Урок проходит в виде игры квн




Скачать 201.45 Kb.
НазваниеУрок проходит в виде игры квн
Дата04.12.2012
Размер201.45 Kb.
ТипУрок
«ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ

по теме

«КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ»


@Петина Оксана Викторовна

ГБОУ СОШ №4 пгт Алексеевка г.о.Кинель Самарская область


ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ

по теме «КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ» (2 часа)

Цели урока: Обобщить и систематизировать универсальные учебные действия учащихся, полученные при изучении данной темы.

Задачи:

Образовательные: Знать состав, строение, свойства, применение и получение кислорода, уметь устанавливать причинно-следственные связи меж­ду строением, свойствами и применением кислорода.

Знать состав воздуха, условия начала и прекращения горения, способы тушения пожара. Знать состав и строение оксидов, уметь составлять их формулы, называть их, определять валентность по формуле.

Знать круговорот кислорода в природе, его роль в жизни и деятельности человека, уметь доказывать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.

Развивающие: Развивать УУД составлять уравнения различных реакций, уравнивать их, определять типы реакций.

Уметь доказывать химические свойства кислорода, записывать уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми и слож­ными веществами.

Уметь выполнять простейшие практические задания по опре­делению состава воздуха, получению кислорода и т. д., соблюдая правила по технике безопасности.

Уметь работать самостоятельно и в коллективе - по командам, уметь выделять главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: продолжить эстетическое и экологическое воспитание, а так же формирование научного мировоззрения.

Форма проведения: Урок проходит в виде игры КВН.

Предварительные мероприятия: Подготовка к этому уроку проводится заранее - об этом объявляется за неделю. Учащимся сообщают об основных этапах урока: разминка, конкурс капитанов, домашнее задание и т.д. На предварительных уроках повторяется пройденный материал, выполняются подобные задания. Весь класс делится на три команды (по рядам), и каждая команда выбирает себе капитана.

Команды получают заранее, за неделю до смотра, следующие задания:

1) Придумать название команды, эмблему, девиз и предста­вить это в виде рекламы. (Все должно быть связано с темой урока.)

2) Каждая команда должна придумать по 2-3 вопроса из пройденного материала для команды-соперницы.

3) Придумать сказку или рассказ о кислороде, где были бы сведения о свойствах, применении, получении кислорода. Причем это может быть или в прозе, или в стихах (разыграть в лицах). В качестве примера можно предложить учащимся стихотворение учителя химии из г. Архангельска:

Та история простая:

«Джозеф Пристли как-то раз,

Оксид ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча,

И не вреден для дыханья –

Можно справить у врача.

Странный газ из колбы вышел.

Никому он не знаком,

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит.

Джозеф Пристли быстро пишет:

Воздух делится на части!

И у химика от счастья

И от воздуха отчасти,

От его важнейшей части,

Закружилась голова.

Кошка греется на крыше,

Солнца луч в окошко бьет,

Джозеф Пристли с ним две мыши

Открывают Кислород!


4) Найти материал - заметки (или заметку) по материалам периодической печати (газета, радио, телевидение) о защите или за­грязнении воздуха - для экологического конкурса (написать кратко на листке).

Для проведения урока приглашают жюри: классного руково­дителя 8 класса, завуча, директора школы, учителей, ассистентов (учащиеся старших классов).

Ход урока

I. Вступление.

Сообщить, что этот урок - общественный смотр знаний - бу­дет проходить в форме КВН, и учащиеся должны будут пройти не­сколько этапов, выполнить разные задания. Познакомить учащихся с целями, ходом, правилами урока-игры. Оценивать ответы будут члены жюри (познакомить с ними), а помогать учителю будут ассистенты, учащиеся старших классов.

Ведет урок-игру учитель.

Слово учителя. Урок я хотела бы начать со стихов, посвя­щенных значению кислорода.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды...

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение...

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере...

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения...

Роль Кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.


II. Конкурсы.

Слово учителя. Итак, начинаем КВН, и первый наш кон­курс - разминка - «Давайте познакомимся». Вы сейчас напишете химический диктант по кислороду. Для этого вам раздали листочки с номерами (25 номеров). (Для 1-й команды - номера написаны си­ним, для 2-й команды - красным, а для 3-й команды - зеленым цве­том). Я буду читать предложения, и если они подходят к кислороду, то ответ должен быть – (+), а если не подходят, то ставить (-). Итак, начинаю:

1. В промышленности получают из воздуха.

2. Хорошо растворим в воде.

3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.

4. Применяют в качестве топлива.

5. Сложное вещество.

6. При обычных условиях - бесцветный газ.

7. Собирают вытеснением воздуха.

8. В природе встречается только в связанном виде.

9. Принимает участие в процессах окисления.

10. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

11. Простое вещество.

12. В лаборатории получают из «марганцовки».

13. Малорастворим в воде.

14. Газ, имеющий запах.

15. Разлагается при нагревании.

16. Поддерживает горение.

17. При t = -183 °С превращается в жидкость.

18. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

19. Легче воздуха.

20. Получают из природного газа.

21. Применяют для сварки и резки материалов.

22. При обычных условиях - жидкость.

23. Входит в состав воздуха.

24. Собирают в сосуд, поставленный на дно.

25. Необходим для дыхания.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (на диктант)

  1. +



  2. +





  3. +

  4. +



  5. +



  6. +

  7. +

  8. +





  9. +

  10. +

  11. +





  12. +



  13. +

  14. +

  15. +

Этот конкурс оценивается в 5 баллов.

Ассистенты собирают диктант и передают жюри - ставится средний балл всей команде.

Слово учителя. А теперь мы приступаем ко второму кон­курсу - это конкурс химиков-эрудитов.

Задание. Восстанови шпаргалку. Эта шпаргалка (пока­зать старый помятый листок со стертыми записями) была найде­на много лет назад в дневнике одного нерадивого ученика. Видно, что пользовались ею не раз, и, к сожалению, с течением времени она пришла в негодность: многие записи в ней стерлись. Помогите их восстановить. Итак, задание: закончить уравнения реакций, уравнять, указать тип химической реакции, условия и признаки протека­ния реакции.

(Уравнения заранее записаны на доске и закрыты бумагой.)

Для 1-й команды:

а)Fe3O4 + H2 → ? + ?

б) ? + Cl2 → AlCl3

Для 2-й команды:

а) Al(OH)3 → Al2O3 + ?

б) ? + O2 → P2O5

Для 3-й команды:

а) MnO2 + H2 → ? + ?

б) N2 + ? → NH3

За каждое уравнение, правильно сделанное, - 3 балла, всего -6 баллов.

Третий конкурс - игротека.

На уроках вы нередко отвлекаетесь и любите поиграть в раз­ные игры, особенно часто играете в «Крестики и нолики». Так да­вайте в нее сейчас и поиграем. Вспомним правила игры.

Крестики и нолики

(Задание записано на доске.)

Для 1-й команды: Выигрышный вариант — составные ком­поненты воздуха, концентрация которых практически не изменяется.


Азот

Оксид углерода (IV)

Водород

Пыль

Кислород

Водяной пар

Оксид углерода (II)

Озон

Благородные газы






























Для 2-й команды: Выигрышный вариант - составные ком­поненты воздуха, концентрация которых зависит от конкретных ус­ловий.


Азот

Оксид углерода (IV)

Водород

Озон

Пыль

Кислород

Благородные газы

Водяной пар

Оксид углерода (II)






























Для 3-й команды: Выигрышный вариант составляют ве­щества, попавшие в воздух в результате хозяйственной деятельности человека и вызывающие загрязнение воздуха.



Оксид углерода (IV)

Оксид углерода (II)

Водород

Оксид серы (IV)

Аммиак

Оксиды азота

Углеводороды

Благородные газы

Озон






























Оценивается эта игра в 2 балла.

Слово учителя. А теперь я вас приглашаю на вторую игру: Кто быстрее?

Для 1-й команды:

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карто­чек равно числу оксидов.


Са

S

O2

O

С

Al2

Mg

O3

N

Fe2

Ответ: CaO, CO2, SO2, АlО3, MgO, NO, NO2, Fe2O3, CO, FeO.

Для 2-й команды:

Какие формулы оксидов составлены на основании данных значений валентности неправильно:

I

IV

II

VI

I

VII

IV

II

Cu2O

SiO4

ZnO

SO3

NaO

Cl2O7

MnO4

CO

Ответ: SiO4; NaO; MnO4 Надо: SiO2; Na2O; MnO2

Для 3-й команды:

В каких соединениях валентность опреде­лена неправильно:

I II

II II

II III

I II

IV II

II II

VII II

IV II

Ag2O

FeO

Fe2O3

N2O

SO2

CaO

Mn2O7

RuO4

Ответ: Fe2O3 (III и II) RuO4 (VIII и II).

(По одному человеку от команды - к доске.)

Конкурс оценивается в 3 балла.

За игротеку (за две игры) выставляется максимально 5 баллов.

Жюри подводит предварительные итоги.

Слово учителя. Итак, четвертый конкурс - это реклама.

Надо представить свою команду, ее название, девиз, эмблему. Слово дается каждой команде по очереди.

Конкурс оценивается от 3 до 5 баллов.

Пятый конкурс, известный в КВН, - конкурс капитанов.

«Только смелым покоряются моря» - так поется в песне, и мы считаем, что это по праву относится к капитанам наших команд. Мы приглашаем к доске капитанов, и каждый из них получает задание (в конверте), состоящее из 2 частей - первое письменное (на доске), а второе устное.

Задание капитану 1-й команды:

1. Записать уравнение горения сложного вещества, если в ре­зультате образуются оксиды, указать условия и признаки данной реакции:

C3H6 + O2

2. Найти правильный выход из ситуации:

Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара и на нем загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чем они основаны.

Задание капитану 2-й команды:

1. Записать уравнение горения сложного вещества, если в ре­зультате образуются оксиды, указать условия и признаки данной реакции:

H2S + O2

2. Найти правильный выход из ситуации: возник пожар на складе лесоматериалов, и вы находитесь поблизости. Ваши действия во время тушения пожара. Объясните, почему именно такие дейст­вия.

Задание капитану 3-й команды:

1. Записать уравнение горения сложного вещества, если в ре­зультате образуются оксиды. Укажите условия и признаки реакции:

СS2 + О3

2. Найти правильный выход из ситуации: какие меры для ту­шения пожара вы используете, если загорится нефть или нефтепро­дукты, например бензин. На чем основан этот метод?

В то время, пока капитаны готовятся к ответу, между коман­дами провести конкурс «Ты - мне, я - тебе». Команды задают друг другу свои вопросы (подготовленные дома), всего 2—3 вопроса.

За 1 вопрос - 1 балл.

После этого конкурса слушаем ответы капитанов. Конкурс капитанов оценивается так: 1-е задание - 5 баллов, 2-е задание - 3 балла. Всего - 8 баллов.

После этих конкурсов жюри может объявить предварительные итоги.

Слово учителя. Следующий конкурс, шестой - практиче­ский. Ведь недаром говорят, что теория проверяется практикой. Се­годня утром со специальной почтой нам доставлены пакеты (кон­верты) с заданиями именно для этого конкурса. Итак, я приглашаю по одному человеку от каждой команды к доске для выполнения практического задания.

Ребята подходят и вытягивают по жребию любой конверт с заданием. Они подходят к демонстрационному столу, находят свое задание и начинают выполнять его под руководством лаборанта.

Задание 1. Выберите из набора данных веществ - оксиды. Разделите их на 2 группы. Запишите на доске формулы. Дайте им названия. В каких агрегатных состояниях встречаются оксиды? Дай­те определение оксидам.

Задание 2. Соберите прибор для получения кислорода, за­крепите его на штативе. Какими методами собирают кислород? По­чему? Из какого вещества получают кислород в лаборатории? Как определить кислород?

Задание 3. Как доказать состав воздуха практически? Про­ведите опыт, доказывающий процент содержания кислорода в воз­духе, объясните его. Какие вещества входят в состав воздуха? Каков их состав?

За практическое задание - 5 баллов.

Пока ученики готовятся отвечать и выполнять практические задания, с оставшимися учащимися проводится небольшая виктори­на по вопросам:

1. Какие природные оксиды человек широко использует в строительном деле?

2. Какой оксид используют для получения газированной воды?

3. Какую ошибку допускал ученик, сказав: «Фосфор при горе­нии соединяется с воздухом...»? Как надо исправить?

4. Тигель с горящим скипидаром опустили в сосуд с холодной водой, не заливая водой. Горение скипидара прекратилось. Почему?

5. На одной из площадей Лондона установлен памятник уче­ному-химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой со­бирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти лю­дей этой скульптурой? Кто этот ученый? (Ответ. Дж. Пристли получает кислород.)

После этого слушаем ответы учащихся по практическому за­данию.

Жюри подводит предварительные итоги.

Слово учителя. А теперь приступаем к седьмому конкурсу, очень важному в настоящее время, - это экологический конкурс. Ведь охрана воздуха от загрязнения - одна из самых важных про­блем не только в нашей стране, но и на всей планете.

Планета когда-то

Прекрасной была.

И реки струились,

Прозрачней стекла.

Был снег белоснежным

И дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза.

Планету

Природы искусный резец

Мильонами лет

Превращал в образец.

Но... сейчас

Истыкали трубы просторы небес.

Отравлены воды, испакощен лес.

Плывут облака,

Точно черная ночь:

Дышать и животным,

И людям невмочь...

Быстрое загрязнение атмосферы началось в XIX веке. Вес ат­мосферного воздуха составляет 5000 трлн. тонн. Но за последние 100 лет уничтожено 240 млрд тонн кислорода и выброшено взамен 360 млрд. тонн углекислого газа. Конечно, количество кислорода в атмосфере еще велико, но все же стоит задуматься над этим уже сейчас. Вам было дано задание подготовить небольшое сообщение об охране или загрязнении воздуха по материалам периодической печати (лучше, если этот материал касается нашего города, области, района). Итак, слушаем ваши сообщения (в течение 1-2 минут). Команды выступают по очереди.

Оценивается этот конкурс в 5 баллов.

Слово учителя. И наконец, наш заключительный, самый интересный конкурс - «Домашнее задание».

Надо было придумать сказку или рассказ о кислороде, его свойствах, получении, применении. Вы могли написать ее в прозе или в стихах, прочитать или разыграть в лицах. Все зависит от ва­шей фантазии. Итак, сказка - ложь, да в ней намек...

Слушаем ваши версии сказки. Команды выступают по оче­реди.

Оценка за этот конкурс 10 баллов.

III. Подведение итогов всей игры, сообщение общего счета. Награждение победителей и особо отличившихся учащихся. Учи­тель подводит общий итог урока, делает выводы.

Для того, чтобы занять зрителей и гостей в случае случайных пауз можно предложить им кроссворд: кислород и его соединения










1




2






































































3










4




5











































6














































7









































































8














































9












































































10




11




































































































По горизонтали: 1. Аллотропная модификация кислорода. 3. Газ для дыхания. 8. На его долю приходится 78 % воздуха. 9. Способность химического элемента существовать в виде не­скольких простых веществ. 10. Элемент в составе основного оксида.

По вертикали: 2. Соединение, в состав которого входит два элемента, один из которых кислород со степенью окисления -2. 3. Изменяет окраску синего лакмуса. 4. Роль кислорода в окисли­тельно-восстановительных реакциях. 5. Прибор для получения озо­на. 6. Реакция взаимодействия веществ с кислородом, которая со­провождается выделением тепла и света. 7. Смесь газообразных неметаллов. 11. Число атомов кислорода в молекуле озона.


Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. М.: Дрофа, 1999.

  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. М.: Дрофа, 1999.

  3. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактический материал для 8 класса: Пособие для учителя. М.: Просве­щение, 1990.

  4. Глориозов П.А.., Рысс В.Л. Проверочные работы по химии для 7-8 классов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

  5. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998.

  6. Журналы «Химия в школе». 1998-2000 гг.

  7. Зуева М.В., Гара И.Н. Контрольные и проверочные работы по хи­мии. 8-9 классы: Метод, пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 1998.

  8. Иванова Р.Г. Химия: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999.

  9. Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В.А. Крицман. Ч. 1. М.: Просвещение, 1983.

  10. Немчанинова Г.Л. Путешествие по VI группе. Элементы VI груп­пы Периодической системы Д.И. Менделеева: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.

  11. Популярная библиотека химических элементов. Водород - Хром. М.: Наука, 1971.

  12. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1997.

  13. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994.

  14. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной рабо­ты по химии в 8 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.

  15. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию: Книга для уча­щихся 8-9 классов средней школы. М.: Просвещение, 1988.

  16. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая хи­мия: Учебник для 7-8 классов. М.: Просвещение, 1986.

  17. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. М.: Просвещение, 1982.




Похожие:

Урок проходит в виде игры квн iconУрок в 7 классе Разработала и провела
Игра проводится в 3 раунда. В первом раунде участвуют все учащиеся. Во второй тур проходит один учащийся от группы. Во втором раунде...
Урок проходит в виде игры квн iconУрок-суд в 11 «А» классе Урок изо в 6 «А» классе у рок презентация для 5-х классов квн в 8 классе «Мы против курения!»

Урок проходит в виде игры квн iconКвн «Многообразие, систематика, строение, и значение изученных типов. Простейшие, кишечнополостные, губки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, иглокожие»
Данный квн можно проводить на уроке для подготовки к контрольной работе по изученным типам животных или во внеурочное время между...
Урок проходит в виде игры квн iconНазвание представляемой работы
Данный урок знакомит учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка и готовит их к рассказу о достопримечательностях...
Урок проходит в виде игры квн iconПрограмма Первого Всероссийского Фестиваля науки 2011 г в Национальном исследовательском Томском государственном университете
В соревнованиях за кубок квн «Советы молодых учёных» примут участие команды квн вузов г. Томска
Урок проходит в виде игры квн iconМатериал консультаций для работников дошкольного образования
К ним можно отнести встречи "за круглым столом", диспуты, педагогические ринги, деловые игры, "мозговой штурм", квн, решение ситуационных...
Урок проходит в виде игры квн iconУрок истории «Олимпийские игры»
Урок проводится в 5 классе в компьютерном зале, т к в качестве иллюстративного материала служит презентация, выполненная с использованием...
Урок проходит в виде игры квн iconУрок повторения и закрепления знаний по разделу «Оптические явления»
Личностно-ориентированный урок обобщающего повторения с элементами игры-соревнования
Урок проходит в виде игры квн iconКонспект урок игры «Ботанический супермаркет», 6 класс
Если же эта игра проводится во время предметной недели, то участники каждого класса из параллели являются отдельной командой. Перед...
Урок проходит в виде игры квн iconУрок -соревнование Тема урока по календарному
Сегодня мы продолжим разговор о воде. Узнаем много интересного о ней. Наш урок сегодня пройдёт в форме игры
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница