. М., Фуравлев В. А. Общая биология
Цитология – это структурная биологическая дисциплина и ее изучение является обязательным в педвузе по специальности Биология при...
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconРабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 05 «Диагностика горных машин»
Целью изучения дисциплины является овладение основами квалифицированной оценки эксплуатации горных машин и оборудования вследствие...
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconРабочая программа дисциплины дисциплина С3+Б8
Дисциплина С3+Б8 "Основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых"
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconInfluence of the antistress biologically active substances on the apricot prunus armeniaca L. Plants physiological state under the conditions of soil flooding
Вследствие таких явлений как: переувлажнение почв при орошении; затопление почв при выпадении чрезмерного количества осадков; повышение...
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconРабочая программа по курсу "биологическая химия " Специальность 022300
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова биолого географический факультет
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconПримерная программа наименование дисциплины «Биологическая химия»
К задачам дисциплины «Биологическая химия» относятся следующие направления в ее преподавании
Рабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв iconРабочая программа Дисциплина «Конфликтология»
Дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части профессионального цикла
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница