Маркетинг в информационном обществе




НазваниеМаркетинг в информационном обществе
страница1/29
Дата04.12.2012
Размер4.27 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



Санкт –Петербургский государственный университет


КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК


Д.С. Евстафьев, Н.Н. Молчанов


МАРКЕТИНГ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

(учебное пособие подготовлено при поддержке гранта

Госкомвуза РФ)


Санкт-Петербург

2002


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы маркетинга в информационном

обществе…………………………………………………………………….. с. 5

1.1. Человек как информационная система

1.2. Рынок как кибернетическая система.

1.3. Информация как экономическая категория

1.3. Потребности человека


Глава 2 . Стратегический маркетинг в системе управления современной, высокотехнологичной фирмой……………………………………………..с.33

2.1.Принципы маркетинговой концепции бизнеса.

2.2.Система управления фирмой на основе маркетинговой концепции бизнеса.

2.3. Особенности маркетинга в наукоемких отраслях


Глава3.Сегментирование рынка и особенности покупательского поведения в России…………………………………………………………………………с.42

3.1. Сущность сегментирования и его этапы

3.2. Принципы сегментирования рынка

3.3. Особенности потребительского поведения в отношении продуктовых инноваций в России

Глава 4. Исследования рынка новой продукции…………………………. с.62


4.1. Структура маркетингового исследования и источники вторичной информации, используемой при анализе рынка

4.2. Полевые исследования - важнейший источник информации о потребностях в наукоемкой продукции

4.3. Организация и анализ собранной информации


Глава 5.Оценка конкурентоспособности новой продукции……………….с.69

5.1. Роль инноваций в конкурентной борьбе

5.2. Методика оценки конкурентоспособности нововведений

5.3. Позиционирование продуктовых инноваций с помощью карты потребительских предпочтений.


Глава 6. Методы ценообразования на новую продукцию……………….с.77

6.1. Принципы ценообразования

6.2. Расчет и оптимизация цены нововведения на основе оценок конкурентоспособности.

6.3.Принципы установления цен на уникальные нововведения



Глава 7. Сбыт товаров……………………………………………………….с.84

7.1. Методы прогнозирования объема продажи товара

7.2. Каналы сбыта товара

7.3.Стимулирование сбыта новых товаров.


Глава 8. Коммуникации в маркетинге и продвижение инноваций

на рынке……………………………………………………………………..с.118

8.1. Элементы системы продвижения новой продукции на рынке

8.2. Особенности использования каналов продвижения инноваций

8.3. Приёмы передачи знания об инновации.

8.4.Финансирование мероприятий продвижения и оценка их эффективности

8.5. Управление программой продвижения инноваций.


Глава 9. Служба маркетинга инновационной фирмы…………………с.158

9.1. Варианты организации службы маркетинга

9.2. Организация службы маркетинга в инновационных компаниях РФ

9.3.Организация потоков информации в процессе функционирования службы маркетинга инновационной фирмы


Глава 10. Маркетинг технологий ……………………………………….с.172

10.1. Маркетинг при продаже технологий

10.2. Франчайзинг в инновационном бизнесе


Глава 11. Маркетинг в сети Интернет………………………………….с.197

11.1. Сеть Интернет

11.2 Интернет - как инструмент маркетинга инноваций.

11. 3.Этапы создания и продвижения сайта фирмы.

Литература…………………………………………………………………..с.215

Приложения………………………………………………………………….с.217

Приложение 1. История развития маркетинга в России


Приложение 2. Социальная стратификация населения

РФ в период с 1992-2000 годы

Приложение3. Конкуренция и методы ее регулирования в России.

Приложение 4. Источники информации о российском рынке.

Приложение 5. Коммуникации с российскими потребителями.

Введение

Настоящее учебное пособие является результатом работы авторов в рамках двух проектов, финансируемых, последовательно, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Госкомвузом РФ. Материал, представленный в пособии, в определенной части, оригинален и появился в результате научного поиска.


Учебное пособие предназначено для решения следующих задач:


  • Познакомить читателя с инструментарием современного маркетинга;

  • Представить теоретические основы экономики информационного общества и инструментария современного маркетинга;

  • Показать особенности механизма функционирования маркетинговой концепции бизнеса в инновационной фирме (наиболее перспективной форме компании);

  • Акцентировать внимание читателя на особенностях развития маркетинга в России (стране с переходной экономикой);

  • Описать инструментарий маркетинга в сети Интернет.


Соответственно, структура пособия выглядит следующим образом. В основной части пособия даются теоретические основы маркетинга в информационном обществе, описывается базовый инструментарий маркетинга и особенности его применения в инновационных компаниях. Особое внимание уделяется таким вопросам как маркетинг новой высокотехнологичной продукции, маркетинг технологии, продвижение новой продукции на рынке и использование для этого сети Интернет. В приложениях, в основном, сконцентрирован материал по особенностям маркетинговой среды в современной России.

Следует сразу отметить, что, из-за ограниченности объема издания, некоторые вопросы освещаются в сокращенном варианте, часть вопросов не рассматривается.

При написании работы авторы опирались на самый широкий круг работ отечественных и зарубежных ученых и практиков в области маркетинга и информационных технологий. Часть материала, как уже отмечалось, является результатом собственных исследований и разработок.

В СПбГУ пособие, прежде всего, ориентировано на обеспечение учебного процесса по курсам: «Основы маркетинга» (первое и второе высшее образование). Пособие предназначено также для слушателей бизнес - программ и бизнес - семинаров, преподавателей и студентов по курсам: «Маркетинг», «Инновационный маркетинг», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент».

Глава 1. Теоретические основы маркетинга в информационном обществе.

1.1. Человек как информационная система.


Если рассмотреть процесс экономического производства, процесс жизнедеятельности человека, окружающий человека мир (мироздание) - живую и неживую материю с позиций знаний современного человека то может быть нарисована следующая картина.

В основе мироздания лежат два начала: информация и носители информации. Эти два начала неразрывно связаны: не может существовать информация без носителя, и не существует носителей без информации. Таким образом, осознаваемый человеком мир состоит из различных информационных систем. Информационные системы развиваются от простых к более сложным (по крайней мере, на наблюдаемой человеком фазе развития).

Можно выделить следующие виды информационных систем:

Пассивные информационные системы - это та часть осознанного человеком мира, которую традиционно называют неживой природой, неорганическим веществом. Эти системы развиваются, исключительно, под влиянием стороннего внешнего воздействия. На пример, скала, в которую врезался метеорит, оставит информацию об этом внешнем воздействии.

Активные информационные системы - это та часть осознанного человеком мира, которая называется живой природой, системы, активно потребляющие информацию, системы, активно вступающие в контакт с другими информационными системами и приобретающими новую информацию за счет этих контактов.

Особая разновидность активных информационных систем - это саморазвивающиеся информационные системы, обладающие самостоятельной внутренней логикой развития и гораздо более высокой скоростью сбора и переработки информации. Именно такой системой является человек. Отличие человека от животных состоит в более высоких способностях по сбору и переработке информации.

Тезис о том, что человек является разновидностью информационной системы можно подкрепить ссылками на мнение авторитетных ученых.

Например, характеризуя живую природу, академик В.А. Энгельгарт пишет: “Жизнь есть негэнтропийный процесс”(степень неупорядоченности - энтропия, информация(упорядоченность) -негэнтропия); “Способность создавать новую информацию, придавать смысл упорядоченности - это обязательное свойство живой материи.” 1

Профессор Л.А. Блюменфельд (биофизик) считает, что “живыми называются самовоспроизводящиеся системы, способные к созданию информации, прямо или косвенно влияющую на их воспроизведение” 2

Еще дальше идет профессор, доктор технических наук А.А. Болонкин/НАСА/:3

“Человек как личность - это не более чем память, программы привычки”.

“Человеческий мозг имеет 10 миллиардов нейронов, которые легко моделируются на компьютере. Как только мы сможем смоделировать все нейроны и научимся переписывать их связи в чипы, человек станет бессмертным”.

“Биологическое человечество лишь маленькая, начальная ступенька в развитии более высокой электронной цивилизации, которая приведет к созданию еще более сильной цивилизации, к созданию некого Высшего Разума Вселенной ...”.

Ему вторит американский исследователь Стивен Хоукинг/астрофизик/: “Я не верю в научную фантастику типа “Звездного пути”, где через 400 лет люди остаются прежними. По-моему, человеческая раса и сложность ее ДНК очень скоро начнут меняться.”14.

Можно предположить существование инициирующих информационных систем - информационных систем качественно более высокого порядка, чем человек. Для этих систем человек представляет собой лишь некий исходный, “строительный”, материал, на котором они базируются. Возможно, это несколько обидно сознавать, но скорее всего признание этого неизбежно. Так человек понял, что земля это не центр мироздания и что солнечная система не единственная во вселенной. Чем скорее человечество и каждый отдельный человек осознает свое реальное место в системе мироздания, тем лучше.

Все описанные выше информационные системы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Каждая предыдущая информационная система является первокирпичиком, основой существования более сложной информационной системы.

Потребности человека можно рассмотреть и с точки зрения информационных процессов. Данный подход добавляет физический аспект, и в, наибольшей степени синтезирует остальные.

Во всех естественных процессах в неживой природе энергия рассеивается и снижается упорядоченность, или, говоря современным языком, количество информации. Это соответствует второму закону термодинамики: при всех энергетических превращениях, если не происходит потери энергии или она не поступает из вне, потенциальная энергия в системе на конечном этапе своего превращения всегда будет меньше, чем потенциальная энергия исходного состояния. Степень неупорядоченности называется в физике энтропией, а информация - негэнтропией. Чем больше энтропия, тем меньше упорядоченность в системе. Любой объект созданный человеком, если его не ремонтировать, начнет постепенно разрушаться; даже горная порода со временем превратится в песок. Только живые существа ведут себя, казалось бы противоположным образом. Семя само превращается в растение, растение из воды и углекислого газа создает органические вещества. Оказывается, что законы классической термодинамики верны для закрытых систем – таких, которые не обмениваются энергией с другими системами. Жизнь – это постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Человек несет на себе отпечаток как негентропийных процессов, так и энтропийных.

С позиции выдвинутых положений можно описать систему жизнедеятельности и потребностей человека. Человек, прежде всего, негентропийное существо. Он существует для того, чтобы впитывать в себя все новую и новую информацию. Пирамида потребностей А. Маслоу, с этих позиций, примет следующий вид.

Удовлетворение физиологических потребностей человека - это потребление (контакт) информационных систем более низкого порядка с целью формирования каркаса-носителя, необходимого для накопления и переработки информации более высоких порядков. Кислород, водород, (вода) углерод, вероятно, играют важнейшую роль как носители информации. Процесс сна - это процесс переработки собранной информации. Половая потребность (потребность в размножении) - воспроизводство информационной системы (просто как носителя и как носителя информации более высокого порядка).

Удовлетворение потребности в безопасности - реализация принципа сохранения и максимизации собранной и накопленной информации. Мертвый человек лишается возможности сбора и переработки информации.

Потребность в общении, принадлежности к социальным группам. Во-первых, потребность во взаимодействии с другими людьми связана с удовлетворением выше названных потребностей (на основе разделения труда они удовлетворяются гораздо полнее и эффективнее), во-вторых, человек нуждается в информации о себе подобных как части окружающего мира, в третьих, остальные люди являются как бы измерителем степени развития данной конкретной личности. Из последнего момента автоматически вытекает потребность человека в уважении и признании.

Потребность в уважении, признании. Уважение, признание со стороны других людей - показатель, индикатор того в какой степени личность развита как информационная система. Человек пользуется тем большим уважением, чем больше он знает и чем больше умеет на основе этих знаний.

Потребность в саморазвитии и самореализации. Критерием развития человека является уровень накопленных навыков, умений, знаний, т.е. прежде всего уровень человека как информационной системы.

Остается дополнить пирамиду А. Маслоу двумя ключевыми потребностями человека. Это - потребность в информации (познании) и потребность в самообъяснении. Потребность человека в информации в деятельности по ее сбору (любой вид деятельности человека может быть истолкован как процесс формирования и развития собственной информационной системы) является ключевой т.к. остальные потребности выступают только средством удовлетворения этой главной потребности. Потребность в самообъяснении вытекает из того, что человек являясь частью мироздания, не обладает всей полнотой информации, знания. Если бы человек обладал полной информацией о мироздании, понятия человеческого я и мироздания бы слились. Модели объяснения мироздания меняются по мере развития человека как информационной системы (от примитивных ранних, религиозных концепций до современных науко-религиозных теорий). Потребность человека в религии останется до тех пор, пока человек не будет обладать полной информацией о мироздании, т.е. не сольется с ним. Вопрос: возможно ли это? - остается открытым.

Однако нельзя забывать, что в жизнедеятельности человека проявляются и энтропийные процессы. Следует помнить еще одну объективную потребность человека, которая игнорируется большинством экономических теорий, но реально удовлетворяется бизнесом на практике.

Можно констатировать, что человек является дуалистическим существом (пограничное состояние). Человеческое существо находится под влиянием как негентропийных процессов (стремление к упорядоченности, информированности) так и энтропийных процессов(неупорядоченность, хаос). Еще З. Фрейд отмечал, что человеку присущи два неосознанных влечения: инстинкт жизни, в основе которого энергия либидо – сексуального влечения, и танатос, инстинкт смерти, - энергия, направленная на разрушение. К сожалению, большинство современных экономических теорий игнорируют наличие у человека потребности к разрушению. Однако факты человеческой истории заставляют учитывать это присущее человеку качество. Достаточно вспомнить такое явление двадцатого века как фашизм. Анализируя феномен фашизма, Эрих Фромм констатировал свойственную фашисткой идеологии некрофилию – любовь к мертвечине и разрушению.5 Тяга превратить все живое в мертвое реализовалась путем массовых убийств в концентрационных лагерях и на полях сражений. Разрушению подвергались сотни городов и целые страны. Следует отметить, что в гибели миллионов людей в странах с экстремистскими режимами виновны не только высшие руководители, но рядовые граждане. Палачами становились тысячи, а в военных мундирах и миллионы людей. Двадцать первый век не внес существенных изменений в человеческую природу. Каждый день люди гибнут в локальных конфликтах, чудовищные террористические акты, уносят жизни сотен и тысяч людей. Следует так же констатировать, что склонность к разрушению может быть направлена как по отношению к внешнему миру, так и по отношению к себе. От самоубийств людей гибнет не меньше чем от природных катастроф. Последователи сект сатанистов убивают не только других людей, но и себя. Инстинкт разрушения свойственен людям в разной степени, но даже самые гуманные люди и теории не лишены этой потребности полностью. Принцип «не убий» существует практически во всех мировых религиях, но большинство религиозных организаций фактически оправдывает насилие в ответ на встречное насилие (убийство оправдывается, если имеется смертельная угроза для личности человека, его близких). В христианстве даже у Бога-человека можно отыскать элементы агрессии. На пример, словесная агрессия по отношению к фарисеям (эпитеты типа «порождения ехидны», высказывание «не мир я принес, но меч»). Христос, по сути, осуществляет акт самоубийства (пусть и временного) сознательно не уклоняясь от ареста и ожидаемой казни. В христианстве самоубийство считается одним из смертельных грехов. Если же взять Ветхий завет, то Бог сознательно в водах всемирного потопа уничтожает целое человечество. Соответственно нет ничего удивительного, когда последователи различных религий прибегают к физическому насилию.

Наконец, чтобы жить человек вынужден убивать живые существа низших порядков (поедая животных, растения, человек убивает их). Спасая собственную жизнь, живое часто вынуждено убивать другое живое. Такова непростая диалектика мироздания, в котором существует человек. Напрашивается вывод: чтобы понять, что такое жизнь - необходимо определить, что такое смерть. Требуется ответить на вопрос, что происходит с информацией, которую накапливает живой организм. Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Вот некоторые гипотезы.

  • Со смертью накопленная информация утрачивается полностью;

  • Накопленная информация через механизм генетической наследственности передается потомству;

  • Совокупная информация(душа) со смертью передается высшему существу (Богу);

  • Информация передается другим вновь родившимся людям или живым существам (теория переселения душ – круг сансары).

Пока большинство гипотез сводится к тому, что накопленная информация не утрачивается полностью, а переходит в какое-то новое качество. Исчезновение одной информационной системы сопровождается возникновением или развитием другой информационной системы.

Можно предложить следующую модель человеческих потребностей – «Качели» ( Рис. 4).


Человеческое существо балансирует на грани двух разнонаправленных типов потребностей: негентропийные(информационные) и энтропийные(разрушительные –стирание информации). Прежде всего, при рождении, человек удовлетворяет свои негентропийные потребности: стремится накопить максимум информации. Для этого им реализуются потребности, отраженные в модифицированной пирамиде А. Маслоу (пирамида «жизни»). Соответственно, в начале жизни «качели» склоняются в сторону негентропийных потребностей. Для реализации своих негентропийных потребностей человек вынужден прибегать к энтропийным процессам: убивать животных и растения, чтобы иметь пищу, убивать, чтобы защитить свою жизнь. С возрастом человек исчерпывает некий ресурс, позволяющий ему эффективно накапливать информацию, и наступает естественная смерть. «Качели» смещаются в сторону энтропийных потребностей. Убийство (потребление) животных и растений, естественная смерть человека – это первичные энтропийные потребности, без которых невозможно удовлетворение информационных потребностей. Можно предположить, что смерть человека(распад одной информационной системы) означает рождение другой жизни(появление другой информационной системы). Кроме первичных этропийных потребностей можно выделить и вторичные потребности, направленные на разрушение: имитация разрушения (книги, фильмы, электронные игры, содержащие сцены насилия и разрушения, и т.п.); потребление веществ в разной степени разрушающих человеческий организм (наркотики, алкоголь, табак, кофе и чай); потребность в самоубийстве, потребность в агрессии против других людей и разрушении объектов внешнего мира. В совокупности все эти потребности образуют пирамиду «смерти»(хаоса). Степень подверженности человека вторичным энтропийным потребностям зависит от ряда факторов. Прежде всего, следует выделить:

  • Генетическую наследственность( склонность к крайним формам агрессивного поведения может передаваться по наследству);

  • Степень благоприятности/ враждебности социальной окружающей среды;

  • Характер воздействия природной среды (здесь, вероятно, на первое место нужно поставить воздействие на человека солнечной активности: многое зависит от места проживания человека).

Гипотетически можно попытаться представить себе мир, в котором отсутствуют энтропийные процессы. Скорее всего, это некая сингулярность, о которой пишут физики в теории большого взрыва, где нет ни времени, ни пространства. Нельзя исключить гипотезу, что часть людей даже способна переходить в иные качественные состояния(полное отсутствие энтропийных потребностей), но в этом случае человек как бы перестает быть собственно человеком со свойственными ему характеристиками.

Экономической теории и практике следует исходить из объективной реальности: люди, хотя и в разной степени, имеют потребность в разрушении (маниакальными убийцами и разрушителями является небольшой процент людей). Задача состоит в том, чтобы с минимальными издержками и потерями для человека и человечества удовлетворять ее. Желательно научиться на ранних стадиях выявлять людей с аномальными потребностями в разрушении и научиться эффективно корректировать их поведение. В перспективе за счет достижений науки( религии) можно попытаться преодолеть эту потребность, изменить качественную природу человека. Эволюционный процесс дает определенную надежду на это. Постепенно человечество уходит от каннибализма, гладиаторских боев, рабства. Профессиональный спорт, кинобоевики, триллеры, детективные романы и т.п. позволяют удовлетворять агрессивные потребности в более цивильной форме. Следует подчеркнуть еще раз, люди убивают не потому, что они посмотрели фильм с убийством, они смотрят этот фильм(платят за это деньги) потому что имеют соответствующую потребность. Хотя обратного влияния то же нельзя отрицать.

Для того чтобы экономические модели более объективно отражали действительность и повысили свой прогностический потенциал необходимо пересматривать в свете сформулированных выше положений модель самого человека.


С позиций выдвинутых положений рассмотрим базовые экономические понятия и процессы.

Ключевое понятие экономической науки - собственность в основе своей опирается на информационные процессы. Что такое чувство собственности как не стремление человека подчинить себе окружающий мир (включая себе подобных), управлять им. Но подчинить себе что-то, присвоить можно только познав это. Человек может присваивать те объекты окружающего мира, которые им объективно познаны. Контактируя с веществом природы (другими информационными системами), человек познает законы его развития и присваивает себе все большие области. Имущественные различия коренятся прежде всего в разном уровне информационного развития людей (разном уровне знаний и умений). Основное противоречие отношений классической частной собственности заключается в том, что они допускают возможность распоряжения чужой рабочей силой и произведенным продуктом со стороны людей, обладающих низким интеллектуальным потенциалом (управление высоко развитыми информационными системами менее развитыми информационными системами).

Большинство современных экономических теорий констатируют, что экономические отношения изменяются под воздействием развития производительных сил. Можно проследить эволюцию взглядов на данный процесс. Так К. Маркс, считал, что отношения собственности зависят от уровня развития производительных сил. Его теорию смены общественно-экономических формаций можно представит схемой:


Рис.1.1.ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

(К. Маркс)


Производительные силы

БАЗИС - Способ производства

Производственные отношения


Политические институты


НАДСТРОЙКА Общественные организации


Идеологические отношения


Формации:


Первобытно-общинная - охота и собирательство


Рабовладельческая - примитивное земледелие и ремесло


Феодальная - развитое земледелие и ремесло


Капиталистическая - простое машинное производство


Коммунистическая - автоматизированное машинное

производство


Н.Д. Кондратьев и Й. Шумпетер предложили теорию длинных технологических волн, согласно которой экономические отношения изменятся волнообразно в зависимости от технического развития производства. Подъемы и спады в экономическом развитии происходят по мере смены кластеров нововведений. Циклы экономического развития согласно теории длинных технологических волн представлены ниже:


Таблица 1.1.ДЛИННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ1

(Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер)


1-цикл

2-цикл

3-цикл

4-цикл

5-цикл

1770-1820

1820-1870

1870-1920

1920-1970

1970-

Машинное производство

(паровой двигатель,

ткацкий станок)

Металлургия, транспорт

Энергетика,

Химия,

Электричество

Электроника,

Высоко-молекулярная нефтехимия,

ядерная энергетика,

авиастроение

Информационные технологии,

Лазерная техника,

Космические исследования


Одна из последних теорий эволюции экономических отношений разработана Д. Беллом и О. Тоффелером. Они представляют экономическое развитие как последовательную смену трех формаций, представленную ниже:


Таблица 1.2.СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗНЫХ

ТИПОВ ОБЩЕСТВ (Д. Белл, О. Тоффелер).1


Характеристики

До индустриальный

Индустриальный

Пост индустри-альный

Основной фактор

Производства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт

Производства

Пища

Промышленные изделия

Услуги

Характерные черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов, технологий

Автоматизация производства,

Компьютеризация

общества

Характер труда

Индивидуальный труд

Преимущественно стандартная

Деятельность

Резкое повышение

Творческого

начала в труде

Политика в области образования

Борьба с неграмотностью

Подготовка специалистов

Непрерывное образование

Воздействие человека на природу

Локальное, не-

Контролируемое

Глобальное, не-

Контролируемое


Глобальное,

Контролируемое

Взаимодействие с

Другими странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость

Общества


Отдавая должное вышеописанным теориям, следует все же отметить необходимость нового взгляда на экономические процессы. Необходимо взглянуть на эволюцию экономических отношений с точки зрения развития человека, как информационной системы.

Сами этапы развития человека как информационной системы можно представить следующим образом:

-воспроизводство человека как биологического индивида с медленной эволюцией как информационной системы;

-отделение умственного труда от физического. Ускоренное накопление знаний (информации) в рамках материального производства;

-появление профессиональной науки. Начало этапа информационного производства для человека;

-преобладание в деятельности основной массы людей информационной составляющей (информационное общество).

В состав кластера нововведений, образующих базис информационного общества входят:

-нанотехнологии;

-компьютерные технологии (биокомпьютеры, квантовые компьютеры, молекулярные компьютеры, оптические компьютеры);

-интернет-технологии;

-расшифровка генома человека;

-технологии клонирования человека.


Революционизирующий кластер нововведений связан с возможностью записывать новую информацию в мозг и гены человека как на обычный магнитный носитель. Возможными становятся формирование ДНК животных и человека, сборка биологических объектов по заранее составленной программе. В информационном обществе вычислительная техника сливается не только со средствами связи и машиностроением, но и биологическими процессами, что открывает такие возможности, как создание искусственных имплантантов, интеллектуальных тканей, человеко-машинных гибридов. Имеются уже реальные примеры. Так профессор кибернетики университета города Рединга (Великобритания) Кевин Уорвик имплантировал себе чип, который выполнял роль передаточного звена между мышцами профессора и институтским компьютером. В результате здание института стало подчиняться молчаливым приказам профессора. Двери распахивались перед ним, свет в коридорах и комнатах зажигался при его появлении и т.п. 1

Какие экономические отношение будут, скорее всего, соответствовать данному базису?

Полная интеграция науки производства и потребления. Процесс производства превращается в процесс по развитию личности каждого конкретного индивида (праобразом этого является концепция маркетинга отношений). Основную массу энергии человек начинает тратить на получение и передачу информации. В процесс производства и потребления встраивается система непрерывного образования. Маркетинг ориентирован преимущественно на процесс инновативного потребления. Разработка методов преодоления барьеров восприятия инноваций, методов стимулирования инновативного поведения.

Денежные и финансовые отношения целиком перейдут в информационную фазу. Банки трансформируются в своеобразные экономические информационно-вычислительные центры, куда будет стекаться информация о произведенном богатстве и потребностях общества. К банкам будет переходить все больше функций по регулированию пропорций общественного производства. Функции исследования потребностей общества (маркетинга) и финансирования будут все теснее смыкаться. Банкир должен знать: вложения в удовлетворение, каких потребностей будет приносить прибыль.

На государственном уровне возникает устойчивый симбиоз основных функций: исследования и разработки (фундаментальные исследования и разработки для создания качественно новых товаров и технологий), исследования потребностей всего общества (функция глобального маркетинга), финансирование сфер, где рынок малоэффективен, регулирование пропорций общественного производства и потребления.

Глобализация мировой экономики, стирание национальных границ. Глобализация инновационного процесса.

На верхнем этаже - несколько глобальных программ под контролем ООН, направленных на создание технологий в интересах развития всего человечества.

Наднациональные программы крупных экономических союзов (типа ЕЭС), программы транснациональных корпораций, научно-технические программы национальных государств, направленных на создание качественно новых товаров и технологий.

Научно-технические программы крупного и среднего бизнеса в рамках национальных государств по разработкам товаров и технологий, учитывающих национальную специфику.

Инновации малого бизнеса по приспособлению любого товара к индивидуальным потребностям каждого человека.

Инновационный менеджмент трансформируется в экономику инноваций.


2.2. Рынок как кибернетическая система

С позиций информационного общества рынок можно представить как своеобразную кибернетическую систему. Если рассмотреть рынок как кибернетическую систему, можно нарисовать следующую картину. Главным открытым вовне элементом традиционного рынка являются человеческие потребности, которые постоянно растут под влиянием внешнего фактора. Что является этим внешним фактором? На наш взгляд, новое знание, новая информация. Контактируя в процессе воспроизводства собственной жизни с окружающей природой (а через нее со всем мирозданием) человек извлекает из нее пока что неисчерпаемый ресурс- новое знание, новую информацию, под воздействием которой изменяются (растут) его потребности и возможности их удовлетворять. Под влиянием изменяющихся потребностей находится основной элемент рынка как экономической системы - производящая фирма. Растущие под воздействием информационного развития человека потребности являются главной причиной того, что фирма не просто воспроизводит свою деятельность, а воспроизводит ее в расширенном масштабе - предлагает товар, способный удовлетворять потребности на более высоком уровне. Характерной особенностью данного процесса является то, что ускоренное развитие и соответствующее развитие потребностей наблюдается прежде всего у людей, занятых «информационным» производством: наукой, созданием новых продуктов и технологий, образованием. Именно этим категориям людей для их деятельности требуются уникальные, ранее чаще всего не существовавшие средства производства. Потребность в этих изделиях у остальной части людей возникает гораздо позже, когда их уровень развития приближается к уровню работников «информационного» производства (в данном случае мы абстрагируемся от реальной ситуации в России, когда у работников науки часто нет денег, чтобы купить товар, который они сами создали). В этой связи можно использовать для объяснения данного экономического явления понятие, широко применяемое в теории семантической информации Ю.А. Шрейдера –ТЕЗАУРУС
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Маркетинг в информационном обществе iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу «информатика»
Щества. Экономика и структура труда в информационном обществе. Культура в информационном обществе. Образование в информационном обществе....
Маркетинг в информационном обществе icon«Документация в информационном обществе : международный опыт управления документами»
«Документация в информационном обществе: международный опыт управления документами»
Маркетинг в информационном обществе iconРазвитие мультимедийной культуры в информационном обществе
Ведущая организация: Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия (СПбгхпа)
Маркетинг в информационном обществе iconТрансформация института рекламы в информационном обществе
Работа выполнена на кафедре cсоциологии коммуникативных систем мгу им. М. В. Ломоносова
Маркетинг в информационном обществе iconКоротков А. В. Россия в Глобальном информационном обществе: международное сотрудничество / А. В.
Идеология современного издания (на примере транснационального или национального сми)
Маркетинг в информационном обществе iconПрограмма курсов методистов цбс
Концепция модернизации публичных библиотек Республики Коми в информационном обществе до 2020 года. (Лекция –презентация)
Маркетинг в информационном обществе iconСоздание гипертекстовых приложений Элективный курс 10 класс
Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе
Маркетинг в информационном обществе iconXv международная научно-практическая конференция «документация в информационном обществе: корпоративный документооборот»
Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (вниидад)
Маркетинг в информационном обществе iconНовые представления о качестве жизни в информационном обществе
К. К. Колин, главный научный сотрудник Института проблем информатики ран, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель...
Маркетинг в информационном обществе iconВ информационном обществе (коммуникативный аспект)
Тем не менее, в современной культуре доминирующей становится именно ситуация информационного обмена, которая является важнейшим фактором...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница