Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 59.05 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата04.12.2012
Размер59.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Санкт-Петербургский государственный университет»

Филологический факультет






















Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры "Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках"
протокол №
от _______________ 2006 г.




УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета
профессор С.И. Богданов







Заведующий кафедрой
профессор Н.В.Борисов




"____" ________ 2006 г.








___________________




___________________






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Принципы переработки информации мозгом"


Компонент ЕН.В.00 – по выбору
специальности 080801 –
«Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук»


Программа дисциплины составлена
в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по специальности

080801 – Прикладная информатик в области искусств и гуманитарных наук


Санкт-Петербург

2006 г.


  1. Организационно-методический раздел



1. Цель курса состоит в том, чтобы дать студенту общие представления о механизмах переработки информации мозгом человека.

2. Задача курса: познакомить студента с наиболее известными концепциями о том, как человек перерабатывает информацию, что такое функциональная асимметрия мозга человека, что такое сон с точки зрения психофизиологии, современные взгляды на нейрофизиологическую природу сознания, языка и др .


3. Результаты курса: у слушателей курса будет сформировано адекватное научно-обоснованное современное представление о феномене человека с точки зрения психофизиологии.

Курс изучается в 3 семестре.

4. Требования к уровню усвоения содержания курса: студент должен иметь представление о том, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию.


Курс читается в третьем семестре.


Форма итогового контроля – зачет.


II. Содержание курса


Краткое содержание тем

  1. Предмет психофизиологии. Психофизиологическая проблема: пути и способы решения. Монотеизм, дуализм, плюрализм.

  2. Нейрон. Его строение, функции, механизмы переработки и передачи информации от нейрона к нейрону.

  3. Представления А.Р.Лурии о трех основных функциональных блоках мозга, необходимых для переработки информации. 1. Блок регуляции тонуса и бодрствования. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

  4. Психика и рефлекс. Эволюция взглядов на проблему соотношения физиологического и психического. Сеченов, Павлов и Бехтерев. Бихевиоризм. Скиннер.

  5. Мозг как прогнозирующая система. Концепция функциональной системы П.К.Анохина. Концепция Н.А.Бернштейна. «Планы и структура поведения» Миллера, Галантера и Прибрама. Теория познания Дж.Брунера. Представления Фейгенберга.

  6. Психофизиологические механизмы зрительного восприятия.

  7. Психофизиологические механизмы слухового восприятия.

  8. Функциональная асимметрия полушарий. Работы П.Брока и К.Вернике. Эволюция взглядов: от доминантности полушарий до их компетентности. Исследования Р.Сперри.

  9. Речь и мышление. Структурно-функциональная основа речи. Локальные поражения головного мозга и речь. Универсальный предметный код. Левое и правое полушарие и речь.

  10. Психофизиология памяти. Разновидности памяти. Гипотезы о принципах организации памяти.

  11. Психофизиология эмоций. Эксперименты Экмана. Эмоциогенные структуры мозга. Информационная теория эмоций.

  12. Психофизиология сна. Электроэнцефалография сна. Структура сна. Гипотезы о функции сна.

  13. Неосознаваемые психические процессы.

  14. Сознание и мозг. Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез. Функции сознания.




  1. Перечень вопросов к зачету: Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ

Доклады, рефераты, курсовые работы по данному курсу не предусмотрены.

  1. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Способы решения психофизиологической проблемы. Двойная детерминация психики. Что такое редукционизм в психофизиологии? Мозг является цифровой или аналоговой вычислительной машиной.

  2. Психика и рефлекс. Эволюция взглядов на проблему соотношения физиологического и психического. Понимание рефлекса Р.Декартом. Сеченов и его «Рефлексы головного мозга». Павлов и Бехтерев. Бихевиоризм. Скиннер. Взгляды Экклса на психофизиологическую проблему. Принцип неопределенности в психофизиологии.

  3. Мозг как прогнозирующая система. Концепция функциональной системы П.К.Анохина. Понятие об обратной связи. Концепция Н.А.Бернштейна. «Планы и структура поведения» Миллера, Галантера и Прибрама. Теория познания Дж.Брунера. Представления Фейгенберга. Ориентировочный рефлекс с точки зрения процессов прогнозирования.

  4. Три основных функциональных блока концепции А.Р.Лурия. Теория активации в психофизиологии. Какие мозговые структуры ответственны за регуляцию функционального состояния мозга.

  5. Психофизиология зрительного восприятия. Анатомия зрительного анализатора. Преобразования информации от глаза до кортикальных отделов. Что такое on- off нейроны. С какими сигналами работает зрительная кора, как устроен зрительный модуль. Что такое простые и сложные клетки зрительной коры. Колончатое строение зрительной коры и принципы переработки информации. Феномен бабушкиной клетки.

  6. Характеристики слухового восприятия. Механизмы пространственной ориентации. Коктейль-бар эффект и его механизмы. В чем состоит феномен предпочтения.

  7. Функциональная асимметрия полушарий. Работы П.Брока и К.Вернике. Эволюция взглядов: от доминантности до компетентности полушарий. Исследования Р.Сперри на комиссуротомированных больных. Асимметрия полушарий и бессознательные процессы, и эмоциональные процессы. Роль полушарий в распознавании лиц, музыки.

  8. Речь и мышление. Что первично язык или мысль. Структурно-функциональная основа речи. Локальные поражения головного мозга и речь. Универсальный предметный код. Левое и правое полушарие и речь.

  9. Психофизиология памяти. Разновидности памяти. Гипотезы о принципах организации памяти. Консолидация. Амнестический синдром. Ретроградная амнезия. Что такое активная память, как она соотносится с кратко- и долговременной памятью.

  10. Психофизиология сна. Электроэнцефалография сна. Структура сна. Гипотезы о функциях сна. Функции быстрого и медленного сна. Опишите теорию сна, как компенсацию отказа от поиска в бодрствовании. Что означает депривация сна.

  11. Сознание и мозг. Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез. Функции сознания.

  1. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ

Доклады, рефераты, курсовые работы по данному курсу не предусмотрены.

  1. Примерный перечень вопросов к зачету

IV. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля


Итоговый контроль: 3 семестр – зачет.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Основная литература:


1. Борбели А. Тайна сна. М.Знание. 1989. 192 с.

  1. Блум Ф., А.Лейзерсон, Л.Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. М.:Мир.1988. 248 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Д. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо. 1996. 336 с.

  3. Греченко Т.Н. Психофизиология. М.:Гардарики, 1999. 356 с.

  4. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 1998.

  5. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. МГУ.1973. 374 с.

  6. Основы психофизиологии (под ред.Ю.И.Александрова). М.: ИНФРА-М, 1997. 526 с.

  7. Спрингер С., Г.Дейч. Левый мозг, правый мозг. М.Мир. 1983. 256с.



Автор программы:

Доцент И.Е. Кануников

Похожие:

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Биохимия белков и ферментов : учеб метод пособие / С. Е. Синютина, С. В. Романцова; Федеральное агентство по образованию, гоувпо...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры "Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках"
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волжская государственная академия водного транспорта Кафедра гражданско-правовых дисциплин Чих Н.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Беллами Дж., Цифровая телефония: Пер с англ./Под ред. А. Н. Берлина, Ю. Н. Чернышева. М.: Эко-Трендз, 2004 г
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon«опд. Ф. 06»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебное пособие Архангельск Поморский университет
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
«Теория и практика благотворительной помощи университетам. Зарубежный опыт», выполняемому в рамках «Программы развития сфу на 2007–2010...
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по рыболовству
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница