Рекомендована к утверждению в качестве типовой




Скачать 293.2 Kb.
НазваниеРекомендована к утверждению в качестве типовой
страница1/3
Дата04.12.2012
Размер293.2 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3





С


оставител
И:

В.М.Цыркунов, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

М.И.Богуцкий, доцент кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Ю


.В.Кравчук, доцент кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

И.А.Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор


Рекомендована к утверждению в качестве типовой:


Кафедрой инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 16 от 18.05.2010 г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 10.06.2010 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 17.06.2010 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профилактика внутрибольничных инфекций является важной составляющей обеспечения качества медицинской помощи населению Республики Беларусь и обеспечивает создание безопасной больничной среды. Роль дисциплины «Профилактика внутрибольничных инфекций» обусловлена глобальным характером распространения внутрибольничных инфекций, сохраняющейся тенденцией к росту заболеваемости, обусловленной широким внедрением инвазивных методов диагностики и лечения, высоким уровнем летальности, экономическим и социальным ущербом. Наслаиваясь на основное заболевание, они утяжеляют его течение, снижают качество, эффективность и безопасность проводимой терапии, увеличивают сроки лечения, летальность и инвалидизацию. Изучение дисциплины «Профилактика внутрибольничных инфекций» основано на активном восстановлении и привлечении знаний, полученных в процессе изучения таких дисциплин как «Инфекционные болезни», «Микробиология, вирусология, иммунология», «Медицинская биология и общая генетика», «Общая гигиена», «Акушерство, гинекология с курсом планирования семьи и сестринское дело в акушерстве», «Педиатрия и сестринское дело в педиатрии», «Внутренние болезни и сестринское дело в терапии», «Хирургические болезни и сестринское дело в хирургии». Программа нацелена на целостное восприятие внутрибольничных инфекций как части общей инфекционной патологии человека.

Основной принцип преподавания — это этиологическое и эпидемиологическое группирование внутрибольничных инфекций с учетом профиля учреждений здравоохранения, что обеспечивает в процессе обучения научный подход к восприятию основных сведений по этиологии, общим закономерностям эпидемического процесса внутрибольничных инфекций, патогенезу, клинике, диагностике, лечению, противоэпидемическим мероприятиям по ликвидации эпидемического очага и мерам профилактики. В дальнейшем эти сведения будут дополняться при изучении специальных дисциплин.

Типовая программа по дисциплине «Профилактика внутрибольничных инфекций» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1-79 01 06-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 - 003/тип.).

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель: подготовить специалистов сестринского дела с высшим медицинским образованием к самостоятельной работе в больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях по профилактике внутрибольничных инфекций, организации сестринского процесса при проведении противоэпидемических мероприятий по выявлению и ликвидации эпидемического очага внутрибольничной инфекции.

Задачи:

изучить основную этиологическую структуру и семиотику внутрибольничных инфекций, причины и условия их возникновения и распространения;

изучить особенности эпидемического процесса внутрибольничных инфекций, правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима учреждений здравоохранения различного профиля;

изучить виды, методы и средства дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации;

научить технологии выполнения забора биологического материала для обеспечения диагностического процесса при внутрибольничных инфекциях;

научить организации сестринского процесса при проведении противоэпидемических мероприятий по выявлению источника инфекции и ликвидации эпидемического очага внутрибольничной инфекции;

научить ведению медицинской документации по учету и регистрации внутрибольничных инфекций.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

общую характеристику и медико-социальную значимость внутрибольничных инфекций;

особенности эпидемического процесса при внутрибольничных инфекциях;

правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения различного профиля;

методы ранней диагностики и планы рационального обследования больных с внутрибольничными инфекциями;

правила забора, хранения и доставки патологического материала для лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций;

организацию и осуществление сестринского процесса в предупреждении и выявлении внутрибольничных инфекций;

организацию санитарно-эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями, учет и регистрацию внутрибольничных инфекций;

основы профилактики внутрибольничных инфекций;

нормативную документацию по внутрибольничным инфекциям;

уметь:

организовать и проводить сестринский процесс по профилактике и выявлению случаев внутрибольничной инфекции;

организовать и проводить противоэпидемические мероприятия по ликвидации эпидемического очага внутрибольничной инфекции;

организовать и проводить забор, хранение и доставку патологического материала для лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций;

вести нормативную документацию по учету и регистрации внутрибольничных инфекций.

Структура содержания учебной дисциплины

1. Введение в дисциплину. Включает общую характеристику внутрибольничных инфекций и их медико-социальную значимость, изучение причин и условий возникновения и распространения внутрибольничных инфекций.

2. Эпидемиология внутрибольничных инфекций. Раздел рассматривает учение об эпидемическом процессе, эпидемическом очаге внутрибольничной инфекции, особенности эпидемического процесса внутрибольничных инфекций, теорию механизма передачи инфекции, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим учреждений здравоохранения различного профиля.

3. Этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика внутрибольничных инфекций. В данном разделе предусмотрено изучение этиологии внутрибольничных инфекций в больницах различного профиля, клинических проявлений, методов эпидемиологической и лабораторной диагностики, лабораторного контроля за внутрибольничными инфекциями, организации сестринского процесса при проведении терапии и противоэпидемических мероприятий по ликвидации эпидемического очага, основ профилактики внутрибольничных инфекций.

Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады);

дистанционные методы (мультимедийный материал, интернет);

научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре).

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

индивидуальную работу по изучению учебных историй больных с внутрибольничными инфекциями;

оценку и анализ лабораторных методов исследований;

самостоятельное изучение карт эпидемиологического расследования случаев внутрибольничных инфекций;

составление плана сестринского процесса по организации и проведению противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге внутрибольничной инфекции;

подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний дисциплины, которая проводится путем сбора, обработки, анализа и систематизации научно-медицинской информации;

участие в студенческой научно-исследовательской работе; целенаправленное изучение специальной литературы;

выступление с докладами на студенческих научных конференциях, участие в олимпиадах студенческого мастерства.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий (в т.ч. тестовых), защиты рефератов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины «Профилактика внутрибольничных инфекций» по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» отведено 135 учебных часов. Из них аудиторных –72 часа, в том числе лекций –18 часов, практических занятий – 54 часа.

Форма текущей аттестации: экзамен – 7 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование раздела (темы)

Количество


аудиторных часов

лекций





практи-ческих

1.Введение в дисциплину

2

3

1.1. Введение в дисциплину. Определение понятия «внутрибольничные инфекции». Общая характеристика внутрибольничных инфекций. Причины и условия возникновения и распространения внутрибольничных инфекций

2

3

2. Эпидемиология внутрибольничных инфекций

6

12

2.1. Учение об эпидемическом процессе. Понятие об эпидемическом очаге. Эпидемический очаг внутрибольничной инфекции. Источники инфекции. Особенности эпидемического процесса при внутрибольничных инфекциях

2

3

2.2. Теория механизма передачи инфекции Л.В. Громашевского. Типы и механизмы передачи инфекции. Пути и факторы передачи. Природная очаговость отдельных инфекционных болезней

2

3

2.3. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим учреждений здравоохранения различного профиля. Медицинская сестра в системе профилактики внутрибольничных инфекций

2

3

2.4.Дезинфекция, асептика, антисептика, дезинсекция, дератизация в системе профилактики внутрибольничных инфекций и ликвидации эпидемического очага

-

3

3. Этиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика внутрибольничных инфекций

10

39

3.1. Этиология внутрибольничных инфекций. Условия формирования и характеристика внутрибольничных штаммов (эковаров) возбудителей. Эпидемиология внутрибольничных инфекций

2

3

3.2. Классификация внутрибольничных инфекций. Клиника и диагностика внутрибольничных инфекций. Дифференциально-диагностические критерии внутрибольничных и внебольничных инфекций


-

3

1

2

3

3.3. Лабораторная диагностика внутрибольничных инфекций. Методы лабораторной диагностики. Правила забора, хранения и доставки патологического материала для лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций. Лабораторный контроль за внутрибольничными инфекциями

2

6

3.4. Внутрибольничные инфекции в родильных домах и отделениях. Профилактика и меры борьбы с ними

-

3

3.5. Внутрибольничные инфекции в детских больницах. Профилактика и меры борьбы с ними

-

3

3.6. Внутрибольничные инфекции в отделениях терапевтического профиля. Профилактика и меры борьбы с ними

-

3

3.7. Внутрибольничные инфекции в отделениях хирургического профиля. Профилактика и меры борьбы с ними

-

3

3.8. Организация лечебного процесса при внутрибольничных инфекциях и его особенности. Противоэпидемические мероприятия по ликвидации внутрибольничных инфекций. Мероприятия, направленные на источник инфекции, механизм и пути передачи, восприимчивый организм. Роль главной медицинской сестры в выявлении внутрибольничных инфекций и ликвидации эпидемического очага

2

6

3.9. Организация санитарно-эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями. Понятие о координационных советах по профилактике внутрибольничных инфекций. Учет и регистрация внутрибольничных инфекций. Эпидемиологический анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями. Нормативная документация по внутрибольничным инфекциям

2

6

3.10. Специфическая профилактика инфекционных болезней. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при карантинных инфекциях

2

3

Всего часов

18

54
  1   2   3

Похожие:

Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Председатель научно-методического совета по специальности Биология умо по естественнонаучному образованию
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Глушен С. В. – доцент кафедры генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, кандидат биологических...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
А. И. Кубарко, заведующий кафедрой нормальной физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Максимова Н. П. – заведующая кафедрой генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, доктор биологических...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Титок М. А. – профессор кафедры генетики биологического факультета Белорусского государственного университета, доктор биологических...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Д. Ф. Хворик, заведующий кафедрой дерматовенерологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Фомичев Ю. К. – профессор кафедры микробиологии Белорусского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Алексеев, заведующий кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница